Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение расходов федерального бюджета, в частности их состава и структуры, а также рассмотрение современных проблем бюджетного финансирования в Российской Федерации.
Для достижения заданной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
2) раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
3) рассмотреть современные проблемы бюджетного финансирования, определить их причины и последствия.
Введение 3
1 Состав и структура расходов бюджета 5
2 Военные расходы 17
3 Расходы на социальные цели 31
4 Современные проблемы бюджетного финансирования в РФ 52
Заключение 54
Библиографический список 57
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе, обособленной функции деятельности органов государственной власти, присваиваются уникальные коды целевых статей или видов расходов соответствующего бюджета.
Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:
- бюджетные ассигнования;
- государственное (
- обеспечение выполнения
- размещение заказов на
- бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения;
- предоставление субсидий
- предоставление субсидий некомм
- бюджетные инвестиции в
- предоставление бюджетных
инвестиций юридическим лицам,
не являющимся
- резервные фонды
- резервные фонды субъектов Российской Федерации;
- резервный фонд Президента Российской Федерации.
Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 – 2013 годы и характеризуются следующими данными.
Таблица 1 – Основные характеристики федерального бюджета
в миллиардах рублей
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
законопроект | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
Доходы, всего |
9 275,9 |
7 337,8 |
7 860,9 |
8 844,6 |
9 503,5 |
10 379,9 |
% к ВВП |
22,4 |
18,8 |
17,4 |
17,6 |
17,0 |
16,8 |
в том числе: |
||||||
Нефтегазовые доходы |
4 389,4 |
2 984,0 |
3 737,2 |
4 090,0 |
4 390,0 |
4 653,2 |
% к ВВП |
10,6 |
7,6 |
8,3 |
8,1 |
7,9 |
7,5 |
Ненефтегазовые доходы |
4 886,5 |
4 353,8 |
4 123,7 |
4 754,6 |
5 113,5 |
5 726,7 |
% к ВВП |
11,8 |
11,2 |
9,1 |
9,5 |
9,1 |
9,3 |
Расходы, всего |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 232,8 |
10 658,6 |
11 237,9 |
12 175,6 |
% к ВВП |
18,3 |
24,7 |
22,7 |
21,2 |
20,1 |
19,7 |
в том числе условно |
- |
- |
- |
- |
419,3 |
798,4 |
% к общему объему расходов |
- |
- |
- |
- |
3,7 |
6,6 |
Дефицит/профицит |
1 705,0 |
-2 322,3 |
-2 371,9 |
-1 814,0 |
-1 734,4 |
-1 795,7 |
% к ВВП |
4,1 |
-5,9 |
-5,3 |
-3,6 |
-3,1 |
-2,9 |
Ненефтегазовый дефицит |
-2 684,4 |
-5 306,3 |
- 6 109,1 |
-5 904,0 |
-6 124,5 |
-6 448,9 |
% к ВВП |
-6,5 |
-13,6 |
- 13,5 |
- 11,7 |
- 10,9 |
- 10,4 |
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011 – 2013 годах с 3,6 % к ВВП до 2,9 % к ВВП.
В номинальном выражении в 2011 – 2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2 %, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,4 % и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 %. В реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году.
Таблица 2 – Динамика расходов федерального бюджета
в миллиардах рублей
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
проект | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
Расходы |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 232,8 |
10 658,6 |
11 237,9 |
12 175,6 |
% к ВВП |
18,3 |
24,7 |
22,7 |
21,2 |
20,1 |
19,7 |
в том числе условно утверждаемые |
- |
- |
- |
- |
419,3 |
798,4 |
% к общему объему расходов |
- |
- |
- |
- |
3,7 |
6,6 |
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей |
1 584,3 |
2 089,2 |
572,7 |
425,8 |
579,3 |
937,7 |
% (в номинальном |
26,5 |
27,6 |
5,9 |
4,2 |
5,4 |
8,3 |
% (в реальном выражении) |
11,6 |
17,3 |
- 1,9 |
- 2,2 |
- 0,5 |
2,7 |
Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федерального имущества и государственных заимствований.
При формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы внесены изменения в классификацию расходов бюджетов, в том числе:
- отнесение межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджетов;
- обособление в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (из раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт (из раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»);
- отнесение расходов на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».
С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными.
Таблица 3 – Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
в миллиардах рублей
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году | ||
ВСЕГО |
10 232,8 |
10 658,6 |
104,2 |
11 237,9 |
105,4 |
12 175,6 |
108,3 |
Условно утвержденные |
419,3 |
798,4 |
190,4 | ||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
10 232,8 |
10 658,6 |
104,2 |
10 818,6 |
101,5 |
11 377,2 |
105,2 |
в том числе: |
|||||||
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
863,8 |
107,9 |
794,5 |
92,0 |
771,7 |
97,1 |
Национальная оборона |
1 276,8 |
1 517,1 |
118,8 |
1 655,7 |
109,1 |
2 098,6 |
126,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
1 215,5 |
109,6 |
1 193,4 |
98,2 |
1 182,8 |
99,1 |
Продолжение таблицы 3
в миллиардах рублей
Национальная экономика |
1 600,3 |
1 760,2 |
110,0 |
1 747,7 |
99,3 |
1 637,8 |
93,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
223,3 |
216,5 |
97,0 |
94,3 |
43,6 |
78,7 |
83,5 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
16,8 |
126,7 |
17,4 |
103,5 |
16,7 |
95,8 |
Образование |
444,0 |
516,6 |
116,4 |
516,0 |
99,9 |
519,4 |
100,7 |
Культура, кинематография |
74,6 |
82,0 |
110,0 |
78,8 |
96,0 |
76,0 |
96,5 |
Здравоохранение |
430,1 |
466,1 |
108,4 |
481,7 |
103,3 |
432,9 |
89,9 |
Социальная политика |
3 316,4 |
2 940,5 |
88,7 |
3 185,8 |
108,3 |
3 437,5 |
107,9 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
42,5 |
125,0 |
28,8 |
67,8 |
26,0 |
90,1 |
Средства массовой информации |
54,8 |
61,3 |
111,8 |
62,3 |
101,8 |
56,0 |
89,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
389,9 |
139,1 |
518,4 |
132,9 |
600,7 |
115,9 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
575,6 |
569,8 |
99,0 |
443,8 |
77,9 |
442,4 |
99,7 |
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26 % в 2010 году до 34 % в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 % в год.
Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.
Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное
хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено
сокращением бюджетных
По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).
В целом объем бюджетных
2 ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ
Необходимость осуществления расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, гарантирующей сохранение России в качестве суверенного государства и её территориальной целостности, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.
Информация о работе Расходы федерального бюджета Российской Федерации