Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка
1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве
Ф-ции:
1.Распред-ая-распр-ие и
2.Регулирующая-маневрирование
3.Соц -поддержка наименее
4.Контрольная-контроль за фин-
33. Бюджетная политика государства на современном этапе. БК РФ.
БП-это часть фп гос-ва. БП подразд на политику мобилиз дох в бюдж всех уровней, политику в обл межбюдж отн-ий и политику в обл бюдж расх. Гл стратег задачей БП явл провед-е бюдж реформы, предполаг переход от упр-я бюдж затратами к упр-ю рез-ми путем повыш-я ответст-ти и расшир сам-ти участников бюдж процесса.
1.обеспечение исполнения соц обязательств,
2.ограничение размеров бюдж дефицита (сохр стабильности и устойчивости выполнения соц обязательств),
3.переход к режиму жесткой
экономии бюдж средств (
4.определение оптимальных
5.обеспечение повышения кач-
6.усовершенствование мех-ов
7.определение эконом-ки
8.устан-ие ответственности за
неэффективное расходование ср-
9.завершение форм-ия надежной и сбалансированной пенсионной сис-мы,
10.определение и реализация
БК уст-ет общие принципы и стр-ру бюдж законодательства, орг-ии и фун-ия бюдж сист РФ, правовое положение субъектов бюдж правоотношений, определяет основы бюдж процесса и межбюдж отношений, порядок исполнения судебных актов по взысканию средств бюдж, ответственность за нарушение бюдж законодательства. Приоритет в ее разработке принадлежит президенту, кот в Бюдж послании фед собр опред приоритетные направл. В рамках этого послания правительство разрабатывает соответствующие проекты законов и вносит их на расмотрение в Госдуму.
34. Налоги, их социально-экономическая сущность. Особенности организации налоговой системы
Центральное место в сист гос дох занимают налоги.
Налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с орг и физ лиц,в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собст-ти,хоз ведения или оперативного управ-ия ден средств в целях фин обеспечения деят-ти гос-ва и мун образований.
Сбор- обязат взнос,взимаемый с орг и физ лиц,уплата кот яв-ся одним из усл соверш в интересах плательщика сборов гос орг-ми юр-ки значимых действй,включ предоставлен опред прав или выдачу лицензий.
Имеют фискальное (обеспечение орг-ов
власти необх источником ден средств),
эк-ое (положит влият на разв общ
произ-ва) и соц (регул дох разн
соц групп) знач. Выполняют фискальную
и регул-ую,включ
Черты налоговой системы РФ:
1.базируется на правовой
2.построена по единым
3.предъявляет к плательщикам одинаковые требования;
4.обеспечивает справедливое
5.сочетание 2х основных видов
налогов:прямых и косвенных(
35. Налоговая политика государства в РФ на современном этапе. Налоговый кодекс РФ и его роль в совершенствовании налоговой системы страны
Налоговая политика на 2008-2010 гг. (направления, одобренные правительством РФ):1.совершенствование налога на прибыль организаций, 2.совершенствование НДС, 3.индексация ставок акцизов, 4.совершенствование налога на доходы физ лиц, 5.введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физ лиц, 6.совершенствование налога на добычу полезных ископаемых, 7.совершенствование налогообложения в рамках специального налогового режима, 8.междунар сотрудничество, интеграция в междунар орг-ии и соглашения, инф обмен.
НК (принят в 98) уст-т сист налогов
и сборов, общие принципы налогообложения
в РФ, в т.ч.:1.определяет виды налогов
и сборов, взимаемых в РФ,2.устт
основания возникновения, изм и
прекращения, порядок исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов,3.уст-т
права и обязанности
Виды налогов: федеральные, региональные и местные.
36. Бюджетная классификация РФ, ее совершенствование на современном этапе
Бюдж классификация - систематизированная эк-ая группировка дох и расх бюдж по однородному признаку, определяемому природой бюджета.
Бюдж роспись –распред расх и дох бюдж по подразделениям бюдж классификации.
Дох и расх классиф-ся по составу, источникам, направлениям использования. Бюдж классификация обеспечивает единство (связующий элемент) бюдж сист. Она исп для составления и исп бюдж и обеспечивает сопоставимость показателей бюдж всех уровней бюдж сист.
Позволяет обеспечить единый по всей стране методологический подход к составлению и исполнению бюджетов всех уровней
Бюдж классификация включ: 1.кл дох, 2.кл расх, 3.кл ист финансирования дефицитов бюдж, 4.кл внешних и внутр долгов РФ и субъектов. Бюдж классификация должна отражать бюдж дох и расх, все изменения, происходящие в сист управления гос-ом и народным хозяйством, поэтому она дополняется и изменяется. 26.04.07 -новая бюдж классификация
Цель совершенствования -соблюдение единых принципов формирования и исполнения бюджета.
37. Доходы государственного бюджета, факторы их увеличения
Доходы -ден ресурсы, поступающие в бюдж в процессе распр и перераспр ВВП,ВНП.
Сигвесты-снижение расходной части бюдж.
Дох бюдж классифиц-ся по разным признакам:
I.Бюдж классификация делит дох на 2 осн группы:
1.налоговые и неналоговые (налоговые - н на прибыль; н на товары,работы,услуги реализ на терр РФ; н на товары,работы,услуги ввозим на терр РФ; н на совокупный дох; н на имущество; н за испол полез ископ; неналоговые – дох от внешнеэк-ой деят-ти; дох от пользов иуществом, наход в гос и мун собств; дох от оказан платных услуг; дох от продажи мат и немат активов; адм платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба),
2.безвозмездные и перечисления (без пост от нерезидентов, бп от др бюдж бюдж сист РФ; бп от гос и мун орг-ии; бп от негос-х орг; бп от наднац-х орг);
II.По методам взимания: налоговые и неналоговые (к ним относятся безвозмездные);
III.По источникам образования:
1.дох, источником образ-ия
2.дох, источником образ-ия
IV.По соц-эк источникам образования: от юр и физ лиц;
V.По юрид основанию: обязательные и добровольные;
VI.По праву собственности субъекта: на аккумулированные в бюдж дох, их подразделяют на собственные (осн часть дох) и привлеченные;
VII.В соответствии с бюдж кодексом РФ: 1.налоговые дох, зачисляемые в соответ с бюдж и налоговым законодательством, 2.неналоговые дох, 3.дох полученные бюдж в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.(субсидии-целевая помощь, софинансир, получатели-б-ты, физ и юр лица;дотации-денеж ср-ва, безвозм, без целев назначения, идет на выравнивание б-та;субвенции-без софинансир, целевой хар-р, б-ты и юр лица; трансферты- ср-ва б-том б-той сис-мы другому б-ту б-ной сис-мы(фед фонд развития регионов- поддержка инвестиций соц инфраструктуры- финансир б-тых программ, фонд поддержки регионов,фонд компенсаций-выплата льгот, ,фонд софинансир соц расходов-на соц значимые расходы, фонд реформирования регионов-конкурс основа))
Факторы их увеличения: 1.все факторы, влияющие на объем произвед в стране ВВП, ВНП; 2. Оптимизация распределения дох м/у разн уровнями бюдж сист, 3.укрепление дох базы бюдж за счет совершен налоговой сист и усилен фин контроля.
38. Расходы бюджета, факторы их оптимизации
Расх гос бюдж - ЭО, связанные с распред фонда ден ср-в гос-ва и его исп по отрасл, террит и целевому признаку. Форм расх осущ-ся в соотв-ии с приоритетами заявленными президентом и правительством и содержания в бюдж послании и осн направл фин политики.
Текущие-часть расходов бюдж, обеспечивающая тек фун-ие органов гос власти, мест самоуправления, бюдж учрежд, оказания гос поддержки др бюдж и отраслям эк-ки (в виде дотаций, субсидий);
Капитальные -инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, внедрение нтп. (направленность-рост ВВП по кол-ву и кач-ву).
Наиб удельный вес приходится на долю тек расх, сред соотношение сост-т 9:1. Проблема оптимизации расх акцентированна на оптимизацию! Для улучшения стр-ры бюдже расх необходимо:- увеличение доли кап расх,
- уменьшение непроизводственных управленческих расх.
39. Стабилизационный фонд РФ, причины создания, направления и проблемы использования
Создан 1.01.04. Средства стабфонда форм-ся за счет превышения цены на нефть над базовой. Данный фонд служит фин резервом на случай резкого падения цен на нефть, чтобы гос смогла профин-ть свои обязательства. Если объем накоплений превышет сумму в 500 млрд руд, его средства могут быть направлены на др цели. Дох-средства вывозной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть) при цене на нефть больше базовой. Расходы:-покрытие дефицита бюдж при снижении цены на нефть (если объем средств >500 млрд руб, то на иные цели)-2005г.–выплата внешнего долга и покрытия дефицита ПФРФ.
Значение:
- способствует стабильности эк-
- снижается инфляционное
- снижается зависимость нац
эк-ки от неблагоприятных
На 1.01.08г. 3 трлн. 849,11 млрд. руб. = 156,8 млрд$ . С 1.02.08 средства стабилизационного фонда переходят в Резервный фонд и фонд национального благосостояния. Объем Резервного фонда не должен превышать 10 % ВВП предыдущего года.
40. Межбюджетные отношения в РФ, проблемы и перспективы развития в современных условиях
Межб-ные отношения – отношения
м/у органами гос власти РФ, органами мест
самоуправления по поводу: 1. разграничения
расх и дох на постоянной основе м/у уровнями
бюдж сист (за кажд уровнем бюдж сист закреплены
расх полномочия и обязательства); 2. распределения
м/у бюдж разных уровней, регулирующие
дох по временным нормативам (от вышестоящ
к нижестоящ бюдж); 3. перераспределения
средств из бюдж одного уровня в другой,
а также м/у бюдж того же уровня в разных
формах(дотаций,субсидий,
Цель межбюдж отн-созд услов для сбалансированности бюдж на каждом уровне бюдж сист с учетом возлагаемых на них задач и фун. Этапы: 1)91-93-отсутсвие единой основы ф выравнивания, 2) 94-98-новая правовая ставка налогооблажения, 3) 99-05-упорядочение б-го устройства.
Проблемы:
- отсутствие или недостаток необходимого законодательного оформления межбюдж отн,
- недостаточная эк-ая
- недостаточная соц
- не решен ? о разграничении полномочий и ответственности за финансирование рас м/у 3мя уровнями бюдж сист,
- нестабильность разграничения доходных источников,
- отсутствие у регионов
Перспективы:
- совершенствовать
- обеспечить соответствие м/у
расходными фун-ми в регионах
и наличием соответствующих
- давать необходимые права и стимулы для мобилизации дох в регионах и территориях,
- предоставлять рег и мест
властям необходимую свободу
действий при решении ? о расх,
способствующих развитию
41. Бюджетное равновесие. Бюджетный дефицит, причины его возникновения, методы покрытия
Бюдж может быть сбалансированным (дох=расх) и несбалансированным (дох><расх))
Бюдж дефицит - необходимый инструмент ускоренного развития страны, если средства для покрытия используются для увеличения ВВП, улучшения его кач-ва.
Бюдж дефицит имеет соц-эк последствия:
для населения – снижение жизенного
уровня, для гос – необх влезать
в долги, применять эмиссию денег
или продавать часть нац
Принципы: 1.м.б. допустим, если он вызван необх увел расх на инновац цели; 2.дефицит<=2-3%ВВП; 3.дефицит<=совокупные гос инвестиции.
Методы покрытия:- умен расх при существенном умен поступлений дох в бюджет; - снижение бюдж ассигнований не должно быть более 10 % по каждому главному распорядителю и по каждому объекту целевой и инвестиционной программы.
Причины дефицита:1. низкая эффективность общ производства, реальная результативность внешнеэк-х связей; 2. нерациональная стр-ра бюдж расх, огромные военные расх, помощь развивающимся странам; 3. неэффективный бюдж мех-м.
Если прогнозируется профицит при составлении проекта, то правительство д/о сбалансировать б-т за счет уменьшения налогов или увеличения расходов на соц нужды.
Если в процессе исполнения, то направить дополнительные ресурсы на приоритеты и направления.