Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение возможности совершенствования системы налогообложения физических лиц.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства
рассмотреть виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях;
исследовать взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов;
рассмотреть опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России;
определить проблемы и наметить пути совершенствования налогообложения физических лиц в России;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности налогообложения физических лиц в России.………5
1.1. Место налогообложения физических лиц в бюджете РФ……………..5
1.2. Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства………………………………………………...9

Глава 2 Основные налоги, взимаемые с физических лиц……………...…16
2.1. Налогообложение по доходам физических лиц …………………….16
2.2.Налог на имущество физических лиц…………………………………36
2.3.Земельный налог…………………………………………………………41
2.4.Транспортный налог…………………………..………………………....52
Глава 3 Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения……………………………………………56
3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в России………………56
3.2.Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России…………………………..……64
Заключение…………………………………………………………………72
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 144.32 Кб (Скачать файл)
>     В Западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы  немало ценного и полезного. Но при  его использовании необходимо принимать  во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается  налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных  богатств, и даже психологические  установки и традиции населения.

     Совершенствование имущественного налогообложения физических лиц.

     Для упрощения процедуры уплаты налогов  мы предлагаем введение единого налога на недвижимость, который объединит  налог на имущество физических лиц  и налог на землю. Для исполнения этого мероприятия необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка  определения налоговой базы, в  качестве которой должна выступать  кадастровая стоимость объектов недвижимости.[3, с. 387]

     В плане совершенствования имущественного налогообложения также целесообразно включить:

  • переоценку жилья за счет приведения в соответствие оценочной стоимости принадлежащих гражданам строений их рыночной стоимости. Так, при стоимости 1 кв .м. строящегося в г. Челябинск жилья в пределах от 30 тыс. рублей, средняя по области оценка недвижимости составляет 14-18 тыс. рублей.;
  • привлечение объектов налогообложения, которые на данный момент вообще не оценены (таких по Челябинской области объектов значится более 1,5 тысяч), а так же выявление и постановку на учет с обязательной оценкой воздвигаемых строений;
  • увеличение ставок налога. Практически во всех районах области установлены минимальные ставки. Так, по данным Управления МНС России по Челябинской области, в г. Челябинск, где значится 36.7 % плательщиков (88.2 тыс.) ставка налога по строениям, оцененным от 2 до 5 млн. рублей, минимальная - 0.1 % (по Федеральному законодательству может быть от 0.1 % до 0.3 % ) а при стоимости имущества свыше 5 млн. рублей - 1.0 % (может быть установлена от 0.3 % до 2.0 %).

     Для решения этих задач имеет смысл  разработка автоматизированной системы  управления налогом на недвижимость и ее эксплуатация в составе городской  информационной системы.

     Научно-обоснованный подход должен применяться и в  отношении ставок налога на землю. Главный  вид общественного богатства  земля должна быть не просто дорогой, а очень дорогой, особенно для  иностранных инвесторов. Или хотя бы зависеть от сроков аренды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России

     Налоговые системы в ведущих странах  Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими и более  многочисленными, но никогда в истории  они не составляли столь мощную и  всеобъемлющую структуру. Налоги стали  одним из основных предметов международных  споров, нередко главной мотивацией для принятия решений в финансовой политике компаний и даже смыслом  и основой существования некоторых  государств.

     В последние годы во всех развитых странах  произошло смещение в сторону  увеличения удельного веса налога на доходы в структуре бюджета. Так, в США доля налога на доходы в  бюджете страны составляет 41%; в Великобритании 45,9%.[33, с. 52]

     В последнее время наблюдается  тенденция снижения ставок налога на доходы в большинстве развитых стран.

     Налоги  в США признаются одними из самых  низких в индустриально развитых странах, их доля составляет всего 28% ВВП, что порой приводит к дефициту американского бюджета, который  в силу инфляции национальной валюты США в конечном счете покрывается  денежной эмиссией.

     Индивидуальный  налог на доходы взимается следующим  образом: весь налогооблагаемый доход  разбивается на порции, к каждой из которых применяется соответствующая  из шести ставок - 10, 15, 25, 28, 33 и 35%.

     Кроме федерального налога на доходы, существуют налоги штатов и местные индивидуальные налоги на доходы. Ставки налогов штатов варьируются от 1,4% до 12% и имеют  прогрессивный характер. Соответственно, личные доходы, получаемые на территории конкретных штатов, облагаются по разным ставкам.

     Налогом может облагаться либо отдельный  человек, либо семья. В последнем  случае суммируются все виды доходов  членов семьи в год. Исчисление налога производиться следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата. Доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Также доход в виде дивидендов по акциям или облагается особым налогом, или входит в состав личного дохода,

     Из  полученного таким образом совокупного  валового дохода вычитаются деловые  издержки, связанные с его получением. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика. Далее  из величины чистого дохода вычитаются необлагаемый минимум доходов. Кроме  необлагаемого минимума, чистый доход  уменьшается на взносы в благотворительные  фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг местных органов  управления, суммы алиментов, расходы  на медицинское обслуживание, проценты по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем данных вычетов образуется налогооблагаемый доход.

     В Германии ситуация иная. Согласно концепции  «социальной рыночной экономики» государство  берет на себя значительные обязательства  по социальному обеспечению граждан. Для их финансирования необходимы относительно высокие налоговые отчисления работающих граждан.

     Годовой необлагаемый минимум около 7664 евро для одиноких и 15328 евро для семейных пар. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объема доходов  в 52152 евро для одиноких и 104304 евро для  тех, кто состоит в браке. Существуют налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам.[33,55c]

     В Германии из текущих доходов до налогообложения  вычитаются средства на поддержание  семейного бюджета одиноких с  детьми, дополнительные суммы по обеспечению  старости, суммы скидок, предоставляемых  в связи с наличием детей. Через  налог на доходы льготируется до 70% расходов, связанных с постройкой собственного дома.

     Важная  особенность налогообложения физических лиц во Франции - все доходы налогоплательщика  делятся на восемь категорий:

     - жалованье, зарплата, пенсии и  пожизненные ренты;

     - вознаграждения руководителей компании;

     - промышленные и коммерческие  прибыли;

     - некоммерческие прибыли;

     - сельскохозяйственные прибыли;

     - земельная рента;

     - доходы от оборотного капитала;

     - доходы от перепродажи недвижимости, фондовых бумаг, движимого имущества.

     Для каждой из восьми категорий имеется  своя методика расчета. Общим правилом для определения чистого дохода является вычет всех производственных расходов, обеспечивших доходы, при  этом вычету подлежат расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность.

     Ввиду столь сложной системы различных  налоговых вычетов при определении  налогооблагаемой базы по налогу на доходы семьи и учета различных существенных факторов, во Франции непосредственным расчетом суммы налога на доходы занимаются налоговые службы. Для информирования населения о налоговых ставках  и методиках расчета по данному  налогу существуют специализированные сайты в Интернете, где можно  в режиме онлайн с определенной долей  достоверности рассчитать уплачиваемую сумму налога за налогооблагаемый год.[32, с. 61]

     В целом налог на доходы составляет 20% от налоговых доходов бюджета. В дальнейшем правительство использует поступления от налога на доходы для  проведения своей социальной политики - в условиях неразвитости общественных фондов потребления налог на доходы является инструментом стимулирования семьи и оказания помощи малоимущим. Кроме того, на налог на доходы также  возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость и покупку акций.

     Эти обстоятельства создают сложную  систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а также предприятия  и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами.

     На  западе сейчас обсуждается ряд интересных проектов упрощения системы налогообложения  вплоть до перехода к системе единого  налога на расходы, при которой обложению  будут подвергаться только потребительские  расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций получат полную свободу  от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством. Однако на пути этих проектов еще остается слишком много препятствий как  административно-технического, гак  и психологического характера.

     Что же касается снижения налоговых ставок, то эти процессы идут практически  во всех странах, и страны. Наиболее «продвинутые» в этом направлении, добиваются наибольших успехов в  экономическом и социальном развитии.

     В России на данном этапе наблюдается  постоянный отток национального  капитала за рубеж и низкий встречный  приток иностранного капитала. В результате своей налоговой политики Россия не только теряет позиции на мировом  рынке, но и фактически блокирует  создание нормальных рыночных отношений  в собственной экономике.

     Западные  налоговые механизмы, перенесенные на российскую почву, теряют эффективность  и проявляют себя негативным образом. Дело в том, что на Западе действует  уже сложившаяся рыночная экономика  с прочными демократическими традициями, а в России только начинается процесс  ее формирования и пока нет ее важнейшей  основы - многочисленного среднего класса. В России пока отсутствуют  условия, которые на протяжении многих лет определяют развитие системы  налогообложения в западных странах. Однако опыт развитых стран может  быть перенесен на российскую почву  не путем слепого копирования, а путем корректировки существующей системы налогообложения физических лиц.

     Системы налогообложения недвижимости в  каждой стране также отличаются своими особенностями.

     Так, в Канаде единый налог на недвижимое имущество существует во всех провинциях, обычно на местном уровне, и в  целом основывается на ежегодно оцениваемой  стоимости недвижимости. Ставки различаются  в зависимости от вида имущества  и в различных административно-территориальных  единицах. Местные власти планируют  ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной.

     В Великобритании взимается единый налог  на имущество, используемое для ведения  предпринимательской деятельности. Органы местного самоуправления взимают  налог на недвижимость. Налогооблагаемая база в данном случае - предполагаемая сумма годовой арендной платы. Налог, выплаченный на недвижимость, занимаемую для целей торговли, бизнеса, профессиональной деятельности, может служить основанием вычета для налога на доходы компаний.

     Налог на застроенные участки применяется  к зданиям, расположенным во Франции, и исчисляется путем применения определенных устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления коэффициентов  к половине стоимости условной арендной платы в порядке, определенном местным  земельным реестром. От уплаты этого  налога освобождаются: государственная  собственность; здания, находящиеся  за пределами городов и предназначенные  для сельскохозяйственного использования; физические лица старше 75 лет и получающие пособия из общественных фондов и  пособия по инвалидности.[33, c. 54]

     Налог на незастроенные участки исчисляется  путем умножения 80% стоимости условной арендной платы на коэффициенты, устанавливаемые  органами местного самоуправления. От его уплаты освобождаются участки в государственной собственности и могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Информация о работе Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения