Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка
1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве
Методы покрытия:
- уменьшение расходов при существенном
уменьшении поступлений
- снижение б-ых ассигнований не д/о быть более 10 % по каждому главному распорядителю и по каждому объекту целевой и инвестиционной программы
Причины дефицита:
1. низкая эффективность
2. нерациональная стр-ра б-ных расходов, огромные военные расходы, помощь развивающимся странам.
3. неэффективный б-ный мех-м
42. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита. Мероприятия по преодолению дефицитности бюджета
Бюдж может быть сбалансированным (дох=расх) и несбалансированным (дох><расх))
Бюдж дефицит - необходимый инструмент ускоренного развития страны, если средства для покрытия используются для увеличения ВВП, улучшения его качества.
Бюдж дефицит имеет соц-эк последствия:
для населения – снижение жизенного
уровня, для гос – необх влезать
в долги, применять эмиссию денег
или продавать часть нац
Принципы: 1.м.б. допустим, если он вызван необх увел расх на инновац цели; 2.дефицит<=2-3%ВВП; 3.дефицит<=совокупные гос инвестиции.
Методы покрытия:- умен расх при существенном умен поступлений дох в бюджет; - снижение бюдж ассигнований не должно быть более 10 % по каждому главному распорядителю и по каждому объекту целевой и инвестиционной программы.
Причины дефицита:1. низкая эффективность общ производства, реальная результативность внешнеэк-х связей; 2. нерациональная стр-ра бюдж расх, огромные военные расх, помощь развивающимся странам; 3. неэффективный бюдж мех-м.
43. Мероприятия по преодолению дефицита бюджета.
Существует ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ
СПОСОБА ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА:
1) выпуск госзаймов,
2) ужесточение налогообложения,
3) производство денег, или "сеньораж",
т.е. печатание денег.
Однако в настоящее время "сеньораж"
не является простым печатанием денег,
т.к. это вызывает инфляцию. Современный
"сеньораж" выражается в создании
резервов коммерческих банков, которые
концентрируются в ЦБ и могут быть использованы
для покрытия дефицита бюджета. Однако
политика ЦБ, направленная на рост величины
резервов денежных средств, поступающих
к нему из коммерческих банков, вызывает
недовольство последних, ослабляет их
финансовое положение и усиливает противоречия
внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько
подходов к решению проблемы бюджетного
дефицита.
ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРО-ВАТЬСЯ
ЕЖЕГОДНО. Но такая политика связывает
государству руки при решении антициклической
перспективной задачи. Например, экономика
испытывает длительную безработицу, значит,
доходы населения упали, и налоговые поступления
в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать
бюджет, правительство может либо, во-первых,
повысить ставки налогов, либо, во-вторых,
сократить государственные расходы, либо,
в-третьих, использовать сочетание этих
двух мер. Однако следствием этих мер будет
не увеличение, а сокращение совокупного
спроса. Другой пример: в стране инфляция.
Следствием этого являются повышенные
денежные доходы и рост налоговых поступлений.
Чтобы ликвидировать бюджетные излишки,
правительство должно либо, во-первых,
снизить ставки налогов, либо, во-вторых,
увеличить правительственные расходы,
либо, в-третьих, использовать сочетание
обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет
является не антициклическим, а проциклическим.
ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРО-ВАТЬСЯ
НЕ ЕЖЕГОДНО, А В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА.
Например, в стране - экономический спад.
Чтобы ему противостоять, правительство
снижает налоги и увеличивает расходы,
т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем
наступает подъем, тогда правительство
повышает налоги и снижает расходы. Возникшее
положительное сальдо бюджета покроет
государственный долг, появившийся в период
спада.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год,
а в период цикла.
ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ: целью государственных
финансов является обеспечение сбалансированности
не бюджета, а экономики. Главное для правительства
- поддерживать макроэкономическую стабильность.
Для достижения этой цели можно вводить
любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные
и слабые стороны. Финансовая политика
в нашей стране ориентируется на первую
концепцию.
Проблема бюджетного дефицита и вытекающая
из нее проблема государственного долга
чрезвычайно важны для сегодняшней России.
Что же можно сделать, и можно ли вообще
как-то изменить такое положение?
В настоящее время сложились две основные
теории по преодолению бюджетного кризиса
и кризиса государственной задолженности.
Первая из них основывается на нехватке
в экономике наличных денежных средств.
Она была высказана недавно в газете "Московский
Комсомолец" известным экономистом
Николаем Шмелевым, автором нашумевшей
в свое время статьи "Авансы и долги"
десятилетней давности. В интервью, озаглавленном
"Опять авансы, опять долги" в качестве
действенного метода преодоления кризиса
называется эмиссия, печать новых денег.
На вопрос о том, где взять не хватающие
средства, Шмелев отвечает так: "Поменять
всю налоговую систему - нужны годы. А их
нет. ... Все деньги с внутреннего рынка
государство уже высосало. А с внешнего
рынка много не соберешь.
Остается неестественный метод: напечатать
деньги. ... Да, это немного инфляция,
но это замкнутый круг, из которого
иначе не выбраться. ... При том
искусственно созданном денежном голоде,
в котором живет страна, какие-то
точечные контролируемые инъекции достаточно
безопасны. Другого способа я
не вижу"1.
Такой подход аргументируется недостатком
в Российской экономики наличных денег.
По словам Шмелева, "в экономике должно
быть наличных и безналичных денег примерно
80 % стоимости ВВП. У американцев - более
100 %. У нас же - всего лишь около 10 %".
Другая же точка зрения напрочь отрицает
возможность эмиссии как средства преодоления
бюджетного дефицита. "Работа печатного
станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной
потребностями товарооборота, должна
расцениваться как мера, грубо нарушающая
законы денежного обращения, а потому
недопустимая. Дефицит может покрываться
только на заемной основе путем размещения
на финансовом рынке государственных
ценных бумаг". Политика устранения
бюджетного дефицита не должна быть направлена
на скорейшее уравнивание доходов и расходов
государства, это процесс постепенный,
требующий конкретных мер в самых разных
областях государственной экономической
политики. Это и стимулирование бюджетных
поступлений, и сокращение государственных
расходов (в разумных, конечно, пределах
и не за счет наиболее социально и экономически
значимых статей). Это, несомненно, и привлечение
в страну иностранного капитала.
44. Структура местных финансов. Доходы местного бюджета, возможности их увеличения
Для реализации ф-ций мест самоуправ форм мест фин. Правовая основа: фед зак «об общих принципах орг-ии мест самоуправления в РФ»95, нов ред 06; фед зак «о ф основах мест самоупр»97; БК, в кот стр-ра местн фин:местн бюдж; фин пред,наход в мун собств; мун займы.
Мест бюдж-ден отн, связ с форм фонда ден ср-в и его исп на содержание и развит соц инфраструктуры, развит произ сферы, соц поддержку населения.
Назначение: 1.форм ден фондов, яв-ся фин обеспечениемдеят-ти мест орг власти; 2. Распред и исп этих фондов м/у отраслями нар хоз; 3.контроль за фин-хоз деят пред.
Дох мест бюдж-ден ср-ва, поступающие в процессе распр и перераспр ВВП в распоряж мест самоупр для реализ его фун.
Стр-ра: 1. Налоговые дох: а) местные дох, закрепленные нал и бюдж кодексом, б) доли от фед налогов и сборов; 2. Неналоговые дох (дох от мун собст, сдачи в аренду, исп); 3. Безвозмездные и безвозвратные платежи (фин помощь вышестоящих бюдж).
Фин помощь предостав из след фондов:
ф фин поддержки
45. Расходы местного бюджета, их структура, факторы оптимизации
Расходы м/у разн ур-ми мест.бюдж разгранич-ся.
Искл-но из мест.бюдж-в фин-я след-е
функц-е виды рах-в: 1)содерж-е орг-в
мест.самоупр-я;2)формир-е
46. Бюджетный процесс, его стадии. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ
Бюдж процесс – совокуп-ть дей-й исполнит-х и представ-х
органов власти по разраб-ке и осущ-ю фин—бюдж
политики и упр-ю бюдж сис-мой. БП изуч-т
по БК(3чтения-1-20 дней;2-25дней;3-10дней). Реформир-е
БП с04г происх-т существ-е изм-я. В РФ дей-т
концепция реформир-я БП 04-08гг, она вкл-т:
1.раздел-е бюдж расходов на дей-е(вкл-е
в реестр расходы) и приним-е(обязат-ва
на2- г, в теч.года могут перейти в дей-ие);2.совершен-е
среднесроч.фин.планир-я принципы:-объектив-ть
прогнозир-я и науч.обоснованность;-
На всех ур-х бюдж.сист.осущ.след
новации:раздел-е бюдж.расх-в
I. Прогноз-е – комплекс
II. Сост-е проекта бюджета –
опред-е объема денеж ср-в,
III. Рассмотр-е и утвержд-е
IV. Исполнение – дей-е по мобилиз-
V. Контроль за исполн-м бюджета:
VI Анализ бюджета
47. Особенности финансовых отношений, формирующих государственный кредит. Субъекты и объекты этих отношений
Гос-во – кредитор, заемщик, гарант
возврата кредита, взятого юр или
физ лицами или организ-ми гос-ва
или мест упр-ия. Гос.кр.в узк.смысле-отнош-я,
Гос кредит – совокупность эк отношений, возник-х м/у гос-м и юр или физ лицом своей страны, иностр-ми гос-ми, иностр-ми правит-ми, м/ународ орг-ми в процессе формир-я и использ-я общегосуд-го фонда денеж ср-в.
- гос-во кредитует тех
- гос-во занимает у юр и физ лиц в усл-ях дефицита бюджета
Гос кредит как звено фин сист
– обслуж-т формир-е и использ-
Гос кредит как вид кредитных отнош-й, носит добровольный хар-р, хар-ся возвратностью, платностью.
Кредитно-заёмн отнош-я можно
подразд-ть на2гр отнош-й:1)отнош-я по
формир-ю фин рес-в за счет мобилиз-ии
врем.свобод ср-в у субъектов эк-ки;2)
48. Объективная необходимость и возможности функционирования государственно-кредитных отношений в рыночной экономике
Ф-ции:
1. Фискальная – присуща большей
части гос.кр.отнош-й,т.к.гос-
2. Распр-ая – посредством гос.кр.
3. Регулир-я – воздей-т на
сост-е денеж обращ-я, на ур-
4. Контрол-я – гос-во во всех
случ-х ГКО осущ-т контроль
за эффект-м целевым исп-м
Последствия ГКО:
Положит:1. использ займы, гос-во фин-т расходы бюджета, обеспеч-я реализацию общ-х потреб-й (соц программы, выравнивание, рег разв-е);2. рост Vвалов прод-ии;3.регулир-е денеж обращ-я(сдержив-е инфл-ии)
Отрицат:1. рост внутр и внеш долга, угроза самост-ти страны;2. низкая отдача, т.е. займы в осн-м использ-ся непроизводит-но;3. часть ср-в изымается из производит-й сферы,т.к.идут на покупку гос ценных бумаг; 4.спрос со стороны гос-ва на денеж ср-ва ведет к росту % на капитал, что сдерж-т рост ВВП; 5. при выплате гос. долга, возмож, усиление инфл-ии.
Гос.кредит-это совокуп-ть денеж.отнош-й,возник-х
м/у гос-м как заёмщиком,кредитором или
гарантом возвратности кредитов, взятыми
др.субъектами эк-ки,с од.стороны,и юр и
физ.лицами своей страны и иностр.гос-в,иностр.правит-ми,
49. Формы внутреннего государственного займа. Государственная политика РФ в области государственных займов
Формы внут.гос. кредита:
1. Гос.займы – хар-ся тем,что
врем.свобод.ср-ва насел-я,орг-
2. Обращ-е части вкладов
3. Заимств-е ср-в общегос.
4. Казнач.ссуды – оказание фин
помощи органами гос.власти и
упр-я предпр-м и орг-м за
счет бюдж ср-в на усл-х
5.гарантир-е займы-мест.орг.
Гос.политика: реализ-ся чз банк.сист;ЦБ-первич-я реализ-я
ценных бумаг,коммерч.банк-вторич-я;
50. Внутренний государственный долг. Состояние внутреннего государственного долга
ВГД образ-ся в связи с привлеч-м
ср-в предпр-й и насел-я для
выпол-я гос.программ и заказов. В
РФвкл-т долг-е обяз-ва Правит-ваРФ,выраж.в
валюте РФ,перед юр.и физ лицами.
Внутр.долг охват-т задолженности
прошл.лет,вновь возникш.