Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:31, контрольная работа
Цель работы заключается в проведении анализа кредитования физических лиц в банке и разработке на этой основе рекомендаций по его улучшению.
Достижение поставленной цели напрямую зависит от правильной постановки задач.
Актуальным будет постановка следующих задач:
- дать характеристику потребительского кредита;
- рассмотреть виды кредитов:
- ознакомиться с организационной, управленческой характеристикой банка ОАО «Ханты-Мансийский банк»;
- проанализировать порядок и условия предоставления кредита населению;
- разработать рекомендации и пути совершенствования кредитных отношений с физическими лицами.
Предметом исследования является кредитный процесс (на примере кредитования физических лиц).
Объектом исследования является финансово – кредитное учреждение ОАО «Ханты-Мансийский банк».
Введение 3
Глава 1 Понятие, функции, роль и особенности организации потребительского кредитования 6
1.1 Сущность, функции и принципы кредита 6
1.2 Понятие потребительского кредита и его виды 8
1.3 Порядок организации потребительского кредитования в банке 12
Глава 2 Анализ организации потребительского кредитования в комерческих банках. 21
2.1. Общая характеристика и анализ кредитного портфеля ОАО «Ханты-Мансийский банк» 21
2.2. Организация процесса потребительского кредитования в ОАО «Ханты-Мансийский банк»
2.3 Анализ методики Ханты-Мансийского банка, используемой при
организации потребительского кредитования 23
Глава 3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования
в России 39
3.1 Анализ рынка потребительского кредитования в России 39
3.2 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования
в России. Пути совершенствования деятельности Ханты-Мансийского банка 52
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Под датой уплаты процентов следует считать срок поступления процентной суммы на балансовый счет №70101 (проценты, полученные по кредитам) – доходы банка.
Условия кредитной сделки – требования, предъявляемые к участникам сделки, объектам и обеспечению кредита, отражающие принципы кредитования.
Характер условий кредитной сделки может быть юридический и экономический. [15, с. 526]
1.3. Порядок организации потребительского
кредитования в банке
Потребительский кредит, основываясь на буквальном понимании присущих ему родовых и видовых признаков, можно определить как кредит, предоставляемый банком физическому лицу исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора (договора потребительского кредита) при соблюдении условий возвратности, срочности, платности.
Банками за время развития рынка потребительского кредитования разработано большое количество кредитных продуктов, направленных на удовлетворение дифференцированного спроса на данном рынке. Такое разнообразие позволяет классифицировать потребительские кредиты по различным основаниям.
По целевому использованию потребительские кредиты можно разделить на две группы: целевые и нецелевые.
Потребительский кредит на неопределенные цели, то есть "кредит на неотложные нужды", может быть выдан наличными через кассу банка или путем кредитования банковского счета (овердрафт), в том числе при использовании банковских карт.
Для получения нецелевого кредита требуется минимальный пакет документов. Как правило, решение о его предоставлении принимается при наличии заявления клиента, документа, удостоверяющего его личность, и справки о доходах (по форме 2-НДФЛ, утвержденной соответствующим приказом ФНС России). При этом на практике сумма такого потребительского кредита не превышает 50 тысяч рублей. Более высокие кредитные лимиты могут быть предоставлены заемщикам на более "жестких" условиях, например, высокий уровень доходов, поручительство третьих лиц, залог и т.д. [27, c. 514]
Примером целевого потребительского кредита является кредит, выдаваемый в рамках специального совместного проекта торговой сети и банка ("магазинный кредит"), предполагающего покупку определенной вещи (согласно спецификации) за счет перечисленных кредитором в адрес продавца денежных средств, которые потом покупатель вещи будет обязан вернуть кредитору на условиях, предусмотренных договором потребительского кредита.
Также, к наиболее распространенным целевым потребительским кредитам можно отнести автокредит, туристический кредит, кредит на ремонт, кредит на лечение.
Логичным будет предположить, что с развитием системы безналичных расчетов потребительские кредиты всех видов (как "магазинные", так и "на неотложные нужды") будут постепенно вытесняться кредитными картами, которые имеют сходные процедуры оформления по составу документов и времени принятия решения, но при этом имеют ряд неоспоримых преимуществ:
клиент,
один раз заполнив пакет документов,
может в любое время воспользов
клиент имеет возможность воспользоваться льготным периодом кредитования (Grace period); данное условие кредитного договора (договора банковского счета с возможностью овердрафта) вслед за зарубежными банками все чаще предлагают отечественные банки [22, c. 203].
Кредитные карты – продукт относительно молодой на российском рынке банковских услуг, и его стоимость выше рыночных ставок по потребительскому кредиту. По мере развития продукта и конкурентной борьбы за клиента можно ожидать снижения его стоимости и, как следствие, изменения соотношения кредитных карт и кредитования по договору потребительского кредита в сторону увеличения доли первых в общем объеме кредитных продуктов.
В зависимости от срока, в течение которого банк рассматривает кредитную заявку и принимает решение о выдаче кредита, потребительские кредиты можно разделить на "экспресс-кредиты" и классические кредиты [7, c. 134].
"Экспресс-кредиты
предоставляются при
1. Заёмщик
решает взять ссуду, после
2. После того, как заемщик определяется с выбором банка, он обращается к его сотрудникам с подачей заявления на представление потребительского кредита.
3. Заемщик готовит пакет документов для получения кредита.
4. Банк принимает документы, проверяет их перечень и сообщает потенциальному заёмщику, когда будет принято решение по кредиту.
5. Рассмотрение
кредитной организацией
6. В случае положительного решения, банк и заёмщик подписывают договор потребительского кредита.
7. Выдача оговоренной
договором суммы средств
8. Со стороны
кредитной организации –
9. Закрытие кредитного договора – происходит в тот момент, когда заемщик полностью расплатится с банком по кредиту, процентам по нему, а так же – по возможным сопутствующим платежам.
Итак, в первой главе
рассмотрены теоретические
Глава 2 Анализ организации потребительского кредитования в комерческих банках.
2.1. Общая характеристика и анализ кредитного портфеля ОАО «Ханты-Мансийский банк»
Одним из наиболее важных элементов деятельности коммерческого банка является формирование кредитного портфеля.
Кредитный портфель, по сути, – это совокупность всех видов кредитов, предоставленных банком заемщикам с целью получения прибыли в виде процента. Кредитный портфель коммерческого банка может быть охарактеризован объемом кредитов, предоставленных банком за определенный период времени, или остатками ссудной задолженности банку на определенную отчетную дату [44, стр.15].
Основными характеристиками кредитного портфеля являются доходность, риски и ликвидность. Доходность – это доход, который банк получает за единицу активов, которые были вложены в кредиты, за единицу времени.
Рисками называют вероятность возникновения неблагоприятных событий, которые могут наступить в результате принятий решений, связанных с управлением кредитным портфелем в условиях неопределенности.
В свою очередь ликвидность кредитного портфеля оценивается своевременным возвратом кредитов заемщиками.
Таблица 1. Показатели финансово-экономической деятельности за последний завершенный финансовый год, а также за шесть месяцев текущего года, а также за аналогичный период предшествующего года
№ |
Наименование показателя |
Отчётные даты | ||
01.07.2011 |
01.01.2012 |
01.07.2012 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Уставный капитал, руб. |
10 500 000 000,00 |
10 500 000 000,00 |
10 500 000 000,00 |
2. |
Собственные средства (капитал), руб. |
26 352 294 408,00 |
26 808 805 024,44 |
30 336 342 085,44 |
3. |
Чистая прибыль (непокрытый убыток), руб. |
500 779 356,24 |
929 719 986,82 |
3 889 165 753,70 |
4. |
Рентабельность активов, % |
1.0 |
1.0 |
6.7 |
5. |
Рентабельность капитала, % |
3.2 |
5.4 |
27.6 |
6. |
Привлеченные средства: (кредиты, депозиты, клиентские счета и т.д.), руб. |
175 046 873 310,72 |
190 602 387 850,30 |
209 146 999 060,18 |
Из приведённой таблицы видим.
Уставный капитал банка за рассматриваемый период не изменился и составляет 10 500 000 000 руб.
Собственные средства (капитал) банка на конец отчетного периода выросли на 15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За отчетный период собственные средства увеличились на 13 %.
Чистая прибыль за 1 полугодие 2012 года составила 3 889 165 753 руб. 70 коп., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 7,8 раза.
Существенному росту в отчетном периоде подверглись показатели эффективности Рентабельность активов и капитала, которые увеличились по отношению к сравниваемым периодам в 7-8 раз.
Также существенный рост имеет место по отношению к привлеченным средствам, которые выросли за год на 20% и за отчетный период на 10%.
Кредитный портфель ОАО «Ханты-мансийский банк» характеризуется следующими показателями: с 1 января 2009г. по 1 июля 2012 г. увеличился на 76 203,9 млн.рублей и составил на 01.07.2012 г. 145 956,6 млн.рублей. темпы прироста кредитного портфеля и чистой прибыли за 2009 - 2012 гг. представлены в таблице Приложения А. и графиках рис.2.1 и рис.2.2.
Рисунок 2.1. Динамика роста кредитного портфеля в млн. рублей
Рис.2.2 Динамика роста чистой прибыли в тыс.рублей.
Осуществляя кредитные операции, банк стремится не только к их объемному росту, но и к повышению качества кредитного портфеля. Для этого необходим его анализ по различным характеристикам как в целом по банку, так и по его структурным подразделениям.
Количественный анализ предполагает изучение состава и структуры кредитного портфеля банка в динамике (за ряд лет, на квартальные даты отчетного года) по ряду количественных экономических критериев, к которым относят:
Такой анализ позволяет выявить предпочтительные сферы кредитных вложений, тенденции развития, в том числе касательно возвратности кредитов и их доходности.
Проанализируем кредитный портфель Ханты-Мансийского банка.
Кредитный портфель физических лиц в течение 2011 года увеличился на 16 752 млн. рублей и составил на 01.01.2012 – 40,8 млрд. рублей. Изменения и темпы прироста кредитного портфеля физических лиц представлены в таблице 2.
Таблица 2. Темпы прироста кредитного портфеля физических лиц за 2011 год | ||||||
Отчетная дата |
01.01.11 |
01.04.11 |
01.07.11 |
01.10.11 |
01.01.12 |
Итого за год |
Кредитный портфель, млн. рублей |
24 097 |
27 329 |
33 769 |
37 991 |
40 849 | |
Прирост/ уменьшение за квартал, млн. рублей |
- |
3 232 |
6 440 |
4 222 |
2 858 |
16 752 |
Темп прироста, % |
- |
113,41% |
123,57% |
112,50% |
107,52% |
149,47% |
Информация о работе Потребительское кредитование разновидности и современная практика организации