Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение возможности совершенствования системы налогообложения физических лиц.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства
рассмотреть виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях;
исследовать взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов;
рассмотреть опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России;
определить проблемы и наметить пути совершенствования налогообложения физических лиц в России;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности налогообложения физических лиц в России.………5
1.1. Место налогообложения физических лиц в бюджете РФ……………..5
1.2. Права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства………………………………………………...9

Глава 2 Основные налоги, взимаемые с физических лиц……………...…16
2.1. Налогообложение по доходам физических лиц …………………….16
2.2.Налог на имущество физических лиц…………………………………36
2.3.Земельный налог…………………………………………………………41
2.4.Транспортный налог…………………………..………………………....52
Глава 3 Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения……………………………………………56
3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в России………………56
3.2.Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России…………………………..……64
Заключение…………………………………………………………………72
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 144.32 Кб (Скачать файл)

     Органы  местного самоуправления имеют право  устанавливать дополнительные налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиками. 

     Для  получения льготы необходимо предоставить в налоговый орган соответствующие  документы, свидетельствующие, что  гражданин относится к одной  из перечисленных категорий льготников (например, орденскую книжку, удостоверение инвалида, удостоверение участника ВОВ и т.п.). Налоги на имущество физических лиц  начисляются налоговым органом по месту нахождения объекта налогообложения. Если владелец имущества проживает по другому адресу, то налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется в налоговый орган по его месту жительства для взыскания налога и перечисления в бюджет по месту нахождения имущества. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Налог на водно-воздушные транспортные средства исчисляется на основании налогооблагаемой базы на 1 января того года, за который взимается платёж.[13, с. 472]

     За  строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

     При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение  календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. При возникновений права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

     Налоговые органы вручают уведомления на уплату налогов на имущество гражданам  не позднее 1 августа. Уплата налогов  производится равными долями в два  срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября или в полной сумме по первому сроку уплаты. В случае неуплаты налогов  в установленные  сроки начисляются пени за каждый день просрочки в размере одной  трехсотой действующей в это  время ставки рефинансирования ЦБР.    Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога уплачивают  его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более  чем за три предыдущих года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.Земельный налог

     Земельный налог устанавливается, вводится в  действие и прекращает действовать  в соответствии с главой 31 НК и  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных или представительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных  образований.[11]

     Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.  

     Не  признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

       Основные элементы земельного  налога представлены в Приложении 7. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

     Не  признаются объектом налогообложения:

  1. земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  2. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с 
    законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами 
    культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в 
    Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  3. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  4. земельные участки из состава земель лесного фонда;
  5. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

     Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

     Налоговая база определяется в отношении каждого  земельного участка как его    кадастровая стоимость по состоянию  на 1 января  года, являющегося налоговым  периодом.[26, с. 99]

     Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях  муниципального образования  и городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербургу).

     При этом налоговая база в отношении  доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой  стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка. 

     Налоговая база определяется отдельно в отношении  долей в праве общей собственности  на земельный участок, в отношении  которых налогоплательщиками признаются разные лица либо  установлены различные  налоговые ставки. у

     Организации и физические лица, являющиеся ИП, определяют налоговую базу самостоятельно на основании  сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности  или праве постоянного (бессрочного) пользования.[30, с. 217]

     Для каждого физического лица налоговая  база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

     Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

     1) Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;

     2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

     3) инвалидов с детства;

     4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной  войны 
также ветеранов и инвалидов боевых действий; 

     5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ и в соответствии с Федеральным законом  «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ;

  1. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  2. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

     Вышеназванное уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в  налоговый органов по месту нахождения земельного участка.

     Если  размер не облагаемой налогом суммы  превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается  равной нулю.

     Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой  собственности, определяется для каждого  из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально  его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных  участков, находящихся в общей  совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного  участка, в равных долях.

     Если  при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на  данный земельный участок.

     Если  приобретателями (покупателями) звания, сооружения или другой недвижимости вступают несколько лиц, налоговая  база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью  и необходима для её использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

     Налоговым периодом признается календарный год.

     Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования(законодательные или  представительные органы  государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.[14, с. 463]

     Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

     1) 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса)  или  приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного 
    хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, 
    а также дачного хозяйства;

     2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

     Допускается установление дифференцированных налоговых  ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

     Налоговые льготы регулируются ст. 395 НК. Так, от налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организация и учреждения функций;
  • организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские  общественные организации  инвалидов (в том  числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. — в отношении земельных участков, используемых ими для производства (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,    физкультурно-спортивных,  научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории такой зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Информация о работе Проблемы налогообложения физических лиц в России и возможные пути их устранения