Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:28, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы служит выбор стратегии для ресторана «Старый капитан».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научные основы выбора стратегии, включая сущность, функции, методы идентификации и классификацию стратегий;
охарактеризовать факторы, которые влияют на разработку стратегии;
для осуществления разработки стратегии ресторана «Старый капитан» необходимо сформулировать миссию, цели предприятия,
проанализировать внешнюю и внутреннюю среды;
определить стратегические альтернативы и обозначить план реализации выбранной стратегии.
Введение
3
1.
1.1. Теоретические основы разработки стратегии
5
1.1 Внешняя среда организации
5
1.2 Анализ непосредственного окружения
12
1.3 Анализ внутренней среды
16
1.4 Методы анализа среды
26
2.
Анализ деятельности предприятия ООО «Старый капитан»
33
2.1. Формирование миссии и целей ресторана
33
2.2. Анализ факторов внешней среды ресторана
35
2.3. Анализ факторов внутренней среды ресторана
53
3.
Выбор и реализация стратегии ООО «Старый капитан»
77
3.1. Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии
77
3.2. Этапы реализации стратегии
86
Заключение
94
Список литературы
Всего у ресторана «Старый капитан» заключено около 60 договоров с различными поставщиками. Так, например, договор на поставку пива заключен с ООО «Триал», морепродуктов — «Профикс», бакалея — «Бизнес-опт» и т.д. Все поставщики ресторана являются крупными, надежными компаниями, с которыми «Старый капитан» сотрудничает уже не первый год.
При разработке стратегии для ресторана «Старый капитан» существенным является анализ кредиторов как источник капитала.
В настоящее время в Находке насчитывается порядка 15 банков, которые оказывают услуги кредитования юридическим организациям. Процедура выдачи кредитов имеет свои особенности. Во-первых, подается предварительная заявка на кредитный продукт, заполняется анкета, подготавливаются необходимые документы, установленные в списке для установления лимита кредитования. Для получения кредита, важным также является подача бухгалтерской отчетности. Помимо предоставления данных о собственном предприятии, юридической организации, которая получает кредит необходимо подать также сведения о конкурентах (доли на рынке, конкурентные преимущества).
При разработке стратегии для ресторана «Старый капитан», в кредитовании существенным условием является уровень ставки по кредитам. Проследим изменение размера ставки по кредитам с 2002 г. Ставка по кредитам — средневзвешенная ставка по рублевым кредитам юридическим лицам в кредитных организациях (включая Сбербанк России), сроком до 1 года (табл. 2.3).
Таблица 2.3 — Величина ставки по кредитам 2005 – 2007 гг.
Квартал Год |
I, % |
II, % |
III, % |
IV, % |
2005 |
15,7 |
17,1 |
14,8 |
14,5 |
2006 |
13,9 |
13,3 |
12,3 |
12,3 |
2007 |
11,5 |
- |
- |
- |
Проанализировав динамику размера ставок по кредитам, отметим, что за двухлетний период, наблюдается снижение ее величины, что позволяет говорить и о сохранения тенденции снижения в будущем, следовательно, при получении кредита рестораном «Старый капитан» и дальнейшим выплатам можно ожидать определенности в размере ставки.
Важно отметить, что получение кредита, это возможность получить дополнительный капитал, однако в настоящее время руководство ресторана «Старый капитан» не пользуется услугами кредитования.
Осуществляя выбор стратегии, проанализируем рынок труда в Находке и Владивостоке, как поставщиков специалистов. В г. Владивостоке более пяти высших учебных заведений (практически все институты имеют филиалы в г. Находке), которые каждый год выпускают специалистов — менеджеров в области общественного питания и отраслях, смежных с ней. Также каждый год этими ВУЗами выпускаются технологи, маркетологи. Наряду с ВУЗами существуют еще профессиональные технические училища, которые готовят обслуживающий персонал — барменов, официантов, поваров, кондитеров. По данным на конец 2006 г. наиболее невостребованны выпускники краевых вузов по таким специальностям как юриспруденция, менеджмент, социальная работа и экономика и управление. Данная ситуация вызвана прежде всего ростом набора студентов в вузы Приморья. Так, только по специальности юриспруденция с 1996 г. набор увеличился с 716 до почти двух тысяч в 2006 г., по бухгалтерскому учету с 692 до 2506, по экономике и управлению с 542 до 2180 человек. В настоящее время ситуация практически не изменилась.
Несмотря на то, что
существует проблема трудоустройства
менеджеров, управленцев, рынок труда
Приморского края испытывает серьезный
дефицит в выпускниках
В целом, специализированных кадров для предприятий общественного питания в настоящее время выпускается в достаточном количестве, для того чтобы удовлетворить потребность в кадрах. В связи с тем, что спрос на специалистов общепита среди абитуриентов растет, можно предполагать, что в ближайшие 5-10 лет недостатка в управленческом составе отрасль общественного питания испытывать не будет. Однако, есть недостаток в таких профессиях как повара различных категорий, официанты, метрдотели.
Для разработки стратегии ресторана «Старый капитан» необходимо владеть информацией об общей ситуации и конкуренции в отрасли. Анализ отрасли и конкурентов позволит понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе выбрать стратегию поведения ресторана «Старый капитан» на рынке.
При разработке стратегии
ресторана, определим размеры рынка
общественного питания в Находк
По данным Приморского краевого комитета государственной статистики, в 2006 г. более 30% от общего валового объема, полученного от организаций малого предпринимательства приходится на валовой доход организаций торговли и общественного питания. В абсолютных величинах это составило 53,5 млн рублей.
Сегодня рынок общественного питания в Находке переживает стадию быстрого роста, темпы прироста рынка в 2005 - 2005 гг. составили 24,6% (так если в 2004 г. число предприятий общественного питания составляло — 140 , то уже в 2006 г. оно равняется 180).
Анализируя рынок ресторанов Находки в течение нескольких лет, можно увидеть интересные тенденции. Сам рынок стал развиваться с элитного, верхнего ценового сегмента. Успешные заведения 8-10-летней давности были рассчитаны на состоятельную по тем временам категорию потребителей. С течением времени этот сегмент начал сужаться, но появилась и стала расти прослойка среднеценовых ресторанов и кафе. Как показали наблюдения, в настоящее время сегмент элитных заведений в Находке уже почти заполнен, новые заведения появляются только за счет исчезновения существующих. Что же касается среднеценовых ресторанов (средняя цена услуги которых в Находке составляет 10-15 условных единиц на человека), то именно они в настоящее время являются наиболее перспективными. Изменились и цели посещения ресторанов: еще несколько лет назад основной целью был отдых, развлечения. Потому были так популярны клубы разного уровня, всевозможные дискотеки. По данным же опросов этого года, самые «рейтинговые» цели посещения в Находке — это встречи с друзьями, семейный отдых и просто питание вне дома. Разумеется, потребность развлекаться не исчезла совсем, она сместилась в другую возрастную категорию (18-25 лет). Основная же (как по потребностям, так и по финансовым возможностям) находкинская аудитория, чей возраст составляет 27-37 лет, не считает развлекательную программу основным критерием разработки того или иного заведения. Для данной группы потребителей важным показателем служит кухня ресторана, интерьер, уровень обслуживания.
Любое предприятие общепита в городе Находке — это не изолированное нечто, оно зависит, в свою очередь, от двух важнейших факторов: конкурентной среды и мнения потребителей. Таким образом, важнейший для общепита вопрос — это вопрос месторасположения предприятия. Каждый ресторан города (кафе, бар или фаст-фуд) может быть рассмотрен либо как локальная точка (рассчитанная на тех, кто живет или работает рядом), либо как общегородская. В данной работе размер анализируемого окружения будет рассматриваться на определенной территории, а не на рынке города в целом.
На сегодняшний день в Находке насчитывается порядка 12 ресторанов. Помимо ресторанов в городе существуют и другие виды предприятий общественного питания. Это бары, кафе, кофейни, Fast Food, пиццерии, спортбары. В непосредственной близости с рестораном «Старый капитан» находятся такие рестораны, как ресторан «Графские развалины», «Пирамид-отель».
Рейтинг наиболее популярных ресторанов 2007 г., составленный на основе отзывов клиентов, приведен на рис. 1.
Рейтинг популярных ресторанов г. Находки в 2007 г.
Рисунок 1.
Сопоставим сравнительные характеристики конкурентов ресторана «Старый капитан» посредством экспертных оценок (табл. 2.4). Оценка дана по пяти основным конкурентным характеристикам. Диапазон оценок от 0 до 5, в зависимости от степени развитости характеристики (0 — не развито вообще, 5 — высокая степень развития). Из таблицы видно, что лидирующие позиции по большинству показателей занимает ресторан «Графские развалины», затем ресторан «Старый капитан», и уже потом ресторан «Пирамид-отель». Таким образом, основным конкурентом ресторана «Старый капитан» является ресторан «Графские развалины».
Основными конкурентными преимуществами ресторана «Старый капитан» служат наличие дополнительных каналов сбыта (закусочная), использование вспомогательных рекламных материалов (информация о ресторане в туристических проспектах отдела туризма и путешествий «Приморавтотранса»).
Таблица 2.4 — Сравнительный анализ конкурентов ресторана «Старый капитан»
Позиция конкурентов |
Пирамид-отель |
Графские развалины |
«Старый капитан» | |
Услуга |
Характеристики услуги |
|||
качество |
3 |
5 |
4 | |
безопасность услуги |
4 |
4 |
4 | |
сервис |
4 |
5 |
4 | |
торговая марка/патент |
2 |
4 |
3 | |
Цена |
Цена услуги |
3 |
4 |
5 |
Мобильность ценовой политики |
2 |
5 |
0 | |
Продвижение товара |
Каналы рекламы |
1 |
4 |
2 |
Ежемесячные затраты на рекламу |
1 |
3 |
1 | |
Использование вспомогательных рекламных материалов |
0 |
2 |
1 | |
Тип рекламы |
||||
самореклама |
4 |
4 |
5 | |
реклама услуг фирмами-распространителями |
1 |
4 |
1 | |
Каналы сбыта |
Каналы сбыта |
1 |
2 |
1 |
Филиалы |
0 |
0 |
2 | |
Транспортные мощности |
2 |
4 |
3 | |
Характеристика производства и сбыта |
Ассортимент продукции |
4 |
5 |
5 |
Использование мощностей производства |
4 |
4 |
4 | |
Выпуск продуктов |
3 |
4 |
3 | |
Количество посадочных мест |
4 |
4 | ||
Суммарная оценка |
43 |
68 |
52 |
Итак, анализу подверглись
основные факторы внешней среды,
которые оказывают наиболее существенное
влияние на деятельность предприятий
общественного питания и
Важным элементом в анализе государственного регулирования явилась разработка и внедрение программ поддержки и развития малого бизнеса, как на местном, так и на федеральном уровнях; в экономике такие положительные моменты, как стабилизация экономики в целом, низкий уровень инфляции, повышение доходов населения; в социальной сфере наблюдаются, наоборот, отрицательные моменты — уменьшение численности населения, большие миграционные потоки; в анализе конкурентов также есть негативные тенденции — большая конкуренция по отрасли в целом.
2.3. Анализ факторов внутренней среды ресторана
Целью анализа внутренней среды ресторана «Старый капитан», при разработке стратегии, служит оценка стратегической ситуации на предприятии с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон. Задачами анализа внутренней среды ресторана являются — выявление сильных и слабых сторон.
При разработке стратегии для ресторана «Старый капитан» выявили сильные и слабые стороны по основным направлениям деятельности предприятия: операции (производство), финансы, маркетинг, человеческие ресурс, культура и образ предприятия.
Анализ внутренних факторов, влияющих на выбор стратегии ресторана будем осуществлять посредством SWOT-анализа.
SWOT-анализ — это анализ внутренних факторов (силы, слабости, возможности и угрозы). Силы — это преимущества ресторана по сравнению с конкурентами, слабости — это недостатки, возможности — это то, что со временем может стать силой ресторана «Старый капитан», а угрозы — это риски, которые нельзя полностью исключить.
Прежде всего, определим сильные, слабые стороны, возможности и угрозы для ресторана «Старый капитан».
Сильные стороны:
Информация о работе Развитие стратегии предприятия (на примере ООО «Старый капитан»)