Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка

Описание работы

1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве

Файлы: 1 файл

Шпора по финансам.docx

— 99.96 Кб (Скачать файл)

- выработка ФМ реализации ФП, в том числе в законодательной  форме;

- осущ-ие практических действий  направленных на достижение поставленных  целей, рез-ов и эффектов и  оценку Ф влияния на эк-ку  и общ-во.

 

 

10. ФП и экономика. Основные требования

ФП имеет большое значение в  жизни общ-ва. По средствам ФП осущ-ся воздействие Ф на эк-кое и соц  развитие общ-ва, т.к. и то и другое развитие зависит от финансирования.

Требования к ФП:

- научный подход к выработке  ФП, предполагающий ее соответствие  объективным эк. законам развития, учет выводов Ф теории;

- учет специфики конкретно истор  условий развития (адекватность  ситуации к целям, интересам)  изучение и творческое использование  мир опыта;

- степень и глубина проработанности  оснований и ее реалистичность;

- степень компромисности и эффективности,  гармоничность, целостность и  сбалансированность;

- приемственность и последовательность  в реализации ФП;

- комплексный подход к выработке  и проведению ФП, т.е. д/а сущ  тесная связь м/у всеми направления  ФП;

- информационно-технологическая обеспеченность;

- степень устойчивости при внешних  воздействиях, т.е. на внут политику  большое воздействие оказывает  национал эк-ка.

 

11. Основные направления финансовой политики. Особенности переходного периода

ФПГ имеет профильные, спец-ые составляющие направления:

1. бюджетно-налоговая, 2. Инвестиционная, 3. Амортизационная, 4. Соц, 5. денежно-кредитная, 6. таможенная, 7. в области страх  и резервирования.

Все направления взаимосвязаны, но каждое имеет свои стратегич и  тактич цели, задачи, специф-ий мех-м  реализации. Главным субъктом ФПГ  выступает законодательный орган  страны (центр банк, правительство, министерства, имущ и фин казначейство).

Особенности в переходном периоде:

Переход период начался в н 90-х  годов. Ему присущи след особенности: спад производства; ф нестабильность; несовершенный фм; огромный дефицит гос-го б-та, и как следствие растущий гос-ый долг; инфляция, кт-ая подавлялась всеми возможными ср-вами; низкая соц защищенность населения и так далее. Эти особенности определили своеобразие фп в россии и задачи переходного периода.

К началу текущего десятилетия страна вышла из фазы первоначального накопления капитала и диких рыночных отношений. Был преодолен спад производства. Путин поставил задачу удвоение ВВП  к концу десятилетия. Гос-во поставило  задачи обслуживание и возврат внешних  долгов СССР и России. В стране были созданы значительные золотовалютные резервы. Совершенствовался фм. С 2004 года осущ-сь реформа б-го процесса - повышение эфф-ти испол-ия гос-ых фр. Основные задачи переходного периода  были успешно решены и была создана  рыночная эк-ка которая продолжает функционировать в настоящее  время.

 

 

12. Понятие финансового механизма

ФМ  эк-ки яв-ся составной частью хоз-го мех-ма страны.

Хоз-ный мех-м – совокуность  организац, правовых, эк-ких форм, методов  управления эк-ми отношениями в общ-ве.

ФМ – совокуп организац, эк=ких, правовых форм и м-дов управления фо,функционирующих в процессе формирования, распределения и использования  централиз и децентралиованных  денежных средств.

ФМ производен от отношений эк-го базиса, то есть совокуп сущ-щих в  общ-ве ЭО, функционирующие в данном общ-ве.

Сам фм воздействует на совоку эо, влияет на развитие общ-го воспроизводства.

ФМ – ф-ции, м-ды и формы управления фо, действующих как единое целое  в сис-ме.

Ф-ции:

1. план-ие, прогноз-ие источников  ф обеспечения воспроизводственного  процесса

2. мобилизация фр

3. ф регулир, включ распред  и перераспред фр и регулирование  эк-ки ф м-дами

4. финансирование

5. ф контроль и ф право (осущ  постоянно)

К основным м-дам, воздействующих на общ-ое воспр-во относятся: 1.ф обеспечение, 2. Ф регулирование, 3. Ф контроль, 4. ф право.

ФМ пронизывает все уровни эк-ки, но определяющая и ведущая роль в  сис-ме фм(а) принадлежит  фм(у) предприятий, где создается основной источник фр (ВВП, ВНП).

 

 

13. Количественная и качественная характеристика финансового механизма

Воздействие фм на различные стороны  развития производства и общества имеет  кол-ую и кач-ую определенность.

Первооснова функц-ния мех-ма –  кол-ная определенность, т.е. сумма  формируемых и расходуемых на те или иные цели фр, так как без  соответствующих ассигнаций невозможно решение к-л задач общ-ва.

Кач-ная сторона фм тоже очень  важна. От нее зависит объем формируемых  фр (кол-ная сторона) состоит в  том, каким образом осущ-ся формирование фр, в каких формах и по каким  каналам д/о происходить их движение, на каких условиях они будут выделяться различным субъектам эк-ки и насколько  эффективно ими используется ( пр-р  в б-е строительство жилья прописывали  финансир-е в плане целевого использования  в наст вр не только финансир, но и  рез-ты использования этого финансирования).

 

 

14. Финансовое обеспечение и его формы

Ф обеспечение - осущ-ся путем покрытия возникающих затрат фин рес-ми, аккумулируемыми субъектами хозяйствования, населением и гос-ом.

1. Самофин – основа ф обеспечения общ воспр-ва фр, основано на использовании собственных фр субъектами эк-ки(пред - прибыль,бюдж орг - средства гос или мун бюджета, гос - неналоговые доходы).

2. Гос фин - перераспределение фр м/у сферой пр-ва и сферой услуг, м/у формами собственности, отдельными слоями населения. Осущ-ся на безвозвратной основе за счет средств б-а и внеб-ых фондов.

Большое значение для населения.

3. Кредитование – способ фин обеспечения, воспроиз-ва и воздействия на него, при кот расх субъекта покрываются за счет заемных средств. Осущ-ся на основе мобилизации и перераспределения временно свободных в эк-ке денежных средств. Условия займов: платности, срочности, возвратности.

4. Форм-ие фин страховых резервов

- часть капитала коммер банков  резервируется в ЦБ для поддержания  устойчивости банковской сис-мы,

- пред-ли имеют возможность страховать  свои риски и при наступлении  страх случаев получать возмещения  и продолжать нормальный ход  деят-ти, пред-ия одной отрасли  могут создать отраслевой резервный  фонд,

- население создает свои страх  резервные фонды, заключая договоры  имущественного, личного, автострахования,  накапливая ср-ва в коммер банках, имея временно свободные резервные  ср-ва

- на уровне б-тов создаются  резервные фонды, кт-ые используются  в случаях непредвиденных обстоятельств  (природных, техногенных)

Резервный фонд президента (до 1% расходных  средств), резервный фонд правительства (до 3%), фонд нац благосостояния, резервный  фонд, золото-валютные резервы (на 3 месте  после Китая и Японии)

Золотовалютные резервы гос-ва, благодаря кт-м в стране поддерживается нормальное денежное обращение, обеспечивается устойчивость и конвертируемость нац  валюты, устойчивость эк-ки в целом. С 2004  года в фед б-те формируется  Стабилизационный фонд за счет налогов, уплаченных с разницы цен экспортерами нефти и газа. С 2008 года этот Стабилизационный фонд функционирует как Резервный  фонд и Фонд Национального благосостояния (финансовой поддержки пенсионного  фонда).

 

 

 

 

15. Финансовое регулирование экономики, содержание, методы

Этот м-д фин. воздействия на общ-ое воспроизв-во- ф регулир-е  эк. и соц. процессов.

Фин. регулир-е явл-ся составной частью эк. регулир-я, т.к. фо, политика, процессы, мех-мы явл-ся составными частями эо, политики, процессов, механизмов.

Эк. регулир-е- воздействие на темпы роста эк-ки, ее отдельных сфер и отраслей в соответствии с изменяющимися потребностями общ-ва. Такое воздействие осущ-ся в частности фин.  м-дами.

Фин. регулир-е осущ-ся путем:

  • Планир-я и прогнозир-я
  • Распредел-я и перераспредел-я фин. ресурсов на централиз. и децентрализ. ур-нях эк-ки и м/д ними
  • Посредствлом использ-я фин. рычагов и фин. стимулов, воздействующих на эк. процессы, а также путем финансир-я эк. процессов и финн. контроля за эк. процессами на основе фин. права.

В усл-ях рын. эк-ки каждый субъект  эк-ки прежде всего осуществляет свою деят-ть в порядке саморегулир-я  и большое  влияние на разв-е  эк-ки, ее субъектов оказывает гос. регулир-е, в том числе финансовое.

В идеале в этой роли гос-во заботится об обществен. интересах  и потребностях, гос-во должно согласовывать  частные интересы и направлять деят-ть отдельных субъектов эк-ки и общ-ва в целом на достиж-е общегос. целей. Гос. фин. регулир-е представляет собой  законодательно оформленную с-му воздействия  на эк. процессы на макро и микроур-нях  соц.-эк. жизни общ-ва. Все напр-я  гос. регулир-я взаимодействуют, т.е. влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое знач-е  д/функционир-я фин. с-мы в целом.

Методы финансового  планирования:

1.Индикативного планир-я(положен в основу фин планир-я,прогноз-я)-метод формир-я сис-мы параметров(индикаторов:фин,валютные ср-ва,сист амортизации,налог-е рычаги,тамож платежи),хар-х состояние эк-ки страны,общ-ва.Он осущ-ся в сочет.с м-дом экстрополяции,кт закл в оценке показателей развития за прошл период,показ-ля нынеш этапа разв-я эк-ки.

2.Эк.анализ-важный инструм-т получ-я инф,необх для принятия управл.реш-й.От его кач-ва завис рац-ть фин реш-й и эффек-ть дея-ти субъекта.Предмет ЭА-фин-хоз дея-ть субъекта.Цель ЭА-выявление резервов совершен-я финхоз деят.

3.Нормативный – предполаг-т,что фин план-е строится на норм-й базе,научно и практ-ки обоснован-х нормах и нормативах.Шир прим-ся в бюдж сфере,где прим-ся нормативы бюдж расх-в в образ-ии,культ,здравоохр.Фин нормативы могут разраб-ся и в ф-ме коэфф-в для выбора критерия оценки фин результ-ти или как ориентиров-е показ-ли.

4.Балансовый – метод планомер-го устан-я и соблюдения баланса доходной и расх-й частей фин плана. Стоимост.балансы позволяют осущ-ть увязку м/у произ-м,распр-м и исп-м доходов,в част.увязка дох и расх гос-ва,мест самоупр-я(фин балансы и гос бюджРФ и субъектовРФ,мест бюдж),дох и расх отраслей,предпр-й и орг-й,денеж расх-в и доходов насел-я. Важные стоимост балансы:баланс нац дохода,кассовый план ЦБ РФ,сводный фин план страны,межотраслевой баланс произ-ва и распр-я общ-го продукта.

5.Экономико-математическое моделирование –закл-ся в построении фин моделей,имитир-х течение реал-х эк и соц процессов.

 

 

16. Содержание и задачи ф планирования, прогнозирования

Фин планирование – дея-ть по форм-ию целевых централиз и децентрализ фондов фр, направленных на расширенное воспроизводство и удовлетворение потребностей субъектов эк-ки. Цель – обеспечение оптимал расп и исп ВВП, ВНП и на этой основе достижение повышение эффективности общ производства для улучшения кач-ва жизни населения. Централизованная часть фин рес подвергается перераспределению.

Задачи:1. определение объема и источников фр, их распр-ие м/у сферами, отраслями, террит-ми.2. стимулирование роста пр-ва, повышение его эффективности в целях подъема благосостояния.3. концентрация фр на важнейших направлениях эк и соц развития страны4. воздействие на форм-ие рациональной стр-ры мат-ого производства и устан-ие научно-обоснованных пропорций5. увязывание основных параметров фин плана с показ-ми плана эк и соц развития6. определение принципов фин взаимоотношений м/у предприятиями и м/у предприятиями и финансово-кредитной сис-мой страны7. определение принципов осущия предварительного, текущего и последующего ф контроля

В основу фин. планирования (прогнозирования) положен м-д индикативного планирования м-д формирования сис-мы параметров, индикаторов, показателей, хар-щих состояние  и развитие эк-ки страны.

В кач-ве индикаторов соц.-эк. разв-я  страны используются показатели, хар-щие  динамику, ст-ру и эффективность  эк-ки, сост-е финансов, ден. обращ-я, рынка товаров и ценных бумаг, динамику цен, занятость, ур-нь жизни  нас-я, внешнеэк. связи.К фин. индикаторам  относятся: - централиз фин. и валютные ср-ва

- налоговые рычаги

- система амортизации

- тамож. пошлины

- неналоговые доходы

Индикативное планир-е осущ-ся в  сочетании с м-дом экстраполяции, kt заключается в оценке показателей разв-я за прошлый период, показателей нынешнего этапа развития эк-ки и на этой основе рассчит-ся прогноз показателей разв-я на будущий период.Фин. показатели, применяемые в планир-и одновременно выступают как финн. рычаги, посредством kt можно влиять на общественное воспроизв-во.

Это     -гос. расходы

- гос. инвестиции

-налоговые инструменты

- амортизац. Политика

Гос-во влияет на эк. потребности и  интересы субъектов эк-ки с целью  достиж-я соответствующего данным условиям повед-я субъектов эк-ки.Д/практического  построения фин. планов используются и  другие методы планир-я. Наиболее важные из kt: -эк. анализ, нормативный метод, балансовый метод, методы ЭММ и др.Фин. планир-е явл-ся органической частью соц.-эк. планир-я, т.к. планирует соотнош-е всех сфер и звеньев фин. с-мы, то можно говорить о системе фин. планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и т.д.Выделяются след. разрезы фин. планов: 1. общегос. план, 2. отраслевые,  3. Территориальные, 4. фин. план отдельных предпр-й и орг-ций, т.е. фин. планы составляются всеми субъектами на всех ур-нях фин. с-мы.Фин. планы обобщают разные стороны созд-я, распредел-я и использ-я стоимости ВВП/ВНП в ден. форме. Все фин. планы обобщаются в сводном фин. плане страны.Система фин. планов построена иерархически.Центральным звеном сис-мы яв-я гос. б-т, так как ч/з него реализуется взаимосвязи всех звеньев фин. сис-мы страны, ч/з него осущ-ся наиболее значимые эк. и соц. программы проходит более 2/3 всех денежных средств гос-тва.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"