Совершенствование системы кредитования физических лиц (на примере ОАО ЦОСБ № 4205)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические аспекты процесса кредитования банками физических лиц

1.1 Кредит, его сущность и виды

1.2 Формы и функции кредитных операций

1.3 Этапы процесса кредитования

1.4 Оценка кредитных рисков по выданным ссудам

1.5 Нормативно-правовая база процесса кредитования

2. Анализ деятельности Центрального отделения Сбербанка № 4205

2.1 История развития Сбербанка России

2.2 Основные виды деятельности

2.3 Анализ внешней среды организации

2.3.1 Анализ внешней среды организации на макроуровне

2.3.2 Анализ внешней среды организации на микроуровне

2.4 Анализ внутренней среды организации

2.4.1 Организационно - управленческая структура Сбербанка

2.4.2 Банковский маркетинг

2.4.3 Паук - ЦИС 2.5 SWOT - анализ

2.6 Анализ кредитного портфеля банка за 2006-2008 года

2.7 Анализ организации процесса кредитования

2.7.1 Порядок кредитования физических лиц

2.7.2 Уплата процентов по кредиту

2.7.3 Оценка платежеспособности заёмщика и поручителя - физического лица

2.8 Методы оценки кредитоспособности физических лиц

3. Оптимизация системы кредитования физических лиц

3.1 Повышение эффективности кредитного процесса

3.1.1 Разработка процесса управления кредитным риском

3.1.2 Разработка требований и обязательств во взаимоотношениях банка с клиентами

3.1.3 Решение проблемы задолженности по кредитным обязательствам

3.2 Совершенствование системы кредитования

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы кредитования физических лиц.rtf

— 771.70 Кб (Скачать файл)

 

, (1)

 

где Ч - частота возникновения некоторого уровня потерь,

 

СП - число случаев наступления конкретного уровня потерь,

 

С - общее число случаев в статистической выборке.

 

Особо следует подчеркнуть, что знаменатель формулы должен содержать как число удачных, так и неудачных операций, то есть всех. Иначе значение частоты возникновения потерь, а, следовательно, и риска операций будет необоснованно завышенным /58, с.136/.

 

В мировой практике существует два основных метода оценки риска кредитования, которые могут применяться как отдельно, так и в сочетании друг с другом:

 

· система оценки кредитоспособности клиента, основанная на субъективном заключении экспертов или кредитных инспекторов;

 

· балльные оценки (методы кредитного скоринга).

 

При оценке кредитного риска используется детализированная информация, которая может включать в себя следующие вопросы:

 

· внешность - манеры, степень откровенности, возраст, семейное положение, семейные обязательства, хобби, почетные должности;

 

· образование;

 

· квалификация;

 

· физическое состояние - знание спортом, хронические заболевания с учетом последних лет;

 

· имущество - личное, личные доходы, личные долги, налоговые долги.

 

С помощью таблицы 1.4.3 кредитный инспектор определяет реальный доход заемщика и оценивает его платежеспособность.

 

Располагаемый доход (С) равен: С=А-В. Для установления размера покрытия кредитного риска по потребительским ссудам банки рассчитывают специальный коэффициент, который характеризует минимальный размер платежей в погашение ссуды и максимально допустимый размер задолженности по отношению к доходам заемщика.

 

Таблица 1.4.3 - Расчет располагаемого дохода заемщика

 

А. Месяч-ный доход

 

Зарплата за вычетом налогов

 

Пособия на детей

 

Пенсия

 

Проценты по вкладам и ценным бумагам

 

Прочие доходы

 

Итого:

 

В. Месяч-ный расход

 

Текущие расходы

 

Взносы по страхованию

 

Обслуживание предыдущих ссуд

 

Плата за жилье

 

Прочие расходы

 

Итого:

 

 

Для получения приблизительной картины кредитоспособности физического лица, банк оперирует следующими показателями:

 

- К1 - минимально допустимый размер задолженности;

 

- К2 - максимально допустимый размер.

 

Экономически обоснованными границами можно считать следующие значимые коэффициенты: К1=10 %, К2=80 %, следовательно, минимальный размер платежей в погашение суды может составлять 10 % от С (располагаемого дохода), а максимальный размер - не более 80 % от располагаемого дохода /1, с.35/.

 

Более подробно о скоринге и других методах оценки кредитоспособности физических лиц будет рассмотрено во второй главе дипломной работы.

 

1.5 Нормативно-правовая база процесса кредитования

Для того чтобы оценить сложившееся состояние правового регулирования, следует выявить совокупность интересов субъектов, участвующих в кредитовании. Принято полагать, что в банковском кредитовании участвуют два субъекта - банк и заемщик. Для банка кредит - разновидность его предпринимательской деятельности, имеющая целью получение прибыли. Интерес банка - предоставление максимально дорогого кредита, заемщика - способ привлечения финансовых ресурсов, он заинтересован в наиболее дешевом и долгосрочном кредите /46, с.330/.

Как правило, в механизме банковского кредитования затрагиваются интересы еще ряда субъектов - гаранта, поручителя, страховщика - третьего лица. Оно заинтересовано в том, чтобы кредитные обязательства были исполнены. Иногда в качестве субъекта может выступать государство, общество, выделившее определенную сумму денежных средств для обеспечения социально-значимых проектов, заинтересованное в доведении средств до адресатов - заемщиков. Также называется еще один сложный субъект, имеющий свои интересы в кредитном процессе - банковская система РФ в целом. Она является носителем интереса стабильности осуществления кредитования, равномерности и стандартизации этой деятельности. Несмотря на то, что один банк является конкурентом другого, в совокупности они заинтересованы в стабильности системы в целом.

 

Следует отметить, что субъектам, вступающим в кредитные отношения, необходимо представлять сочетание системы прав и обязанностей, и последствия их нарушения, с одной стороны, и знать иерархию и порядок согласования действующих нормативных актов, с другой стороны /31, с.74/.

 

Правовую основу кредитной сделки составляют законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления правительства РФ. Существенную роль играют инструкции, положения, письма Банка России, изданные по вопросам, отнесенным к его компетенции, и имеющие нормативный характер.

 

Несмотря на постоянные изменения в законах, на основе которых осуществляется процесс кредитования, нормативно-правовая база кредитования остается недостаточно совершенной как с точки зрения количества законодательных актов, так и их качества /71/.

 

В настоящее время существуют следующие законодательные и нормативно-правовые акты, применяемые банками при осуществлении кредитных отношений:

 

· статьи 819 - 821 главы 42, ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.);

 

· федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 21.07.2005 г., с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2005 г.);

 

· федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 г. № 218-ФЗ (ред. от 21.07.2005 г.);

 

· постановление Правительства РФ «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» от 11 января 2000 г. № 28 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.04.2001 г. № 291,от 08.05.2002 г. № 302);

 

· постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о предоставлении дополнительной (закрытой) части кредитной истории субъекту кредитной истории, в суд (судье) и в органы предварительного следствия» от 16.07.2005 г. № 435;

 

· письмо ЦБ РФ «О резервах банков, формируемых согласно положению Банка России от 26.03.2004 г. № 254-П» от 29.04.2005 г. № 70-Т, Минфина РФ от 28.04.2005 г. № 01-СШ/54;

 

· положение «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (утвержденное ЦБ РФ 31.08.1998 г. № 54-П, ред. от 27.07.2001 г.);

 

· указание Банка России "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в бюро кредитных историй" от 29 ноября 2005 г. № 1635-У;

 

· приказ ЦБ РФ «О порядке приема и рассмотрения заявок на выдачу

 

кредитов юридическим лицам» от 18 августа 1992 г. № 44;

 

· положение Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г.

 

№ 254-П;

 

· правила кредитования физических лиц Сбербанком России и его филиалами от 30 мая 2003 г. № 229-3-р (утвержденные Сбербанком РФ 10 июля 1997 г.) и др.

 

Сущность правовых отношений, отраженных в кредитном договоре, Гражданский кодекс РФ определяет следующим образом: «По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным» /7/.

Согласно статье 29, ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности»: «Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.

 

Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров.

 

В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.» /40/.

 

Согласно положению Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 года № 254-П: «Кредитная организация не вправе включать в портфель однородных ссуд (должна исключать из портфеля однородных ссуд) ссуду, по которой имеются индивидуальные признаки обесценения (ухудшение финансового положения заемщика и (или) качества обслуживания им долга по ссуде). Указанные ссуды оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе.

 

Если индивидуальные признаки обесценения имеются по ссуде, величина которой не превышает или равна 1000 рублей, кредитная организация вправе не исключать указанную ссуду из портфеля однородных ссуд при наличии индивидуальных признаков обесценения.

 

Ссуды, предоставленные физическим лицам, в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам группируются в один из следующих портфелей обеспеченных (ипотечные ссуды) и кредиты на покупку автотранспортных средств и прочих ссуд:

 

· портфель ссуд без просроченных платежей;

 

· портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней;

 

· портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 31 до 90 календарных дней;

 

· портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 91 до 180 календарных дней;

 

· портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью свыше 180 календарных дней.

 

Кредитные организации вправе объединять ссуды без просроченных платежей и ссуды с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней в один портфель.

 

Ссуду, выданную физическому лицу после 1 июля 2007 года, либо ссуду, заемщиком по которой является физическое лицо, в отношении которой изменены существенные условия договора после 1 июля 2007 года, кредитная организация вправе включить в портфель однородных ссуд только при условии доведения до сведения заемщика в условиях договора или иным образом информации о размере эффективной процентной ставки на момент выдачи и (или) реструктуризации кредита, определяемом исходя из следующей формулы:

 

, (2)

 

где di - дата i-го денежного потока,

 

d0 - дата начального денежного потока (совпадает с датой перечисления денежных средств заемщику (потребителю),

 

n - количество денежных потоков,

 

CFi - сумма i-го денежного потока по договору о размещении денежных средств. Разнонаправленные денежные потоки (приток и отток денежных средств) включаются в расчет с противоположными математическими знаками, а именно: предоставление заемщику ссуды на дату ее выдачи включается в расчет со знаком «минус», возврат заемщиком ссуды, уплата процентов по ссуде включаются в расчет со знаком «плюс»,

 

IRR - эффективная процентная ставка, в процентах годовых /22, с.5/.

 

Федеральным законом «О кредитных историях» /41/ определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

 

Наличие кредитных историй позволяет банкам снизить затраты по оценке кредитоспособности заемщиков, повысить качество управления рисками, уменьшить долю проблемных кредитов и, как следствие, сократить расходы по созданию резервов, а также стимулировать заемщиков к погашению кредитов, поскольку в противном случае они рискуют в будущем не получить кредит в другой кредитной организации /76/.

 

Как правило, процесс кредитования регулируется нормативными актами, существенно отличающимися в разных банках. Сбербанк России в 1997 г. разработал свои правила кредитования физических лиц для учреждений Сбербанка РФ, на основе которых устанавливаются специальные порядки, регламенты и другие нормативные документы Сбербанка России.

 

Согласно правилам Сбербанка России, учреждениями банка, осуществляющими кредитование физических лиц, являются центральный аппарат, территориальные банки и отделения Сбербанка России. Основными подразделениями банка, осуществляющими операции по кредитованию физических лиц, являются:

 

· в центральном аппарате - операционное управление (ОПЕРУ);

 

· в территориальном банке - операционное управление, отдел (ОПЕРУ, ОПЕРО) или отдел по работе с клиентами;

 

· в отделении - кредитный отдел и филиалы отделения.

 

Подразделения банка, принимающие участие в выполнении операций по кредитованию физических лиц: юридическая служба, служба безопасности, отдел бухучета, при необходимости - валютный отдел, отдел ценных бумаг, отдел жилищного строительства или залоговых операций.

Информация о работе Совершенствование системы кредитования физических лиц (на примере ОАО ЦОСБ № 4205)