Разработка направлений повышения эффективности управления денежными средствами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Управление денежными потоками нацелено на обеспечение поддержания необходимого объема оборотных средств, финансирование внеоборотных активов организации, формирование долгосрочных финансовых вложений, сохранение платежеспособности и финансовой устойчивости организации в целом. Необходимым условием эффективного управления денежными потоками, как и всеми средствами предприятия, является создание налаженной информационной системы, включающей в себя подсистемы бухгалтерского учета и экономического анализа

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы управления денежными средствами организации…………………………………………………………...
1.1 Денежные средства как объект управления………………………………….
1.2 Организация управления денежными средствами организации…………..
Глава 2. Управление денежными средствами ООО «Антей»…………………...
2.1 Организационно–экономическая характеристика организации
2.2 Оценка финансового состояния ООО «Антей»..
2.3 Анализ эффективности управления денежными средствами организации..
Глава 3. Разработка направлений повышения эффективности управления денежными средствами предприятия
3.1 Определение оптимального остатка денежных средств
3.2 Планирование денежных потоков ООО «Антей»
3.3 Внутрихозяйственный контроль денежных средств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

упр ден потоками.doc

— 970.50 Кб (Скачать файл)

 

Применение данной штафельной формы позволит решить следующие задачи:

  • сформировать информационную базу о движении денежных потоков (притоков, оттоков) по различным направлениям деятельности;
  • вести учет временной стыковки денежных поступлений и расходов организации, что позволит предотвратить кассовые разрывы;
  • рассчитывать потребности в краткосрочном финансировании (получении кредита или займа) в случае временной нестыковки денежных поступлений и выплаты обязательств;
  • автоматически выявлять объем временно свободных денежных средств организации.

Кэш-менеджмент (англ. cash-management) с элементами аутсорсинга – управление, предполагающее передачу части функций по обслуживанию денежного потока банковским институтам.

Первоначально потребность в таком управлении стала возникать в крупных торговых сетях США, где различия в нормативном регулировании коммерческих банков в отдельных штатах влекли за собой затруднения в расчетах между подразделениями компаний, разбросанными по всей территории страны, увеличение времени пробега платежных документов, рост объема средств в расчетах и потерю части прибыли. Впоследствии по мере формирования транснациональных корпораций, возникла потребность в межстрановом маневре денежным потоком, защите выручки от валютных, процентных, страховых и др. рисков, минимизации свободных остатков на счетах и прибыльном размещении излишков ресурсов.

В России теория и практика кэш-менеджмента с элементами аутсорсинга только начинает формироваться, как правило, в крупных торговых центрах и гипермаркетах. Использование кэш-менеджмента в этом случае дает наиболее ощутимый эффект.

Политика управления денежными активами включает следующие основные разделы:

  • Планирование и регулирование денежного потока;
  • Определение оптимального остатка денежных средств и возможностей его рентабельного использования;
  • Анализ финансовой устойчивости. 

В целях планирования необходимого объема денежного притока для выявления возможного планового оттока денежных средств необходимо разработать платежный календарь, ежемесячное составление которого должно способствовать формированию доходной и расходной частей годового бюджета движения денежных средств ООО «Антей».

Платежный календарь - таблица, в которую заносят все поступления денег в организацию: выручку от продаж, кредиты, займы и др. Календарь должен содержать и записи о платежах фирмы. Например, о расчетах с поставщиками, погашении процентов, кредитов и выдаче заработной платы. Главное предназначение этого документа - помогать финансовому специалисту контролировать кредитоспособность и платежеспособность организации.

В календаре сумма доходов, которые компания планирует получить, должна быть не меньше ожидаемых расходов. Если поступления превысят платежи, документ покажет остаток денег на счете. Это будет означать, что компания платежеспособна. В противном случае вовремя рассчитаться по долгам она не сможет.

Чтобы сформировать платежный календарь, необходима следующая информация:

  • отчет о кредиторской и дебиторской задолженности организации. В нем должны быть указаны суммы доходов и расходов с перечнем договоров, контрагентов и ответственных лиц;
  • графики оплаты договоров, в которых отражены сроки платежей;
  • графики периодических выплат - налогов, заработной платы и т.п.;
  • данные о текущих остатках на счетах.

В первую очередь имеет смысл занести в календарь регулярные выплаты и поступления. Как правило, это такие платежи, как авансы, расчеты по кредитам и займам, оплата процентов, штрафов и пени.

С остальными суммами разумно поступить так. Можно разработать форму заявки на платеж, которую будут подписывать, например, руководители подразделений организации. Эти документы должны поступать в бухгалтерию. Задача ее работников - убедиться, что фирма не заплатит больше денег, чем может себе позволить. В противном случае баланс доходов и расходов будет нарушен. Если все в порядке, бухгалтерская службаможет включить заявку в проект платежного календаря. Если нет - ее нужно передать финансовому директору. И уже он решает, будет ли фирма проводить данный платеж.

Поэтому необходимость перечисления денег по «сверхлимитным» или незапланированным заявкам должна быть документально обоснована.

Календарь обычно формируют на определенный период – год, полугодие, кварта, месяц, декаду, неделю. Чтобы его составить, необходимо все доходы и расходы компании разделить на группы по видам денежных средств (наличные, на расчетном счете, векселя, облигации и т.д.). Затем надо упорядочить платежи и поступления в зависимости от их сроков.

Далее работники бухгалтерской службы должны определить, какими суммами (по видам денежных средств) компания будет располагать на начало планового периода. Для этого текущие остатки корректируют на суммы, которые должны поступить на фирму. После этого рассчитывают остаток для каждого дня планового периода. Формула расчета выглядит так:

Остаток на дату = Остаток предыдущего дня + Сумма поступлений за день - Сумма платежей за день.

Пример платежного календаря ООО «Антей» приведен в Таблице 14

Таблица 14

Платежный календарь по месяцам на I полугодие, тыс. руб.

Наименование статей расходов

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Итого

Коммунальные услуги, интернет, телефон

60

60

58

55

53

50

336

Платежи в бюджет и социальные фонды

273

273

273

2860

312

312

4303

Погашение кредита

80

80

80

80

80

80

480

Проценты по кредиту

20

19

18

17

16

15

105

Расходы на оплату труда

1050

1050

1050

1100

1200

1200

6650

Банковские услуги

2

2

2

2

2

2

12


 

   Чтобы бухгалтерия могла оперативно управлять платежами, ей необходимо каждый день получать информацию об остатках денег на счетах фирмы.

Полученные данные о движении денег сотрудники бухгалтерии обрабатывают при помощи таких способов:

  • корректируют текущие остатки;
  • вносят изменения в план расходов;
  • фактические платежи распределяют по плановым, которые затем отмечают как осуществленные;
  • разносят платежи и поступления по конкретным договорам, суммам налогов в бюджет, социальные фонды и т.д. При этом состояние взаиморасчетов с контрагентами корректируют на уже уплаченные суммы.

Таким образом, в отличие от других разновидностей финансовых планов, не существует раз и навсегда утвержденного варианта платежного календаря. Это постоянно корректируемый прогноз поступлений и расходов на каждый день планового периода. Организации он помогает поддерживать ликвидность, а финансовым работникам - эффективно контролировать денежные потоки фирмы.

 Кроме того, платежный календарь  может быть использован при проведении  анализа платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Антей».

 

3.3. Внутрихозяйственный  контроль денежных средств

 

Главной целью внутрихозяйственного финансового контроля ООО «Антей» является обеспечение достоверности информации управленческой и финансовой отчетности; законности и целесообразности хозяйственных операций; выявление отклонений от целей, норм, нормативов, планов, правил, стандартов.

Существуют особенности финансового контроля на предприятии ООО «Антей». Эти особенности заключаются в том, что у предприятия прослеживается постоянная потребность в заемном капитале, высокая оборачиваемость оборотных средств и активов. Это в свою очередь, несомненно, сказывается на технологии финансового планирования и контроля, определяя их этапы. Данные этапы включают анализ, планирование и общую оценку:

  • долгосрочного плана товарооборота, его объема,
  • доходов,
  • себестоимости,
  • торговых издержек,
  • управленческих расходов,
  • финансовых результатов,
  • движения денежных потоков в рамках оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности,
  • соответствия финансового состояния заданным базовым параметрам.

В Таблице 15 представлены наиболее значимые задачи финансового планирования и контроля в ООО «Антей».

Таблица 15

Ранжирование задач в подсистеме финансового планирования предприятия

Объекты планирования и контроля

1

Поступление денежных средств от продаж (товарооборот)

2

Расходование денежных средств

3

Чистый денежный поток

4

Финансовый результат

5

Маржинальный анализ отдельных видов товаров

6

Дебиторская задолженность

7

Оборачиваемость оборотных средств

8

Товарооборот по отдельным позициям

9

Коммерческая эффективности отдельных торговых сделок

10

Торговые наценки, скидки


 

В ООО «Антей» функция внутрихозяйственного контроля возложена на бухгалтерский отдел, а именно на главного бухгалтера.

Основными задачами, стоящими перед главным бухгалтером предприятия являются:

  • проведение экспертизы всех процессов, протекающих на предприятии, с целью их анализа и оценки;
  • обеспечение соответствия всех финансовых операций предприятия законодательству и внутренним документам;
  • обеспечение достоверности бухгалтерско-финансовой отчетности;
  • минимизация налогооблагаемой базы;
  • обеспечение контроля за наличием и сохранностью активов предприятия.

Анализ деятельности главного бухгалтера по проведению внутрихозяйственного контроля рассматриваемого предприятия показал, что его деятельности малоэффективна. Это связано с тем, что организация внутрихозяйственного контроля целиком возложена на одного главного бухгалтера, у которого большая часть времени уходит на ведение бухгалтерского и налогового учета, при этом получается, что главный бухгалтер как бы сам себя контролирует. При развитой организационной структуре на предприятии вводится специальная должность внутреннего аудитора. В этом случае внутренний аудит решает кроме стандартного перечня задач сложноструктурированные проблемные вопросы управления.

Анализ внутрихозяйственного контроля ООО «Антей» показывает, что проблема воровства остро стоит в организации, хищения товарно-материальных ценностей выявляются ежегодно по данным инвентаризации. Инвентаризация проводится на рассматриваемом предприятии 1 раз в год перед сдачей годовой отчетности, практика приказывает, что этого не достаточно.

Обязанность проведения инвентаризации имущества и обязательств для всех организаций независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности перед составлением годового отчета определена статьей 12 закона о бухучете и пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). На это же указывает и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н). Согласно пункту 38 ПБУ 4/99 статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств.

Порядок осуществления инвентаризации и оформления её результатов определен Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49). Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Инвентаризация кассы проводится от случая к случаю. Лимит остатка кассы не соблюдается.

Признаками недостаточного внутреннего контроля в ООО «Антей» являются:

  • отсутствие в учреждении налаженной системы проведения внеплановых ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;
  • отсутствие приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок;
  • отсутствие в штате кассира, эти функции возложены на главного бухгалтера без письменного распоряжения руководителя.

Расчеты с подотчетными лицами в ООО «Антей» имеют особую актуальность. Эти расчеты позволяют увеличить оборачиваемость сырья и материалов, а в конечном итоге и денежных средств. Приобретение продукции подотчетным лицом дает дополнительные гарантии ее качества.

Характерные ошибки и нарушения, выявляемые при проверке учета денежных средств предприятия:

  1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм:

- выдача денежных средств сотрудникам, не указанным в Учетной политике;

- выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся в срок по  ранее полученным авансам;

- несоответствие фактического  расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

- выдача подотчетных сумм без  оснований;

Информация о работе Разработка направлений повышения эффективности управления денежными средствами предприятия