Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка

Описание работы

1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве

Файлы: 1 файл

Шпора по финансам.docx

— 99.96 Кб (Скачать файл)

Методы покрытия:

- уменьшение  расходов при существенном  уменьшении поступлений доходов  в б-т

- снижение б-ых ассигнований  не д/о быть более 10 % по каждому  главному распорядителю и по  каждому объекту целевой и  инвестиционной программы

Причины дефицита:

1. низкая эффективность общественного  производства, реальная результативность  внешнеэк-ких связей

2. нерациональная стр-ра б-ных  расходов, огромные военные расходы,  помощь развивающимся странам.

3. неэффективный б-ный мех-м

 

42. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита. Мероприятия по преодолению дефицитности бюджета

Бюдж может быть сбалансированным (дох=расх) и несбалансированным (дох><расх))

Бюдж дефицит - необходимый инструмент ускоренного развития страны, если средства для покрытия используются для увеличения ВВП, улучшения его  качества.

Бюдж дефицит имеет соц-эк последствия: для населения – снижение жизенного  уровня, для гос – необх влезать  в долги, применять эмиссию денег  или продавать часть нац богатства.

Принципы: 1.м.б. допустим, если он вызван необх увел расх на инновац цели; 2.дефицит<=2-3%ВВП; 3.дефицит<=совокупные гос инвестиции.

Методы покрытия:- умен  расх при существенном умен поступлений дох в бюджет; - снижение бюдж ассигнований не должно быть более 10 % по каждому главному распорядителю и по каждому объекту целевой и инвестиционной программы.

Причины дефицита:1. низкая эффективность общ производства, реальная результативность внешнеэк-х связей; 2. нерациональная стр-ра бюдж расх, огромные военные расх, помощь развивающимся странам; 3. неэффективный бюдж мех-м.

 

 

 

43. Мероприятия по преодолению дефицита бюджета. 

 
Существует ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБА ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА: 1) выпуск госзаймов,  
2) ужесточение налогообложения,  
3) производство денег, или "сеньораж", т.е. печатание денег.  
Однако в настоящее время "сеньораж" не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный "сеньораж" выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. 
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита. 
ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРО-ВАТЬСЯ ЕЖЕГОДНО. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. 
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим. 
ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРО-ВАТЬСЯ НЕ ЕЖЕГОДНО, А В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада. 
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла. 
ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит. 
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию. 
Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение? 
В настоящее время сложились две основные теории по преодолению бюджетного кризиса и кризиса государственной задолженности. Первая из них основывается на нехватке в экономике наличных денежных средств. Она была высказана недавно в газете "Московский Комсомолец" известным экономистом Николаем Шмелевым, автором нашумевшей в свое время статьи "Авансы и долги" десятилетней давности. В интервью, озаглавленном "Опять авансы, опять долги" в качестве действенного метода преодоления кризиса называется эмиссия, печать новых денег. На вопрос о том, где взять не хватающие средства, Шмелев отвечает так: "Поменять всю налоговую систему - нужны годы. А их нет. ... Все деньги с внутреннего рынка государство уже высосало. А с внешнего рынка много не соберешь.

Остается неестественный метод: напечатать деньги. ... Да, это немного инфляция, но это замкнутый круг, из которого иначе не выбраться. ... При том  искусственно созданном денежном голоде, в котором живет страна, какие-то точечные контролируемые инъекции достаточно безопасны. Другого способа я  не вижу"1. 
Такой подход аргументируется недостатком в Российской экономики наличных денег. По словам Шмелева, "в экономике должно быть наличных и безналичных денег примерно 80 % стоимости ВВП. У американцев - более 100 %. У нас же - всего лишь около 10 %". 
Другая же точка зрения напрочь отрицает возможность эмиссии как средства преодоления бюджетного дефицита. "Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг". Политика устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей). Это, несомненно, и привлечение в страну иностранного капитала.

 

 

 

 

44. Структура местных финансов. Доходы местного бюджета, возможности их увеличения

Для реализации ф-ций мест самоуправ форм мест фин. Правовая основа: фед зак «об общих принципах орг-ии мест самоуправления в РФ»95, нов ред 06; фед зак «о ф основах мест самоупр»97; БК, в кот стр-ра местн фин:местн бюдж; фин пред,наход в мун собств; мун займы.

Мест бюдж-ден отн, связ с форм фонда ден ср-в и его исп на содержание и развит соц инфраструктуры, развит произ сферы, соц поддержку населения.

Назначение: 1.форм ден фондов, яв-ся фин обеспечениемдеят-ти мест орг власти; 2. Распред и исп этих фондов м/у отраслями нар хоз; 3.контроль за фин-хоз деят пред.

Дох мест бюдж-ден ср-ва, поступающие в процессе распр и перераспр ВВП в распоряж мест самоупр для реализ его фун.

Стр-ра: 1. Налоговые дох: а) местные  дох, закрепленные нал и бюдж кодексом, б) доли от фед налогов и сборов; 2. Неналоговые дох (дох от мун  собст, сдачи в аренду, исп); 3. Безвозмездные  и безвозвратные платежи (фин  помощь вышестоящих бюдж).

Фин помощь предостав из след фондов: ф фин поддержки муниципалитетов, ф фин поддержки поселений, ф  компенсации, ф стимулирования мун  образований.

 

45. Расходы местного бюджета, их структура, факторы оптимизации

Расходы м/у разн ур-ми мест.бюдж разгранич-ся. Искл-но из мест.бюдж-в фин-я след-е  функц-е виды рах-в: 1)содерж-е орг-в  мест.самоупр-я;2)формир-е муницип.собств-ти и упр-е ею;3)содерж-е мун.органов  общ-го порядка,дорог мест.знач-я,переработка  отходов,трансп-е обслуж-е,обеспеч-е  пожаробезопасности;4)обслуж-е и  погашение мун.долга;5)целеевые дотации  населению. Глав.направл-м исп-я ср-в  мест.бюдж явл.расходы,связ-е с жизнеобеспечение чел-ка.

 

 

46. Бюджетный процесс, его стадии. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ

Бюдж процесс – совокуп-ть дей-й исполнит-х и представ-х органов власти по разраб-ке и осущ-ю фин—бюдж политики и упр-ю бюдж сис-мой. БП изуч-т по БК(3чтения-1-20 дней;2-25дней;3-10дней). Реформир-е БП с04г происх-т существ-е изм-я. В РФ дей-т концепция реформир-я БП 04-08гг, она вкл-т: 1.раздел-е бюдж расходов на дей-е(вкл-е в реестр расходы) и приним-е(обязат-ва на2- г, в теч.года могут перейти в дей-ие);2.совершен-е среднесроч.фин.планир-я принципы:-объектив-ть прогнозир-я и науч.обоснованность;-вариантность прогноза.3.разв-е программно-целевых методов бюдж планир-я:- смещ-е акцентов от упр-я затратами к упр-ю рез-ми;- предоставл-е субъектами бюдж планир-я докладов о рез-х и направл-х дея-и;- совершен-е методологии разраб-ки и реализ-ии федер-х, рег-х и муницип-х целевых программ;- использ-е в бюдж процессе ведомств-х целевых программ;- расшир-е полномочий админ-х бюдж-х программ;- созд-е сист мониторинга эфф-ти бюдж расх-в.

На всех ур-х бюдж.сист.осущ.след новации:раздел-е бюдж.расх-в на дей-е  и принимаемые обязат-ва; совершен-е  ср.сроч.фин.планир-я; разв-е программы  целевых методов бюдж.планир-я. Действ-е обязат-ва-обязат,вкл.в реестр. Принимаемыми наз-ся обяз.подлежащие включ в реестр в случае выдел-я на эти цели бюдж.ассигнований,вводимые или план.к введению в план.периоде.

I. Прогноз-е – комплекс вероятностных  оценок возмож путей разв-я  его дох и расх частей(методы  экстраполяции, эксперт оценок, эконом  и стат анализ тенденций)

II. Сост-е проекта бюджета –  опред-е объема денеж ср-в, централиз-х  в бюджете в целях фин обеспеч-я  ф-ий, возлож-х на органы гос  власти и органы мест самоупр-я,  и мероприятий соц и эк разв-я  гос-ва. Разраб-ся Минфином

III. Рассмотр-е и утвержд-е проекта  бюджета. (Дума, Фед Собрание)

IV. Исполнение – дей-е по мобилиз-ии  и использ-ю бюдж ср-в. В процессе  исполн-я бюджета уч-т органы  исполнит-й власти, фин-е и налог  органы, кредит-е учрежд, юр и физ  лица. (Фед Казначейство)

V. Контроль за исполн-м бюджета:1. Парламентский (Счет палата): право  получ-я операт-й инф-ии об исполн-ии, на утвержд-ии отчета об испол-ии;право  вынесения оценки дея-и исполн-х  органов;аудит.2. Админ-й(Минфин,Казнач-во):проверки  распорядителей и получ-й бюдж  ср-в;получ-е инф-ии, необходим для  контроля;треб-е устран-я наруш-й  законодат-ва

VI Анализ бюджета

 

47. Особенности финансовых отношений, формирующих государственный кредит. Субъекты и объекты этих отношений

Гос-во – кредитор, заемщик, гарант возврата кредита, взятого юр или  физ лицами или организ-ми гос-ва или мест упр-ия. Гос.кр.в узк.смысле-отнош-я,где  гос-во выступ-т в кач-ве кредитора. В шир.-все кредит.отнош-я,в кт.одним  из субъектов явл-я гос-во.

Гос кредит – совокупность эк отношений, возник-х м/у гос-м и юр или физ лицом своей страны, иностр-ми гос-ми, иностр-ми правит-ми, м/ународ орг-ми в процессе формир-я и использ-я общегосуд-го фонда денеж ср-в.

- гос-во кредитует тех субъектов,  от функц-я кт зависит норм-ое  функц-е эк-ки(банки, предприятия,  малый бизнес)

- гос-во занимает у юр и  физ лиц в усл-ях дефицита  бюджета

Гос кредит как звено фин сист – обслуж-т формир-е и использ-е  централиз-го денеж фонда бюджета  и гос-х внебюдж-х фондов.

Гос кредит как вид кредитных  отнош-й, носит добровольный хар-р, хар-ся возвратностью, платностью.

Кредитно-заёмн отнош-я можно  подразд-ть на2гр отнош-й:1)отнош-я по формир-ю фин рес-в за счет мобилиз-ии врем.свобод ср-в у субъектов эк-ки;2)отнош-я,обусловл.возврат-ю  кредит-х рес-в,мобилиз-х заёмщиком.

 

48. Объективная необходимость и возможности функционирования государственно-кредитных отношений в рыночной экономике

Ф-ции:

1. Фискальная – присуща большей  части гос.кр.отнош-й,т.к.гос-во чаще  явл.заёмщиком,а мобилиз-е ср-ва  поступают в централиз-е фонды  гос-ва.

2. Распр-ая – посредством гос.кр.бремя  гос расходов распр-ся м/у всеми  субъектами эк-ки во времени  и пространстве. ГКО явл-ся по  св.хар-ру перераспр-ми,т.к.речь идёт  о перераспр-ии конеч.дох-в субъектов,образ-х  после налогообл-я.

3. Регулир-я – воздей-т на  сост-е денеж обращ-я, на ур-нь% ставки на рынке капиталов,на  произ-во и занятость,исп-я эти  рычаги,гос-во может проводить  ту или иную фин.политику.

4. Контрол-я – гос-во во всех  случ-х ГКО осущ-т контроль  за эффект-м целевым исп-м денеж.ср-в.

Последствия ГКО:

Положит:1. использ займы, гос-во фин-т  расходы бюджета, обеспеч-я реализацию общ-х потреб-й (соц программы, выравнивание, рег разв-е);2. рост Vвалов прод-ии;3.регулир-е денеж обращ-я(сдержив-е инфл-ии)

Отрицат:1. рост внутр и внеш долга, угроза самост-ти страны;2. низкая отдача, т.е. займы в осн-м использ-ся непроизводит-но;3. часть ср-в изымается из производит-й  сферы,т.к.идут на покупку гос ценных бумаг; 4.спрос со стороны гос-ва на денеж ср-ва ведет к росту % на капитал, что сдерж-т рост ВВП; 5. при  выплате гос. долга, возмож, усиление инфл-ии.

Гос.кредит-это совокуп-ть денеж.отнош-й,возник-х м/у гос-м как заёмщиком,кредитором или гарантом возвратности кредитов, взятыми др.субъектами эк-ки,с од.стороны,и юр и физ.лицами своей страны и иностр.гос-в,иностр.правит-ми,м/унар.фин.орг-ми в процессе формир-я и исп-я гос.фонда денеж.ср-в.

 

49. Формы внутреннего государственного займа. Государственная политика РФ в области государственных займов

Формы внут.гос. кредита:

1. Гос.займы – хар-ся тем,что  врем.свобод.ср-ва насел-я,орг-ии  и предпр-й привлек-ся на фин-е  общ-х потреб-й путем выпуска  и реализации облиг-й,назнач-х  обязат-в и др.видов гос.ценных  бумаг.(Облигация – гос.долг обязат-во, дающее право ее владельцу  по истечении срока получить  обратно сумму долга и %).

2. Обращ-е части вкладов населения  в гос.займы– осущ-ся чз покупку  особых ценных бумаг банком  или сберег.учрежд-м,а также путем  оформления безоблигац-х займов.

3. Заимств-е ср-в общегос.ссудного  фонда – гос.кредит.учрежд-я передают  часть кред-х рес-в на покрытие  расх-в правит-ва

4. Казнач.ссуды – оказание фин  помощи органами гос.власти и  упр-я предпр-м и орг-м за  счет бюдж ср-в на усл-х срочности,  платности, возвратности,выдаются  на льгот условиях по срокам  и нормам %. Их могут получить  в случае фин.затруднений хоз-е  орг-ии ввиду их особого положения  на рынке или ухудш-я эк.ситуации  в стране. Они не им.коммерч.цели  и явл.ср-м поддержки жизненноважных  для эк-ки стр-р.

5.гарантир-е займы-мест.орг.власти,орг.субъектовРФ  могут заиств-ть,а возврат этому  кредитору м.б.гарантирован вышестоящим  органом власти. Хоз-е субъекты  тоже могут заим-ть под гарантии  органов власти своего ур-ня. Орган  власти несет фин-ю ответ-ть  только в случае неплатежеспособности  заемщика.

Гос.политика: реализ-ся чз банк.сист;ЦБ-первич-я реализ-я ценных бумаг,коммерч.банк-вторич-я;произв-ся среднесроч.бюдж.планир-е.

 

 

50. Внутренний государственный долг. Состояние внутреннего государственного долга

ВГД образ-ся в связи с привлеч-м  ср-в предпр-й и насел-я для  выпол-я гос.программ и заказов. В  РФвкл-т долг-е обяз-ва Правит-ваРФ,выраж.в  валюте РФ,перед юр.и физ лицами. Внутр.долг охват-т задолженности  прошл.лет,вновь возникш.задолж-ти и  долг.обязат-ва бывш.СССР в части  принятой РР.Может им.ф-му кредитов,гос.займов,осущ.посредством  выпуска ценных бумаг,долг.обязат-в,гарант.ПравРФ. Долг.ояз-ва разл.по срокам:краткосроч(до1года),среднесроч(1-5),долгосроч(5-10). Объем гос.внутр.долга на 1.01.09 1499,82млрд.руб,в  т.ч. гос.гарант.в валюте РФ72,49. Внутр.долг рассм-ся как долг.обязат-ва орг-в  гос.упр-я,выраж.как в нац.так и  в иностр.валюте держателями кт.явл.резиденты. Согл.БК к внутр.долгу относ-ся долг.обязат-ва,выраж.в  нац.валюте. Внутр.долг:задолженность  органам ден-пред регулир; коммерч.(депозит-м)банкам; др.частям гос.упр; др.орг.упр.того же ур-ня; др.ур-м гос.упр; простая внутр.задолж-ть. Гос.внутр.долг сост-т:1)кредитов,получ  ПравРФ; 2)гос.займов; 3)др.долгов,обяз,гар.ПравРФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"