Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:45, дипломная работа
Источниками информации при подготовке дипломного исследования являлись действующее законодательство Российской Федерации1, научная литература2, публикации в периодической печати3 и сайтах в сети «Интернет4, информация о деятельности ЗАО «Кредит Европа Банк».
Полученная информация обрабатывалась с помощью методов синтеза и анализа, финансовых вычислений. В качестве методологических использован ряд исследовательских принципов, в частности, универсальный принцип историзма, который предполагает изучение явлений и процессов (в том числе в области экономических хозяйственных отношений) в их историческом эволюционном развитии. Программное средство для проведения скоринговой оценки разработано в среде Microsoft Excel.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и методы оценки кредитоспособности заемщика……………6
1.1 Содержание отношений кредита в условиях рыночной экономики………….6
1.2 Кредитоспособность заемщика как экономическое понятие………………...10
1.3 Методы оценки кредитоспособности заемщика………………………………18
Глава 2. Существующие методы и практика кредитования физических лиц
в РФ……………………………………………………………………………41
2.1 Анализ современного состояния кредитования физических лиц в РФ……...41
2.2 Общая характеристика ЗАО «Кредит Европа Банк» и его кредитных продуктов……………………………………………………………………...53
2.3 Организация и оценка кредитоспособности заемщика ЗАО «Кредит Европа Банк»…………………………………………………………………………..64
2.4 Существующая схема сбора информации о клиенте и анализ данных по возврату кредита заемщиком……………………………………………….. 70
Глава 3. Пути совершенствования методики по оценке кредитоспособности заемщика в кредитных организациях……………………………………….84
3.1 Основные достоинства и недостатки существующей методики по оценке кредитоспособности заемщика………………………………………………84
3.2 Пути совершенствования методики и её автоматизации в ЗАО «Кредит Европа Банк»……………………………………………….…………...…….86
Заключение………………………………………………………………….……….94
Список литературы………………
На основании результата анализа базы кредитных историй, которые в ориентировочном виде (с учетом сохранения коммерческой тайны) представлены в таблице 3.1, нами в таблице 3.2 предложена скоринговая модель для определения кредитного риска заемщика. Также нами добавлены некоторые факторы, которые использовались для «отсева» заемщиков при несоответствии определенному критерию (например, наличие домашнего телефона), а также наличие и особенности кредитной истории в ЗАО «Кредит Европа Банк». В тоже время отдельные факторы, по которым степень отклонения была несущественна, в модели не учитывались.
Таблица 3.2
Предложения по модели скоринг-анализа заемщика физического лица ЗАО «Кредит Европа Банк» (балльного типа на основе анализа собственной базы кредитных историй ЗАО «Кредит Европа Банк»)
Критерий |
Варианты ответа и соответствующая им балльная оценка |
Пол |
Мужской, женский – по 1 баллу |
Возраст |
20-22 – 0 баллов 23-25 – 2 балла 26-29 – 4 балла 30-38 – 6 баллов 39-45 - 7 баллов 46-54 – 5 баллов 55-57 – 3 балла 58-60 – 2 балла 61-65 – 1 балл Менее 20 и более 65 – отказ в кредите |
Семейное положение |
Холост - 1 балл Женат – 2 балла Разведен – 0 баллов Вдов – 1 балл |
Количество детей |
Нет - 2 балла Один – 3 балла Двое – 1 балл Трое и более – 0 баллов |
Количество иждивенцев |
Нет – 4 балла Один – 3 балла Два – 1 балл Трое и более – 0 баллов |
Образование |
Два высших или ученая степень – 4 балла Высшее – 2 балла Среднее или среднее специальное – 1 балл Неполное высшее – 0 баллов Начальное или неполное среднее – 0 баллов |
Собственность на недвижимость по месту проживания |
Заемщика – 7 баллов Родственников – 3 балла Аренда – 1 балл Другое – 0 баллов |
Окончание таблицы 3.2
Критерий |
Варианты ответа и соответствующая им балльная оценка |
Автотранспорт в собственности |
Нет – 0 баллов Есть – 1 балл |
Наличие телефона |
Есть домашний и рабочий – 6 баллов Есть только домашний – 2 балла Есть только рабочий – 0 баллов Нет ни домашнего ни рабочего – отказ в кредите |
Тип организации |
Государственная – 2 балла Коммерческая – 1 балл Некоммерческая – 0 баллов |
Статус работы |
На постоянной работе – 6 баллов По временным трудовым договорам – 4 балла Частная практика – 4 балла Работающий пенсионер – 3 балла Военный – 3 балла Индивидуальный Пенсионер – 2 балл Студент – 0 баллов Агент – 0 баллов |
Размер организации (человек) |
До 15 человек – 0 баллов От 15 до 100 человек – 2 балла От 100 до 500 человек – 3 балла Более 500 человек – 2 балла |
Отрасль |
От 0 до 1 балла |
Отдел |
От 0 до 1 балла |
Должность |
Руководитель – 6 баллов Специалист (служащий) – 4 балла Квалифицированный рабочий – 3 балла Индивидуальный Разнорабочий – 0 баллов Иной вариант - 1 балл |
Число мест работы за последние три года |
Одно – 2 балла Два или три – 1 балл Более трех – 0 баллов |
Общий стаж работы |
Менее одного года – 0 баллов От 1 до 10 лет – 2 балла От 10 до 20 лет – 3 балла От 20 до 30 лет – 2 балла Более 30 лет – 1 балл |
Существующие кредитные обяз-ва |
Есть – 0 баллов Погашены – 4 балла Первый кредит – 1 балл |
Наличие кредитных карт |
Нет – 1 балл Дебетовая – 4 балла Кредитная – 0 баллов |
Размер дохода (тыс.руб. в мес) |
До 10 – 0 баллов От 10 до 20 – 3 балл От 20 до 40 – 7 балла От 40 до 60 – 5 балла Более 60 – 3 балл |
Кредитная история |
Кредиты погашены без просрочек – 7 баллов Кредиты погашены, просрочки были не более пяти дней – 5 баллов Кредиты были погашены с большими просрочками – 2 балла Кредиты не были погашены – отказ в предоставлении кредита Нет кредитной истории – 0 баллов |
Для автоматизации анализа на основании разработанной модели было создано специальное программное средство в среде Microsoft Excel.
Модель построена по следующему принципу – для каждого признака в строках представлены возможные варианты ответа и оператор должен поставить 1 напротив соответствующего клиенту (в соседнем столбце). В следующем столбце автоматически осуществляется расчета числа баллов – задан формула умножающая значение отметки (указанная 1 или по умолчания 0) на значение данного показателя. В нижней итоговой строке осуществляется подсчет итоговой балльной оценки заемщика. На рисунке 3.1 представлена экранная форма, показывающая подобный расчет в режиме указания формул, а на рисунке 3.2 после введения данных по одному из заемщиков.
Рисунок 3.1 – Экранная форма модели автоматического анализа заемщика (в режиме указания формул)
Представленная в таблице 3.2 модель была апробирована на уже имеющейся базе кредитных историй. Средний уровень интегральной оценки составляет 41,2 балла (максимальный – 80 баллов), средний уровень по просроченным кредитам – 33,1 балл.
Как показали тесты, при уровне интегральной оценки в 33 балла, вероятность ошибочного отнесения «хорошего» кредита к «плохим» составила 11%, а ошибочного отнесения «плохого» к «хорошим» составила 23%. При уровне интегральной оценки в 35 баллов, вероятность ошибочного отнесения «хорошего» кредита к «плохим» составила 16%, а ошибочного отнесения «плохого» к «хорошим» составила 10%. При уровне интегральной оценки в 37 баллов, вероятность ошибочного отнесения «хорошего» кредита к «плохим» составила 24%, а ошибочного отнесения «плохого» к «хорошим» составила 8%. Возможно, в качестве базового рационально принять интегральный уровень оценки в 35 баллов.
Рисунок 3.2 - Экранная форма модели автоматического анализа заемщика после введения данных одного из заемщиков
Таким образом,
использование предложение
Использование предложенной скоринговой модели возможно для принятия следующих решений:
1. Определение
границы интегральной балльной
оценки (исходя из текущих подходов
к соотношения «риска» - «доходности),
при которой заемщики с более
высоким уровнем риска
2. Изменение границы интегральной балльной оценки в случае изменения подхода к соотношению «риска» - «доходность» (повышение границы в случае более консервативной политики или снижение границы в случае более либеральной).
3. Определение нескольких «граничных» уровней интегральной риски и варьирование условий предоставления кредита для клиентов с разными уровнями рискам (чем ниже уровень риск, тем более выгодные условия по процентным ставкам и другим параметрам).
Указанная скоринговая модель может применяться практически для любого направления кредитования физических лиц, осуществляемых ЗАО «Кредит Европа Банк». При этом, возможна дифференциация установленных уровней интегральной оценки в зависимости от вида кредита. Применение методики оценки кредитоспособности по предложенной скоринговой модели должно обязательно сочетаться с другими применяемыми методами – например, оценкой уровня платежеспособности клиента для определения максимальной суммы кредита (кредитного лимита), специфическими требованиями к предоставляемой документации при ипотечном кредитовании, и так далее.
Отметим также, что практика использования предложенной модели скорингового анализа в ЗАО «Кредит Европа Банк» должна подразумевать ее постоянную верификацию на основании результатов новых кредитных историй по выдаваемым банком кредитам. Это позволит и в дальнейшем совершенствовать подходы к оценке кредитоспособности заемщика для снижения кредитных рисков банка при сохранении привлекательности кредитного продукта для заемщика.
Деятельность по предоставлению
кредита является одним из основных
видов активных операций кредитных
учреждений и в конечном итоге
направлена на получение прибыли (за
счет процентной маржи). Однако, при
оказании услуги кредитования значимыми
становятся кредитные риски, то есть
риски возникновения у
Актуальность вопросов кредитования физических лиц связана с тем, что кредитование – основная активная операция коммерческого банка. При этом, кредитование физических лиц является одним из самых быстрорастущих секторов рынка услуг. Однако, рост объемов кредитования физических лиц приводит также к увеличению конкурентной борьбы между кредитными учреждениями за потребителя (заемщика). Особую значимость приобретает совершенствование подходов к оценке кредитоспособности заемщика (физического лица), которое должно быть направлено на снижение рисков кредитования, но сохраняя при этом привлекательность кредитных продуктов банка для его существующих и потенциальных клиентов.
Кредитование физических лиц – достаточно рисковая операция, и увеличение доли таких кредитов в портфеле увеличивает кредитный риск банка. Одна из основных мер по предотвращению возможных потерь – правильная оценка способности заемщика выполнять свои обязательства. В определенной мере кредитный риск зависит от кредитоспособности заемщика. Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику. Между кредитоспособностью заемщика и рисками кредитования прослеживается обратная связь (чем выше кредитоспособность заемщика, тем ниже риск банка потерять свои деньги). Анализ кредитоспособности клиента предшествует заключению с ним кредитного договора и позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданной банком ссуды в обусловленный срок и оценить вероятность своевременного возврата ссуды.
Существует множество определений кредитоспособности клиента (заемщика). Самым распространенным из них является следующее: способность лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Кредитоспособность клиента — это его желание и возможность платить за кредит. Считается, что кредитоспособность понятие взаимосвязанное, но не тождественное с платежеспособностью. Платежеспособность - это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) юридического или физического лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента.
Основными методами
оценки кредитоспособности
Информация о работе Совершенствование методов оценки кредитоспособности физических лиц