Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение возможности совершенствования системы налогообложения физических лиц.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства
рассмотреть виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях;
исследовать взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов;
рассмотреть опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России;
определить проблемы и наметить пути совершенствования налогообложения физических лиц в России;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности налогообложения физических лиц в России.………5
1.1. Место налогообложения физических лиц в бюджете РФ……………..5
1.2. Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства………………………………………………...9

Глава 2 Основные налоги, взимаемые с физических лиц……………...…16
2.1. Налогообложение по доходам физических лиц …………………….16
2.2.Налог на имущество физических лиц…………………………………36
2.3.Земельный налог…………………………………………………………41
2.4.Транспортный налог…………………………..………………………....52
Глава 3 Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения……………………………………………56
3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в России………………56
3.2.Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России…………………………..……64
Заключение…………………………………………………………………72
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 144.32 Кб (Скачать файл)

     2) получать от Министерства финансов  Российской Федерации письменные  разъяснения по вопросам применения  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, от финансовых  органов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований  - по вопросам применения соответственно  законодательства субъектов Российской  Федерации о налогах и сборах  и нормативных правовых актов  муниципальных образований о  местных налогах и сборах;

     3) использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах;

     4) получать отсрочку, рассрочку или  инвестиционный налоговый кредит  в порядке и на условиях, установленных  настоящим Кодексом;

     5) на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов,  пени, штрафов;

     6)представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

     7) представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов,  а также по актам проведенных  налоговых проверок;

     8) присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки;

     9) получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых  органов, а также налоговые  уведомления и требования об  уплате налогов;

     10)требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

     11) не выполнять неправомерные акты  и требования налоговых органов,  иных уполномоченных органов  и их должностных лиц, не  соответствующие настоящему Кодексу  или иным федеральным законам;

     12) обжаловать в установленном порядке  акты налоговых органов, иных  уполномоченных органов и действия  их должностных лиц;

     13) на соблюдение и сохранение  налоговой тайны;

     14) на возмещение в полном объеме  убытков, причиненных незаконными  актами налоговых органов или  незаконными действиями их должностных  лиц;

     15) на участие в процессе рассмотрения  материалов налоговой проверки  или иных актов налоговых органов  в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом.[18]

     Налогоплательщикам  гарантируется административная и  судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.[28, с. 40]

     Неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную  федеральными законами.

     Налогоплательщики обязаны:

     1) уплачивать законно установленные  налоги;

     2) встать на учет в налоговых  органах, если такая обязанность  предусмотрена настоящим Кодексом;

     3) вести в установленном порядке  учет своих доходов и объектов  налогообложения, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах;

     4) представлять в установленном  порядке в налоговый орган  по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

     5) представлять по месту жительства  индивидуального предпринимателя,  нотариуса, занимающегося частной  практикой, адвоката, учредившего  адвокатский кабинет, по запросу  налогового органа книгу учета  доходов и расходов и хозяйственных  операций; представлять по месту  нахождения организации бухгалтерскую  отчетность в соответствии с  требованиями, установленными Федеральным  законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда  организации в соответствии с  указанным Федеральным законом  не обязаны вести бухгалтерский  учет или освобождены от ведения  бухгалтерского учета;

     6) представлять в налоговые органы  и их должностным лицам в  случаях и в порядке, которые  предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления  и уплаты налогов;

     7) выполнять законные требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений законодательства  о налогах и сборах, а также  не препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов  при исполнении ими своих служебных  обязанностей;

     8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов;

     9) нести иные обязанности, предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах.

       За невыполнение или ненадлежащее  выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей, он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действующее законодательство установило виды и размеры ответственности физических лиц за налоговое правонарушение, а также его состав.[22, с. 215]

     Основополагающими нормативными актами в сфере ответственности  является Закон от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в  РФ" (ст.13); Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" (ст.22); Закон от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой  службе РФ" (ст.10,12) (по состоянию на 1 января 1997 г.); Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7); Уголовный кодекс РФ (ст.198). Стало быть, исходя из вышеперечисленных  нормативных актов, физические лица за нарушение налогового законодательства несут такие виды ответственности, как финансовую (налоговую), административную, уголовную.

     Для привлечения к ответственности  налогоплательщика за нарушение  налогового законодательства необходимо установить в его действиях противоправность и виновность.

     Противоправность - это нарушение норм налогового законодательства. Нарушение может  выражаться путем неправомерного действия, например, включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных, либо путем бездействия, к примеру  задержка уплаты налога, уклонение  от подачи декларации о доходах и  т. п.

     Виновность  физического лица в совершении налогового правонарушения проявляется (характеризуется) психическим отношением к совершаемому им правонарушению, т. е. сознавало ли лицо, что не исполняет требования правовых норм налогового законодательства, и предвидело ли наступление отрицательных  экономических и правовых последствий.

     В настоящее время в отношении  налогоплательщиков установлены 17 составов налоговых правонарушений:

     1) сокрытие объекта налогообложения  (УК - сокрытие в крупных размерах, в особо крупных размерах);

     2) не учет объекта налогообложения;

     3) занижение дохода (прибыли);

     4) ведение учета налогооблагаемого  дохода (прибыли) с нарушением  установленного порядка;

     5) непредставление в налоговый  орган документов, необходимых для  исчисления, а также для уплаты  налога;

     6) задержка уплаты налога;

     7) несвоевременное представление  в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

     8) искажение бухгалтерских отчетов;

     9) представление по неустановленной  форме бухгалтерских отчетов,  балансов;

     10) включение в декларацию о доходах  заведомо искаженных данных;

     11) уклонение от подачи декларации  о доходах;

     12) уклонение от явки в органы  Госналогслужбы для подачи пояснений;

     13) отказ от дачи органам Госналогслужбы  пояснений об источниках доходов  (прибыли) и фактическом их  объеме;

     14) непредоставление документов и  иной информации о деятельности  хозяйствующего субъекта по требованию  органов Госналогслужбы;

     15) невыполнение требований налогового  инспектора о предоставлении  документов, допуске в помещение,  устранении нарушений законодательства;

     16) нарушение условий налогового  договора;

     17) использование налоговой оговорки.

     Исходя  из видов юридической ответственности  за налоговые правонарушения, к виновным лицам (налогоплательщикам - гражданам) могут применяться такие виды санкций, как налоговые (финансово-экономические), административные и др.[12, с. 212]

     Налоговые (финансово-экономические) санкции  применяются в соответствии с  п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой  системы в РФ", ст.8 Закона "О  Государственной налоговой службе РСФСР". Это такие меры воздействия, как взыскание всей суммы сокрытого  или заниженного дохода, штрафа, пени, недоимки.

     Основанием  для применения налоговых (финансово - экономических) санкций является неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей при наличии у него объекта  налогообложения.

     Срок  исковой давности по претензиям и  искам, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в  бюджет, установлен законом в 3 года.

     Административные  санкции за налоговые правонарушения применяются к физическим лицам (налогоплательщикам), которые не являются должностными лицами:

     а) граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без государственной  регистрации;

     б) граждане, осуществляющие те виды предпринимательской  деятельности, которые отсутствуют  в полученном свидетельстве о  регистрации;

     в) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью запрещенной законодательными актами.

     Кодекс  РСФСР об административных правонарушениях (ст.24) предусматривает виды административных взысканий, в том числе и штраф.

     Размер  административного штрафа за нарушение  налогового законодательства определяется в пределах, установленных за соответствующее  правонарушение.

     За  уклонение граждан от уплаты налога путем не предоставления декларации о доходах в случаях, когда  подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенных в крупном размере - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до одного года.

     То  же деяние, совершенное лицом, ранее  судимым за уклонение от уплаты налога либо совершенное в особо крупном  размере, - наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи минимальных  размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до трех лет.

     Таким образом, квалифицирующими признаками уголовной ответственности являются:

       а) особо крупные размеры неуплаты  налога;

     б) крупные размеры неуплаты налога;

     в) лицо, ранее совершившее преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ.

     Для привлечения виновных к уголовной  ответственности налоговые органы при участии Главного управления налоговых расследований и его  органов на местах передают материалы  документальной проверки правоохранительным органам.

Информация о работе Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения