Проблемы совершенствования законодательства о ценных бумагах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Аналогичной оценки заслуживает и институт денег, которые в данный момент также с большой однозначностью причисляют к категории вещей как материальных объектов гражданских прав. Допуская же возможность безналичных расчетов, гражданское законодательство (как, впрочем и наука) не содержит ясных ответов на вопрос о том, что происходит в этом случае с деньгами, и какой правовой режим должен быть применим в отношении них. При всем этом практика все дальше развивается по пути использования безналичных денег, что, как и в ситуации с ценными бумагами, постепенно вытесняет (по крайней мере, значительно сокращает) обращение денежных знаков. Поскольку же природа безналичных денег не определена с юридических казусов, которые требуют скорейшей целесообразной и эффективной правовой регламентации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 ЦЕННЫЕ БУМАГИ
1.2 Основы государственного регулирование рынка ценных бумаг
КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
1.3 Создание нормативной базы формирования рынка ценных бумаг
1.4 Структура и направление работы Национальной комиссии Республики Казахстан
ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ЦЕННЫХ БУМАГ
2.2ОБЛИГАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
2.3КОНОСАМЕНТ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
2.4АКЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
ГЛАВА III ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЦЕННЫХ БУМАГАХ
4.1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БЕЗДОКУМЕНТАРНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
4.2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ПО ЦЕННОЙ БУМАГЕ 53
4.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА, ВЫРАЖЕННОГО ЦЕННОЙ БУМАГОЙ
4.4. ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ (ДЕРЖАТЕЛЕЙ) ЦЕННЫХ БУМАГ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Plan.docx

— 121.41 Кб (Скачать файл)

Ниже приведены статистические сведения о количестве институциональных  инвесторов и стоимости их активов.

Количество институциональных  инвесторов и размер их активов

Государства – участники  СНГ Количество институциональных инвесторов Размер активов,

тыс. долларов США

По состоянию 

на 1 января

2010 г. По состоянию

на 1 января

2011 г. По состоянию

на 1 января

2010 г. По состоянию

на 1 января

2011 г.

Республика Армения 69 70  3 795 814  4 478 177

Республика Беларусь 74 72 24 400 000 21 330 000

Республика Казахстан 462 418  95 970 000  102 100 000

Кыргызская Республика 9 –  981 –

Российская Федерация 1876 2186  51 441 100 65 315 540

Республика Таджикистан 18 2 44 364 31 000

Украина 1274 1362 10 691 823 13 704 755

 

Ввиду увеличения размера  активов институциональных инвесторов следует ожидать также и увеличения инвестиционных активов, которому будет  способствовать снижение рисков, связанных  с инвестированием средств в  финансовые инструменты. Данный фактор в значительной степени поддержит  рост национальных фондовых рынков.

Далее приведены сведения о количестве профессиональных участников рынка ценных бумаг государств –  участников СНГ.

На финансовых рынках Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и  Украины наблюдалась тенденция  снижения общего количества профессиональных участников рынка ценных бумаг, представляющих собой инфраструктуру рынка. Сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг является следствием повышения требований к собственным  средствам и ужесточения надзорной  политики национальных регуляторов  рынка ценных бумаг государств –  участников СНГ.

Количество организаций, осуществляющих определенный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Государства – участники  СНГ По состоянию

на 1 января 2010 г. По состоянию

на 1 января 2011 г.

Азербайджанская Республика 38 37

Республика Армения 80 81

Республика Беларусь 198 87

Республика Казахстан 177 162

Кыргызская Республика 108 –

Республика Молдова 42 43

Российская Федерация 4 048 3 265

Республика Таджикистан 16 9

Украина 1 803 1 443

 

Республика Казахстан

В течение 2010 года регулирование  и надзор финансового рынка и  финансовых организаций осуществлялись Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций (далее – Агентство).

Агентство, являясь государственным  уполномоченным органом по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций, осуществляло свои функции в рамках полномочий, установленных Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании  и надзоре финансового рынка  и финансовых организаций» (далее  – Закон) и Положением об Агентстве, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1270.

В соответствии с Законом  основными целями государственного регулирования и надзора финансового  рынка и финансовых организаций  являются создание равноправных условий  для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке, обеспечение  финансовой стабильности финансового  рынка и финансовых организаций  и поддержание доверия к финансовой системе в целом. Достижение целей  государственного регулирования и  надзора финансового рынка и  финансовых организаций основывается на ряде принципов, включающих прозрачность деятельности финансовых организаций, комплексность мер по обеспечению  защиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и  услуг, внедрения современных технологий на финансовом рынке, а также ответственность  органов финансовой организации (совет  директоров, общее собрание акционеров).

Основными задачами уполномоченного  органа являлись создание стимулов для  улучшения корпоративного управления финансовых организаций, мониторинг финансового  рынка и финансовых организаций  в целях сохранения устойчивости финансовой системы, сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового  рынка, наиболее подверженных рискам, для поддержания финансовой стабильности, стимулирование внедрения современных  технологий, обеспечение полноты  и доступности информации для  потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими  финансовых услугах.

Вместе с тем  Указом Президента Республики Казахстан от 12 апреля 2011 года № 25  «О дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования финансового рынка  Республики Казахстан» Агентство было упразднено. При этом функции и  полномочия Агентства были переданы Национальному Банку Республики Казахстан.

На рынке ценных бумаг  инвестирование средств осуществляют институциональные и индивидуальные инвесторы. К основным институциональным  инвесторам отечественного рынка относятся  накопительные пенсионные фонды, аккумулирующие пенсионные активы и перевода их в  финансовые инструменты, а также  инвестиционные фонды, банки второго  уровня, страховые (перестраховочные) организации, профессиональные участники  рынка ценных бумаг, которые ввиду  установленных требований пруденциального регулирования размещают часть средств в ликвидные активы.

В IV квартале 2010 года прекращено действие 5 лицензий на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе 1-й лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя и 4-х лицензий на управление инвестиционным портфелем.

В целом за 2010 год было выдано 7 лицензий, в том числе 2 лицензии на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке  ценных бумаг с правом ведения  счетов клиентов в качестве номинального держателя, 1 лицензия на управление инвестиционным портфелем, 1 лицензия на осуществление  брокерской и дилерской деятельности без права ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, 2 лицензии на осуществление деятельности по управлению пенсионными активами.

Кроме того, за 2010 год прекращено действие 26 лицензий, в том числе 10-ти лицензий на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке  ценных бумаг с правом ведения  счетов клиентов в качестве номинального держателя, 2-х лицензий на осуществление  деятельности по ведению системы  реестров держателей ценных бумаг, 12-ти лицензий на управление инвестиционным портфелем.

Также в отчетном периоде  лишены лицензий на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем 4 организации, 2 организации − на осуществление деятельности по брокерской и дилерской деятельности на рынке  ценных бумаг с правом ведения  счетов клиентов в качестве номинального держателя и 1 организация − на осуществление деятельности по управлению пенсионными активами; брокерской и  дилерской деятельности на рынке  ценных бумаг без права ведения  счетов клиентов; деятельность по управлению инвестиционным портфелем.

Ключевыми вопросами при  проведении проверок субъектов рынка  ценных бумаг являлись порядок осуществления  ими инвестиционного управления активами инвестиционных фондов и инвестиционным портфелем клиентов, осуществления  сделок с ценными бумагами, учета  и хранения активов инвестиционных фондов и клиентов, юридических и  физических лиц, регистрации операций с ценными бумагами, а также  формирования, хранения и ведения  системы реестров, раскрытия сведений о своих аффилированных лицах; представления  периодической отчетности и ее достоверность, использования лицензионного программного обеспечения.

Основными вопросами, подлежащими  рассмотрению при проведении внеплановых  проверок уполномоченным органом в 2010 году, являлись порядок заключения сделок с ценными бумагами за счет собственных средств и активов  клиентов, соблюдение требований действующего законодательства Республики Казахстан  при совершении операций с ценными  бумагами, исполнение эмитентами своих  обязательств перед держателями  облигаций.

В 2010 году уполномоченным органом  были осуществлены 7 проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг. В  частности, были проинспектированы 1 организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами, 2 организации, осуществляющие брокерскую и дилерскую  деятельность с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, и 4 организации, совмещающие брокерскую и дилерскую деятельность с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя с деятельностью по управлению инвестиционным портфелем.

Кроме того, в 2010 году также  была осуществлена 1 проверка банков второго  уровня, совмещающих осуществление  брокерской и дилерской деятельности с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя  с кастодиальной деятельностью.

Наибольшее количество нарушений  законодательства Республики Казахстан, выявленных в ходе проведения проверок субъектов рынка ценных бумаг, приходится на нарушение порядка:

обеспечения эффективной  системы управления рисками и  внутреннего контроля;

заключения сделок с ценными  бумагами, в том числе порядка  оформления и исполнения клиентских заказов;

учета ценных бумаг клиентов, переданных в номинальное держание, порядка открытия и закрытия лицевых  счетов клиентов, исполнения клиентских заказов/приказов, не соответствующих  требованиям действующего законодательства;

принятия и исполнения инвестиционных решений в отношении  сделок, заключенных за счет активов  инвестиционных фондов;

использования лицензиатами программного обеспечения, не соответствующего положениям Инструкции о требованиях  к программно-техническим средствам, необходимым для осуществления  деятельности на рынке ценных бумаг. По результатам проведенных инспекционных  проверок в первом полугодии 2010 года уполномоченным органом были применены 7 ограниченных мер воздействия, а  именно: затребовано 3 письма-обязательства  и составлено 4 письменных соглашения.

В 2010 году уполномоченным органом  по результатам дистанционного надзора  в отношении лицензиатов рынка  ценных бумаг были применены ограниченные меры воздействия и санкции, в  том числе вынесено 43 письменных предписаний, затребовано 39 писем-обязательств, подписано 8 письменных соглашений и 11 дополнительных соглашений к действующим. Помимо этого, уполномоченным органом  было наложено 26 административных взысканий  в отношении 19 профессиональных участников рынка ценных бумаг на общую сумму 4,126 млн тенге и 20 – в отношении  должностных лиц 19 профессиональных участников рынка ценных бумаг на общую сумму 2,883 млн тенге.

В настоящее время уполномоченным органом разработан и внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан  проект Закона Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части  минимизации рисков» (далее –  проект Закона), основной целью которого является повышение прозрачности банков и банковских конгломератов в  части проводимых ими операций и  инвестиций, а также исключение перевода рисков аффилированных лиц на банки  и банковские конгломераты.

Одним из концептуальных направлений  разработки проекта Закона является повышение ответственности финансовых организаций за неисполнение обязательств перед клиентами, а также руководящих  работников и крупных участников финансовых организаций за необеспечение  выполнения требований законодательства Республики Казахстан.

Также проектом Закона предусматривается  ряд поправок, направленных на совершенствование  деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а именно:

формирование эффективной  и оперативной системы защиты прав и интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг, в том числе путем  совершенствования системы раскрытия  информации перед инвесторами о  деятельности эмитентов ценных бумаг  и лицензиатов финансового рынка;

повышение ответственности  финансовых организаций за неисполнение обязательств перед клиентами, а  также руководящих работников и  крупных участников финансовых организаций  за необеспечение выполнения требований законодательства Республики Казахстан;

совершенствование инфраструктуры финансового рынка в целях  предотвращения возможности мошенничества, в том числе манипулирования  на рынке ценных бумаг, и повышение  доверия инвесторов к профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

определение перечня квалифицированных  инвесторов, которые будут обладать необходимыми знаниями и опытом для  совершения операций с финансовыми  инструментами с более высоким  уровнем риска;

совершенствование системы  раскрытия информации о корпоративных  событиях акционерных обществ и  иных эмитентов, расширение перечня  информации, затрагивающей интересы акционеров и иных инвесторов, создание информационной базы корпоративных  событий на основе депозитария финансовой отчетности;

совершенствование механизма  ликвидации и прекращения деятельности финансовых организаций;

совершенствование процедуры  допуска ценных бумаг в официальный  список фондовой биржи.

Наряду с этим в проекте  Закона будут установлены нормы, ограничивающие распространение и  использование инсайдерской информации, а также перечень лиц, которые  признаются инсайдерами, и их ответственность  за использование инсайдерской информации.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных программой «Дорожная  карта по развитию накопительной  пенсионной системы и рынка ценных бумаг Республики Казахстан», утвержденной протоколом заседания Правительства  Республики Казахстан от 25 января 2011 года № 3, а также по результатам  работы Совета по финансовой стабильности и развитию финансового рынка  Республики Казахстан и созданных  при Агентстве рабочих групп  был разработан ряд поправок в  некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития рынка ценных бумаг и повышения  эффективности накопительной пенсионной системы.

Информация о работе Проблемы совершенствования законодательства о ценных бумагах