Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка

Описание работы

1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве

Файлы: 1 файл

Шпора по финансам.docx

— 99.96 Кб (Скачать файл)

 

 

17. Принципы и методы финансового планирования и прогнозирования. Система финансовых планов страны

Принципы:

1. науч обоснованности – основ на знании объективно дей-х законов рынка,достиж-ии науки и практики

2. программно-целевое планир-е – лежит в основе фин планир-я предусматр-т планир-е направлений расход-я фин рес, предполаг-т выбор приоритета гос-х расходов в целях повыш-я их эффект-ти и обеспеч-т условия для осущ-я фин контроля и достиж-я конкрет.рез-та.

3. планир-е, ориент-е на конечный рез-т в рамках среднего фин периода (3 года),в люб фин плане д.б. прописано «какого рез-та с таким фин-м можно добиться?»

Эти принципы м.б. реализ-ны при наличии  тщат-но разраб-й методики и методологии  план-я, методах и сред-х сост-я  фин планов, систем стоим-х показат-й  планов, отраж-х реал-е эк-е процессы.

Методы финансового  планирования:

1.Индикативного планир-я(положен в основу фин планир-я,прогноз-я)-метод формир-я сис-мы параметров(индикаторов:фин,валютные ср-ва,сист амортизации,налог-е рычаги,тамож платежи),хар-х состояние эк-ки страны,общ-ва.Он осущ-ся в сочет.с методом экстрополяции,кт закл в оценке показателей развития за прошл период,показ-ля нынеш этапа разв-я эк-ки.

2.Эк.анализ-важный инструм-т получ-я инф,необх для принятия управл.реш-й.От его кач-ва завис рац-ть фин реш-й и эффек-ть дея-ти субъекта.Предмет ЭА-фин-хоз дея-ть субъекта.Цель ЭА-выявление резервов совершен-я финхоз деят.

3.Нормативный – предполаг-т,что фин план-е строится на норм-й базе,научно и практ-ки обоснован-х нормах и нормативах.Шир прим-ся в бюдж сфере,где прим-ся нормативы бюдж расх-в в образ-ии,культ,здравоохр.Фин нормативы могут разраб-ся и в ф-ме коэфф-в для выбора критерия оценки фин результ-ти или как ориентиров-е показ-ли.

4.Балансовый – метод планомер-го устан-я и соблюдения баланса доходной и расх-й частей фин плана. Стоимост.балансы позволяют осущ-ть увязку м/у произ-м,распр-м и исп-м доходов,в част.увязка дох и расх гос-ва,мест самоупр-я(фин балансы и гос бюджРФ и субъектовРФ,мест бюдж),дох и расх отраслей,предпр-й и орг-й,денеж расх-в и доходов насел-я. Важные стоимост балансы:баланс нац дохода,кассовый план ЦБ РФ,сводный фин план страны,межотраслевой баланс произ-ва и распр-я общ-го продукта.

5.Экономико-математическое моделирование –закл-ся в построении фин моделей,имитир-х течение реал-х эк и соц процессов.

Фин. планы обобщают разные стороны созд-я, распредел-я и использ-я стоимости ВВП/ВНП в ден. форме. Все фин. планы обобщаются в сводном фин. плане страны.

Сис-ма фин. планов построена иерархически.

Центральным звеном сис-мы яв-ся гос. б-т, так как через него реализуется взаимосвязи всех звеньев финн. сис-мы страны, ч/з него осущ-ся наиболее значимые эк. и соц. программы проходит более 2/3 всех денежных средств гос-ва.

 

 

 

18. Система финансовых рычагов и стимулов, их роль в экономике страны

Ф рычаги(прямое) – инструменты, форм-ия и исп центр-х и децентр-х фондов фин рес процессе распр-я и перераспр-я стоимости ВВП, ВНП в денеж ф-ме. Делят на:1. Централиз-е – налоги и платежи,2. Децентр-е – прибыль,амортиз отчисл-я,отчисл-я в фонды эк стимулир-я,фонд накопл-я.

Ф рычаги:1.Исп-ся при формир-и фондов денеж ср-в(налоги, прибыль, амортиз отчисл-я) 2.Исп-ся в процессе расх-я этих фондов (конкрет ф-мы,методы фин-я капиталовлож-й и оборот ср-в,соц трансферты, стипендии,пособия,пенсии).Фин рычаги выступают также как фин показатели, применяемые в планир-ии. Фин показатели имеют опред-ю фин хар-ку,взаимосвяз-ю м/у собой и состав-т целост сист показателей,использ-хся при орг-ии и регул-ии фин отношений. Фин рычаги приводятся в дей-е при помощи фин-эк-х нормативов, норм, лимитов, порядка исчисл-я и уплаты отдел-х платежей,налогов, льгот,поощрений,санкций,кт устан-ся гос-м при форм-ии и использ-ии центр-х фондов денеж ср-в. Для форм-я и исп-я центр-х фондов нормы уст-ся как центр-ми,так и самими предпр-ми(при расходной части прибыли на производственное и социальное развитие) Т.о.фин рычаги выполняют прежде всего фискальные ф-ии и  выполняют ф-ию фин.стимулир-я.Фин стимулирование(косвенное)–осущ-ся посредством исп-я фин рычагов,предназ-х воздей-ть на эк дея-ть, эк интересы и потребности субъектов,стимул-ть эк рост,сокращ затраты на пр-во.Хар-р и степень воздей-я фин рычагов как стимулов общ-го произв-ва зависит от того,какими ф-ми наделены фин рычаги в больш.мере(фиск-ми или стимул-ми)и насколько фин рычаги могут себя реализовать на практике.

 

19. Управление финансами. Органы управления финансами в РФ, их функции

Управление гос фин-ми осущ-ся высш законодат орг-ми ч/з принятие фин-го законодат-ва,утвержд-е гос бюджета  и отчета о его испол-ии,введение или отмену отдельных видов налогов,утверждение  предельного размера гос долга.В  РФ слож-сь след сист упр-я фин-ми:общ  рук-во фин страны осущ-т президентРФ,более  предметное-высшие законодат,исполнит органы власти.

1. Президент РФ:опред-т цели и  задачи фп в посланиях ФедСобранию,и  в бюдж.послании;обеспеч-т соглас-ое  функц-ие и взаимодей-е органов  гос власти;опред-т осн направ-я  внутр и внеш политики;издает  указы и распоряж-я по вопросам  формир-я и испол-я б-тов, внебюдж-х  гос фондов,финан-я гос расх-в,орг-ии  фин-кредит сист;имеет право вето  на фин закон-во

2. Фин-бюдж упр-е – в целях  инф-аналитического обеспечения  дея-и президента в области  фин-бюдж проблем

3. Контрол упр-е презРФ – для  осущ-я фин контроля

4. Правительство РФ (исполнительная  власть) – центр управления и  контроля финансами,осущ-т разраб-ку  др проектов законов;утвержд-т  постановл-я;издает распоряж-я;обеспеч-т  реализ-ю фин законодат-ва;опр-т  задачи и функ фин органов  испол власти их права и  обязанности

5. МинФин(в сост испол власти) – оперативное управление финансами  со стороны власти;ему подчин5ФедСлужб(Ф  казначей-во,Ф служба фин-бюдж  надзора,Ф служба страх надзора,Ф  служба по фин мониторингу,Ф  налог служба)

 

 

20. Финансовый контроль и финансовое право. Органы финансового контроля в РФ

Ф контроль гос-ва – контроль за законностью и целесообр-ю дей-й в области образ-я, распр-я и испол-я денеж фондов гос-ва и мест самоупр-я в целях эффек-го эк разв-я страны и ее террит-ии. Делят на:1.Гос-й – осущ-ся фед-ми орг-ми от законодательной и исполнительной власти.Делится:а)общегос-й(парламент и счет палата95г,правит-во,минфин-Фед налог служба,Фказначейство,Фслужба фин-бюдж надзора,Фсстрах надзора,ФС по фин мониторингу;+Фтамож.служба,ЦБ РФ,Фспо фин рынкам,Фед агентство по упр-ю фед имущ-м);б) ведомственный (осущ-ся в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предпр-х)

2. Внутрихоз-ный – проверка производств и хоз-ной дея-ти предприятия ф отделом предприятия

3. Аудит – установление достоверности ф отчетности хоз-щих субъектов и соответствующих совершенными ими операций нормативным актам

По содержанию фин  контроль на Фед ур-не:1).бюдж контроль:парламент(фед собр-е),счет палата РФ(контрол-т ср-ва фед бюджета,фед внебюдж-х фондов и фед собственность),мин-во финансов,(проводит ревизии и проверки поступлений и расх-в ср-в фед бюджета,гос внебюдж-х фондов,фин-хоз дея-ти орг-ий),фед казначейство(предварит-й и текущ контроль за проведением бюдж операций)2).Налог контроль:мин-во РФ по налогам и сборам(выработка и проведение единой гос налог политики,взимание налогов и сборов),фед налоговая служба,правоохр-е органы.3).Таможенный контроль: ГТК гос таможенный комитет(разраб-т тамож политику,организ-т взимание пошлин,борьба с контрабандой)4).Валютный контроль(фед банк и прав-во;агенты ВЭБ,ЦБ,ВТБ;тамож и налог орг-ии)

5).Контроль за страховой деятельностью:фед служба стра надзора мин-ва финансов(лиценз-ая страх дея-ть и регул-е страх рынка,правила формир-я страх резервов)6).Банковский контроль: ЦБ (организ и контрол-т денеж-кредит отнош-я в стране,осущ-т надзор за дея-ю коммерч банков)

 

 

 

 

21. Сущность, функции и принципы организации финансов коммерческих организаций

Финансы коммерчх орг-ий и предпр-ий-это фин или денеж отнош-я,возникающие в ходе предприним-й дея-и в процессе формир-я собств капитала,целевых централиз-х и децентрал-х фондов денеж ср-в,их распр-я и использ-я.

Ф-ции:1. Распр-я ф-ия: формир-е первонач(уставного)капитала,авансирование его в произв-во,воспр-во и приращение капитала,привлечение внеш источников; формир-е денеж фондов и резервов коммерч орг-ий посредством распр-я и перераспр-я поступающих доходов; формирование прибыли. 2. Контрол ф-ия: стоимостный учет затрат на произ-во и реализ-ю прод-ии,выпол-е работ и оказ-е услуг,процесс формир-я доходов и денеж фондов; анализ фин показателей; применение мер фин воздей-я в целях обеспеч-я устойч сист распр-х отношений в коммерч орг-ии.

Принципы:1. Пр хоз самост-ти. Хоз-ие субъекты независ от ф-мы собств-ти самост-но опред-т сферу эк дея-ти,источ-ки фин-я,направл-я влож-я денеж ср-в в целях извлеч-я прибыли и приращения капитала,повыш-я благосост-я владельцев фирмы. 2. Пр самофин-я.Самофин-е означ полную самоокуп-ть затрат на произ-во и реализа-ю прод-ии,выпол-е работ и оказ-е услуг,инвестир-е в разв-е произ-ва за счет собств-х денеж ср-в и банк-х и коммерч-х кредитов.К собств-м источ-м фин-я коммерч-х орг-ий относ-ся:амортиз отчисл-я,прибыль,отчисл-я в ремонтный фонд.3. Пр матер-й заинтерес-ти: на ур-не отдел-х работников–выс ур-нь зарплаты;на ур-не гос-ва–оптим-ая налог политика; сама организ-я–соблюд-е эк-ки обоснов-х пропорций при распр-ии вновь созданной стоимости,собств-го капитала,формир-и фонда потребл-я и фонда накопл-я.4.Пр мат ответств-ти–означ-т наличие опред-ой сист ответств-ти за ведение и рез-ты фин-хоз дея-ти,сохрть собств капитала.5.Пр обеспеч-я фин-х резервов–формир-е фин-х резервов и др аналогич-х фондов,способ-х укрепить фин полож-е орг-ии в критич-ие моменты хоз-я. 6.Пр осущ-я контроля за фин-хоз дея-ю–анализ фин показателей и меры воздей-я разл содержания.

 

22. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций

Финансы некоммерч  орг-ий(НО)-это отнош-я,связ-е с формир-м и использ-м фин-х ресурсов орг-ий для достижения целей дея-ти,предусмотр-х в уставе орг-ии.

Фин ресурсы некоммерч  орг-ий представ-т собой совокуп-ть денеж доходов,поступлений и накоплений,ипольз-х на текущее содерж-е и расшир-е дея-ти этих орг-ий.

Источ-ки формир-я фин ресурсов НО:регулярные и единоврем-е поступл-я  от учредит-й;добровольные имущ-е взносы и пожертв-я;выручка от реализ-ии товаров,работ,услуг;дивиденды,получ-е  по акциям,облиг-м;дох,получ от собств-ти НО;бюдж субсидии в рамках утвержд-х  целевых программ;др не запрещ законом  поступления.

Упр-е фин-ми НО вкл-т фин планир-е,операт-е  упр-е и фин контроль.При сост-ии фин планов некоммерч орг-ий всех орг-правовых форм примен-ся методы фин  планир-я:экстраполяции, нормативный,индексный,балансовый.

Федер-е, рег-ые, местные органы самоупр-я  могут оказ-ть поддержку в виде льгот по налоговым платежам,освобождать  от платы за пользование государственным  имуществом

Осн направ-я использ-я ср-в связаны  с фин обеспеч-м достиж-я НО уставных целей.Выделяют группы расх-в:1)Админ-хоз.расх связ с содерж-м НО-расх по оплате труда адм-хоз персонала,уплате ЕСНв гос внебюдж фонды,расх по аренде и хоз содерж помещений,представительскиеи командир-е расх,амортиз-е отчисл,расх на ремон помещений и оборуд-я.Эти  затраты относит-но постоянны,тк их величина не зависит от изм-й в  объеме дея-ти орг-ии.2)Расх по выпол-ю  программ и мероприятий,осущ-х за счёт целевых поступлй и бюдж ассигнований – сюда вкл-ся расх,связ-е с реализ-ей фин-х программ и мероприятий.3)Расх по осущ-ю предприним дея-ти.Они учит-ся раздельно от др расх орг-ии.К ним  относ-ся расх,связ с закупкой сырья  и материалов,расх на оплату труда  персонала,уч-го в осущ-ии данной дея-ти,уплату ЕСН в гос внебюдж фонды,расх для осущ-я расчетов с кредиторами,на рекламу,транспорт расх.

 

23. Отношения страхования в системе финансовых отношений. Особенности организации финансов страховой сферы

Страхование-система отнош-ий,связ-я с защитой имущ-х интересов физ-х и юр лиц специализ-ми орга-ми – страх комп-ми за счет формир-го из взносов страхователей страх фонда, использ-го для возмещ-я убытков, понесенных страхователем в рез-те страх случаев.Могут созд-ся в ф-ме коммерч и некоммерч орг-ий.Страх орг,созд-е в форме коммерч орг-ий,подверг-ся предварит-му контролю при входе на рынок в процессе лицензирования.

Фин-м страх.орг-ий присущи спецефич.признаки,обусловл-е проявл-м сущности страх-я:1)Страх орг-ия(СО)работает в усл-х двойного риска:риск,принятый от страх-лей+собств бизнес-риск,связ-й с инвестиц-ой дея-ю.2)м/у моментом поступл-я страх премии и страх выплатой может проходить значит-й промеж-к времени,в связи с чем СО получ-т возмож-ть инвестир-ть аккумулиров-ю премию,получая инвестиц-й доход.3)Сущ-т особ-и в источ-х ср-в и стр-ре фин рес-в СО:спецефич-м ист-м ср-в СО явл страх премияи в стр-ре фин рес-в СО имеют значит-й удел вес страх резервы.4)Следствием большой соц значим-ти страх жизни явл-ся запрет на проведение одной и той же СО операций по страх-ю жизни и иным видам страх-я в странах с разв.рын.эк-ой.5)СО может форм-ть резерв предупред-х мероприятий,ср-ва кт использ-ся в целях предотвращ-я наступления неблагоприят-х событий.

К осн источ-м фин рес-в СО относ-ся:при созд-ии СО-устав капитал;в  процессе функц-я СО-доходы от страх  дея-и,от инвестир-я страх резервов,прочие доходы.Фин ресурсы страх комп формир-ся в виде денеж доходов,накоплений и поступлений.Денеж доходы вкл-т  прибыль страх дея-ти,инвестиц-й  дея-и,по прочим внереализ-м операциям  страх орг-ии.

Расходы,связ-е с осущ-м страх  дея-и подразд-ся на 2группы-расх,связ-е  с несением страх обязат-в(страх  выплаты,отчисл-я в резервы,передача части премий перестраховщику)и  расходы на ведение дела(затраты  страховщика на закл-е,ведение и  исполнение договоров страхов-я)

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"