Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка

Описание работы

1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве

Файлы: 1 файл

Шпора по финансам.docx

— 99.96 Кб (Скачать файл)

Ф-ции:

1.Распред-ая-распр-ие и перераспр-ие  нац дох в межотраслевом и  территориальном разрезах, а также  м/у слоями населения с учетом  требований рац-го размещения  производительных сил, развития  эк и соц сферы на всей  территории страны

2.Регулирующая-маневрирование бюдж  сред-ми для поддержки приоритетных  отраслей (авиастроение, атомная промышленность).

3.Соц -поддержка наименее защищенных  слоев населения, а также учреждений  здравоохранения, образования, культуры

4.Контрольная-контроль за фин-хоз  деят-ью предприятий и отраслей  народного хозяйства

 

33. Бюджетная политика государства на современном этапе. БК РФ.

БП-это часть фп гос-ва. БП подразд  на политику мобилиз дох в бюдж всех уровней, политику в обл межбюдж  отн-ий и политику в обл бюдж расх. Гл стратег задачей БП явл провед-е  бюдж реформы, предполаг переход  от упр-я бюдж затратами к упр-ю  рез-ми путем повыш-я ответст-ти и  расшир сам-ти участников бюдж процесса.

1.обеспечение исполнения соц  обязательств,

2.ограничение размеров бюдж  дефицита (сохр стабильности и  устойчивости выполнения соц  обязательств),

3.переход к режиму жесткой  экономии бюдж средств (достижение  макс возможного мультипликативного  соц эффекта от каждого бюдж  рубля),

4.определение оптимальных форм  поддержки реального сектора  эк-ки и фс, созд-ие стимулов  для внедрения и развития совр-х  технологий, повышение энергетической  эффективности эк-ки и производ-ти  труда,

5.обеспечение повышения кач-ва  предоставления гражданам соц  услуг,

6.усовершенствование мех-ов гос-х  закупок за счет применения  совр-х процедур размещения заказов,  консолидации заказчиков, использ-ие  комплексных методов управ-ия  инвестиционными проектами,

7.определение эконом-ки оправданного  уровня налоговой нагрузки и  стр-ры налогов, соответствующие  совр стадии развития эк-ки  и стимулирующие развитие предпринимательства,

8.устан-ие ответственности за  неэффективное расходование ср-тв,

9.завершение форм-ия надежной  и сбалансированной пенсионной  сис-мы,

10.определение и реализация комплекса  мер по созд безбарьерной среды  для инвалидов, защита прав  инвалидов.

БК уст-ет общие принципы и стр-ру бюдж законодательства, орг-ии и фун-ия бюдж сист РФ, правовое положение субъектов  бюдж правоотношений, определяет основы бюдж процесса и межбюдж отношений, порядок исполнения судебных актов  по взысканию средств бюдж, ответственность  за нарушение бюдж законодательства. Приоритет в ее разработке принадлежит  президенту, кот в Бюдж послании фед собр опред приоритетные направл. В рамках этого послания правительство  разрабатывает соответствующие  проекты законов и вносит их на расмотрение в Госдуму.

 

34. Налоги, их социально-экономическая сущность. Особенности организации налоговой системы

Центральное место в сист гос  дох занимают налоги.

Налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с орг и физ лиц,в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собст-ти,хоз ведения или оперативного управ-ия ден средств в целях фин обеспечения деят-ти гос-ва и мун образований.

Сбор- обязат взнос,взимаемый с орг и физ лиц,уплата кот яв-ся одним из усл соверш в интересах плательщика сборов гос орг-ми юр-ки значимых действй,включ предоставлен опред прав или выдачу лицензий.

Имеют фискальное (обеспечение орг-ов власти необх источником ден средств), эк-ое (положит влият на разв общ  произ-ва) и соц (регул дох разн соц групп) знач. Выполняют фискальную и регул-ую,включ стимулирование, фун-ии.

Черты налоговой системы  РФ:

1.базируется на правовой основе,становится  стабильной;

2.построена по единым принципам,единому  мех-му исчисления и уплаты  налогов;

3.предъявляет к плательщикам  одинаковые требования;

4.обеспечивает справедливое распределение  налоговой тяжести;

5.сочетание 2х основных видов  налогов:прямых и косвенных(товары  и услуги)

 

 

 

 

35. Налоговая политика государства в РФ на современном этапе. Налоговый кодекс РФ и его роль в совершенствовании налоговой системы страны

Налоговая политика на 2008-2010 гг. (направления, одобренные правительством РФ):1.совершенствование налога на прибыль организаций, 2.совершенствование НДС, 3.индексация ставок акцизов, 4.совершенствование налога на доходы физ лиц, 5.введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физ лиц, 6.совершенствование налога на добычу полезных ископаемых, 7.совершенствование налогообложения в рамках специального налогового режима, 8.междунар сотрудничество, интеграция в междунар орг-ии и соглашения, инф обмен.

НК (принят в 98) уст-т сист налогов  и сборов, общие принципы налогообложения  в РФ, в т.ч.:1.определяет виды налогов  и сборов, взимаемых в РФ,2.устт основания возникновения, изм и  прекращения, порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов,3.уст-т  права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и др. участников отн, регулируемых законодательством  о налогах и сборах,4.определяет формы и методы налогового контроля,5.уст-т  ответственность за совершение налоговых  правонарушений,6.определяет порядок  обжалования действий налоговых  органов и их должностных лиц.

Виды налогов: федеральные, региональные и местные.

 

 

 

 

 

 

36. Бюджетная классификация РФ, ее совершенствование на современном этапе

Бюдж классификация - систематизированная эк-ая группировка дох и расх бюдж по однородному признаку, определяемому природой бюджета.

Бюдж роспись –распред расх и дох бюдж по подразделениям бюдж классификации.

Дох и расх классиф-ся по составу, источникам, направлениям использования. Бюдж классификация  обеспечивает единство (связующий элемент) бюдж сист. Она исп для составления  и исп бюдж и обеспечивает сопоставимость показателей бюдж всех уровней бюдж сист.

Позволяет обеспечить единый по всей стране методологический подход к составлению  и исполнению бюджетов всех уровней

Бюдж классификация включ: 1.кл дох, 2.кл расх, 3.кл ист финансирования дефицитов бюдж, 4.кл внешних и внутр долгов РФ и субъектов. Бюдж классификация должна отражать бюдж дох и расх, все изменения, происходящие в сист управления гос-ом и народным хозяйством, поэтому она дополняется и изменяется. 26.04.07 -новая бюдж классификация

Цель совершенствования -соблюдение единых принципов формирования и  исполнения бюджета.

 

 

 

37. Доходы государственного бюджета, факторы их увеличения

Доходы -ден ресурсы, поступающие в бюдж в процессе распр и перераспр ВВП,ВНП.

Сигвесты-снижение расходной части бюдж.

Дох бюдж классифиц-ся по разным признакам:

I.Бюдж классификация делит дох на 2 осн группы:

1.налоговые и неналоговые (налоговые - н на прибыль; н на товары,работы,услуги реализ на терр РФ; н на товары,работы,услуги ввозим на терр РФ; н на совокупный дох; н на имущество; н за испол полез ископ; неналоговые – дох от внешнеэк-ой деят-ти; дох от пользов иуществом, наход в гос и мун собств; дох от оказан платных услуг; дох от продажи мат и немат активов; адм платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба),

2.безвозмездные и перечисления (без пост от нерезидентов, бп от др бюдж бюдж сист РФ; бп от гос и мун орг-ии; бп от негос-х орг; бп от наднац-х орг);

II.По методам взимания: налоговые и неналоговые (к ним относятся безвозмездные);

III.По источникам образования:

1.дох, источником образ-ия кот  яв-ся вновь созд стоимость,т.е.  нац дох, то что произведено  в стране в этом году,

2.дох, источником образ-ия кот  яв-ся най богатсво (дох от реализ  гос собств, плата за прир рес);

IV.По соц-эк источникам образования: от юр и физ лиц;

V.По юрид основанию: обязательные и добровольные;

VI.По праву собственности субъекта: на аккумулированные в бюдж дох, их подразделяют на собственные (осн часть дох) и привлеченные;

VII.В соответствии с бюдж кодексом РФ: 1.налоговые дох, зачисляемые в соответ с бюдж и налоговым законодательством, 2.неналоговые дох, 3.дох полученные бюдж в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.(субсидии-целевая помощь, софинансир, получатели-б-ты, физ и юр лица;дотации-денеж ср-ва, безвозм, без целев назначения, идет на выравнивание б-та;субвенции-без софинансир, целевой хар-р, б-ты и юр лица; трансферты- ср-ва б-том б-той сис-мы другому б-ту б-ной сис-мы(фед фонд развития регионов- поддержка инвестиций соц инфраструктуры- финансир б-тых программ, фонд поддержки регионов,фонд компенсаций-выплата льгот, ,фонд софинансир соц расходов-на соц значимые расходы, фонд реформирования регионов-конкурс основа))

Факторы их увеличения: 1.все факторы, влияющие на объем произвед в стране ВВП, ВНП; 2. Оптимизация распределения дох м/у разн уровнями бюдж сист, 3.укрепление дох базы бюдж за счет совершен налоговой сист и усилен фин контроля.

 

 

 

 

38. Расходы бюджета, факторы их оптимизации

Расх гос бюдж - ЭО, связанные  с распред фонда ден ср-в  гос-ва и его исп по отрасл, террит и целевому признаку. Форм расх осущ-ся в соотв-ии с приоритетами заявленными  президентом и правительством и  содержания в бюдж послании и осн  направл фин политики.

Текущие-часть расходов бюдж, обеспечивающая тек фун-ие органов гос власти, мест самоуправления, бюдж учрежд, оказания гос поддержки др бюдж и отраслям эк-ки (в виде дотаций, субсидий);

Капитальные -инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, внедрение нтп. (направленность-рост ВВП по кол-ву и кач-ву).

Наиб удельный вес приходится на долю тек расх, сред соотношение  сост-т 9:1. Проблема оптимизации расх акцентированна на оптимизацию! Для  улучшения стр-ры бюдже расх необходимо:- увеличение доли кап расх,

- уменьшение непроизводственных  управленческих расх.

 

 

 

39. Стабилизационный фонд РФ, причины создания, направления и проблемы использования

Создан 1.01.04. Средства стабфонда форм-ся за счет превышения цены на нефть над  базовой. Данный фонд служит фин резервом на случай резкого падения цен  на нефть, чтобы гос смогла профин-ть свои обязательства. Если объем накоплений превышет сумму в 500 млрд руд, его  средства могут быть направлены на др цели. Дох-средства вывозной пошлины  на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть) при цене на нефть  больше базовой. Расходы:-покрытие дефицита бюдж при снижении цены на нефть (если объем средств >500 млрд руб, то на иные цели)-2005г.–выплата внешнего долга  и покрытия дефицита ПФРФ.

Значение:

- способствует стабильности эк-го  развития страны,

- снижается инфляционное давление,

- снижается зависимость нац  эк-ки от неблагоприятных колебаний,  поступлений от экспорта сырьевых  товаров

На 1.01.08г. 3 трлн. 849,11 млрд. руб. = 156,8 млрд$ . С 1.02.08 средства стабилизационного  фонда переходят в Резервный  фонд и фонд национального благосостояния. Объем Резервного фонда не должен превышать 10 % ВВП предыдущего года.

 

 

40. Межбюджетные отношения в РФ, проблемы и перспективы развития в современных условиях

Межб-ные отношения – отношения м/у органами гос власти РФ, органами мест самоуправления по поводу:  1. разграничения расх и дох на постоянной основе м/у уровнями бюдж сист (за кажд уровнем бюдж сист закреплены расх полномочия и обязательства); 2. распределения м/у бюдж разных уровней, регулирующие дох по временным нормативам (от вышестоящ к нижестоящ бюдж); 3. перераспределения средств из бюдж одного уровня в другой, а также м/у бюдж того же уровня в разных формах(дотаций,субсидий,субвенций). Цель выравнивания-достижение балансов бюдж наход на одном уровне бюдж сист. 4.м/у бюдж разного уровня и одного уровня.

Цель межбюдж отн-созд услов  для сбалансированности бюдж на каждом уровне бюдж сист с учетом возлагаемых  на них задач и фун. Этапы: 1)91-93-отсутсвие единой основы ф выравнивания, 2) 94-98-новая правовая ставка налогооблажения, 3) 99-05-упорядочение б-го устройства.

Проблемы:

- отсутствие или недостаток  необходимого законодательного  оформления межбюдж отн,

- недостаточная эк-ая эффективность  в использовании бюдж рес,

- недостаточная соц справедливость  в распр-ии фин рес при реализации  соц политики,

- не решен ? о разграничении  полномочий и ответственности  за финансирование рас м/у 3мя  уровнями бюдж сист,

- нестабильность разграничения  доходных источников,

- отсутствие у регионов стимулов  к повышению собственной дох  базы.

Перспективы:

- совершенствовать законодательство  и методику в области разграничения  расх полномочий и закрепление  дох  источников на соответственных  уровнях бюдж сист,

- обеспечить соответствие м/у  расходными фун-ми в регионах  и наличием соответствующих фин  рес у властей,

- давать необходимые права и  стимулы для мобилизации дох  в регионах и территориях,

- предоставлять рег и мест  властям необходимую свободу  действий при решении ? о расх, способствующих развитию инфраструктуры.

 

 

41. Бюджетное равновесие. Бюджетный дефицит, причины его возникновения, методы покрытия

Бюдж может быть сбалансированным (дох=расх) и несбалансированным (дох><расх))

Бюдж дефицит - необходимый инструмент ускоренного развития страны, если средства для покрытия используются для увеличения ВВП, улучшения его кач-ва.

Бюдж дефицит имеет соц-эк последствия: для населения – снижение жизенного  уровня, для гос – необх влезать  в долги, применять эмиссию денег  или продавать часть нац богатства.

Принципы: 1.м.б. допустим, если он вызван необх увел расх на инновац цели; 2.дефицит<=2-3%ВВП; 3.дефицит<=совокупные гос инвестиции.

Методы покрытия:- умен  расх при существенном умен поступлений дох в бюджет; - снижение бюдж ассигнований не должно быть более 10 % по каждому главному распорядителю и по каждому объекту целевой и инвестиционной программы.

Причины дефицита:1. низкая эффективность общ производства, реальная результативность внешнеэк-х связей; 2. нерациональная стр-ра бюдж расх, огромные военные расх, помощь развивающимся странам; 3. неэффективный бюдж мех-м.

Если прогнозируется профицит при  составлении проекта, то правительство  д/о сбалансировать б-т за счет уменьшения налогов или увеличения расходов на соц нужды.

Если в процессе исполнения, то направить дополнительные ресурсы  на приоритеты и направления.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"