Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка
1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве
17. Принципы и методы финансового планирования и прогнозирования. Система финансовых планов страны
Принципы:
1. науч обоснованности – основ на знании объективно дей-х законов рынка,достиж-ии науки и практики
2. программно-целевое планир-е – лежит в основе фин планир-я предусматр-т планир-е направлений расход-я фин рес, предполаг-т выбор приоритета гос-х расходов в целях повыш-я их эффект-ти и обеспеч-т условия для осущ-я фин контроля и достиж-я конкрет.рез-та.
3. планир-е, ориент-е на конечный рез-т в рамках среднего фин периода (3 года),в люб фин плане д.б. прописано «какого рез-та с таким фин-м можно добиться?»
Эти принципы м.б. реализ-ны при наличии тщат-но разраб-й методики и методологии план-я, методах и сред-х сост-я фин планов, систем стоим-х показат-й планов, отраж-х реал-е эк-е процессы.
Методы финансового планирования:
1.Индикативного планир-я(положен в
основу фин планир-я,прогноз-я)-метод формир-я
сис-мы параметров(индикаторов:фин,
2.Эк.анализ-важный инструм-т получ-я инф,необх для принятия управл.реш-й.От его кач-ва завис рац-ть фин реш-й и эффек-ть дея-ти субъекта.Предмет ЭА-фин-хоз дея-ть субъекта.Цель ЭА-выявление резервов совершен-я финхоз деят.
3.Нормативный – предполаг-т,что фин план-е строится на норм-й базе,научно и практ-ки обоснован-х нормах и нормативах.Шир прим-ся в бюдж сфере,где прим-ся нормативы бюдж расх-в в образ-ии,культ,здравоохр.Фин нормативы могут разраб-ся и в ф-ме коэфф-в для выбора критерия оценки фин результ-ти или как ориентиров-е показ-ли.
4.Балансовый – метод планомер-го устан-я и соблюдения баланса доходной и расх-й частей фин плана. Стоимост.балансы позволяют осущ-ть увязку м/у произ-м,распр-м и исп-м доходов,в част.увязка дох и расх гос-ва,мест самоупр-я(фин балансы и гос бюджРФ и субъектовРФ,мест бюдж),дох и расх отраслей,предпр-й и орг-й,денеж расх-в и доходов насел-я. Важные стоимост балансы:баланс нац дохода,кассовый план ЦБ РФ,сводный фин план страны,межотраслевой баланс произ-ва и распр-я общ-го продукта.
5.Экономико-математическое моделирование –закл-ся в построении фин моделей,имитир-х течение реал-х эк и соц процессов.
Фин. планы обобщают разные стороны созд-я, распредел-я и использ-я стоимости ВВП/ВНП в ден. форме. Все фин. планы обобщаются в сводном фин. плане страны.
Сис-ма фин. планов построена иерархически.
Центральным звеном сис-мы яв-ся гос. б-т, так как через него реализуется взаимосвязи всех звеньев финн. сис-мы страны, ч/з него осущ-ся наиболее значимые эк. и соц. программы проходит более 2/3 всех денежных средств гос-ва.
18. Система финансовых рычагов и стимулов, их роль в экономике страны
Ф рычаги(прямое) – инструменты, форм-ия и исп центр-х и децентр-х фондов фин рес процессе распр-я и перераспр-я стоимости ВВП, ВНП в денеж ф-ме. Делят на:1. Централиз-е – налоги и платежи,2. Децентр-е – прибыль,амортиз отчисл-я,отчисл-я в фонды эк стимулир-я,фонд накопл-я.
Ф рычаги:1.Исп-ся при формир-и фондов денеж ср-в(налоги,
прибыль, амортиз отчисл-я) 2.Исп-ся в процессе
расх-я этих фондов (конкрет ф-мы,методы
фин-я капиталовлож-й и оборот ср-в,соц
трансферты, стипендии,пособия,пенсии).Фин
рычаги выступают также как фин показатели,
применяемые в планир-ии. Фин показатели
имеют опред-ю фин хар-ку,взаимосвяз-ю
м/у собой и состав-т целост сист показателей,использ-хся
при орг-ии и регул-ии фин отношений. Фин
рычаги приводятся в дей-е при помощи фин-эк-х
нормативов, норм, лимитов, порядка исчисл-я
и уплаты отдел-х платежей,налогов, льгот,поощрений,санкций,кт
устан-ся гос-м при форм-ии и использ-ии
центр-х фондов денеж ср-в. Для форм-я и
исп-я центр-х фондов нормы уст-ся как центр-ми,так
и самими предпр-ми(при расходной части
прибыли на производственное и социальное
развитие) Т.о.фин рычаги выполняют прежде
всего фискальные ф-ии и выполняют ф-ию
фин.стимулир-я.Фин стимулирование(косвенное)–
19. Управление финансами. Органы управления финансами в РФ, их функции
Управление гос фин-ми осущ-ся высш
законодат орг-ми ч/з принятие фин-го
законодат-ва,утвержд-е гос
1. Президент РФ:опред-т цели и
задачи фп в посланиях
2. Фин-бюдж упр-е – в целях
инф-аналитического
3. Контрол упр-е презРФ – для осущ-я фин контроля
4. Правительство РФ (исполнительная
власть) – центр управления и
контроля финансами,осущ-т
5. МинФин(в сост испол власти)
– оперативное управление
20. Финансовый контроль и финансовое право. Органы финансового контроля в РФ
Ф контроль гос-ва – контроль
за законностью и целесообр-ю дей-й в области
образ-я, распр-я и испол-я денеж фондов
гос-ва и мест самоупр-я в целях эффек-го
эк разв-я страны и ее террит-ии. Делят на:1.Гос-й – осущ-ся фед-ми
орг-ми от законодательной и исполнительной
власти.Делится:а)общегос-й(
2. Внутрихоз-ный – проверка производств и хоз-ной дея-ти предприятия ф отделом предприятия
3. Аудит – установление достоверности ф отчетности хоз-щих субъектов и соответствующих совершенными ими операций нормативным актам
По содержанию фин контроль на Фед ур-не:1).бюдж контроль:парламент(фед собр-е),счет палата РФ(контрол-т ср-ва фед бюджета,фед внебюдж-х фондов и фед собственность),мин-во финансов,(проводит ревизии и проверки поступлений и расх-в ср-в фед бюджета,гос внебюдж-х фондов,фин-хоз дея-ти орг-ий),фед казначейство(предварит-й и текущ контроль за проведением бюдж операций)2).Налог контроль:мин-во РФ по налогам и сборам(выработка и проведение единой гос налог политики,взимание налогов и сборов),фед налоговая служба,правоохр-е органы.3).Таможенный контроль: ГТК гос таможенный комитет(разраб-т тамож политику,организ-т взимание пошлин,борьба с контрабандой)4).Валютный контроль(фед банк и прав-во;агенты ВЭБ,ЦБ,ВТБ;тамож и налог орг-ии)
5).Контроль за страховой деятельностью:фед служба стра надзора мин-ва финансов(лиценз-ая страх дея-ть и регул-е страх рынка,правила формир-я страх резервов)6).Банковский контроль: ЦБ (организ и контрол-т денеж-кредит отнош-я в стране,осущ-т надзор за дея-ю коммерч банков)
21. Сущность, функции и принципы организации финансов коммерческих организаций
Финансы коммерчх орг-ий и предпр-ий-это фин или денеж отнош-я,возникающие в ходе предприним-й дея-и в процессе формир-я собств капитала,целевых централиз-х и децентрал-х фондов денеж ср-в,их распр-я и использ-я.
Ф-ции:1. Распр-я ф-ия: формир-е первонач(уставного)капитала,
Принципы:1. Пр хоз самост-ти. Хоз-ие субъекты независ от ф-мы собств-ти самост-но опред-т сферу эк дея-ти,источ-ки фин-я,направл-я влож-я денеж ср-в в целях извлеч-я прибыли и приращения капитала,повыш-я благосост-я владельцев фирмы. 2. Пр самофин-я.Самофин-е означ полную самоокуп-ть затрат на произ-во и реализа-ю прод-ии,выпол-е работ и оказ-е услуг,инвестир-е в разв-е произ-ва за счет собств-х денеж ср-в и банк-х и коммерч-х кредитов.К собств-м источ-м фин-я коммерч-х орг-ий относ-ся:амортиз отчисл-я,прибыль,отчисл-я в ремонтный фонд.3. Пр матер-й заинтерес-ти: на ур-не отдел-х работников–выс ур-нь зарплаты;на ур-не гос-ва–оптим-ая налог политика; сама организ-я–соблюд-е эк-ки обоснов-х пропорций при распр-ии вновь созданной стоимости,собств-го капитала,формир-и фонда потребл-я и фонда накопл-я.4.Пр мат ответств-ти–означ-т наличие опред-ой сист ответств-ти за ведение и рез-ты фин-хоз дея-ти,сохрть собств капитала.5.Пр обеспеч-я фин-х резервов–формир-е фин-х резервов и др аналогич-х фондов,способ-х укрепить фин полож-е орг-ии в критич-ие моменты хоз-я. 6.Пр осущ-я контроля за фин-хоз дея-ю–анализ фин показателей и меры воздей-я разл содержания.
22. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
Финансы некоммерч орг-ий(НО)-это отнош-я,связ-е с формир-м и использ-м фин-х ресурсов орг-ий для достижения целей дея-ти,предусмотр-х в уставе орг-ии.
Фин ресурсы некоммерч орг-ий представ-т собой совокуп-ть денеж доходов,поступлений и накоплений,ипольз-х на текущее содерж-е и расшир-е дея-ти этих орг-ий.
Источ-ки формир-я фин ресурсов
НО:регулярные и единоврем-е поступл-я
от учредит-й;добровольные имущ-е взносы
и пожертв-я;выручка от реализ-ии
товаров,работ,услуг;дивиденды,
Упр-е фин-ми НО вкл-т фин планир-е,операт-е
упр-е и фин контроль.При сост-
Федер-е, рег-ые, местные органы самоупр-я
могут оказ-ть поддержку в виде
льгот по налоговым платежам,
Осн направ-я использ-я ср-в
23. Отношения страхования в системе финансовых отношений. Особенности организации финансов страховой сферы
Страхование-система отнош-ий,связ-я с защитой имущ-х интересов физ-х и юр лиц специализ-ми орга-ми – страх комп-ми за счет формир-го из взносов страхователей страх фонда, использ-го для возмещ-я убытков, понесенных страхователем в рез-те страх случаев.Могут созд-ся в ф-ме коммерч и некоммерч орг-ий.Страх орг,созд-е в форме коммерч орг-ий,подверг-ся предварит-му контролю при входе на рынок в процессе лицензирования.
Фин-м страх.орг-ий
присущи спецефич.признаки,обус
К осн источ-м фин рес-в СО
относ-ся:при созд-ии СО-устав капитал;в
процессе функц-я СО-доходы от страх
дея-и,от инвестир-я страх резервов,
Расходы,связ-е с осущ-м страх
дея-и подразд-ся на 2группы-расх,связ-е
с несением страх обязат-в(страх
выплаты,отчисл-я в резервы,