Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение расходов федерального бюджета, в частности их состава и структуры, а также рассмотрение современных проблем бюджетного финансирования в Российской Федерации.
Для достижения заданной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
2) раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
3) рассмотреть современные проблемы бюджетного финансирования, определить их причины и последствия.
Введение 3
1 Состав и структура расходов бюджета 5
2 Военные расходы 17
3 Расходы на социальные цели 31
4 Современные проблемы бюджетного финансирования в РФ 52
Заключение 54
Библиографический список 57
Все сказанное непосредственно затрагивает экономическую основу государства – бюджет, обнажая его слабые стороны и недостатки. Последние принципиально различны с позиций госаппарата и класса имущих людей, общества, но сходятся в одном – в целесообразности и необходимости проведения бюджетной реформы.
Современное состояние бюджетной системы Российской Федерации в какой-то степени можно определить несколько измененным известным тезисом: «Низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-новому». Наиболее слабыми моментами являются:
1) сосредоточение основной доли
финансовых ресурсов страны в
федеральном бюджете, которое
снижает экономические
2) низкая доля собственных доходов, высокая – регулирующих доходов и трансфертов;
3) укоренившаяся практика
4) участившаяся практика «
Отказ федерального бюджета от финансирования многих мероприятий и повышение роли местных и региональных органов власти и жизнедеятельности общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Ярким примером тому является ситуация с финансированием повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы, когда некоторые региональные власти были вынуждены предлагать свои полномочия вышестоящим инстанциям.
По существу, принципы экономической и финансовой самостоятельности местных и региональных бюджетов носят формальный характер и не соблюдаются.
Перечисленные проблемы, и, прежде всего проблема бюджетного федерализма в управлении бюджетными отношениями, требуют скорейшего решения, в основе которого – последовательное проведение в жизнь положений Бюджетного кодекса РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как отмечалось выше, федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Под расходами бюджета понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Классификация расходов бюджета содержит такие разделы как: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура и кинематография; здравоохранение; социальная политика; физическая культура и спорт; средства массовой информации; обслуживание государственного и муниципального долга; межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Военный бюджет – это часть федерального бюджета. Поэтому включение непосредственных военных расходов в единую систему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономическому определению потребностей.
Военный бюджет представляет собой группировку расходов, связанных с обеспечением обороны государства, по наиболее существенным признакам, принятую как военным ведомством, так и государственными плановыми и финансовыми органами, а также отвечающую определенным международным требованиям. Планирование расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность является неотъемлемой частью планирования расходов федерального бюджета на предстоящий финансовый год.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области.
Еще одним направлением использования общественных фондов потребления и бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.).
Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.
Для более лучшего восприятия информации проследим структуру расходов федерального бюджета по разделам.
Наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета в 2011 году является социальная политика (2940,5 миллиардов рублей), немного меньшую долю в общем объеме расходов занимает национальная экономика – 1760,2 миллиарда рублей, далее идет национальная оборона – 1517,1 миллиарда рублей, национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 1215,5 миллиардов рублей, общегосударственные вопросы – 863,8 милиарда рублей, межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов – 569,8 миллиарда рублей, образование – 516,6 миллиарда рублей, здравоохранение – 466,1 миллиарда рублей, обслуживание государственного и муниципального долга – 389,9 миллиарда рублей, жилищно-коммунальное хозяйство – 216,5 миллиарда рублей, культура и кинематография – 82,0 миллиарда рублей, СМИ – 61,3 миллиарда рублей, физическая культура и спорт – 42,5 миллиарда рублей, охрана окружающей среды – 16,8 миллиарда рублей.
Наиболее слабыми моментами современного состояния бюджетной системы являются:
1) сосредоточение основной доли
финансовых ресурсов страны в
федеральном бюджете, которое
снижает экономические
2) низкая доля собственных доходо
3) укоренившаяся практика
4) участившаяся практика «
Все это привело к росту нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне, а также к несоблюдению принципов экономической и финансовой самостоятельности местных и региональных бюджетов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Александров, И. М. Финансовая система РФ : учебник / И. М. Александров. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 387 с.
2 Бабич, А. М. Финансы : учебник / А. М. Бабич. – М. : ФБК-ПРЕСС, 2008. – 408 с.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации : офиц. текст. – Новосибирск : Сиб. унив. Изд-во, 2011. – 192 с.
4 Вахрин, П. И. Финансы : учебник / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. – М. : Маркетинг, 2008. – 296 с.
5 Владимирова, М. П. Финансы : учеб. пособие для вузов / М. П. Владимирова. – М. : КНОРУС, 2007. – 463 с.
6 Годин, А. М. Бюджетная система РФ : учебник для вузов / А. М. Годин. – М. : Дашков и К, 2007. – 389 с.
7 Государственные и муниципальные финансы : учебник / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. – М. : Экономистъ, 2007. – 613 с.
8 Государственный финансовый контроль : учебник для вузов / под ред. С. В. Степашин, Н. С. Столяров и др. – СПб. : Питер, 2009. – 346 с.
9 Миляков, Н. В. Финансы : курс лекций / Н. В. Миляков. – М. : Инфра-М, 2007. – 478 с.
10 Нешитой А. С. Финансы : учебник / А. С. Нешитой. – М. : Дашков и К, 2007. – 312 с.
11 Финансы : учебник / под ред. В. В. Ковалев. – М. : Проспект, 2009. – 453 с.
12 Финансы : учебник / под ред. Л. А. Дробозина. – М. : Юнити, 2009. – 289 с.
13 Финансы : учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. – М. : Юрайт, 2010. – 472 с.
14 Финансы : учебник / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. – М. : Экономистъ, 2008. – 376 с.
15 Финансы : учебник / под ред. Г. Б. Поляка. – М. : Юнити-Дана, 2007. – 436 с.
16 Шуляк, П. Н. Финансы : учеб. пособие / П. Н. Шуляк, Н. П. Белотелова. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 284 с.
1 Бюджетный кодекс. 2011. № 3. С. 22.
2 Бюджетный кодекс. 2011. № 3. С. 22.
3 Бюджетный кодекс. 2011. № 3. С. 32 – 34.
Информация о работе Расходы федерального бюджета Российской Федерации