Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Целью настоящей работы является комплексное изучение розничных торговых сетей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - изучить основные проблемы розничных торговых сетей;
- тенденции развития розничных торговых сетей; - сравнить зарубежный и российский рынок розничных сетей.
Введение
1. Построение розничной торговой сети. Форматы сетевых магазинов, и их признаки
2. Особенности розничных торговых сетей, на примере крупных ритейлеров
2.1. Wal-Mart
2.2. X5 Retail Group
2.3. Auchan
2.4. Metro AG
3. Сетевые компании. Перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. Рейтинги торговых сетей
Оборот компании в 2009 году — $405,0 млрд (в 2008 году — $401,2 млрд), чистая прибыль — $14,33 млрд ($13,4 млрд в 2008 году), операционная прибыль — $23,95 млрд ($22,7 млрд в 2008 году).
По данным на май 2012 чистая прибыль одной из крупнейших мировых розничных сетей - американской Wal-Mart Stores Inc., доступная среди акционеров компании, выросла на 10,1% - до 3,74 млрд долл. по итогам I квартала 2012-2013 финансового года, который завершился 30 апреля с.г., говорится в отчете компании.
При этом выручка Wal-Mart Stores за отчетный период увеличилась на 8,5% - до 113,02 млрд долл. Операционная прибыль компании достигла 6,39 млрд долл., превысив аналогичный показатель 2011-2012 финансового года на 8,3%.
Между тем квартальная прибыль на акцию Wal-Mart составила 1,09 долл. против 0,97 долл. годом ранее. Аналитики прогнозировали квартальную прибыль на акцию Wal-Mart в размере 1,04 долл.
ФЕНОМЕН
«Чем богаче американцы, тем богаче Wal-Mart», - не раз любил повторять Сэм Уолтон. Сейчас эта компания – самый крупный работодатель США: в ее штате работает свыше полутора миллионов человек.
Наверное, нет в мировой
истории ни одной крупной
Именно постоянные неудачи
Wal-Mart в области корпоративных
слияний и поглощений позволили
ей не только встать особняком среди
крупных транснациональных
В 2002 году деловой мир был шокирован новостью от Forbes. Оказалось, что самой крупной компанией планеты является не Citigroup, не Royal Dutch/Shell и не ExxonMobil, явившиеся, кстати, продуктами многочисленных слияний, а Wal-Mart, которая так и не смогла сделать ни одного по-настоящему выгодного приобретения.
Кроме того, впервые в мировой истории этот почетный список возглавила не производственная компания, а корпорация, занятая в сфере услуг. Ее доходы по результатам 2001 года превысили $220 млрд., а капитализация составила $266 млрд. Совокупное состояние пятерых потомков Сэма Уолтона, владеющих в общей сложности 38% компании, оценивается примерно в $100 млрд.
WAL-MART STORES В РОССИИ
Представители компании неоднократно подчеркивали важность российского рынка для компании. В сентябре 2008 года Wal-Mart Stores зарегистрировала дочернее юридическое лицо в России — ООО «ВМ истерн еуроп холдингз, ЛЛК». Эта компания вступила в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), которая является главным лоббистом интересов российских торговых сетей.
После открытия офиса в России Wal-Mart Stores пыталась создать совместное предприятие с X5 Retail Group на базе сети гипермаркетов «Карусель», но сделка не осуществилась. Тогда же, в 2008 году, американский ритейлер участвовал в тендере на приобретение 89 % петербургской сети гипермаркетов «Лента», но сделка также не состоялась.
В 2010 году Wal-Mart Stores вела переговоры
о покупке сети «Копейка» у
компаний, принадлежащих Николаю
Цветкову, главе ФК «Уралсиб». Однако
после приобретения «Копейки» российским
ретейлером X5 Retail Group за 51,5 млрд рублей
в начале декабря 2010 года Wal-Mart принял
решение о закрытии российского
представительства. По словам президента
международного подразделения Wal-Mart Stores
Дага Макмиллона, компания остаётся заинтересованной
в российском продуктовом рынке,
но не видит партнеров для
Из статьи «Wal-Mart закрыла Россию» в «Ведомости» от 14.12.2010, 236 (2754), автор Александра Крекнина. [1]
«…Эпопея с выходом крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart в Россию закончена. Уступив X5 Retail в борьбе за покупку сети «Копейка», американский гигант сообщил, что больше не видит компаний для покупки в России и закрывает свое местное подразделение.
Крупнейший мировой ритейлер Wal-Мart до конца февраля закроет российское подразделение. «В ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, с точки зрения бизнеса нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса», — объяснил президент международного подразделения Wal-Mart Даг Макмиллон. В то же время он отметил, что компания сохраняет интерес к России и «будет продолжать рассматривать варианты выхода на рынок», который «открывает впечатляющие возможности».
Wal-Mart давно заглядывается
на российский рынок. Еще в
2002 г. представители сети
О ликвидации российского офиса Wal-Mart объявила всего через неделю после того, как стало ясно, что ей не достанется очередной актив — сеть «Копейка»: ее у Николая Цветкова за $1,65 млрд покупает X5 Retail. «Компания вела переговоры с рядом потенциальных продавцов, — говорит директор по корпоративным отношениям Wal-Mart в России и Восточной Европе Константин Дубинин, не уточняя их названий. — К сожалению, нам с ними не удалось достичь соглашения в коммерческой части».
«За “Копейку” американская компания предлагала значительно меньше, чем в итоге заплатила X5, и постоянно пересматривала цену», — утверждает один из консультантов этой сделки. «Wal-Mart была очень медлительной и осторожной, наняла огромное количество консультантов, которые дотошно проверяли документы и даже обошли все магазины. При этом компания не была готова подавать заявку в ФАС, хотя их об этом просили», — добавляет он.
«Вопрос цены не был главным для Wal-Mart: в других странах она платила за активы с премией к рынку и была готова на это в России, — рассказывает человек, участвовавший в переговорах Wal-Mart с одной из российских сетей. — Сложность в другом — в неповоротливой многоуровневой корпоративной структуре, которой для принятия решения нужно вдвое-втрое больше времени, чем другим игрокам».
«Wal-Mart изначально выбрала стратегию выхода в Россию через покупку, строительство магазинов с нуля они всерьез не рассматривали», — вспоминает партнер S. A. Ricci / King Sturge Илья Шуравин. По его словам, американский ритейлер изучал всех крупных игроков европейской части России — Х5, «Ленту», «Копейку», «Мосмарт», «Магнит» и другие сети. «Собственники одних были заинтересованы в росте капитализации бизнеса и не рассматривали продажу, другие либо проданы, либо не подходят с точки зрения рисков. Так что действительно хороших активов после продажи “Копейки” для Wal-Mart не осталось», — заключает Шуравин.
У Wal-Mart еще есть шанс в России, считает аналитик банка UBS Светлана Суханова: остается возможность купить сети гипермаркетов «Лента» и «О'кей». «Вопрос только в той премии, которую Wal-Mart готова платить за входной билет на рынок, и на какие риски она готова идти», — добавляет она.
Путь в Россию через
открытие собственных магазинов
тоже открыт. Российский рынок не исчерпал
потенциал для строительства
гипермаркетов с нуля, убежден
гендиректор российского
В сентябре 2011 года было объявлено
о назначении старшим вице-президентом
Wal-Mart Stores российского менеджера
Льва Хасиса, экс-главы X5 Retail Group. Лев
Хасис родился в 1966 году в Куйбышеве,
окончил Куйбышевский авиационный
институт (в 1989 году), Финансовую академию
при правительстве РФ (в 1995 году),
Санкт-Петербургский
Из статьи «Wal-Mart планирует возвращение в Россию» в "The Financial Times", Великобритания) Кортни Уивер (Courtney Weaver) 19/10/2011. [2]
«…когда компания Wal-Mart ушла с пустыми руками из России в декабре 2010, спустя восемь лет после начала изучения этого рынка и три года спустя после открытия московского офиса, казалось, что крупнейший в мире магазин розничной торговли столкнулся с развивающимся рынком, который он не смог разгадать.
Теперь, всего десять месяцев спустя, компания разработала предварительный план по возвращению, наняв одну из ключевых фигур российской розничной торговли с тем, чтобы помочь наладить работу департамента развивающихся рынков.
Бывший глава Х5, крупнейшей по продажам компании розничной торговли в России Лев Хасис начал работать на должности старшего вице-президента Wal-Mart, где будет отвечать за работу компании на развивающихся рынках, например, в Бразилии, Индии и Китае.
В интервью господин Хасис отметил, что его назначение не означает, что компания Wal-Mart поспешит вернуться на российский рынок, но заявил, что компания продолжит внимательно наблюдать за рынком, ожидая правильного момента и правильных приобретений.
«Неважно, выходишь ли ты на рынок первым. Важно выйти в правильный момент. Я уверен, что Wal-Mart рано или поздно выйдет на российский рынок», - сообщил Хасис Financial Times.
Хасис добавил, что американской корпорации будет сложно не обращать внимания на «крупнейший рынок в Европе». Однако и другим иностранным компаниям розничной торговли находить свои рынки в России было нелегко.
Осенью 2009 году французская сеть Carrefour завершила свою работу в России всего лишь четыре месяца спустя после открытия первых двух магазинов, в то время как шведская компания Ikea столкнулась с целой серией коррупционных скандалов и судебных процессов за 11-летнюю историю работы в России, что привело, как сообщается, к замораживанию инвестиций.
Компания «Лента», продуктовая
торговая сеть из Санкт-Петербурга , часть
которой принадлежит ТПГ «
Торговая сеть «Лента» была одной из двух торговых сетей, в приобретении которых компания Wal-Mart была заинтересована в России.
Вторым интересным объектом для Wal-Mart была дисконтная сеть «Копейка», которая перешла компании Х5 в прошлом декабре, которой тогда еще руководил Хасис. Именно это оказалось финальным ударом, после которого компания объявила о закрытии своего московского офиса.
Назначение Хасиса усилило спекуляции, что Wal-Mart начнет охоту на саму сеть Х5, купив компанию целиком или создав совместное предприятие с зарегистрированным в Лондоне розничным гигантом, главным акционером которого является «Альфа-групп» Михаила Фридмана.
Один аналитик сомневается,
что Wal-Mart захочет иметь партнерские
отношения с «Альфа-групп», учитывая
конфликты, которые возникли между
группой и нынешними
«Учитывая историю «Альфа-групп» и иностранных партнеров в совместных предприятиях в России, не думаю, что какая-либо международная организация захочет иметь с ними какое-либо партнерское соглашение», - заявил аналитик.
Но он и другие специалисты согласились, что приобретение группы Х5 стоимостью 9,5 миллиарда долларов хорошо впишется в стратегию Wal-Mart по выходу на рынок исключительно при условии, подразумевающем, что компания сразу займет либо первое, либо второе место на этомрынке, что обеспечит ее «необходимым масштабом и необходимой рыночной долей в первый же день», считает Михаил Терентьев, аналитик московской компании «Открытие капитал».
На вопрос о возможном приобретении компанией Wal-Mart сети Х5 Хасис ответил: «Когда придет время компании Wal-Mart думать о российском рынке, у компании будет большой выбор, не только Х5, среди российских и иностранных сетей, оперирующих на российском рынке».
Если Wal-Mart решит вернуться в Россию в течение пяти лет, то компания столкнутся с быстро консолидирующимся рынком, в котором шесть крупнейших игроков спонсируют обширные программы по капиталовложениям с тем, чтобы отхватить больший кусок на рынке.
Главные игроки, Х5 и «Магнит»,
делят лишь 8% рынка между собой.
Это можно сравнить с 30% рынка, которые
делят между собой две