Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 17:27, отчет по практике
Цель производственной практики заключается в совершенствовании профессиональной подготовки в рамках выбранной специальности, формирование базовых профессиональных навыков и профессионального мышления, а также ознакомиться с профессиональными приемами и навыками работы в экономических и управленческих отделах, в службах и подразделениях предприятия, используя при этом теоретические знания, полученные во время учебы.
Введение……………………………………………………………..……….2
1 Ознакомление с кредитной организацией………………...……………..3
2 Оценивание кредитоспособности клиентов………………...…...……33
3 Осуществление и оформление выдачи кредитов……….……………43
4 Осуществление сопровождения выданных кредитов……………….…67
5 Проведение операций на рынке межбанковских кредитов……………96
6 Формирование и регулирование резервов на возможные потери по кредитам…………………………………………...……………………………111
7 Организация отдельных видов кредитования………………..……….118
Заключение…………………………………….……………………….…125
Список литературы…………………………………...……………..…….
Для банка немаловажен профессиональный статус заёмщика, также обращается внимание на трудовую книжку. Ответственность и надежность подтвердит постоянное место работы и карьерный рост. Имеет значение востребованность профессии на рынке труда.
2.2 Действующие в банке методики, проведения анализа финансового состояния юридического лица
Важнейшее значение при оценке кредитоспособности клиента имеет достоверная оценка финансового положения заемщика. Финансовое положение заемщика оценивается в соответствии с методикой (методиками), утвержденной (утвержденными) внутренними документами кредитной организации, соответствующими требованиям Положения Банка России № 254-П.
Перечень показателей, используемых для анализа финансового положения заемщика, и порядок их расчета определяются кредитной организацией самостоятельно в зависимости от отрасли и сферы деятельности заемщика, задач анализа, с учетом всей имеющейся информации как на отчетные, так и на внутримесячные (внутриквартальные) даты.
В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
- внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы. Основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);
- оборотные активы, отраженные во втором разделе баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы) за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, задолженноти участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.
В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
- долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;
- краткосрочные обязательства по займам и кредитам;
- кредиторская задолженность;
- задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
- резервы предстоящих расходов;
- прочие краткосрочные обязательства.
Оценка стоимости чистых активов производится ежеквартально, а также на основе данных промежуточной отчетности.
При анализе кредитоспособности заемщика важно обратить внимание на порядок и степень участия собственных средств заемщика в кредитуемой операции, при этом величина собственных средств в хозяйственном обороте предприятия влияет на величину подлежащего выдаче кредита опосредовано, а именно через установление по целому комплексу показателей классности клиента при определении его кредитоспособности.
Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении и прогнозировании:
- способности заемщика рассчитаться со своими долговыми обязательствами на ближайшую перспективу;
- суммы риска, который банк готов взять на себя;
- размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
2.3 Действующие в банке методики, проведения анализа финансового состояния физического лица
Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи кредита. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком возможности и целесообразности предоставления заемщику кредитов, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. Анализ кредитоспособности клиента позволяет банку, своевременно вмешавшись в дела должника, уберечь его от банкротства, а при невозможности этого -- оперативно прекратить кредитование такого заемщика.
Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации о способности клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения кредита, о наличии у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданного кредита, и т.д. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывают банк и его клиент, и прочие факторы. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут быть сведения с места работы, места жительства и т.п.
Методы оценки кредитоспособности:
1. Системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках и прогнозах результатов экономической деятельности с использованием предоставленного кредита.
При экспертных оценках кредитоспособности клиента банки полагаются на общеэкономический подход, т.е. банки анализируют информацию с точки зрения банковских требований. Такой анализ предполагает взвешенную оценку как личных качеств, так и финансового состояния заемщика.
В международной практике такому методу уделяется большое внимание, развивается соответствующая сеть мониторинга, анализирующая кредитную историю потенциальных заемщиков.
2. Балльные системы оценки кредитоспособности клиентов.
Балльные системы оценки создаются банками на основе факторного анализа. Эта система использует накопленную базу данных «хороших», «надежных» и «неблагополучных» кредитов, что позволяет установить критериальный уровень оценки заемщика.
Использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов-- более объективный и экономически обоснованный метод принятия решений, чем экспертные оценки.
В Россельхозбанке платежеспособность заемщика определяется следующим образом:
Р = Дч х К х Т
где Дч -- среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.);
К -- коэффициент, зависящий от величины Дч, а именно К = 0,3 при Дч в эквиваленте до 500 долл. США, К= 0,4 при Дч в эквиваленте от 501 до 1 ООО долл. США, К = 0,5 при Дч в эквиваленте свыше 2 000 долл. США;
Т -- срок кредитования (в мес.).
2.4 Анализ финансового положения заемщика - юридического лица и технико-экономическое обоснование кредита
Технико-экономическое обоснование кредита - основной документ, демонстрирующий качество и уровень кредитной сделки заемщика. Технико-экономическое обоснование может быть выполнено в любой, произвольной форме и подписано руководителем предприятия и главным бухгалтером.
Порой от того, как и на каком уровне сделано ТЭО зависит, сможет ли банк оценить заемщика и степень кредитного риска. Поэтому ТЭО - это очень важный документ и для банка и для клиента.
Данное ТЭО включает в себя следующие разделы:
1) Контрольные сроки сделки (в настоящее время банки предоставляют в основном краткосрочные кредиты до 3-х месяцев, и необходимо проанализировать, уложится ли заемщик во временные рамки кредита);
2) Собственные и заемные средства (оценка средств, которыми располагает клиент);
3) Курс рубля на момент сделки;
4) Стоимость сделки-покупки (если сделка с зарубежным партнером, то с учетом таможенных акцизных пошлин);
5) Суммы, полученные после реализации предмета сделки;
6) Издержки;
7) Оборачиваемость средств;
8) Расчет налога на прибыль, сколько в итоге останется денег в распоряжении заемщика после расчета с кредиторами и уплаты всех налогов государству, расчет показателя эффективности сделки, который включает в себя коэффициент рентабельности и норму прибыли на вложенный капитал.
Если специалист кредитного отдела банка рассмотрит данные технико-экономическое обоснование сделки под кредит, он сразу сможет сделать следующие выводы:
1. В результате данной сделки в распоряжении предприятия, несмотря на небольшие издержки, останется совсем небольшая сумма.
2. Показатели эффективности весьма низкие.
3. Данное предприятие может расплатиться с кредитом только в том случае, если число оборотов за срок кредитования будет равно трем.
4. Если бы заемщик имел собственные средства или привлек к долевому участию партнеров, положение с данной сделкой было бы более устойчивым.
2.5 Проверки качества и достаточность обеспечения возвратности кредита
Несмотря на то, что возвратность - объективное свойство кредита как экономической категории, на практике это не означает автоматической его реализации. В современных условиях данная проблема носит не столько теоретический, сколько практический характер. Массовые невозвраты кредитов зачастую представляют одну из главных причин банкротства банков.
Полное и своевременное погашение кредита является непременным обязательством Заемщика, которое предусматривается кредитным договором. Однако, как свидетельствует практика, наличие номинального обязательства не означает гарантии его выполнения. Поэтому в новых условиях функционирования банков, когда возвратность выданных кредитов становится, по существу, вопросом их выживания, проблема повышения надежности обеспечения возврата кредитов выдвигается на первый план.
Под формой обеспечения возвратности кредита в настоящее время следует понимать юридические и экономические обязательства Заемщика, указывающие на дополнительные конкретные источники погашения кредита в случаях его невозврата за счет основных источников. Они повышают гарантию возврата кредита и тем самым служат инструментом миниминизации кредитного риска. К таким обязательствам относятся:
- гарантии, Поручительства;
- договор о страховании ответственности за непогашение кредита;
- соглашение о цессии в пользу банка требований к третьему лицу.
Заемщик по согласованию с банком может использовать одну или одновременно несколько форм. Выбранный вариант обеспечения фиксируется в кредитном договоре, к которому, как правило, прилагается соответствующий документ (договор залога, договор Поручительства, гарантийное письмо и т.п.).
Одной из самых распространенных форм обеспечения возвратности выступает залог, означающий, что кредитор (банк) приобретает право первоочередного удовлетворен требований погашения кредита и получения причитающихся процентов из стоимости заложенного имущества в случае, если Заемщик не выполнил свое обязательство в срок, предусмотренный кредитным договором. Институт залога, как свидетельствует практика, является неотъемлемым и эффективным инструментом рыночной экономики.
Основанием для прибегания к залогу в банковской практике выступает договор, который не носит самостоятельного характера и не может быть заключен вне связи с кредитным договором, исполнение которого он обеспечивает.
Договор залога должен отвечать определенным экономическим и юридическим требованиям. К первым относятся обоснованный выбор предмета залога, правильная оценка его стоимости, определение вида залога и организация контроля за сохранностью предметов залога. Вторые заключаются в четком определении прав и обязанностей залогодателя и залогодержателя, правильном оформлении залоговых документов.
В соответствии с действующим законодательством предметом залога может быть любое имущество, а также имущественные права.
2.6 Использование специализированного программного обеспечения на этапе выдачи кредита
Объектом автоматизации в данном проекте является работа кредитного отдела банка по выдачи кредитов юридическим лицам (ЮЛ) и физическим лицам (ФЛ).
Работа кредитного отела банка организована следующим образом:
1) При поступлении заявки от юридического лица о получении кредита сотрудник отела банка проверяет возможность данного ЮЛ (ФЛ) получить предоставляемый тип кредита;
2) В случае, если ЮЛ (ФЛ) разрешена выдача кредита, то сведения о нем вносятся в систему. В случае, если выдача кредита невозможна, то ЮЛ (ФЛ) высылается письмо об отказе с указанием причин, по которым это невозможно;
3) После внесения информации о ЮЛ (ФЛ) работником банка устанавливаются индивидуальные условия для предоставления определенного типа кредита. Данные сведения вносятся в систему.
4) Во время действия кредита сотрудником банка осуществляется учет о погашении кредита: ежемесячное изменение информации о внесенной сумме, изменение платежного поручения, дата фактического возврата денег для каждого клиента;
5) В случае погашения кредита клиенту высылается соответствующее письмо. Письмо высылается ИА центром;
К системе предъявлены следующие требования :
-Учет данных о типах кредита, ЮЛ (ФЛ);
-Учет данных о поступлениях, индивидуальных условиях предоставлениях кредита.
Внедрение и использование данной системы должно повысить эффективность работы сотрудников банка, а также помочь осуществить своевременный учет данных о динамике выдачи кредитов.
В системе должны быть реализованы следующие задачи:
- Оформление и хранение данных о ЮЛ (ФЛ), типах кредита, индивидуальных условиях по предоставлению кредита, поступлениях от ЮЛ (ФЛ);
Информация о работе Отчет по практике на примере ОАО "Россельхозбанка"