Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка

Описание работы

1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве

Файлы: 1 файл

Шпора по финансам.docx

— 99.96 Кб (Скачать файл)

Обслуж.внутр.долг ЦБ 1,9трлн.руб. на 1.12.09 Vвнутр.гос.долга1,962млрд.,гос.гарантРФв  валюте РФ 139,840. Верх.предел на 1.01.11 3.301.795.464 трлн.руб. Осущ ФБ, банк РФ.

 

51. Внешний государственный долг. Состояние внешнего государственного долга. Государственная политика РФ в области государственного внешнего долга

Внеш.долг – долг.обязат-ваРФ, возникающие  в инвалюте. Стр-ра внеш.долга на 1.12.09 Гос.внеш.долгРФ(включ37,942млрд$ обязат.бывшСССР). Перед Парижс.клубом(неинституц.объед.стран-кредиторов-1млн),Пред офиц.кред.1,8млрд;Коммерч.зад.бывшСССР1,2млрд;перед  М/унар.фин.орг3,8млрд; по еврооблигац.займам 26,2млрд; по ОВГВЗ(оьлиг.внеш.гос.валют.займа)1,7млрд; по гарантиям РФ в инвал 604млн.

Межправ.соглаш-е с 7странами,не членами  Париж.клуба: Корея,Оман,Тайланд,Турция,Уругвай,Египет,Мальта. Задолж-ть Внеш.эконом.банка с экпортн.перед  банком Турции. Задолж.перед Лондонским клубом,досрочно погаш.ден.расчетов и погашения тов.поставками,использ.мех-ма уступки прав и расчетов о дисконтир.задолж-ти(с чехией,Словакией,венгрией). Внеш.задолж.в части м/унар.фин.оргиз:МВФ,Мбанк рестук.и разв-я(МБРР),ЕврБРР. Верх.предел внеш.гос.долга на 1.01.11 $63,3млрд.

Методы управл-я:1)бюдж-экспортные-долгосрочные(увелич-е  торгового баланса,ВВП.2)финансово-технические-краткосрочные(реш.проблем  путем улучш.условий заимств-я,изм-е  суммы долга,изм.врем.стр-ры платежей:конверсия,отсроч.погаш-я).

Общ.долговая политика: особое внимание тех.ср-ва реш-я проблем:реструктуризации,конверсия,выплата  отступного,погаш-е долга в нац.валюте.

Ставка рефинансирования-это %ставка,нах  кт.происх заимств.на обслуж.внутр.долга.

 

 

 

 

52. Управление государственным долгом: понятие, методы. Государственная политика РФ в области государственного долга

Управл-е гос долгом – совокуп-ть меропр-ий гос-ва по выплате доходов кредиторам и погаш-ю займов, изм-ю усл-ий уже выпущ-х займов, опред-е усл-ий выпуска новых госх ценных бумаг.

Меры: рефинанс-е долга (размещ-е новых займов для погаш-я задолж-ти по ранее выпущенным);конверсия долга (изм-е ур-ня %);консолидация (изм-е усл-ий предоставл-я займа со сроком дей-я);отсрочка;рассрочка;аннулирование.

Гос политика:1. постепенное замещение  внеш долга внутр-ми заимств-ми 2. Увелич-е  рыночного долга, выраж-го в гос-х  ценных бумагах, в стр-ре долга 3.создание новых сегментов рынка гос  ценных бумаг.

Задачи:1. Сохр-ть присутствие гос-ва на фин рынке в кач-ве заемщика 2. повысить ликвидность нац рынка ценных бумаг 3. прекратить привлечение иностр связанных кредитов 4. мониторинг внешн заимствов-й хоз-х субъектов с высокой долей участия гос-ва в их капитале5. увеличить поддержку соц значимых проектов, кт не м.б. реализ-ны без предоставл-я гос-м гарантий.

 

53. Необходимость создания внебюджетных фондов и их роль в экономическом и социальном развитии общества. Классификация внебюджетных фондов

Внебюдж фонд – метод перераспр-я нац.дохода в пользу опред-х соц-х групп населения,отдел-х отраслей(соц. сущность).Как эконом.категория – денеж.отнош-я, связ-е с формир-м, распр-м, перераспр-м и исп-м фондов денеж.ср-в, предназнач-х для реш-я отдел-х гос.задач, финанс-е кт.вынесено за рамки гос.бюджета. По соц-эк.сущности под внебюдж.фондами понимается метод перераспр-я нац.дохода в пользу опред-х соц.групп населения,отдельных отраслей эк-ки. По матер-му содерж-ю под анебюдж.ф-ми поним-ся совокуп-ть фин-х ресурсов,нах-ся в распоряжении орг-в власти и упр-я гос.ур-ня и предназнач-х для сторого целевого исп-я. Гос-во мобилизует в централиз-е внебюдж.фонды часть доходов хоз.субъектов и дом.хоз-в для фин-я опр-х мероприятий в интересах общ-ва. Порядок образ-я внебюдж.ф.регламентир-ся фин-м правом.

Задачи:обеспеч-е доп ср-ми приоритетных сфер эк-ки;расшир-е предоствл-я соц услуг населению.

Два пути формир-я:1. Выдел-е из бюджета опред-х расх-в, имеющих особое знач-е 2.формир-е внебюдж.фонда с собств-ми источ-ми доходов для опред-х целей.

Классификация:1. Централиз-ые (для реш-я общегос-х задач)2. Децентр-ые (регион-е, муницип-е, отраслевые)

 

54. Формирование и использование фондов (на примере отдельного фонда)

Фонд обяз-го мед.страх-я создан 28 июня 1991г.Фин-е ср-ва фонда формир-ся за счет отчисл-ий страх-лей на обязат.мед.страх-е.

Обязат-е мед.страх-е – сост-ая часть гос соц.страх-я и обеспеч-т всем гражданам РФ равные возмож-ти в получ-ии мед и лекарств-й помощи за счет ср-в обязат-го мед.страх-я.

Задачи:достиж-е соц.справедливости и равенства всех граждан;участие в разраб-ке и осущ-ии гос.фин политики.

Федер-й фонд обязат.мед.страх-я:проводит фин-е целевых программ в рамках обязат-го мед.страх-я;вносит в установл-м  порядке предлож-я о страх-м  тарифе на обязат.мед.страх-е;осущ-т  набор и анализ инф-ии о фин-х  рес-х системы обязат-го мед.страх-я;уч-ет в создании террит-х фондов обязат-го мед.страх-я;осущ-т контроль за использ-м  фин-х ср-в системы.

Плательщиками страх-х  взносов явл-ся: 1. предпр-ия, орг-ии, учрежд-я; 2. филиалы и представит-ва иностр-х юр лиц; 3. крестьянские(фермерские)хозя-ва;4. граждане,заним-ся индивид-й труд-й дея-ю без образ-я юр.лица;5. граждане, заним-ся в установл-м порядке частной практикой; 6. граждане, использ-е труд наемных работников.

 

 

 

55. Проблемы функционирования и реформирования внебюджетных фондов

В РФ бурное разв-е ВФ началось в нач.90гг(РСФСР)закон от17.10.1991 «об основах бюдж.устр-ва и бюдж.процесса в РСФСР»положил начало формир-го внебюдж.фонда. Реш-е о создании фондов принимало и приним-т Фед.собрание и ежегодно утвержд-т бюджеты 3х гос.фондов(пенс,соц.страх,обязат.мед.страх).

Проблемы:

1. оптимизации состава фондов(кас-ся  соц-страха и обязат.мед.страх-дискуссии  об объед-ии этих фондов,след-но,экономия  на упр-ие ими)

2. увеличения доходной части  и оптимизации расходной части(ЕСН-глав.доход  фондов,источ-к3хфондов:пенсионный,соц.страх,обязат.мед.страх.Решено  увел-ть его ставку)

3. оптимизации налогов(ставок),формир-х  гос.внебюдж.фонды.

4. низк.ур.нь страх.защиты,не обеспеч-й  пенсионеров,больных инвалидов.

5. преобладание перераспр-х подходов  и мех-в в ущерб страховым(30-40%фин.ср-в  исп-ся на людей,не делающих  страх.взносы)

6. нарушение автоном-ти фондов, отступл-е от осн-х принципов  их формир-я

7. недостаток ср-в во внебюдж.фондах(это  нагрузка для Фед.бюджета)

8. нецелевое исп-ие ср-в(коррупция)

9. проблема администрирования ЕСН  решается налоговым органом

 

 

 

 

 

56. Финансовые системы развитых стран: тенденции и проблемы развития

 

Финансовые системы развитых стран  представляют в экономике каждого  государства сферу накопления –  аккумуляции денежных средств в  централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура  финансовых систем зарубежных стран:1) государственные финансы;2) корпоративные  финансы;3) финансы домохозяйств, которые  формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Национальные особенности систем определяются своеобразием организации  финансовых потоков, обусловленным  спецификой государственного, политического  и экономического строя, исторических, географических и других факторов.Финансовые системы экономически развитых стран  состоят из следующих подсистем:1. Централизованные финансы. Ведущее  звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через  бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.Бюджетная  система – совокупность элементов  внутренней структуры государственного бюджета.Государство может иметь:1) двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют  центральные и муниципальные  бюджеты;2) трехзвенную бюджетную  систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.Базовые  принципы построения бюджетной системы:1) самостоятельность территориальных  бюджетов;2) равенство территориальных  бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;3) разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы.Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий  уровень самостоятельности местных  бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:1) американский тип – практически полная независимость  всех звеньев;2) западноевропейский тип  – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.В  федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов  равны, но отдельным регионам в связи  с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.2. Внебюджетные фонды – социальные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального  страхования.Особенность: существование  кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных  заказов или государственных  программ.Принципы построения:1) обязательность страхования;2) объединение рисков;3) эквивалентность трудового вклада и выплат;4) бюджетное дотирование;5) государственные гарантии.3. Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это  предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.

 

 

57. роль финансов в развитии международного сотрудничества.

 

Финансы как экономический инструмент хозяйствования используются для осуществления  интеграции России в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических  связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в  области международного сотрудничества России. Функционируя в международной  сфере, финансы оказывают влияние  на экономические интересы участников международных связей, выступают  как стимул развития международной  экономической интеграции.

Роль финансов в развитии международных  связей проявляется по трем направлениям:

1. Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.

2. Регулирование международных интеграционных процессов.

3. Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы  способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется  в результате внешнеэкономической  деятельности.

Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных  организациях и фондах. Это участие  предполагает внесение соответствующих  квот в уставные капиталы и бюджеты  данных организаций. Источниками взносов  выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих  национальных организаций и государственных  структур. Средства международных организаций  аккумулируются в соответствующие  фонды и распределяются на целевые  программы по направлениям деятельности.

Еще одним направлением воздействия  финансов на развитие международных  связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные  инвестиции осуществляются в виде привлечения  средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных  отраслях отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые  на условиях кредитования, остаются на территории России в качестве национального  достояния. Другие предприятия, финансируемые  иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также  из средств бюджетов иностранных  государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические  лица.

Иностранные инвестиции в экономику  России способствуют ее развитию и  создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью  стимулирования иностранных инвесторов устанавливается система финансовых, валютных и таможенных льгот.

За правильностью и законностью  ведения финансовых операций в сфере  внешнеэкономической деятельности осуществляется финансовый, валютный и таможенный контроль. При обнаружении  нарушений и злоупотреблений  правомочные органы применяют установленные  законодательством санкции и  штрафы, регулируя, таким образом, организацию  финансовых отношений.

Россия участвует в настоящее  время в международных организациях ООН, некоммерческих, содействия экономического и культурного развития; а также  в международных финансово-кредитных  организациях. Квоты взносов в  ООН определяются пропорционально  доли страны в мировом ВВП. Россия уплачивает в бюджет ООН ежемесячно 400 млн. $. Значительно финансовое участие  российского правительства в  ЮНЕСКО - платим 24 млн. $ в год. Всемирная  организация здравоохранения - 20 млн. $ в год. Международная организация  труда - 15 млн. $ в год. В МАГАТЕП - 12 млн. ЮНИДО - 8 млн. $, Россия также активно  участвует в МВФ - самостоятельная  организация содействующая международной  торговле и регулированию валютных курсов. Россия является участником, вносит валютные взносы в уставной фонд с  учетом доли страны в мировой торговле. Пропорционально квотам - число голосов (США - 19%). Кредиты даются под жесткие  условия для улучшения платежного баланса, поддержания валютного курса. Россия получила от МВФ 11 млрд. $. Мировой банк - назначение содействовать экономическому развитию стран путем предоставление кредитов. Участники только члены МВФ - взносы пропорционально доле в мировом ВВП. Кредиты предоставляются не более чем на 20 лет с тщательной проработкой проекта кредитования. От Всемирного банка Россия получила 5 млрд. $, от Европейский Банк Реконструкции и Развития - 2,5 млрд. $. Расходы на содержание миротворческих сил в Югославии, Грузии, Абхазии.

 

58. Возникновение и развитие финансовой науки. Роль России в развитии финансовой науки.

 

 Наука о финансах базируется  на экономической теории. Наука  о финансах — это учение  о специфических производственных  отношениях, вызванных развитием  товарно-денежных отношений и  существованием государства.

 

Финансы присутствуют во всех общественно-экономических  формациях, обусловленных двумя  принципами: наличием государства и  развитием товарно-денежных отношений. Несмотря на общность содержания в  каждой из формаций, финансы имеют  свои отличия: по социальной сущности, роли в общественном производстве, формам финансовых отношений и т. д. Исторически возникновение финансов характеризуется, во-первых, развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; во-вторых, усилением и  расширением функций государства. Финансы в эпоху свободной  конкуренции по сравнению с предыдущими  эпохами приобретают качественно  новые закономерности (усиливается  необходимость осуществления государством экономической функции, связанной  с перераспределением ресурсов и  направлением их на обеспечение наиболее эффективной структуры общественного  производства и развитием непроизводственной инфраструктуры).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"