Счетная палата Российской Федерации и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

целью этой работы станет рассмотрение и изучение Счетной палаты в качестве органа финансового контроля Российской Федерации.Главными задачами данной работы являются:
рассмотрение Счетной палаты в качестве органа государственного финансового контроля;
изучение контрольно-ревизионной деятельности Счетной Палаты РФ и анализ ее деятельности в 2000 – 2011 годах;
исследование проблем и перспектив развития института финансового контроля представительных органов власти в РФ.

Содержание работы

Введение 3
Историческое развитие Счетной палаты Российской Федерации 5
1. Счетная палата как орган государственного финансового контроля 7
1.1 Статус Счетной палаты РФ 7
1.2 Задачи Счетной палаты и принципы осуществления контроля 10
1.3 Виды контрольной деятельности, осуществляемые Счетной палатой РФ 15
2. Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты 18
2.1 Методы проведения контрольно-ревизионной деятельности Счётной палатой РФ 18
2.2 Анализ деятельности Счетной палаты в 2000 – 2011 годах. 20
3. Проблемы и перспективы развития института финансового контроля представительных органов власти в РФ 27
3.1 Проблемы современной системы финансового контроля 27
3.2 Направления совершенствования системы финансового контроля 30
Заключение 35
Практическая часть 38
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 329.01 Кб (Скачать файл)

Наблюдение представляет собой процесс ознакомления с состоянием финансовой деятельности хозяйственного объекта. Но Федеральный закон «О Счётной палате РФ» не предусматривает данный метод контрольной деятельности. Поэтому остается лишь предполагать, что законодатель посчитал ненужным отдельно выделять в данном законе метод наблюдения, несмотря на то, что при проведении ревизии или проверки непременным является «ознакомление с финансовой деятельностью объекта контроля».

В свою очередь методы анализа  и обследования в большей степени  связаны с экспертно-аналитической деятельностью Счётной палаты РФ.

К числу непосредственных методов осуществления контрольно-ревизионной деятельности Счётной палаты РФ можно отнести ревизии и проверки. 

Возникает вопрос: что представляет собой ревизия и каковы ее отличия  от проверки?

Дело в том, что проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте. Также в процессе проверки используются балансовые, отчётные и расходные документы для своевременного выявления нарушений финансовой дисциплины и принятию мер к устранению их последствий.

В свою очередь, ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчётного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере. 10

В общем, ревизия – это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершённых проверяемой организацией за определённый период.

Главное отличие ревизии  от проверки заключается в том, что  при проведении ревизии происходит проверка всех операций субъекта экономики  с непосредственным использованием всех необходимых приемов и способов – от учета имеющихся на момент ревизии документов до встречных  проверок, осуществляемых в организациях, связанных с объектом проверки финансовыми  и или иными отношениями. Кроме того, ревизии при наличии необходимости, могут не ограничиваться одной лишь проверкой документации, они также могут дополняться проверкой материальных ценностей и проверкой соответствия документального учета фактически полученным данным. Все это дает не только практическую, но и техническую возможность избежать упущения некоторых мелочей, а также не упустить важных операций, которые могут скрывать нарушения.

Проверка, напротив, является единичным контрольным действие или исследованием контрольного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. Отличие проверки от ревизии, как обычной, так и аудиторской, заключается в том, что она имеет выборочный характер и заранее предполагает возможность каких-либо пропусков по конкретным причинам из поля зрения проверки некоторых обстоятельств, которые могут оказать, нередко существенное, влияние на результаты как проверки, так и всей деятельности объекта проверки.

Счетная палата РФ имеет  право в процессе проведения контрольных  мероприятий осуществлять практически  все виды ревизий, что еще раз  подчеркивает ее статус, как высшего специального органа государственного финансового контроля.

Исключениями являются только внеплановые ревизии, в силу того, что в соответствии с Регламентом Счетной палаты «контрольные и экспертно -аналитические мероприятия проводятся Счётной палатой с утверждёнными в установленном порядке годовыми и текущими планами. Мероприятия, не включённые в план, не проводятся».

2.2 Анализ  деятельности Счетной палаты в 2000 – 2011 годах.

 

В 2011 году Счетной палатой было проведено 501 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, среди которых 370 контрольных мероприятий и 171 экспертно-аналитическое и которыми было охвачено 1150 объектов на территории 83 субъектов Российской Федерации. В том числе проведены контрольные мероприятия по поручениям: Президента Российской Федерации – 5; палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы – 27. Количество проведенных контрольных мероприятий по сравнению с 2010 годом осталось неизменным.

В соответствии с  Федеральным законом «О Счетной  палате Российской Федерации», Регламентом  Счетной палаты Российской Федерации  в отчетном периоде результаты всех контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, иные важнейшие вопросы  рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2011 году проведено 66 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрен 908 вопрос. О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций.

Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий докладывались главе  государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с  Председателем Счетной палаты. В  том числе:

- о результатах комплексной проверки соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в Кабардино-Балкарской Республике;

- об эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных нужд;

- о результатах проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на обеспечение антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры в рамках действующей системы безопасности на транспорте;

- об эффективности расходования государственных средств, направленных на прикладные научные исследования в области безопасности и правоохранительной деятельности;

- о результатах проверки эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2009–2010 годах государственным корпорациям;

- о результатах мониторинга и анализа результатов сопоставления развития государств – членов «Группы двадцати» (G20);

- о результатах проверки использования имущества, высвобождаемого в процессе ликвидации и реорганизации, а также при осуществлении деятельности федеральных учреждений, предприятий и иных организаций в сфере науки и образования, спорта и туризма, культуры и кинематографии, средств массовой информации за 1992–2010 годы и истекший период 2011 года;

- о результатах проверки эффективности действующего законодательства в части государственной поддержки сельскохозяйственного страхования за 2009 и 2010 годы.

В отчетном периоде состоялся ряд рабочих встреч Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с Председателем Счетной палаты С.В.Степашиным, на которых обсуждались вопросы реализации программы повышения эффективности расходования бюджетных средств, контроля за эффективностью использования бюджетных средств, направленных на реализацию федеральных целевых программ. Особое внимание было уделено вопросам тарифной политики в сфере ЖКХ, эффективности использования средств, выделенных на посевную кампанию и развитие лизинга сельхозтехники и оценке эффективности реализации программ противодействия коррупции.

По итогам проведенных  контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 336 представлений Счетной палаты и 410 информационных писем. Президенту Российской Федерации направлено 20 информационных писем. Правительству Российской Федерации направлено 111 информационных писем.

В 2011 году нарушения в  финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 718,5 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений приходится на неисполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (356,3 млрд. рублей). Установлены нарушения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму 238,5 млрд. рублей. Нарушения в сфере казны и оборота федерального имущества составили 15,6 млрд. рублей, нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности – 65,5 млрд. рублей и другие. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1 181,4 млн. рублей. Неэффективное использование бюджетных средств составило 511,4 млрд. рублей.

В 2011 году в Генеральную  прокуратуру Российской Федерации, другие правоохранительные органы было направлено 176 материалов по результатам проведенных контрольных мероприятий, в том числе в органы прокуратуры – 63, Следственный комитет Российской Федерации – 31, МВД

России – 40, ФСБ России – 42 материала. По материалам Счетной палаты возбуждено 72 уголовных дела, 4 материала приобщены к уголовным делам. Кроме того, возбуждено 23 дела об административных правонарушениях.

Всего за 2000 – 2011 годы Счетная палата провела 6029 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе контрольных мероприятий – 5224.

Рис. 2.1 Динамика контрольных  и экспертно-аналитических  мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2000-2011 годах.

 

Общая сумма выявленных нарушений  законодательства в финансово-бюджетной  сфере за период 2000 – 2011 год составила 2568,7 млрд. рублей.

 

Рис. 2.2 Динамика выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной  сфере в 2000-2011 годах.

 

 

Благодаря активному взаимодействию Счетной палаты с органами государственной  власти существенно улучшились показатели прокурорского реагирования на материалы  Счетной палаты. За 2000 - 2011 годы по выявленным фактам нарушения законодательства 1390 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1240 уголовных дел.

Рис. 2.3 Динамика деятельности прокуратуры РФ и иных правоохранительных органов в 2000-2011 годах.

 

На основании итогов 2011 года можно сделать вывод о  том, что Счетная палата превратилась в достаточно действенный орган  государственного финансового контроля, который может оказать активное влияние на процесс управления и  распоряжения государственными финансами и имуществом.

Основным направлением работы Счетной палаты в первую очередь  является минимизация последствий мирового финансового кризиса, оздоровление банковского сектора и поддержка отдельных секторов экономики, реализация приоритетных национальных проектов, реформирование пенсионного обеспечения граждан, обеспечение устойчивого роста экономики, формирование потенциала развития и повышение международного авторитета государства.

В последнее время контрольно-ревизионная  деятельность Счетной палаты является очень важным государственным инструментом, который направлен на минимизацию  рисков, связанных с коррупцией, что весьма ярко выражается в рамках реализации Национального плана по противодействию коррупции.

Развитие в стране бюджетного законодательства, мобилизация механизмов частно-государственного партнерства для осуществления крупных инвестиционных и инновационных проектов – все это невозможно без постоянного совершенствования правовой регламентации деятельности Счетной палаты. Но в тоже время от Счетной палаты требуется четкая система форм и методов контроля, сформированных с использованием приобретенного в процессе деятельности опыта, а также постоянного поиска и использования резервов, способных повысить качество контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Счетная палата несмотря на уже имеющиеся в ее «арсенале» инструменты финансового контроля продолжает активно внедрять совершенно новый вид государственного контроля -  стратегический аудит, который  нацелен на оценку эффективности  экономической политики государства  в целом. Кроме того, совместное использование  стратегического аудита вместе с  финансовым аудитом даст возможность  в полной мере использовать социально  значимые результаты нашей деятельности, чтобы повысить эффективность управления общественными ресурсами.

Результаты контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Счетной палатой в 2011 году, позволяют сделать выводы об основных тенденциях и проблемах развития экономики, бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации.

Все вышесказанное свидетельствует  о необходимости продолжения работ, связанных с укреплением и развитием единой системы контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, непрерывному совершенствованию правового, научно-исследовательского и методологического обеспечения государственного и муниципального финансового контроля.

 

3. Проблемы и перспективы развития института финансового контроля представительных органов власти в РФ

3.1 Проблемы современной системы финансового контроля

 

Проблемы в области  государственного финансового контроля всегда были неотъемлемым спутником  любого государства в процессе его  развития. Несмотря на имеющийся опыт в данной области, страны мира по-прежнему уделяю этим проблемам особое внимание.

Весьма важным является вопрос связанный с законодательным регулированием государственного финансового контроля. Суть этого состоит в том, что суммы мобилизуемых в бюджете средств, гораздо меньше тех, которыми в процессе использования и управления располагает государство. Именно поэтому государству необходимо иметь правовую базу и действенный механизм обеспечения целевого, а главное, эффективного использования принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.

Чтобы создать полноценную, отвечающую современным стандартам правовую базу финансового контроля, требуется законодательное определение понятия «государственный финансовый контроль», чего, к сожалению пока не сделано.

В настоящее время вследствие незавершенности в вопросах, связанных с формированием правовой базы государственного финансового контроля и отсутствия его определения, как такового, контролирующие органы направляют практически все свои усилия на осуществление контроля, в своих ведомственных интересах. Примером данного утверждения является наличие у Счетной палаты своей контрольной компетенции, у Банка России – своей, у Государственной налоговой службы – свой. Но получается, что на самом деле бесконтрольна со стороны государства вся банковская система страны, начиная с Центрального Банка Российской Федерации. Кроме того в аналогичном положении оказываются и федеральные органы такие, как Счетная палата, казначейство, служба валютного служба валютного и экспертного контроля, комиссия по ценным бумагам, которые никак не координируют свои контрольные функции.

Информация о работе Счетная палата Российской Федерации и ее функции