Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, шпаргалка
1. Объективные условия возникновения финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений.
3. Специфические признаки ФО.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.
5. Понятие «финансовая система». Классификация ФО.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве
- выработка ФМ реализации ФП, в том числе в законодательной форме;
- осущ-ие практических действий
направленных на достижение
10. ФП и экономика. Основные требования
ФП имеет большое значение в жизни общ-ва. По средствам ФП осущ-ся воздействие Ф на эк-кое и соц развитие общ-ва, т.к. и то и другое развитие зависит от финансирования.
Требования к ФП:
- научный подход к выработке
ФП, предполагающий ее
- учет специфики конкретно
- степень и глубина
- степень компромисности и
- приемственность и
- комплексный подход к
- информационно-технологическая
- степень устойчивости при
11. Основные направления финансовой политики. Особенности переходного периода
ФПГ имеет профильные, спец-ые составляющие направления:
1. бюджетно-налоговая, 2. Инвестиционная, 3. Амортизационная, 4. Соц, 5. денежно-кредитная, 6. таможенная, 7. в области страх и резервирования.
Все направления взаимосвязаны, но
каждое имеет свои стратегич и
тактич цели, задачи, специф-ий мех-м
реализации. Главным субъктом ФПГ
выступает законодательный
Особенности в переходном периоде:
Переход период начался в н 90-х годов. Ему присущи след особенности: спад производства; ф нестабильность; несовершенный фм; огромный дефицит гос-го б-та, и как следствие растущий гос-ый долг; инфляция, кт-ая подавлялась всеми возможными ср-вами; низкая соц защищенность населения и так далее. Эти особенности определили своеобразие фп в россии и задачи переходного периода.
К началу текущего десятилетия страна вышла из фазы первоначального накопления капитала и диких рыночных отношений. Был преодолен спад производства. Путин поставил задачу удвоение ВВП к концу десятилетия. Гос-во поставило задачи обслуживание и возврат внешних долгов СССР и России. В стране были созданы значительные золотовалютные резервы. Совершенствовался фм. С 2004 года осущ-сь реформа б-го процесса - повышение эфф-ти испол-ия гос-ых фр. Основные задачи переходного периода были успешно решены и была создана рыночная эк-ка которая продолжает функционировать в настоящее время.
12. Понятие финансового механизма
ФМ эк-ки яв-ся составной частью хоз-го мех-ма страны.
Хоз-ный мех-м – совокуность организац, правовых, эк-ких форм, методов управления эк-ми отношениями в общ-ве.
ФМ – совокуп организац, эк=ких, правовых форм и м-дов управления фо,функционирующих в процессе формирования, распределения и использования централиз и децентралиованных денежных средств.
ФМ производен от отношений эк-го базиса, то есть совокуп сущ-щих в общ-ве ЭО, функционирующие в данном общ-ве.
Сам фм воздействует на совоку эо, влияет на развитие общ-го воспроизводства.
ФМ – ф-ции, м-ды и формы управления фо, действующих как единое целое в сис-ме.
Ф-ции:
1. план-ие, прогноз-ие источников
ф обеспечения
2. мобилизация фр
3. ф регулир, включ распред
и перераспред фр и
4. финансирование
5. ф контроль и ф право (осущ постоянно)
К основным м-дам, воздействующих на общ-ое воспр-во относятся: 1.ф обеспечение, 2. Ф регулирование, 3. Ф контроль, 4. ф право.
ФМ пронизывает все уровни эк-ки, но определяющая и ведущая роль в сис-ме фм(а) принадлежит фм(у) предприятий, где создается основной источник фр (ВВП, ВНП).
13. Количественная и качественная характеристика финансового механизма
Воздействие фм на различные стороны развития производства и общества имеет кол-ую и кач-ую определенность.
Первооснова функц-ния мех-ма – кол-ная определенность, т.е. сумма формируемых и расходуемых на те или иные цели фр, так как без соответствующих ассигнаций невозможно решение к-л задач общ-ва.
Кач-ная сторона фм тоже очень
важна. От нее зависит объем формируемых
фр (кол-ная сторона) состоит в
том, каким образом осущ-ся формирование
фр, в каких формах и по каким
каналам д/о происходить их движение,
на каких условиях они будут выделяться
различным субъектам эк-ки и насколько
эффективно ими используется ( пр-р
в б-е строительство жилья
14. Финансовое обеспечение и его формы
Ф обеспечение - осущ-ся путем покрытия возникающих затрат фин рес-ми, аккумулируемыми субъектами хозяйствования, населением и гос-ом.
1. Самофин – основа ф обеспечения общ воспр-ва фр, основано на использовании собственных фр субъектами эк-ки(пред - прибыль,бюдж орг - средства гос или мун бюджета, гос - неналоговые доходы).
2. Гос фин - перераспределение фр м/у сферой пр-ва и сферой услуг, м/у формами собственности, отдельными слоями населения. Осущ-ся на безвозвратной основе за счет средств б-а и внеб-ых фондов.
Большое значение для населения.
3. Кредитование – способ фин обеспечения, воспроиз-ва и воздействия на него, при кот расх субъекта покрываются за счет заемных средств. Осущ-ся на основе мобилизации и перераспределения временно свободных в эк-ке денежных средств. Условия займов: платности, срочности, возвратности.
4. Форм-ие фин страховых резервов
- часть капитала коммер банков
резервируется в ЦБ для
- пред-ли имеют возможность
- население создает свои страх
резервные фонды, заключая
- на уровне б-тов создаются
резервные фонды, кт-ые
Резервный фонд президента (до 1% расходных средств), резервный фонд правительства (до 3%), фонд нац благосостояния, резервный фонд, золото-валютные резервы (на 3 месте после Китая и Японии)
Золотовалютные резервы гос-ва, благодаря кт-м в стране поддерживается нормальное денежное обращение, обеспечивается устойчивость и конвертируемость нац валюты, устойчивость эк-ки в целом. С 2004 года в фед б-те формируется Стабилизационный фонд за счет налогов, уплаченных с разницы цен экспортерами нефти и газа. С 2008 года этот Стабилизационный фонд функционирует как Резервный фонд и Фонд Национального благосостояния (финансовой поддержки пенсионного фонда).
15. Финансовое регулирование экономики, содержание, методы
Этот м-д фин. воздействия на общ-ое воспроизв-во- ф регулир-е эк. и соц. процессов.
Фин. регулир-е явл-ся составной частью эк. регулир-я, т.к. фо, политика, процессы, мех-мы явл-ся составными частями эо, политики, процессов, механизмов.
Эк. регулир-е- воздействие на темпы роста эк-ки, ее отдельных сфер и отраслей в соответствии с изменяющимися потребностями общ-ва. Такое воздействие осущ-ся в частности фин. м-дами.
Фин. регулир-е осущ-ся путем:
В усл-ях рын. эк-ки каждый субъект эк-ки прежде всего осуществляет свою деят-ть в порядке саморегулир-я и большое влияние на разв-е эк-ки, ее субъектов оказывает гос. регулир-е, в том числе финансовое.
В идеале в этой роли гос-во заботится об обществен. интересах и потребностях, гос-во должно согласовывать частные интересы и направлять деят-ть отдельных субъектов эк-ки и общ-ва в целом на достиж-е общегос. целей. Гос. фин. регулир-е представляет собой законодательно оформленную с-му воздействия на эк. процессы на макро и микроур-нях соц.-эк. жизни общ-ва. Все напр-я гос. регулир-я взаимодействуют, т.е. влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое знач-е д/функционир-я фин. с-мы в целом.
Методы финансового планирования:
1.Индикативного планир-я(положен в
основу фин планир-я,прогноз-я)-метод формир-я
сис-мы параметров(индикаторов:фин,
2.Эк.анализ-важный инструм-т получ-я инф,необх для принятия управл.реш-й.От его кач-ва завис рац-ть фин реш-й и эффек-ть дея-ти субъекта.Предмет ЭА-фин-хоз дея-ть субъекта.Цель ЭА-выявление резервов совершен-я финхоз деят.
3.Нормативный – предполаг-т,что фин план-е строится на норм-й базе,научно и практ-ки обоснован-х нормах и нормативах.Шир прим-ся в бюдж сфере,где прим-ся нормативы бюдж расх-в в образ-ии,культ,здравоохр.Фин нормативы могут разраб-ся и в ф-ме коэфф-в для выбора критерия оценки фин результ-ти или как ориентиров-е показ-ли.
4.Балансовый – метод планомер-го устан-я и соблюдения баланса доходной и расх-й частей фин плана. Стоимост.балансы позволяют осущ-ть увязку м/у произ-м,распр-м и исп-м доходов,в част.увязка дох и расх гос-ва,мест самоупр-я(фин балансы и гос бюджРФ и субъектовРФ,мест бюдж),дох и расх отраслей,предпр-й и орг-й,денеж расх-в и доходов насел-я. Важные стоимост балансы:баланс нац дохода,кассовый план ЦБ РФ,сводный фин план страны,межотраслевой баланс произ-ва и распр-я общ-го продукта.
5.Экономико-математическое моделирование –закл-ся в построении фин моделей,имитир-х течение реал-х эк и соц процессов.
16. Содержание и задачи ф планирования, прогнозирования
Фин планирование – дея-ть по форм-ию целевых централиз и децентрализ фондов фр, направленных на расширенное воспроизводство и удовлетворение потребностей субъектов эк-ки. Цель – обеспечение оптимал расп и исп ВВП, ВНП и на этой основе достижение повышение эффективности общ производства для улучшения кач-ва жизни населения. Централизованная часть фин рес подвергается перераспределению.
Задачи:1. определение объема и источников фр, их распр-ие м/у сферами, отраслями, террит-ми.2. стимулирование роста пр-ва, повышение его эффективности в целях подъема благосостояния.3. концентрация фр на важнейших направлениях эк и соц развития страны4. воздействие на форм-ие рациональной стр-ры мат-ого производства и устан-ие научно-обоснованных пропорций5. увязывание основных параметров фин плана с показ-ми плана эк и соц развития6. определение принципов фин взаимоотношений м/у предприятиями и м/у предприятиями и финансово-кредитной сис-мой страны7. определение принципов осущия предварительного, текущего и последующего ф контроля
В основу фин. планирования (прогнозирования)
положен м-д индикативного
В кач-ве индикаторов соц.-эк. разв-я страны используются показатели, хар-щие динамику, ст-ру и эффективность эк-ки, сост-е финансов, ден. обращ-я, рынка товаров и ценных бумаг, динамику цен, занятость, ур-нь жизни нас-я, внешнеэк. связи.К фин. индикаторам относятся: - централиз фин. и валютные ср-ва
- налоговые рычаги
- система амортизации
- тамож. пошлины
- неналоговые доходы
Индикативное планир-е осущ-ся в
сочетании с м-дом
Это -гос. расходы
- гос. инвестиции
-налоговые инструменты
- амортизац. Политика
Гос-во влияет на эк. потребности и
интересы субъектов эк-ки с целью
достиж-я соответствующего данным условиям
повед-я субъектов эк-ки.Д/