Сетевые цепные компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Целью настоящей работы является комплексное изучение розничных торговых сетей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - изучить основные проблемы розничных торговых сетей;
- тенденции развития розничных торговых сетей; - сравнить зарубежный и российский рынок розничных сетей.

Содержание работы

Введение
1. Построение розничной торговой сети. Форматы сетевых магазинов, и их признаки
2. Особенности розничных торговых сетей, на примере крупных ритейлеров
2.1. Wal-Mart
2.2. X5 Retail Group
2.3. Auchan
2.4. Metro AG
3. Сетевые компании. Перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. Рейтинги торговых сетей

Файлы: 1 файл

Сетевые цепные компании.docx

— 127.20 Кб (Скачать файл)

Оборот компании в 2009 году — $405,0 млрд (в 2008 году — $401,2 млрд), чистая прибыль — $14,33 млрд ($13,4 млрд в 2008 году), операционная прибыль — $23,95 млрд ($22,7 млрд в 2008 году).

По данным на май 2012 чистая прибыль одной из крупнейших мировых  розничных сетей - американской Wal-Mart Stores Inc., доступная среди акционеров компании, выросла на 10,1% - до 3,74 млрд долл. по итогам I квартала 2012-2013 финансового  года, который завершился 30 апреля с.г., говорится в отчете компании.

При этом выручка Wal-Mart Stores за отчетный период увеличилась на 8,5% - до 113,02 млрд долл. Операционная прибыль  компании достигла 6,39 млрд долл., превысив аналогичный показатель 2011-2012 финансового  года на 8,3%.

Между тем квартальная  прибыль на акцию Wal-Mart составила 1,09 долл. против 0,97 долл. годом ранее. Аналитики  прогнозировали квартальную прибыль  на акцию Wal-Mart в размере 1,04 долл.

 

ФЕНОМЕН

«Чем богаче американцы, тем богаче Wal-Mart», - не раз любил  повторять Сэм Уолтон. Сейчас эта  компания – самый крупный работодатель США: в ее штате работает свыше  полутора миллионов человек.

Наверное, нет в мировой  истории ни одной крупной транснациональной  корпорации, которая при завоевании рынка обошлась бы без громких  слияний или поглощений. Постоянное укрупнение бизнеса – одна из основных тенденций последнего времени. Однако есть на свете одна компания, для  которой покупка новых активов  – это, скорее, исключение, чем правило. Ее неоднократные попытки поглотить  конкурентов почти всегда оканчивались провалом. Но, как ни странно, это  совсем не помешало ей стать крупнейшей в мире корпорацией, оставив позади даже таких гигантов, как ExxonMobil и General Electric.

Именно постоянные неудачи Wal-Mart в области корпоративных  слияний и поглощений позволили  ей не только встать особняком среди  крупных транснациональных компаний, но и открыть совершенно новый, неведомый  доселе феномен. Эта корпорация на собственном  примере продемонстрировала всем, что  предпочтительная большинству стратегия  слияний и поглощений – вовсе  не панацея и не волшебная палочка  для экономического роста.

В 2002 году деловой мир  был шокирован новостью от Forbes. Оказалось, что самой крупной компанией  планеты является не Citigroup, не Royal Dutch/Shell и не ExxonMobil, явившиеся, кстати, продуктами многочисленных слияний, а Wal-Mart, которая  так и не смогла сделать ни одного по-настоящему выгодного приобретения.

Кроме того, впервые в  мировой истории этот почетный список возглавила не производственная компания, а корпорация, занятая в сфере  услуг. Ее доходы по результатам 2001 года превысили $220 млрд., а капитализация  составила $266 млрд. Совокупное состояние  пятерых потомков Сэма Уолтона, владеющих  в общей сложности 38% компании, оценивается  примерно в $100 млрд.

 

WAL-MART STORES В РОССИИ

Представители компании неоднократно подчеркивали важность российского  рынка для компании. В сентябре 2008 года Wal-Mart Stores зарегистрировала дочернее юридическое лицо в России — ООО  «ВМ истерн еуроп холдингз, ЛЛК». Эта компания вступила в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), которая является главным лоббистом  интересов российских торговых сетей.

После открытия офиса в  России Wal-Mart Stores пыталась создать совместное предприятие с X5 Retail Group на базе сети гипермаркетов «Карусель», но сделка не осуществилась. Тогда же, в 2008 году, американский ритейлер участвовал в  тендере на приобретение 89 % петербургской  сети гипермаркетов «Лента», но сделка также не состоялась.

В 2010 году Wal-Mart Stores вела переговоры о покупке сети «Копейка» у  компаний, принадлежащих Николаю  Цветкову, главе ФК «Уралсиб». Однако после приобретения «Копейки» российским ретейлером X5 Retail Group за 51,5 млрд рублей в начале декабря 2010 года Wal-Mart принял решение о закрытии российского  представительства. По словам президента международного подразделения Wal-Mart Stores Дага Макмиллона, компания остаётся заинтересованной в российском продуктовом рынке, но не видит партнеров для сотрудничества в ближайшей перспективе.

Из статьи «Wal-Mart закрыла  Россию» в «Ведомости» от 14.12.2010, 236 (2754), автор Александра Крекнина. [1]

«…Эпопея с выходом  крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart в Россию закончена. Уступив X5 Retail в борьбе за покупку сети «Копейка», американский гигант сообщил, что больше не видит компаний для покупки  в России и закрывает свое местное  подразделение.

Крупнейший мировой ритейлер Wal-Мart до конца февраля закроет  российское подразделение. «В ближайшей  перспективе мы не видим четко  обозначенных партнеров для приобретения, с точки зрения бизнеса нет  необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса», — объяснил президент международного подразделения Wal-Mart Даг Макмиллон. В то же время  он отметил, что компания сохраняет  интерес к России и «будет продолжать рассматривать варианты выхода на рынок», который «открывает впечатляющие возможности».

Wal-Mart давно заглядывается  на российский рынок. Еще в  2002 г. представители сети участвовали  в торговых конференциях и  встречались с мэром Москвы  Юрием Лужковым. С тех пор редкий  год не было сообщений, что  Wal-Mart интересуется российским рынком  или ведет переговоры с тем  или иным российским ритейлером. В 2004 г. топ-менеджмент крупной  петербургской сети «Лента» заявил, что Wal-Mart сделала компании предложение  о покупке (сделка не состоялась). В 2008 г. компания открыла в  Москве офис и начала переговоры  с X5 Retail о создании совместного  предприятия на базе сети гипермаркетов  «Карусель» (не договорились). В том  же 2008 году американцы участвовали  в тендере на покупку 89% «Ленты»  (не завершился из-за кризиса). «Wal-Mart в России — как Дед  Мороз: каждый год приходит»,  — иронизировал в интервью  «Ведомостям» основной владелец  «Магнита» Сергей Галицкий.

О ликвидации российского  офиса Wal-Mart объявила всего через  неделю после того, как стало ясно, что ей не достанется очередной актив  — сеть «Копейка»: ее у Николая  Цветкова за $1,65 млрд покупает X5 Retail. «Компания  вела переговоры с рядом потенциальных  продавцов, — говорит директор по корпоративным отношениям Wal-Mart в  России и Восточной Европе Константин Дубинин, не уточняя их названий. —  К сожалению, нам с ними не удалось  достичь соглашения в коммерческой части».

«За “Копейку” американская компания предлагала значительно меньше, чем в итоге заплатила X5, и постоянно  пересматривала цену», — утверждает один из консультантов этой сделки. «Wal-Mart была очень медлительной и  осторожной, наняла огромное количество консультантов, которые дотошно  проверяли документы и даже обошли все магазины. При этом компания не была готова подавать заявку в ФАС, хотя их об этом просили», — добавляет  он.

«Вопрос цены не был главным  для Wal-Mart: в других странах она  платила за активы с премией к  рынку и была готова на это в  России, — рассказывает человек, участвовавший  в переговорах Wal-Mart с одной из российских сетей. — Сложность в  другом — в неповоротливой многоуровневой корпоративной структуре, которой  для принятия решения нужно вдвое-втрое  больше времени, чем другим игрокам».

«Wal-Mart изначально выбрала  стратегию выхода в Россию через  покупку, строительство магазинов  с нуля они всерьез не рассматривали», — вспоминает партнер S. A. Ricci / King Sturge Илья Шуравин. По его словам, американский ритейлер изучал всех крупных игроков  европейской части России — Х5, «Ленту», «Копейку», «Мосмарт», «Магнит» и другие сети. «Собственники одних  были заинтересованы в росте капитализации  бизнеса и не рассматривали продажу, другие либо проданы, либо не подходят с точки зрения рисков. Так что  действительно хороших активов  после продажи “Копейки” для Wal-Mart не осталось», — заключает Шуравин.

У Wal-Mart еще есть шанс в  России, считает аналитик банка UBS Светлана Суханова: остается возможность купить сети гипермаркетов «Лента» и  «О'кей». «Вопрос только в той  премии, которую Wal-Mart готова платить  за входной билет на рынок, и на какие риски она готова идти», — добавляет она.

Путь в Россию через  открытие собственных магазинов  тоже открыт. Российский рынок не исчерпал потенциал для строительства  гипермаркетов с нуля, убежден  гендиректор российского подразделения  сети Real Антониу Баптишта. По его  оценкам, емкость российского рынка  позволяет открыть только в Москве до 30 новых гипермаркетов в ближайшие  годы. В регионах можно построить  еще как минимум 100 гипермаркетов, считает Баптишта.»

В сентябре 2011 года было объявлено  о назначении старшим вице-президентом Wal-Mart Stores российского менеджера  Льва Хасиса, экс-главы X5 Retail Group. Лев  Хасис родился в 1966 году в Куйбышеве, окончил Куйбышевский авиационный  институт (в 1989 году), Финансовую академию при правительстве РФ (в 1995 году), Санкт-Петербургский университет  МВД России (в 2001 году). С 1989  года работал начальником отдела международных  отношений Куйбышевского авиационного института, с 1991 года — генеральным  директором ОАО «Самарский торговый дом», с 1993 года — вице-президентом  АвтоВАЗ-банка, с 1996 года — вице-президентом  Альфа-банка, с 1999 года — членом совета директоров ТД «Перекресток». В 2009 году он был внесен в топ-100 кадрового  резерва президента России. Основными  направлениями его работы, должны стать интеграция приобретенных  сетей, глобальная синергия и инновации.

Из статьи «Wal-Mart планирует  возвращение в Россию» в "The Financial Times", Великобритания) Кортни Уивер (Courtney Weaver) 19/10/2011. [2]

«…когда компания Wal-Mart ушла с пустыми руками из России в декабре 2010, спустя восемь лет после начала изучения этого рынка и три года спустя после открытия московского офиса, казалось, что крупнейший в мире магазин розничной торговли столкнулся с развивающимся рынком, который он не смог разгадать.

Теперь, всего десять месяцев  спустя, компания разработала предварительный  план по возвращению, наняв одну из ключевых фигур российской розничной  торговли с тем, чтобы помочь наладить работу департамента развивающихся  рынков.

Бывший глава Х5, крупнейшей по продажам компании розничной торговли в России Лев Хасис начал работать на должности старшего вице-президента Wal-Mart, где будет отвечать за работу компании на развивающихся рынках, например, в Бразилии, Индии и  Китае.

В интервью господин Хасис  отметил, что его назначение не означает, что компания Wal-Mart поспешит вернуться  на российский рынок, но заявил, что  компания продолжит внимательно  наблюдать за рынком, ожидая правильного  момента и правильных приобретений.

«Неважно, выходишь ли ты на рынок первым. Важно выйти в  правильный момент. Я уверен, что Wal-Mart рано или поздно выйдет на российский рынок», - сообщил Хасис Financial Times.

Хасис добавил, что американской корпорации будет сложно не обращать внимания на «крупнейший рынок в  Европе». Однако и другим иностранным  компаниям розничной торговли находить свои рынки в России было нелегко.

Осенью 2009 году французская  сеть  Carrefour завершила свою работу в России всего лишь четыре месяца спустя после открытия первых двух магазинов, в то время как шведская компания Ikea столкнулась с целой  серией коррупционных скандалов  и судебных процессов за 11-летнюю историю работы в России, что привело, как сообщается, к замораживанию  инвестиций. 

Компания «Лента», продуктовая  торговая сеть из Санкт-Петербурга , часть  которой принадлежит ТПГ «Капитал», стала местом беспорядков с участием полиции прошлым летом в условиях разногласий вопросе руководства  в компании. Конфликт, кажется, завершился лишь выкупом ТПГ «Капитал» и  партнерами 40% акций, принадлежавших  конкуренту.

Торговая сеть «Лента»  была одной из двух торговых сетей, в приобретении которых компания Wal-Mart была заинтересована в России.

Вторым интересным объектом для Wal-Mart была дисконтная сеть «Копейка», которая перешла компании Х5 в  прошлом декабре, которой тогда  еще руководил Хасис. Именно это  оказалось финальным ударом, после  которого компания объявила о закрытии своего московского офиса.

Назначение Хасиса усилило  спекуляции, что Wal-Mart начнет охоту на саму сеть Х5, купив компанию целиком  или создав совместное предприятие  с зарегистрированным в Лондоне  розничным гигантом, главным акционером которого является «Альфа-групп» Михаила  Фридмана.

Один аналитик сомневается, что Wal-Mart захочет иметь партнерские  отношения с «Альфа-групп», учитывая конфликты, которые возникли между  группой и нынешними иностранными партнерами, например, британской ВР и  норвежской Telenor.

«Учитывая историю «Альфа-групп» и иностранных партнеров в  совместных предприятиях в России, не думаю, что какая-либо международная  организация захочет иметь с  ними какое-либо партнерское соглашение», - заявил аналитик.

Но он и другие специалисты  согласились, что приобретение группы Х5 стоимостью 9,5 миллиарда долларов хорошо впишется в стратегию Wal-Mart по выходу на рынок исключительно при  условии, подразумевающем, что компания сразу займет либо первое, либо второе место на этомрынке, что обеспечит  ее «необходимым масштабом и необходимой  рыночной долей в первый же день», считает Михаил Терентьев, аналитик московской компании «Открытие капитал».

На вопрос о возможном  приобретении компанией Wal-Mart сети Х5 Хасис  ответил: «Когда придет время компании Wal-Mart думать о российском рынке, у  компании будет большой выбор, не только Х5, среди российских и иностранных  сетей, оперирующих на российском рынке».

Если Wal-Mart решит вернуться  в Россию в течение пяти лет, то компания столкнутся с быстро консолидирующимся  рынком, в котором шесть крупнейших игроков спонсируют обширные программы  по капиталовложениям с тем, чтобы  отхватить больший кусок на рынке.

Главные игроки, Х5 и «Магнит», делят лишь 8% рынка между собой. Это можно сравнить с 30% рынка, которые  делят между собой две крупнейшие компании ЮАР, и с 12% рынка в Турции, согласно данным Брейди Мартина (Brady Martin), аналитика Ситибанка в Москве.

Информация о работе Сетевые цепные компании