Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Целью настоящей работы является комплексное изучение розничных торговых сетей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - изучить основные проблемы розничных торговых сетей;
- тенденции развития розничных торговых сетей; - сравнить зарубежный и российский рынок розничных сетей.
Введение
1. Построение розничной торговой сети. Форматы сетевых магазинов, и их признаки
2. Особенности розничных торговых сетей, на примере крупных ритейлеров
2.1. Wal-Mart
2.2. X5 Retail Group
2.3. Auchan
2.4. Metro AG
3. Сетевые компании. Перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. Рейтинги торговых сетей
В России французская сеть
«АШАН» и немецкая Metro Cash &Carry в
настоящее время занимают третье
и четвертое место
Хасис заявил, что опыт Carrefour
в России не означает, что в России
существует больше барьеров для иностранных
компаний. Французская сеть всего
лишь совершила ошибки, считает Хасис,
выбрав неудачные места для магазинов
и не достигнув хороших
Аналитики отмечают, что Хасис может предоставить компании Wal-mart преимущество в деле и помочь не совершать те ошибки, которые были сделаны предшественниками. Представитель компании Wal-Mart отказался предоставлять больше информации о том, когда компания собирается возвращаться в Россию, и какую роль будет в этом играть Хасис. «Я могу лишь поделиться тем, о чем мы говорим с момента закрытия нашего московского офиса: мы верим в потенциал российского рынка и мы продолжим, как делаем на всех рынках стран мира, искать подходящую возможность для выхода на российский рынок», - заявил представитель.»
Итак, начиная с того же 2002 года в России то и дело стала подниматься тема возможности прихода Wal-Mart в нашу страну. Говорили, что она собирается сделать здесь ряд приобретений, в числе потенциальных объектов покупки называлась торговая сеть «БИН», а также российский бизнес германской компании Real Holding, входящей в корпорацию Metro.
Тем не менее, дальше робких намерений дело так и не дошло. То ли Wal-Mart до сих пор не удалось преодолеть все свои фобии, то ли российский рынок не кажется ей столь уж привлекательным. А может, стратегия Сэма Уолтона, не помышлявшего ни о слияниях, ни о поглощениях, действительно оказалась настолько хороша, что ее пока еще не стоит сдавать в архив.
2.2. X5 RETAIL GROUP
X5 Retail Group — российская
компания-ритейлер, владелец торговых
сетей «Пятёрочка», «
1 сентября 2003 года компания-ритейлер Balt-Adler Optimart сменила название на Pyaterochka Holding. 3 ноября 2006 года компания-ритейлер Pyaterochka Holding сменила название на X5 Retail Group.
В конце декабря 2008 года вошла в список компаний, которые получили государственную поддержку в период кризиса.
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ
18 мая 2006 года Pyaterochka Holding
приобрёл сеть магазинов «
В 2007 году X5 Retail Group приобрела крупнейшую липецкую розничную сеть «Корзинка» (включая единственный гипермаркет «Мы» на улице Гагарина, 100б). Вместо универсамов «Корзинка» теперь открыты «Пятёрочки», а в июне 2008 года гипермаркет «Мы» переименовали в «Меркадо суперцентр» (первый подобный бренд в России). Юридическое лицо — ООО «Южный» — осталось прежним.
11 августа 2008 года X5 объявила о решении сохранить бренд «Карусель» и использовать его для всех гипермаркетов X5.
25 ноября 2009 года X5 подписала
соглашение о приобретении
В конце сентября 2010 года X5 закрыла сделку по приобретению 16 магазинов розничной сети «Остров», расположенных в московском регионе. Сумма сделки составила $38 млн с учётом долга. Как ожидается, позднее магазины будут переведены под другие торговые марки, принадлежащие X5 Retail Group.
В декабре 2010 года стало известно о том, что X5 договорилась с Николаем Цветковым, владельцем 100 % сети универсамов «Копейка» о покупке всех его акций. Сумма сделки составила 51,5 млрд рублей, включая долг. На покупку компания взяла пятилетний кредит у Сбербанка без имущественного обеспечения. Также X5 планирует сменить название сети.
В мае 2011 года X5 Retail Group приобрела 8,45 % акций сети аптек «А5».
СОБСТВЕННИКИ И РУКОВОДСТВО
Крупнейший пакет X5 (47,8 %) у совладельцев «Альфа-групп» — Михаила Фридмана (21,9 %), Германа Хана и Алексея Кузьмичёва. Ещё 6,2 % делят между собой менеджеры «Альфы»: Александр Косьяненко (3,4 %), Лев Хасис (1,8 %) и Алексей Резникович (1 %). У основателей «Пятёрочки» — 21,2 % компании: у Андрея Рогачёва — 11,14 %, у Александра Гирды — 9,33 %, у Татьяны Франус — 0,59 %, у Игоря Видяева — 0,17 %[уточнить]. В январе 2011 года стало известно, что Андрей Рогачёв свой пакет акций продал.
В свободном обращении на Лондонской фондовой бирже (LSE) — 24,8 % акций компании (биржевой тикер — LSE: FIVE). Капитализация компании на Лондонской фондовой бирже на 16 июля 2007 года — $7,07 млрд.
Руководство. Исполняющий обязанности главного исполнительного директора компании — Стефан Дюшарм.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На 31 декабря 2007 года группа управляла 674 собственными и 680 франчайзинговыми магазинами «Пятёрочка», а также 179 собственными и 8 франчайзинговыми магазинами «Перекрёсток».
На 31 марта 2009 под управлением холдинга находилось 1144 магазина с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и ещё 39 городах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 886 магазинов «Пятёрочка» формата «мягкий дискаунтер», 209 супермаркетов «Перекрёсток» и 49 гипермаркетов «Карусель». Число франчайзинговых магазинов на территории России — 586.
На 31 марта 2011 г. под управлением Х5 находилось 2 545 магазинов с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть включает в себя 1 472 магазина «Пятерочка» формата «мягкий» дискаунтер, 303 супермаркета «Перекресток», 71 гипермаркет, а также 47 магазинов «у дома» и 652 приобретенных магазинов «Копейка» (включая 45 магазинов, ребрендированных в «Пятерочку»). На 31 марта 2011 г. число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 690.
С момента образования, группа реализует стратегию выкупа франчайзинг-партнеров, ориентируясь только на те компании, которые занимают лидирующие позиции в регионах.
«Мерка́до суперце́нтр» —
новый бренд гипермаркетов
Первый гипермаркет «Меркадо суперцентр» был открыт 10 июня 2008 года в Липецке. С этой целью в декабре 2007 года X5 приобрел у ЗАО «Корзинка» «Центр семейных покупок „Мы“» на улице Гагарина, 100б, который был открыт в 2006 году (впервые в Липецке он был совмещен с пекарней).
Планируется, что гипермаркеты под этой маркой в будущем будут открыты по всей Европейской части России и на Урале.
В 2009 году липецкий гипермаркет был переименован в «Карусель». Таким образом, новый проект отказались реализовывать в связи с кризисом.
КАК ОБРАЗОВАЛСЯ КРУПНЕЙШИЙ РИТЕЙЛЕР СТРАНЫ.
Из статьи «Слияние с пересечением» SmartMoney 11.06.2007, 21 (62), автор Елизавета Никитина. [3]
«…Пятерочка» на троечку.
По словам Хасиса, в Санкт-Петербурге
старые «Пятерочки» на протяжении последних
лет демонстрировали
Активно растущие «Карусель», «Лента», «О'Кей», Metro Cash & Carry, «Ашан» могли нанести серьезный удар по устаревающим «Пятерочкам». «Доля современных форматов в Петербурге — самая высокая в стране, на уровне Польши. Москва на фоне Северной столицы даже не знает конкуренции. Причем доля гипермаркетов там огромная (22%, по данным Nielsen. — SM), и многие находятся в городской черте», — описывает ситуацию Лев Хасис.
В прошлом году X5 взялась
за устранение проблемы комплексно. Прежний
слоган «Пятерочки» — «Гарантия
качества и низкой цены» — заменили
на более эмоциональное: «Самые близкие
низкие цены». С начала этого года
серьезно выросла рекламная активность:
на наружку и телевизионную
На первый взгляд эффективность объединенной рекламной кампании (на одной половине рекламных щитов X5 изображены товары и цены, на другой — логотипы «Перекрестка» и «Пятерочки») вызывает сомнение. Несмотря на полную схожесть рекламных кампаний двух сетей, у «Перекрестка» и «Пятерочки» разные принципы ценообразования. Для «Пятерочки» как дискаунтера выбран более простой EDLP (every day low prices): низкие цены на все и ограниченное промопредложение. Для формата супермаркета, в котором работает «Перекресток», используется так называемый принцип high-low. Суть его в следующем. «Известно, что потребители в состоянии запомнить цены на 100 наименований и могут их сравнивать. Ритейлеры эту группу товаров называют KVI (know valued items). Для российских ритейлеров индикатором низкой цены является “Ашан”. В “Перекрестках” на 1000 KVI цены установлены как в “Ашане” или чуть ниже», — рассказывает Хасис. Остальные товары, естественно, дороже. Сейчас, по словам Хасиса, показатель like-for-like для питерских «Пятерочек» стал положительным: за I квартал этого года товарооборот старых магазинов увеличился на 8%. У «Перекрестков» он вырос на целых 17%. В Москве рост like-for-like продаж «Пятерочек» и «Перекрестков» за тот же период составил 16%.
Хотя магазины объединенной сети и стали прибыльнее, но единая система закупок, способная обеспечить синергетический эффект, о котором говорит Хасис, пока полностью не сформирована. И дело не в недостатках самой системы.
Ассортимент «Перекрестка» насчитывает 25 000 позиций, у «Пятерочки» их всего 5000. Пересечение ассортимента наблюдается примерно по 4000 единиц. Иными словами, объединенная система закупок — это примерно то же самое, что одна сеть «Перекрестка». Выкручивать руки поставщикам не стало проще.
С большинством мелких поставщиков сети работают по отдельности. «Сейчас закупки для «Перекрестка» и «Пятерочки» — это не связанные процессы. Бонусы и отсрочки платежей тоже разные. А на вопрос, когда же можно встать в «Пятерочку», менеджеры «Перекрестка» отсылают к коллегам из дискаунтера«, — говорит директор по продажам компании Velle Евгений Дивенко. — Словом, на поставщиках появление X5 никак не сказалось». Иногда не везет, впрочем, и «крупняку». «Вимм-Билль-Данн» все еще сотрудничает с двумя сетями, хотя уже давно выражает желание начать работать с единой закупочной структурой. Возможно, это случится в июле.
«Нам никаких удобств работа с объединенной компанией не принесла. Байеры X5 требуют больших скидок из-за практически двукратного увеличения объема закупок. Но ведь по сути это не укрупнение: вместо двух сетей теперь товар реализует одна», — посетовал в приватном разговоре представитель одной из российских пивоваренных компаний.
Нелюбимые партнеры. Но главная головная боль Хасиса — разношерстные франчайзи «Пятерочки». Новые партнеры практически не появляются. Состав франчайзи X5 неоднороден: наряду с успешными он включает и проблемных. Показатели магазинов региональных партнеров далеки от тех, что демонстрируют собственные «Пятерочки». Годовая выручка одной собственной «Пятерочки» колеблется в районе $4,5 млн в год. Для франчайзинговых заработать за год $1,5 млн — почти подвиг.
А стоимость франшизы выросла с $1 млн до $1,5 млн. Партнер из Барнаула, владелец макаронной фабрики «Алтан» Валерий Покорняк разуверился в эффективности розничного бизнеса и переуступил франшизу новосибирской компании «Новые торговые системы». Недавно от X5 сбежал и партнер «Верона», построивший сеть из 21 магазина в Ярославле и Иванове.
Крупнейший франчайзи X5 — волгоградский «Тамерлан» — вляпался в скандальную историю. Бывший волгоградский мэр Евгений Ищенко, сейчас дожидающийся суда в СИЗО, якобы помогал «Тамерлану» получать вне конкурса землю под магазины. Чем все это закончится для «Тамерлана», станет ясно после суда.
Помимо Волгограда «Тамерлан»
развивает «Пятерочку» в
В X5 есть план избирательного, последовательного поглощения франчайзи: сначала участие в единой системе закупок, затем выкуп части акций, потом само поглощение. Генеральный директор «Агроторг-Ростова» Игорь
Дмитренко готовится к
борьбе: «Ни о какой продаже
не может идти и речи. До 2011 г. в
области будет работать 100 магазинов
с оборотом $200 млн. Мы не нуждаемся
в активной поддержке, поскольку
у “Тамерлана” богатый опыт развития
сети в Волгоградской и Самарской
областях». Посмотрим, что он скажет
в 2008 г. Именно тогда X5 готовится выводить
собственные «Пятерочки» в