Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:24, дипломная работа
Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
За понятием местного бюджета скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, а также в связи с проведением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Основы формирования и исполнения местных бюджетов в современных условиях …………………………………………………………………………………..6
1.1 Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации…. ……………6
1.2 Система формирования доходов местных бюджетов……………………………..11
1.3 Исполнение местных бюджетов……………………………………………… ……17
2. Анализ формирования и исполнения бюджета Кунашакского муниципального района Челябинской области за 2006-2008 годы……………………………………………………………………………………... 25
2.1 Социально-экономическое положение Кунашакского муниципального района. Тенденции развития……………………………………………………………………..25
2.2 Формирование и исполнение бюджета Кунашакского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………..........35
3. Проблемы и пути совершенствования современной системы исполнения местных бюджетов ……………………………………………………..56
3.1 Покрытие бюджетного дефицита…………………………………………………...56
3.2 Рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов… ………….58
3.3 Автоматизированный центр контроля за исполнением местных бюджетов…….61
3.4 Направления совершенствования межбюджетных отношений…………………..63
Заключение……………………………………………………………………………...73
Список использованной литературы………………………………………………..76
Приложения
В отличие от этого внутри субъектов Федерации, как правило, ориентируются на принцип сочетания единых и дифференцированных нормативов по разным видам регулирующих налогов или по группам муниципальных образований и даже индивидуальных - по отдельным территориям. Важно, чтобы дифференциация осуществлялась на объективной основе.
Единый подход к территориям заключается не в одинаковых размерах нормативов отчислений, а в едином методе их исчисления. Именно так формируются трансферты - исходя из единой формулы, устанавливаются дифференцированные доли субъектов федерации в ФФПР. Факторы, учитываемые в формуле, одинаковые для всех регионов (численность населения, бюджетные доходы и расходы), но они имеют разное количественное выражение, что и позволяет принимать во внимание особенности каждой территории. Поэтому в сложившихся условиях вся нагрузка по бюджетному регулированию перенесена на дотационные формы.
Основная цель нормативно-долевого метода - установить относительную нуждаемость соответствующего региона по сравнению с другими регионами, также имеющими потребность в помощи, т.е. определить процентные доли этих субъектов Федерации в ФФПР. Такой подход, если не учитывать капиталовложения, которые могут иметь большие перепады по годам, относительно устойчиво указывает на "наиболее бедные", "бедные" и "небедные" регионы. Для этого важно, чтобы все расчеты велись не только в одном и том же временном периоде по доходам и расходам, но также в одинаковых условиях налогового и бюджетного законодательства с корректировкой их на изменения, происходившие после года, принимаемого за базовый, и намечаемые в планируемом году.
Из-за большого разрыва между потребностью в финансовой помощи субъектам Федерации и возможностями федерального бюджета не удается устранить резкие колебания между регионами в уровнях расчетного превышения расходов над доходами, с учетом выделяемых трансфертов.
Действующие взаимоотношения между федеральным бюджетом бюджетами субъектов Федерации продиктованы конкретной ситуацией на данном этапе социально-экономического развития страны, а также становления и развития российской государственности на принципах федерализма. По мере стабилизации и экономического роста можно ожидать принципиальных изменений в межбюджетных отношениях. В ближайшие годы нет объективных причин для смены принципиальных подходов, положенных в основу нормативно-долевого метода.
В то же время в целях совершенствования межбюджетных отношений надлежит сделать следующее:
· исключить отклонения от рассмотренных выше принципов;
· решить задачу рационального разграничения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы, закрепив это законодательно;
· вернуть регулирующим налогам возможность на федеральном уровне выполнять свою регулирующую функцию в полной мере, исходя из объективных критериев;
· повысить уровень собственных доходов территориальных бюджетов, прежде всего путем замещения ими части отчислений от регулирующих налогов;
· устранить искусственно создаваемую дотационность территориальных бюджетов, где это позволяет потенциал регулирующих налогов;
· привести федеральное законодательство в соответствие с наличием источников финансирования, ежегодно составлять данные о территориальном разрезе федерального бюджета для наиболее полного учета финансовой обеспеченности регионов.
В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии в финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления политического и экономического кризиса: еще более ослабит федеральный и другие бюджеты, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысит управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
Заключение
В настоящей работе проведен комплексный анализ исполнения местного бюджета на примере бюджета Кунашакского района Челябинской области. При этом решены все поставленные задачи:
- изучены понятия местного бюджета, бюджетного процесса; роль местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации;
- изучен процесс и исполнения местных бюджетов в современных условиях;
- проведен комплексный анализ исполнения местного бюджета Кунашакского района Челябинской области;
- выявлены наиболее важные с точки зрения автора проблемы исполнения местных бюджетов, а также предложены рекомендации по их решению.
Анализ социально-экономического положения Кунашакского района показал, что он хорошо развит как в экономическом, так и в социальном плане, относится к одним из развитых районов Челябинской области. Изучение динамики этого положения, в свою очередь, показало, что есть тенденции дальнейшего улучшения его социальных и экономических показателей.
Доля налоговых и неналоговых доходов в течении 2006-2008 годов увеличивается. Это значит, что собственные доходы района растут, а объем внешних дотаций и заемных средств снижаются.
Таким образом, хотя бюджет и является дотационным, есть тенденция улучшения социально-экономического положения Кунашакского района и роста его финансовой самостоятельности.
Основная доля безвозмездных перечислений в структуре доходов бюджета приходится на дотацию из Челябинского областного бюджета.
Исполнение бюджета района по расходам осуществляется в общем порядке. Прежде всего, осуществляется утверждение бюджетных ассигнований и доведение их до распорядителей и получателей бюджетных средств, принимаются бюджетные обязательства бюджетополучателями. Затем подтверждается и выверяется исполнение бюджетных обязательств, осуществляются расходы и платежи по реализованным обязательствам.
При утвержденном бюджете на 2006 год 489056,4 тыс. рублей доходы составили 460169,2 тыс. рублей или 94,1%. Бюджет исполнен на 94,1%.
В 2007 году бюджет исполнен на 99,5%. Из запланированной финансовой помощи из областного бюджета район профинансирован в 2006году - 99,5%, а в 2007 году – 99,6%.
Бюджет Кунашакского района по расходам за 2007 год к плановым значениям выполнен на 80,1%. Наибольший процент исполнения определяется по отраслям: Образование – 34%, Здравоохранение – 11%, Культура и искусство – 2%, Социальная политика – 14%, Общегосударственные вопросы – 5%.
В 2008 году по доходам бюджет исполнен на 87%. Из запланированной финансовой помощи областного бюджета район профинансирован на 86,1%
По расходам бюджет 2008 года выполнен на 85,1%. Наибольший процент исполнения определяется по отраслям: ЖКХ - 36,5% ,Образование - 29,4%,Социальная политика - 10,1%, Здравоохранение и спорт - 9,6%, Национальная экономика- 3,7%, Государственное управление - 3,5% ,
Отклонения в исполнении бюджета по доходам и расходам составляли во всем рассматриваемом периоде более (+ -)10%. Это происходило в связи со строительством объектов ст. Муслюмово (реализация Федеральной адресной инвестиционной программы) Поэтому в бюджет, в течении рассматриваемого периода, несколько раз вносились изменения.
Администрация района постоянно принимает меры, направленные на поддержку и стабилизацию финансового состояния предприятий и организаций сферы материального производства, сельского хозяйства. Предприятиям, внедряющим перспективные проекты, предоставляется льготный налоговый режим.
Такое целевое предоставление налоговых льгот вполне оправдывает себя, так как от таких предприятий в будущем можно ожидать больших и своевременных поступлений в бюджет.
Важнейшими задачами, стоящими перед районной администрацией, остаются пути улучшения собираемости налогов, сокращение неплатежей, упорядочение и дальнейшая экономия государственных расходов, снижение бюджетных издержек.
Для улучшения исполнения доходной части местного бюджета необходимо создать такие условия налогообложения, которые привели бы к увеличению собираемости и к усилению налоговой дисциплины.
Подводя итоги исполнения бюджета Кунашакского района, были сопоставлены доходы и расходы за отдельные периоды. В результате было выяснено, что в 2008г. бюджет Кунашакского района является дефицитным.
Причина дефицита – перевыполнение плана исполнения бюджета по расходам, то есть расходы бюджета Кунашакского района в рассматриваемом периоде значительно превышают его доходы.
Поэтому, прежде всего, для устранения причин возникновения дефицита необходимо разработать более совершенную методику планирования расходов бюджета. Также необходимо усилить контроль исполнения бюджета по доходам и расходам в течение отчетного периода.
Библиографический список
1. Федеральный Закон от 12.12.93 «Конституция Российской Федерации» (в ред. Указов президента РФ от 09.01.96 № 20; от 10.02.96 № 173)
2. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 25.12.2008года№ 145-Н (Редакция от 23.01.2009Г.) «Об утверждении указа о применении бюджетной классификации РФ».
3. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) в редакции ФЗ от 28.12.2004г.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 1999. с изменениями от 27.12.2005г. и 02.02.2006г. №145-ФЗ
5. Налоговый кодекс Российской Федерации // http://info.khv.ru – от 16.07.98г. с изменениями от31.12.2005г. и 30.12.2006г.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Закон РФ от 06.10.2003г. № 131ФЗ.// http://info.khv.r
7.Местное самоуправление в РФ: Итоги муниципальной реформы 2003-2008г. Аналитический доклад Института современного развития. .// http://info.khv.r
8. Устав Кунашакского муниципального района.
9. Решение 14 заседания Собрания депутатов Кунашакского муниципального района № 109 от 28.12.2005г «Об утверждении районного бюджета Кунашакского муниципального района на 2006год».
10. Решение 13 заседания Собрания депутатов Кунашакского муниципального района №125 от 20 декабря 2006 года «О районном бюджете на 2007год»
11. Решение 9 заседания Собрания депутатов Кунашакского муниципального района от 31 октября 2007 года «О районном бюджете на 2008год». Информационно аналитическая газета «Вести» №43 ноябрь 2007г. С.1-7
12. Алексеев О.Б, Лапшев П.И. Местное самоуправление в России: эффективное управление муниципальными финансами. Практические рекомендации. – М: - Издательство ИГПИ, 1999.
13. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М: Юнити, 2002г..
14. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А. Бюджетный процесс в Российской Федерации. – М.: изд-во «Перспектива»: ИНФРА, 2007г..
15. Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики - 2003. - № 3.
16. Богачева О.В., Амиров В.Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов федерации и местного самоуправления. // Финансы. – 2001. - №7. – с.17-19.
17. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
18. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999.
19.Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. А.М. Година, И.В. Подпорина – М: изд-во «Перспектива»: ИНФРА, 2007г..
20. Бухвальд, Е. Местное самоуправление: этап обновления и укрепления // Экономист. – 2004. - № 4. – С. 66-75
21. Бялкина, Т. М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления / Т. М. Бялкина // Журнал Российского права. – 2002. № 4. С. 36-43.
22. Ванеев, О. Н. Организационные основы местного самоуправления: Учебное пособие / О. Н. Ванеев; СИБУП. 2004. – 70 с.
23. Глазырин, М. В. Муниципальная самоорганизация. Основное звено территориального хозяйствования и самоуправления / М. В. Глазырин. – М.: Наука, 2003. – 159 с.
24. Горный М.Б., Ошурков М.Б., Скрябина Н.И. Основы муниципальной экономики – М.: Весь Мир, 2000.
25. Доклад: «Итоги социально-экономического развития Кунашакского муниципального района за 2006год».
26. Доклад: «Итоги социально-экономического развития Кунашакского муниципального района за 2007год».
27. Доклад: «Итоги социально-экономического развития Кунашакского муниципального района за 2008год».
28. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Информация о работе Основы формирования и исполннения местных бюджетов