Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:12, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в выявлении недостатков существующих в Российской Федерации форм безналичных расчетов и формировании путей по их преодолению.
Объектом исследования является механизм проведения безналичных расчетов, применяемых в платежной системы Российской Федерации. Предметом исследования выступают формы и инструменты проведения безналичных расчетов.
Введение. 4
Глава 1. Роль безналичных расчетов в платежной системе РФ. 7
1. Понятие платежной системы Российской Федерации. 7
2. Безналичные расчеты в платежной системе Российской Федерации. 14
3. Проблемы развития системы безналичных расчетов в РФ. 22
Глава 2. Анализ проведения безналичных банковских расчетов в платежной системе Российской Федерации. 29
1. Анализ безналичных расчетов, проводимых Банком России. 29
2. Анализ безналичных расчетов платежной системы коммерческих банков. 38
3. Прямые корреспондентские отношения и клиринговые операции. 47
Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов в платежной системе Российской федерации. 48
1. Необходимость реформирования платежной системы РФ и принципы построения национальной платежной системы. 48
2. Совершенствование платежной системы Банка России. 58
3. Применение иностранного опыта в развитии безналичных расчетов в Российской Федерации. 66
Заключение. 75
Список использованных источников: 79
Приложения 83
2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
3) счетов участников расчетов,
открытых в небанковских
4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством:
1) списание по исполнительным
документам для удовлетворения
требований о возмещении вреда,
2) списание по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда;
3) списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов, по оплате;
4) списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
5) списание по исполнительным
документам, предусматривающим
Списание средств со счета
по требованиям, относящимся к одной
очереди, производится в порядке
календарной очередности
На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации:
1) правовой режим осуществления расчетов и платежей;
2) осуществление расчетов по банковским счетам.
3) поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей;
4) наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.
5) срочность платежа;
6) контроль всех участников
за правильностью совершения
расчетов, соблюдением установленных
положений о порядке их
Классификация и формы безналичных расчетов.
В современной экономике нет единой классификации безналичных расчетов. В экономической литературе существует много оснований для выделения групп безналичных операций, наиболее распространенными среди которых являются следующие (приложение 3):
В соответствии с Положением Банка России №2-П от 3.10.2002 г. «О безналичных расчетах в Российской Федерации» существуют следующие формы безналичных расчетов:
2) расчеты по аккредитиву (приложение 5);
3) расчеты чеками (приложение 6);
4) расчеты по инкассо (приложение 7);
5) а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
В современных условиях роль привычных форм безналичных расчетов значительно снизилась, с увеличением объемов платежей, скорости документооборота все большее распространение получают такие формы платежных инструментов, как:
1) кредитовые переводы (около
55% от общей доли используемых
платежных инструментов по
2) прямые дебеты (3,6 и 0,6%);
3) платежные карты (18% и 0,3%):
а) расчетные (дебетовые) карты (91,6% от общего числа карт);
б) кредитные карты (6,8%);
в) предоплаченные карты (1,6%).
4) электронные денежные средства;
5) банковские ордера (введен в банковскую практику в 2010 году).
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.
В каждой форме расчетов используются специфические расчетные документы, движение которых определяет документооборот операции. Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.
Российским законодательством
предусмотрены следующие
1) платежные поручения;
2) аккредитивы;
3) чеки;
4) платежные требования;
5) инкассовые поручения.
Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, должны содержать следующие данные:
1) наименование документа, число, месяц, год его выписки;
2) наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
3) наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;
4) назначение платежа (в чеке не указывается);
5) сумма платежа (цифрами и прописью).
Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению в течение операционного дня банка (операционный день устанавливается, как правило, до 13 часов). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.
Подводя итоги, можно отметить увеличение доли расчетов в Российской Федерации, проводимых безналичным способом, что их вызвано преимуществами, такими, как быстрота проведения платежей, наличие большого количества форм и способов безналичных расчетов, удобство.
Получение преимуществ от безналичных расчетов перед наличными платежами достигается благодаря строгому соблюдению установленных нормативно-правовыми актами принципов расчетов, правил осуществления расчетов и высокой ответственностью лиц, их осуществляющих.
На сегодняшний день перед системой безналичных расчетов Российской Федерации остро стоит целый ряд нерешенных проблем:
1) основная проблема –
это создание действенной
2) большое количество наличных денег в обращении;
3) медленное и ограниченное внедрение интернет-банкинга;
4) недоработки в области системы клиринговых расчетов;
5) проблемы применения
универсальной электронной
6) большое количество
препятствий для мобильных
7) недостаточная скорость совершения платежей;
8) отсутствие надежной
системы защиты межбанковских
переводов от
9) нехватка
Важность создания национальной
платежной системы обусловлена
необходимостью модернизации российской
экономики, обеспечения международных
стандартов в рамках членства Российской
Федерации в комитете по платежным
и расчетным системам Банка Международных
Расчетов. Кроме того, важным фактором
совершенствования платежной
В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует системная правовая база, регулирующая весь комплекс отношений в сфере функционирования национальной платежной системы, оно ограничивается регулированием лишь отдельных вопросов. Первый шаг в этом направлении был предпринят лишь в 2011 году и заключался в принятии Федерального закона «О национальной платежной системе», в котором четко определены назначение национальной платежной системы, задачи всех ее субъектов, требованиях к деятельности отдельных операторов.
Объем безналичных платежей в Российской Федерации ежегодно увеличивается, но этот рост значительно отстает от экономически развитых стран. Большое значение в этой проблеме занимает недостаточный уровень развития инфраструктуры обслуживания пластиковых карт. Сегодня практически невозможно одновременно соответствовать технологическим и финансовым условиям организации приема пластиковых карт (определяются международными платежными системами) и эффективно, с выгодой для банка и торгового предприятия размещать точки обслуживания карт там, где население тратит свои деньги.
В России практически отсутствует упорядоченная правовая система, которая должна была бы регулировать правовые отношения в области электронной коммерции вообще и в сфере финансовых услуг в частности. Нормы действующего законодательства позволяют лишь при определенных условиях построить правильные договорные отношения между продавцом и потребителем интернет-услуг [13, с. 34-35].
Еще одна проблема совершенствования безналичных расчетов в российских платежных системах – это организация необходимого уровня безопасности. Особенно остро она проявляется при разработке систем on-line сервиса и принятии решения о начале коммерческой эксплуатации. Проблема безопасности часто становится доминирующей, тормозящей развитие интернет-услуги. При решении этой проблемы важно не только правильно оценивать и учитывать риски, связанные с ней, но и не отказываться от перспективного начинания [15, с. 67-69]. Наиболее динамично развивающейся on-line системой в Российской Федерации остается интернет-банкинг, для которого основными недостатками являются следующие:
1) большинство действующих систем не охватывают весь спектр банковских операций, некоторые системы ограничены до информационного уровня, лишая клиента возможности проведения каких-либо транзакций;
2) системы электронного
банкинга недостаточно
3) большинство банков не прибегают к комплексному введению в действие системы интернет-банкинга: для обслуживания и физических, и юридических лиц.
Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому финансовому рынку требуют создания качественно нового законодательства в сфере инвестиций, финансового рынка и финансовых услуг. В этих условиях целесообразно подойти к вопросу модернизации российского законодательства о финансовом рынке с однозначным понимание места финансового рынка в государственной системе управления экономикой, целей и приоритетов его развития, а также качественных и количественных параметров и ориентиров финансового рынка России на перспективу.
Основными причинами недостаточной
капитализации российского
В настоящее время клиринг не является предметом самостоятельного закона. В то же время отдельное фрагментарное регулирование клиринга и клиринговой деятельности, выражающееся в том, что на каждом из сегментов финансового и товарного рынков складывается различное регулирование сходных отношений. Но даже при этом разобщенном подходе к организации клиринга в банковской деятельности, нормативно-правовая база регулирования представляет собой лишь самые общие положениями о клиринге и клиринговой деятельности, нуждающиеся в значительной конкретизации. Кроме того, за пределами законодательного регулирования остаются механизмы управления рисками при осуществлении клиринга. В результате этого сохраняются высокие риски участников финансового и товарного рынков, что в свою очередь препятствует развитию финансового и товарного рынков Российской Федерации.