Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка

Описание работы

1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве

Файлы: 1 файл

Шпора по финансам.docx

— 99.96 Кб (Скачать файл)

1. Объективные условия  возникновения финансов.

Есть 3 объективных условия, предполагающих фун-ие финансов:

1)Товарно-денежные отношения. ТДО дают возможность ФО возникнуть и существовать, т.к. с возникновением ТДО появл-ся мат. носитель ФО-деньги (без денег ФО быть не может). ТДО не могут сушествовать без ФО, т.к. ТДО предполагают формир-е и использ-е фондов ден. ср-в

2)Существование государства, его развития и соответствующие функции – предполагает ФО, потому что они изначально возникли после появления ДО для пополнения бюджета гос-ва (налоги), позволяющего ему выполнить его ф-ции.

3)Расширенное общ воспроизводство, как предпосылка удовлетворению постоянно растущих потребностей общ-ва и закономерность рыночной эк-ки.

Объективная причина возникновения  ФО – эк-кие потребности и эк-кие интересы субъектов ЭО, кт. возможно удовлетворить только посредством формир-я соответствующих фондов ден. ср-в в усл-ях ТДО, функционир-я и развития гос-ва и расширенного воспроизв-ва.

 

2. Общие признаки финансовых  отношений.

ФО явл-ся частью ЭО. ФО носят объективный (т.е. подчиняется объективным законам развития (закон S и D), а мат. основой этого хар-ра эк. и ФО явл-ся достигнутый ур-нь разв-я производит. сил разв-я общ-ва: (доиндустриальный – отсутствие ФО, индустриальный – ФО в виде налогов в обмен на выполнение гос-м своих обязательств, постиндустриальный – патенты, лицензии) и историч. хар-р (он тесно связан с их объективным хар-ром:-разв-е производит. сил влечет за собой изм-е фин. и эк. отнош-й - формир-е различных фондов.

 

 

3. Специфические признаки  ФО.

1) Распределительный  хар-р. Природа ФО связана с распределением, а Ф-это эк-кий инструмент распредел-я ВВП.В совр эк-ки выделяют 2 ур-ня:а)производственный-создается реал стоимость ВВП и осущ первич распределение, в рез-те у субъектов формируется основные доходы. б)непроизво-й- (гос и мун службы, соц служба, кредитная, страховая сфера)-осущ совю дея-ть за счет доходов полученных в порядке перераспред основных доходов производств сектора. Весь распред-й процесс делиться на 2 составляющие: а)первич распред-ие(доход до уплаты налогов)- образуются основные доходы пред-ия реал сектора. У гос-ва доходы от соб-ти (прибыль гос пред-ий, арендная плата,лицензии, патенты,)доход от внешэк-кой дея-ти-неналоговый доход. Б)вторич распред-ие (доход после уплаты налогов)-Конечные доходы субъектов подвергаются распред-иею в интересах самого субъекта. Процессы распред-ия влияют на все стадии общ-ого воспроиз-ва ускоряя или замедляя их.Распред-ие и перераспред-ие м/у всеми субъектами эк-ки д/о быть эк-ки целесообразно и оптимально.Т.о.  распред-ие в Ф смысле-движение стоимости ВВП в денеж. Форме.

2) Денежный. Деньги – материальный носитель ФО. Деньги фун-т на стадии распределения и обмена общ-го производства. Сфера денежных отн-ий шире сферы ФО. ДО сущ-т без ФО, но ФО без ДО – нет. На стадии обмена – эквивалентное движение денег, связанное с движением товара На стадии распределения – движение денежных средств обособлено от движения товаров и хар-ся отчуждением.

3) Фондовый. Фин ресурсы форм-ся преимущественно в фондовой форме. Ден фонды имеют целевое назначение.

- позволяет концентрировать ресурсы  на основных направлениях общественного  производства,

- позволяет теснее увязать удовлетворение  потребностей с конкретными доходными  источниками,

- позволяет более жестко контролировать  использование денежных средств  в целевых фондах.

 

 

4. Финансовые ресурсы  – материальные носители ФО.

Деньги – материальный носитель ФО. Деньги фун-т на стадии распределения  и обмена общ-го производства.

На стадии обмена – эквивалентное  движение денег, связанное с движением  товара. На стадии распределения –  дв-е ден. ср-в обособлено от дв-я  товаров и хар-ся отчуждением.

Финансовые ресурсы – кол-ая хар-ка Ф рез-та процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежн ср-ва, кт-ые правомерно направить на возмещение выбывающих основных фондов, производ-ных и непроизвод-ных, кол-го потребления.

Централизованные – гос-ный  б-т, местный б-т, внеб-ые фонды, доходы за счет налогов от предприятий и  населения и от внешнеэк-кой дея-ти.

Децентрализованные – предприятия, домохозяйства, создаются за счёт накоплений и дохода, а также бюдж. финансирования.

 

5. Понятие «финансовая  система». Классификация ФО.

Пон-е «ФС» употребляется в различных значениях:

1)Как совокуп Ф учржд-й-институциональная  ст-ра ФС

2)С т.з. эк-кого содерж-я  как совокуп ФО.

Стр-рная орг-ция совокуп ФО позволяет  упорядочить и целенаправленно  управлять эл-тами с-мы, отслеживать  и корректировать Ф связи.

Построение ФС основывается на след. признаках:

--функциональном назначении той  или иной группы ФО

--в единстве и взаимодействии  подсистем

--наличие спец обслуживающего  аппарата

-- наличие собств. Ф  базы

ФС как эк. категория-это совокуп различных, но взаимосвязанных сфер и звеньев ФО, каждая из кт. хар-ся особенностями в формир-и и использ-и фондов ден. ср-в, различной ролью в жизни общ-ва.

Стр-ра ФС в  РФ.

I Ф гос-ва: а) бюджеты разного ур-ня

б) гос. внебюдж. фонды

в) гос. кредит

г) гос. страх-е

д) Ф гос. и мун. предпр-й, орг-ций

II Ф частных хоз. субъектов – созд-е НД, обеспеч-е ср-вами непроизводств. сферы.

а) Ф коммерч. предпр-й

б) Ф некоммерч. предпр-й

в) Ф общественных объед-й (орг-ций)

III Ф домашних хоз-в. Обеспеч-е платежеспособного спроса страны.

Централиз. фин. ресурсы сосредоточены в б-тах разного ур-ня. Основаня их часть формируется за счет доходов предпр-й, нас-я, перераспределенных через налоги и платежи и доходов от внешнеэк. деят-ти гос-ва.

Децентрализ. фин. ресурсы создаются за счет накопл-я и доходов предпр-й, фирм, а также частично за счет бюдж. финансир-я и заёмных ср-в.

6. Роль финансов в общественном воспроизводстве

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

На микроуровне финансы участвуют в процессах как распределения, так и перераспределения. Так государство в той или иной степени регламентирует процесс деятельность предприятий, устанавливая:

- состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

- методы применения амортизационных отчислений;

- объекты и ставки налогообложения;

- сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

- состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли.

Особенно велика роль финансов в  расширенном воспроизводстве предприятий  различных форм собственности, поскольку  при их непосредственном участии  создается ВВП, и происходит его  распределение внутри предприятий  и отраслей.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

 

7. Распределительная и  регулирующая функция финансов , их содержание и значение для  развития экономики и общества .

8. Контрольная функция  финансов , ее содержание  и роль  в рыночной экономике .

Все функции финансов делят на основные и дополнительные.

К основным функциям относят:

1) распределительную;

2) контрольную;

3) регулирующую.

Распределительная функция проявляет свое действие во всех сферах

общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в 

сфере обращения. С помощью распределительной  функции осуществляется

распределение новой стоимости  на микроуровне и перераспределение  этой

стоимости на макроуровне. Эта функция  финансов позволяет: образовывать

денежные фонды на уровне коммерческих и некоммерческих организаций и 

домашнего хозяйства, а также государства; создавать не только денежные 8

фонды государства, но также и фонды  целевого назначения, имеющие 

важнейшее значение в экономической  и социальной жизни населения;

осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, в том 

числе между отраслями, сферами  и социальными группами; формировать 

необходимые резервы на уровне как  организаций, так и государства.

Контрольная функция обладает свойством количественно отображать

воспроизводственный процесс в  целом и различные его фазы, благодаря чему

способна постоянно «сигнализировать»  о том, как складываются

распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность 

воспроизводственного процесса. Инструментом реализации контрольной 

функции является финансовая информация, позволяющая увидеть различные 

стороны работы организации и оценить  результаты её финансово-

хозяйственной деятельности. Данная функция представляет

воспроизводственный процесс, сигнализирует  о возникающих отклонениях в 

пропорциях распределения ВВП  и НД, своевременном и полном образовании 

целевых денежных фондов, об обеспеченности производственного процесса

необходимыми ресурсами. Контрольная  функция действует не изолированно, а 

в тесной связи с распределительной. В одновременном их действии полностью 

проявляется экономическая сущность финансов.

 Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с

помощью различных инструментов финансов в процесс воспроизводства. На

уровне организаций эта функция  стимулирует его деятельность, создавая

различные фонды, которые способствуют улучшению качества

производственного процесса, увеличению его объема, улучшению 

материального положения работающих. На макроуровне, т.е. на уровне

государства, эта функция, используя  следующие инструменты -

государственные расходы, налоги, госкредит, ставку рефинансирования,

доходность по государственным  ценным бумагам,- достигает таких  же

результатов.

К дополнительным относят:

1) стабилизационная;

2) стимулирующую;

3) аккумулирующую.

Стабилизационная  функция проявляет свое действие в обеспечении

стабильных условий труда и  дальнейшего повышения качеств  уровня жизни 

населения. Выполнение данной функции  обеспечивается через механизм

государственного регулирования  финансовых отношений как на макро- так и на

микроуровнях.

Стимулирующая функция обеспечивает наполнение финансовых

отношений качественным содержанием, позволяющих им выступать 

комплексным рычагом, который может  активно использоваться государством

для развития предпринимательской  инициативы и насыщения рынка  товарами.

Аккумулирующая функция проявляет свое действие в своевременном и

полном формировании различных  фондах денежных средств как на макро- так 

и на микроуровнях в целях обеспечения  сбалансированного роста 

производства.

 

9. Содержание и задачи финансовой политики

ФПГ – это особая сфера дея-ти гос-ва связанная с мобилизацией ФР, их рациональном распред-ем и испол-ем для осущ-я гос-ых ф-ций, направленных на удовлетворение потреб-ей общ-ва, в  том числе на сбалансированный рост доходов субъектов эк-ки.

По средствам ФПГ осущ-ся воздействие  фин на эк и соц развитие общ-ва, т.к. оно в знач степени зависит  от финансирования. ФПГ должна быть направлена на рост основного источника  форм-ия доходов субъектов эк-ки, каковым явл-ся рост ВВП. Имеет административный (связана с принуждением) и эк-ий хар-р (затрагивает эк-ие интересы и  потребности субъектов эк-ки).

3 типа ФПГ:

- Классическая ФП характеризующаяся невмешательством гос-ва в эк-кие процессы в условиях свободной рыночной конкуренции. Теоретики этого периода были анг эк-ты Смит и Рикардо, и просущ-ла эта сис-ма до к 19 н 20 века.

- Планово-директивная ФП она сложилась в Советском Союзе в н20 годов 20 века. Начала применяться в основном в странах восточной Европы. Характерно в ее основе отсутствие стимулов развития научно технического прогресса.

- Регулирующая ФП, ее родоначальник английский эк-т Кейнс. В основе лежит гос-ое регулири поддержка проводимых в эко-ке преобразований. Кейнсеанство основано на экспансиониской политике включающей расширение гос-ых расходов и снижение налогов, расширение денежной массы в обращении. Эти инструменты стимулировали рост производства, инвестиции, в том числе в человеч капитал.

В процессе реализации фискальной цели ФПГ стихийно (не намереваясь, не ставя  цели, но в результате других целей  происходят изменения) или сознательно  регулирует эк-кие процессы, так  как движение ФР всегда воздествует  на эк-кие интересы и эк-кие потребности  всех субъектов эк-ки. Отсюда вытекают задачи ФП:

- выработка концепции развития  Ф, кт-я формируется на основе  научного анализа состояния эк-ки  и общ-ва, тенденции и перспектив  развития, на основе оценки потребности  народного хоз-ва и населения  страны в ФР на период развития;

- определение источников мобилизации  ФР, их состава, стр-ры, возможных  резервов увеличения;

- концентрация части ФР в  централизованных фондах гос-ва;

- разработка программы на основе  выбора основных направлений  развития, использования ФР гос-ва  для решения приоритетных практических  задач;

- рационал распред-ие и испол-ие  ФР для решения общих гос-ых  задач (развитие стратегич важных  отраслей эк-ки,соц инфраструктуры(здравоохранение,  образование, культура, наука))

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"