Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение возможности совершенствования системы налогообложения физических лиц.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства
рассмотреть виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях;
исследовать взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов;
рассмотреть опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России;
определить проблемы и наметить пути совершенствования налогообложения физических лиц в России;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности налогообложения физических лиц в России.………5
1.1. Место налогообложения физических лиц в бюджете РФ……………..5
1.2. Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства………………………………………………...9

Глава 2 Основные налоги, взимаемые с физических лиц……………...…16
2.1. Налогообложение по доходам физических лиц …………………….16
2.2.Налог на имущество физических лиц…………………………………36
2.3.Земельный налог…………………………………………………………41
2.4.Транспортный налог…………………………..………………………....52
Глава 3 Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения……………………………………………56
3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в России………………56
3.2.Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России…………………………..……64
Заключение…………………………………………………………………72
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 144.32 Кб (Скачать файл)

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………….3

    Глава 1 Особенности налогообложения физических лиц в России.………5

     1.1. Место налогообложения физических лиц в бюджете РФ……………..5

    1.2. Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства………………………………………………...9

      

    Глава 2 Основные налоги, взимаемые с физических лиц……………...…16

     2.1. Налогообложение по доходам физических лиц …………………….16

     2.2.Налог  на имущество физических лиц…………………………………36

     2.3.Земельный налог…………………………………………………………41

     2.4.Транспортный  налог…………………………..………………………....52

    Глава 3 Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения……………………………………………56

     3.1.Проблемы  налогообложения физических лиц  в России………………56

    3.2.Опыт  налогообложения физических лиц  в развитых странах и возможность  его использования в России…………………………..……64 

     Заключение…………………………………………………………………72

     Список  литературы………………………………………………………....74

     Приложения…………………………………………………………………77 
 
 
 
 

     Введение.

     Налоги  относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают  самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства неразрывно связан с острыми противоречиями и компромиссами.

       Поэтому налоговая тематика всегда  и во всех странах актуальна.  Ее особенная значимость  для  России состоит сегодня в том,  что система налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране.

       Введение в действие Налогового  кодекса Российской Федерации  (далее – НК РФ) в значительной  степени определило правила, формы,  сроки взаимодействия налоговых  органов и налогоплательщиков. Законодательно  закреплены права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов.  За прошедшее время по многим  вопросам налогообложения сложилась  устойчивая единообразная практика.

     Предметом изучения в работе выступают налоги с физических лиц. Объект - налоговая система Российской Федерации в части налогообложения физических лиц.

     Целью данной работы является рассмотрение возможности совершенствования системы налогообложения физических лиц.

     Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • раскрыть сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства
  • рассмотреть виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях;
  • исследовать взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов;
  • рассмотреть опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России;
  • определить проблемы и наметить пути совершенствования налогообложения физических лиц в России;

     Структура работы обусловлена поставленной целью  и задачами исследования. Первая глава называется «Особенности налогообложения физических лиц в России», она содержит в себе такие пункты как «Место налогообложения физических лиц в РФ» и «Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства». Во второй главе «Основные налоги, взимаемые с физических лиц» рассматриваются такие налоги как Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ), Налог на имущество физических лиц, Земельный налог, Транспортный налог. Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути  их устранения содержатся в третьей главе.

     Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам  вообще. Но при этом они служат и  средством связи гражданина, причем индивидуальной, с государством или  органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к  государственным (местным) делам, позволяют  ощущать себя активно действующим  членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля государственных органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Особенности налогообложения физических лиц в России 

     1.1.Место  налогообложения физических лиц  в бюджете РФ

     Налоги  с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым  элементом экономических отношений  с момента возникновения государства  и разделения общества на классы.

     Налоги  с физических лиц можно рассматривать  в единстве экономического, финансового  и политического аспекта. Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства. Финансовый аспект - характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами. Например, подоходный налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает 3 место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения.[13, с. 307] Политический аспект - состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.

     Экономическая сущность налогов с физических лиц  характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с  физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

     Налоги  служат средством индивидуальной связи  гражданина с федеральной властью  и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к  формированию общегосударственных  доходов и управлению ими, позволяют  ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным  использованием государственных бюджетных  и внебюджетных ресурсов, формируемых  налогоплательщиками.

     Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

     Налоги  выполняют три важнейшие функции: фискальную, социальную и регулирующую. С помощью фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.[10, с. 79]

     Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов не идут ни в  какое сравнение с налоговыми платежами.

     Социальная  функция выражается в поддержании  социального равновесия путем изменения  соотношения между доходами отдельных  социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними.

     Как уже отмечалось, налоги играют важную роль в социально-политической жизни  человечества. Специальные разделы  по ним содержатся в партийных  и правительственных программах, о них спорят на заседаниях парламентов, ведут межгосударственные переговоры, пишут научные труды, их обсуждают  на международных форумах. Обычно налоги обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между  выборами.

     Принцип взимания налогов в зависимости  от способности налогоплательщика  породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем  непропорционально большая часть  его изымается в виде налога. Принцип  пропорционального налогообложения  предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода.

     На  практике встречаются все три  принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.

       Партии и профсоюзы левой ориентации  во многих странах считают,  что шкала прогрессии налогов  по отношению к высоким доходам  недостаточно крута, что наиболее  обеспеченные слои населения  и фирмы, получающие сверхприбыли, должны ещё больше платить  в бюджет.

     Установление  социально ориентированных налогов  ведёт к сокращению поступления  налогов в бюджет и, по сути, равнозначно  социальным расходам бюджета. С помощью социально ориентированных налогов, как и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности общественного строя.

       С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.

     Эта функция заключается в том, что  через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно  влиять на процесс общественного  воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и  сокращать платёжеспособный спрос  населения и т.д.

     Важную  регулирующую роль играет сама система  налогообложения, применяемая правительством.

     Экономическая сущность налогов с населения  выражается в их фискальной и регулирующей функциях.

     В разных странах существуют различные  формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:

     - всеобщность охвата налогами;

     - применение пропорциональных или  прогрессивных ставок налога  на доходы, что позволяет уплачивать  лишь часть дохода;

     - широкое применение косвенных  налогов.

     В силу того, что налоги несут не только фискальную, но и регулирующую функцию, налоговая политика, как средство прямого и косвенного воздействия  на граждан, играет особую роль в реализации социальной функции государства. В  Конвенции МОТ №117 «Об основных целях и нормах социальной политики», отмечено: «всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развития населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства

     Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги. [26, с. 80]

     Налогоплательщики имеют право:

     1) получать по месту своего учета  от налоговых органов бесплатную  информацию о действующих налогах  и сборах, законодательстве о  налогах и сборах и принятых  в соответствии с ним нормативных  правовых актах, порядке исчисления  и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также  получать формы налоговых деклараций  и разъяснения о порядке их  заполнения;

Информация о работе Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения