Сетевые цепные компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Целью настоящей работы является комплексное изучение розничных торговых сетей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - изучить основные проблемы розничных торговых сетей;
- тенденции развития розничных торговых сетей; - сравнить зарубежный и российский рынок розничных сетей.

Содержание работы

Введение
1. Построение розничной торговой сети. Форматы сетевых магазинов, и их признаки
2. Особенности розничных торговых сетей, на примере крупных ритейлеров
2.1. Wal-Mart
2.2. X5 Retail Group
2.3. Auchan
2.4. Metro AG
3. Сетевые компании. Перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. Рейтинги торговых сетей

Файлы: 1 файл

Сетевые цепные компании.docx

— 127.20 Кб (Скачать файл)

В России французская сеть «АШАН» и немецкая Metro Cash &Carry в  настоящее время занимают третье и четвертое место соответственно, что является доказательством того, что некоторые иностранные сети могут пробиться в России. Однако обеим компаниям предстоит жесткое  соперничество со стороны местных  розничных торговцев «О’кей»  и «Дикси», которые смогут посвятить  все свои ресурсы рынку.

Хасис заявил, что опыт Carrefour в России не означает, что в России существует больше барьеров для иностранных  компаний. Французская сеть всего  лишь совершила ошибки, считает Хасис, выбрав неудачные места для магазинов  и не достигнув хороших договоренностей  с поставщиками.

Аналитики отмечают, что  Хасис может предоставить компании Wal-mart преимущество в деле и помочь не совершать те ошибки, которые  были сделаны предшественниками. Представитель компании Wal-Mart отказался предоставлять больше информации о том, когда компания собирается возвращаться в Россию, и какую роль будет в этом играть Хасис. «Я могу лишь поделиться тем, о чем мы говорим с момента закрытия нашего московского офиса: мы верим в потенциал российского рынка и мы продолжим, как делаем на всех рынках стран мира, искать подходящую возможность для выхода на российский рынок», - заявил представитель.»

Итак, начиная с того же 2002 года в России то и дело стала  подниматься тема возможности прихода Wal-Mart в нашу страну. Говорили, что  она собирается сделать здесь  ряд приобретений, в числе потенциальных  объектов покупки называлась торговая сеть «БИН», а также российский бизнес германской компании Real Holding, входящей в корпорацию Metro.

Тем не менее, дальше робких намерений дело так и не дошло. То ли Wal-Mart до сих пор не удалось  преодолеть все свои фобии, то ли российский рынок не кажется ей столь уж привлекательным. А может, стратегия Сэма Уолтона, не помышлявшего ни о слияниях, ни о  поглощениях, действительно оказалась  настолько хороша, что ее пока еще  не стоит сдавать в архив.

 

2.2. X5 RETAIL GROUP

X5 Retail Group — российская  компания-ритейлер, владелец торговых  сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток»,  «Карусель», «Копейка». Компания  зарегистрирована в Нидерландах,  штаб-квартира — в Москве. Основана  в 1999 году.

1 сентября 2003 года компания-ритейлер Balt-Adler Optimart сменила название на Pyaterochka Holding. 3 ноября 2006 года компания-ритейлер Pyaterochka Holding сменила название на X5 Retail Group.

В конце декабря 2008 года вошла  в список компаний, которые получили государственную поддержку в  период кризиса.

 

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

18 мая 2006 года Pyaterochka Holding приобрёл сеть магазинов «Перекрёсток»  у консорциума «Альфа-групп» и  инвестиционного фонда Templeton.

В 2007 году X5 Retail Group приобрела  крупнейшую липецкую розничную сеть «Корзинка» (включая единственный гипермаркет  «Мы» на улице Гагарина, 100б). Вместо универсамов «Корзинка» теперь открыты  «Пятёрочки», а в июне 2008 года гипермаркет  «Мы» переименовали в «Меркадо суперцентр» (первый подобный бренд в России). Юридическое лицо — ООО «Южный»  — осталось прежним.

11 августа 2008 года X5 объявила  о решении сохранить бренд  «Карусель» и использовать его  для всех гипермаркетов X5.

25 ноября 2009 года X5 подписала  соглашение о приобретении сети  универсамов «Патэрсон». В декабре  того же года сделка была  закрыта; магазины сети позднее  были переведены под другие  торговые марки, принадлежащие  X5 Retail Group (53 магазина были переведены  под марку «Перекрёсток» и  22 — «Пятёрочка»).

В конце сентября 2010 года X5 закрыла сделку по приобретению 16 магазинов розничной сети «Остров», расположенных в московском регионе. Сумма сделки составила $38 млн с  учётом долга. Как ожидается, позднее  магазины будут переведены под другие торговые марки, принадлежащие X5 Retail Group.

В декабре 2010 года стало известно о том, что X5 договорилась с Николаем Цветковым, владельцем 100 % сети универсамов  «Копейка» о покупке всех его  акций. Сумма сделки составила 51,5 млрд рублей, включая долг. На покупку  компания взяла пятилетний кредит у  Сбербанка без имущественного обеспечения. Также X5 планирует сменить название сети.

В мае 2011 года X5 Retail Group приобрела 8,45 % акций сети аптек «А5».

 

СОБСТВЕННИКИ И РУКОВОДСТВО

Крупнейший пакет X5 (47,8 %) у совладельцев «Альфа-групп» —  Михаила Фридмана (21,9 %), Германа Хана и Алексея Кузьмичёва. Ещё 6,2 % делят  между собой менеджеры «Альфы»: Александр Косьяненко (3,4 %), Лев Хасис (1,8 %) и Алексей Резникович (1 %). У  основателей «Пятёрочки» — 21,2 % компании: у Андрея Рогачёва — 11,14 %, у Александра Гирды — 9,33 %, у Татьяны Франус — 0,59 %, у Игоря Видяева — 0,17 %[уточнить]. В январе 2011 года стало известно, что Андрей Рогачёв свой пакет  акций продал.

В свободном обращении  на Лондонской фондовой бирже (LSE) — 24,8 % акций компании (биржевой тикер  — LSE: FIVE). Капитализация компании на Лондонской фондовой бирже на 16 июля 2007 года — $7,07 млрд.

Руководство. Исполняющий обязанности главного исполнительного директора компании — Стефан Дюшарм.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На 31 декабря 2007 года группа управляла 674 собственными и 680 франчайзинговыми магазинами «Пятёрочка», а также 179 собственными и 8 франчайзинговыми магазинами «Перекрёсток».

На 31 марта 2009 под управлением  холдинга находилось 1144 магазина с  расположением в Москве, Санкт-Петербурге и ещё 39 городах европейской части  России, на Урале и на Украине. Мультиформатная  сеть компании включает в себя 886 магазинов  «Пятёрочка» формата «мягкий  дискаунтер», 209 супермаркетов «Перекрёсток»  и 49 гипермаркетов «Карусель». Число  франчайзинговых магазинов на территории России — 586.

На 31 марта 2011 г. под управлением  Х5 находилось 2 545 магазинов с расположением  в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная  сеть включает в себя 1 472 магазина «Пятерочка»  формата «мягкий» дискаунтер, 303 супермаркета «Перекресток», 71 гипермаркет, а также 47 магазинов «у дома» и 652 приобретенных  магазинов «Копейка» (включая 45 магазинов, ребрендированных в «Пятерочку»). На 31 марта 2011 г. число франчайзинговых  магазинов на территории России составляло 690.

С момента образования, группа реализует стратегию выкупа франчайзинг-партнеров, ориентируясь только на те компании, которые  занимают лидирующие позиции в регионах.

«Мерка́до суперце́нтр» —  новый бренд гипермаркетов группы компаний X5 Retail Group N.V. Основан в 2008 году.

Первый гипермаркет «Меркадо суперцентр» был открыт 10 июня 2008 года в Липецке. С этой целью в  декабре 2007 года X5 приобрел у ЗАО  «Корзинка» «Центр семейных покупок  „Мы“» на улице Гагарина, 100б, который  был открыт в 2006 году (впервые в  Липецке он был совмещен с пекарней).

Планируется, что гипермаркеты под этой маркой в будущем будут  открыты по всей Европейской части  России и на Урале.

В 2009 году липецкий гипермаркет  был переименован в «Карусель». Таким  образом, новый проект отказались реализовывать  в связи с кризисом.

 

КАК ОБРАЗОВАЛСЯ КРУПНЕЙШИЙ РИТЕЙЛЕР СТРАНЫ.

Из статьи «Слияние с пересечением» SmartMoney 11.06.2007, 21 (62), автор Елизавета  Никитина. [3]

 «…Пятерочка» на троечку.

По словам Хасиса, в Санкт-Петербурге старые «Пятерочки» на протяжении последних  лет демонстрировали отрицательный like-for-like. Этот показатель означает, что  магазины, работающие больше одного года, теряли покупателей, в них падала или не росла сумма среднего чека. Влияние питерских «Пятерочек»  сказалось на общем числе посещаемости всей сети. Согласно отчету Deutsche UFG, по итогам 2005 г. показатель снижения трафика  в «Пятерочках» составил 3,7%.

Активно растущие «Карусель», «Лента», «О'Кей», Metro Cash & Carry, «Ашан» могли нанести серьезный удар по устаревающим «Пятерочкам». «Доля  современных форматов в Петербурге — самая высокая в стране, на уровне Польши. Москва на фоне Северной столицы даже не знает конкуренции. Причем доля гипермаркетов там огромная (22%, по данным Nielsen. — SM), и многие находятся  в городской черте», — описывает  ситуацию Лев Хасис.

В прошлом году X5 взялась  за устранение проблемы комплексно. Прежний  слоган «Пятерочки» — «Гарантия  качества и низкой цены» — заменили на более эмоциональное: «Самые близкие  низкие цены». С начала этого года серьезно выросла рекламная активность: на наружку и телевизионную рекламу, по словам Хасиса, тратится около 1% оборота.

На первый взгляд эффективность  объединенной рекламной кампании (на одной половине рекламных щитов X5 изображены товары и цены, на другой — логотипы «Перекрестка» и «Пятерочки») вызывает сомнение. Несмотря на полную схожесть рекламных кампаний двух сетей, у «Перекрестка» и «Пятерочки»  разные принципы ценообразования. Для  «Пятерочки» как дискаунтера  выбран более простой EDLP (every day low prices): низкие цены на все и ограниченное промопредложение. Для формата супермаркета, в котором работает «Перекресток», используется так называемый принцип high-low. Суть его в следующем. «Известно, что потребители в состоянии  запомнить цены на 100 наименований и  могут их сравнивать. Ритейлеры эту  группу товаров называют KVI (know valued items). Для российских ритейлеров индикатором  низкой цены является “Ашан”. В “Перекрестках” на 1000 KVI цены установлены как в  “Ашане” или чуть ниже», — рассказывает Хасис. Остальные товары, естественно, дороже. Сейчас, по словам Хасиса, показатель like-for-like для питерских «Пятерочек»  стал положительным: за I квартал этого  года товарооборот старых магазинов  увеличился на 8%. У «Перекрестков» он вырос на целых 17%. В Москве рост like-for-like продаж «Пятерочек» и «Перекрестков» за тот же период составил 16%.

Хотя магазины объединенной сети и стали прибыльнее, но единая система закупок, способная обеспечить синергетический эффект, о котором  говорит Хасис, пока полностью не сформирована. И дело не в недостатках  самой системы.

Ассортимент «Перекрестка»  насчитывает 25 000 позиций, у «Пятерочки»  их всего 5000. Пересечение ассортимента наблюдается примерно по 4000 единиц. Иными словами, объединенная система  закупок — это примерно то же самое, что одна сеть «Перекрестка». Выкручивать руки поставщикам не стало проще.

С большинством мелких поставщиков  сети работают по отдельности. «Сейчас  закупки для «Перекрестка» и  «Пятерочки» — это не связанные  процессы. Бонусы и отсрочки платежей тоже разные. А на вопрос, когда же можно встать в «Пятерочку», менеджеры  «Перекрестка» отсылают к коллегам из дискаунтера«, — говорит директор по продажам компании Velle Евгений Дивенко. — Словом, на поставщиках появление X5 никак не сказалось». Иногда не везет, впрочем, и «крупняку». «Вимм-Билль-Данн»  все еще сотрудничает с двумя  сетями, хотя уже давно выражает желание начать работать с единой закупочной структурой. Возможно, это  случится в июле.

«Нам никаких удобств  работа с объединенной компанией  не принесла. Байеры X5 требуют больших  скидок из-за практически двукратного  увеличения объема закупок. Но ведь по сути это не укрупнение: вместо двух сетей теперь товар реализует  одна», — посетовал в приватном  разговоре представитель одной  из российских пивоваренных компаний.

Нелюбимые партнеры. Но главная головная боль Хасиса — разношерстные франчайзи «Пятерочки». Новые партнеры практически не появляются. Состав франчайзи X5 неоднороден: наряду с успешными он включает и проблемных. Показатели магазинов региональных партнеров далеки от тех, что демонстрируют собственные «Пятерочки». Годовая выручка одной собственной «Пятерочки» колеблется в районе $4,5 млн в год. Для франчайзинговых заработать за год $1,5 млн — почти подвиг.

А стоимость франшизы выросла  с $1 млн до $1,5 млн. Партнер из Барнаула, владелец макаронной фабрики «Алтан»  Валерий Покорняк разуверился в  эффективности розничного бизнеса  и переуступил франшизу новосибирской  компании «Новые торговые системы». Недавно  от X5 сбежал и партнер «Верона», построивший  сеть из 21 магазина в Ярославле и  Иванове.

Крупнейший франчайзи X5 —  волгоградский «Тамерлан» — вляпался в скандальную историю. Бывший волгоградский  мэр Евгений Ищенко, сейчас дожидающийся суда в СИЗО, якобы помогал «Тамерлану»  получать вне конкурса землю под  магазины. Чем все это закончится для «Тамерлана», станет ясно после  суда.

Помимо Волгограда «Тамерлан» развивает «Пятерочку» в Самарской  области и Ростове («Агроторг-Ростов»). В начале этого года X5 предложила выкупить самарские магазины, но ей было отказано. «Они заявили, что еще  недостаточно выросли», — улыбается  Хасис, — и мы решили не торопить их, а параллельно начать самостоятельное  развитие «Пятерочек» в этом регионе. С апреля X5 начала самостоятельно открывать  «Пятерочки» в Самарской области. Отозвана лицензия у краснодарского партнера X5 — компании «Фаворит», владевшей 37 магазинами. «Фаворит» не соблюдал условия франчайзингового договора и не платил роялти. Судя по всему, X5 готовится к сворачиванию франчайзинговой  программы в принципе. Разномастные магазины партнеров (а всего их по стране около 540), многие из которых  представляют собой наскоро собранные  коробки из пеноблоков, — не то, что  нужно российскому лидеру.

В X5 есть план избирательного, последовательного поглощения франчайзи: сначала участие в единой системе  закупок, затем выкуп части акций, потом само поглощение. Генеральный  директор «Агроторг-Ростова» Игорь 

Дмитренко готовится к  борьбе: «Ни о какой продаже  не может идти и речи. До 2011 г. в  области будет работать 100 магазинов  с оборотом $200 млн. Мы не нуждаемся  в активной поддержке, поскольку  у “Тамерлана” богатый опыт развития сети в Волгоградской и Самарской  областях». Посмотрим, что он скажет в 2008 г. Именно тогда X5 готовится выводить собственные «Пятерочки» в Ростовской области. Выдержит ли скромный «Агроторг-Ростов»  конкуренцию с федеральной сетью? Тем более что Хасис за два  ближайших года обещает сделать X5 гораздо более эффективной.

Информация о работе Сетевые цепные компании