Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа
Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Введение
1. Теоретические аспекты процесса кредитования банками физических лиц
1.1 Кредит, его сущность и виды
1.2 Формы и функции кредитных операций
1.3 Этапы процесса кредитования
1.4 Оценка кредитных рисков по выданным ссудам
1.5 Нормативно-правовая база процесса кредитования
2. Анализ деятельности Центрального отделения Сбербанка № 4205
2.1 История развития Сбербанка России
2.2 Основные виды деятельности
2.3 Анализ внешней среды организации
2.3.1 Анализ внешней среды организации на макроуровне
2.3.2 Анализ внешней среды организации на микроуровне
2.4 Анализ внутренней среды организации
2.4.1 Организационно - управленческая структура Сбербанка
2.4.2 Банковский маркетинг
2.4.3 Паук - ЦИС 2.5 SWOT - анализ
2.6 Анализ кредитного портфеля банка за 2006-2008 года
2.7 Анализ организации процесса кредитования
2.7.1 Порядок кредитования физических лиц
2.7.2 Уплата процентов по кредиту
2.7.3 Оценка платежеспособности заёмщика и поручителя - физического лица
2.8 Методы оценки кредитоспособности физических лиц
3. Оптимизация системы кредитования физических лиц
3.1 Повышение эффективности кредитного процесса
3.1.1 Разработка процесса управления кредитным риском
3.1.2 Разработка требований и обязательств во взаимоотношениях банка с клиентами
3.1.3 Решение проблемы задолженности по кредитным обязательствам
3.2 Совершенствование системы кредитования
Заключение
Список использованных источников
Максимальный размер предоставляемого кредита (SP) определяется исходя из платежеспособности заемщика (P) на момент его обращения в Сбербанк:
(13)
где t - срок кредитования (в целых месяцах).
Полученная величина максимальной суммы кредита корректируется в сторону уменьшения с учетом предоставленного обеспечения возврата кредита и иных факторов, обусловленных социально-экономическими характеристиками заемщика и региона его проживания.
При этом совокупное обеспечение должно покрывать сумму кредита и причитающихся за его пользование процентов за период не менее одного года (в случае, если кредит предоставляется сроком до 1 года - процентов за период, установленный кредитным договором), т.е. при расчете максимального размера предоставляемого кредита (S0), исходя из совокупного обеспечения (О) в формуле:
(14)
где период (t), в течение которого оценочная стоимость предметов залога с учетом поправочных коэффициентов либо сумма совокупного обеспечения должна покрывать сумму кредита и причитающихся за его пользование процентов, устанавливается следующим образом:
- в случае если кредит предоставляется сроком до 1 года, (t) принимается равным сроку кредита (в целых месяцах);
- в остальных случаях (t) принимается за 12 месяцев.
В целях определения максимальной величины кредита, которая может быть предоставлена заемщику, необходимо:
- произвести расчет SP и S0;
- сравнить значение SP и S0. При этом максимальная сумма кредита не должна превышать меньшего из сравниваемых значений /23/.
Данная методика имеет свои плюсы и минусы, однако по ней можно с достаточной долей точности определить кредитоспособность потенциального заемщика.
К минусам данной методики можно отнести то, что совокупный доход семьи банк учитывает лишь в исключительных случаях, что значительно сужает круг потенциальных заемщиков. Несомненным плюсом данной методики можно считать наличие специально разработанных формул и поправочных коэффициентов, облегчающих работу кредитных экспертов и дающих наглядное представление о кредитоспособности потенциального заемщика. Обязательность предоставления справки о доходах, с одной стороны, ограничивает круг потенциальных заемщиков банка, использующего данную методику, в то время как некоторые другие банки не требуют официального подтверждения дохода для получения потребительского кредита, а с другой -- позволяет сформировать кредитный портфель более высокого качества и снизить кредитный риск, что является плюсом данной методики /36, с.17/.
Проведение андеррайтинга заемщика - основной способ снижения кредитного риска банка при ипотечном кредитовании физических лиц, при котором происходит оценка вероятности погашения кредита, предполагающая анализ платежеспособности потенциального клиента в порядке, установленном банком, а также принятие положительного решения по заявлению на ипотечный кредит или отказ в предоставлении ссуды.
Операциями по ипотечному кредитованию физических лиц в банке занимается достаточно широкий круг банковских подразделений: юридическая служба, служба безопасности, отдел ценных бумаг, отдел жилищного строительства и пр. Это свидетельствует о степени сложности и трудоемкости процедуры андеррайтинга, ход которой каждый банк разрабатывает самостоятельно, выбирая критерии оценки и условия предоставления ипотечных кредитов /3, с. 55/.
Наиболее важный момент в процессе андеррайтинга - оценка платежеспособности клиента с точки зрения возможности своевременно осуществлять платежи по кредиту. Для выполнения данной оценки консолидируется информация о трудовой занятости и получении заемщиком доходов, а также о его расходах. После этого делается вывод - сможет ли он погасить кредит. Одновременно с этим выдается заключение, является ли закладываемое имущество достаточным обеспечением для предоставления ссуды или нет.
При ипотечном кредитовании сотрудники банков включают в методику определения кредитоспособности заемщика и величины кредитного риска дополнительные количественные и качественные характеристики.
Среди количественных характеристик - отношение общей суммы ежемесячных обязательств заемщика к совокупному семейному доходу за тот же период, а также достаточность денежных средств (исходя из расходов на содержание).
Качественные характеристики включают доходы заемщика, стабильность занятости, кредитную историю, обеспечение кредита и т. п.
Оценивая методику андеррайтинга, можно сделать вывод, что здесь применяется системный подход к анализу ссудозаемщика. Положительная сторона методики - возможность банка к любому потенциальному заемщику выработать индивидуальный подход, в рамках которого будет учтено необходимое количество характеристик. Минус данной оценки - трудоемкость ее выполнения, требующая особой квалификации банковских сотрудников /44, с.3/.
Все вышеперечисленные методики применяются российскими банками и постоянно совершенствуются. В третье главе Дипломной работы будут представлены предложения по улучшению метода оценки кредитоспособности заемщика, который использует Центральное отделение № 4205 Сбербанка России.
3. Оптимизация системы кредитования физических лиц
3.1 Повышение эффективности кредитного процесса
3.1.1 Разработка процесса управления кредитным риском
Кредитование -- одно из наиболее значимых направлений в банковской деятельности. Если сегодня есть еще кредитные учреждения, которые не эмитируют пластиковые карты или не занимаются операциями с ценными бумагами, то найти коммерческий банк, не выдающий кредитов своим клиентам, наверное, невозможно /74/.
На существенно разросшийся российский рынок потребительского и ипотечного кредитования непрерывно выходят новые игроки, и банкам в целях поддержания конкурентоспособности необходимо создавать благоприятные условия для своих клиентов. При этом в России одной из главных проблем является отсутствие государственных гарантий возврата кредита, т. е. взятия государством значительной части рисков на себя, а потому банки частенько завышают стоимость кредита. Точная оценка заемщиков помогает снизить кредитный риск, а значит, и проценты по кредиту, что привлекает дополнительных клиентов /21, с.38/.
Основными параметрами управления кредитным портфелем банка являются показатели доходности и уровень риска, а их соотношение определяет эффективность кредитной деятельности банка.
Главная цель процесса управления кредитным портфелем банка заключается в обеспечении максимальной доходности при условии определенного уровня риска.
К причинам возникновения и повышения кредитных рисков можно отнести:
· отсутствие должного надзора со стороны регулирующего органа;
· неправильные или неквалифицированные решения, принимаемые руководством банка;
· недосформированные резервы на покрытие потерь по ссудам;
· отсутствие функции внутреннего контроля;
· отсутствие опыта у руководства в сочетании с новыми условиями операционной среды;
· отсутствие надлежащей законодательной базы для целей банковского надзора;
· повторное предоставление кредитов клиентам, имеющим финансовые трудности;
· кредитование ради обеспечения.
Грамотное управление кредитными рисками является одним из способов повышения эффективности кредитного процесса. Управление рисками включает в себя прогноз рисков и разработку мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь. Главной задачей Сбербанка в управлении кредитными рисками является анализ рисков, установление лимитов риска и дальнейшее обеспечение соблюдения установленных лимитов.
Сбербанк управляет кредитным риском с учетом соблюдения внутренних регламентов и процедур. Банк принимает на себя кредитный риск, а именно риск того, что контрагент не сможет полностью погасить задолженность в полном объеме или частично в установленный срок. Сбербанк осуществляет постоянный мониторинг кредитных рисков и лимитов риска. Обновление и пересмотр лимитов по кредитным рискам происходит регулярно.
Кредитная политика Сбербанка направлена на улучшение качества и доходности кредитного портфеля, минимизацию и диверсификацию кредитных рисков. Для минимизации кредитных рисков на уровне филиалов Комитет по предоставлению кредитов и инвестиций Сбербанка устанавливает лимиты кредитования для территориальных банков. Территориальные банки, в свою очередь, распределяют данные лимиты по подотчетным им отделениям и структурным внутренним подразделениям.
При выдаче кредитов Сбербанк требует предоставления обеспечения и гарантий. Обеспечением по кредитам могут выступать недвижимость, ценные бумаги, драгоценные металлы, личная собственность. Сбербанк принимает гарантии от физических лиц. Для ограничения кредитного риска в залог может быть принято одновременно несколько видов обеспечения.
Для управления кредитным риском Сбербанк подразделяет своих контрагентов по группам кредитного риска, которые отражают вероятность дефолта данных контрагентов. На контрагентов, отнесенных к какой-либо группе кредитного риска, устанавливаются лимиты риска.
Объем кредита, предоставляемого физическому лицу, ограничен его платежеспособностью, которая рассчитывается индивидуально для каждого клиента с применением понижающих коэффициентов к величине его доходов, а также с учетом размера его задолженности по ранее полученным кредитам и предоставленным поручительствам. Объем кредита, предоставляемого частному клиенту, также зависит от величины оформленного обеспечения.
По моему мнению, важным звеном эффективного управления рисками является их прогноз. Для осуществления такого прогноза необходима статистическая информация о заемщиках. Как правило, статистической информации о поведении конкретных заемщиков всегда мало. В качестве критерия эффективности кредитного инструмента можно принять отношение эффективности к стоимости в виде отношения прибыли кредитного инструмента к суммарным затратам на ее получение.
Рассмотрим различные варианты наличия информации о заемщике и методы ее обработки и использования с помощью теории вероятности:
а) заемщик много раз брал кредиты и всегда своевременно и полностью их возвращал. На первый взгляд никаких рисков в этом случае ожидать не следует. Однако это не так. Из математической статистики известно, что отсутствие нарушений кредитного договора со стороны заемщика не затрудняет, а облегчает оценку вероятности невозврата им кредита. Так, например, среднее значение вероятности невозврата кредита заемщиком в этом случае находится по формулам:
(15)
Р = 1-Q, (16)
где Q - вероятность невозврата кредита,
n - количество ранее выдававшихся кредитов,
P - вероятность возврата кредита.
б) заемщик первый раз берет кредит (n = 1), т.е. статистической информации для оценки его поведения в будущем нет. В этом случае вероятность возврата кредита равна вероятности его невозврата и равна 0,5.
в) заемщик хорошо известен кредитору, так как много раз брал кредиты и не всегда или несвоевременно их возвращал. Хотя Сбербанк в этом случае предпочитает отказать заемщику, имеющему отрицательную кредитную историю, рассмотрим все же и этот случай.
Если нарушений условия контракта было больше трех, то достаточно легко может быть построена математико-статистическая модель, с помощью которой можно осуществлять прогнозирование финансовых потерь кредитора во время осуществления контракта и на основе таких прогнозов принимать управленческие решения.
Среднее значение вероятности невозврата кредита заемщиком можно найти по формуле:
при условии т ? n, (17)
где т - количество кредитных договоров, условия которых были нарушены заемщиком,
n - общее число выдававшихся ранее кредитов.
Применяя предложенные формулы на практике совместно с уже действующими способами управления рисками (предоставление обеспечения по кредитам, установление лимитов кредитного риска) Сбербанк может более качественно оценить заемщика и минимизировать риск невозврата кредитов. Что, в свою очередь, является показателем уменьшения просроченной задолженности Сбербанка.
Кроме того, на уменьшение кредитного риска, по моему мнению, может повлиять сотрудничество с бюро кредитных историй и страховыми компаниями.
Сотрудничество с бюро кредитных историй позволит Сбербанку:
· снизить затраты по оценке кредитоспособности заемщиков;
· повысить качество управления рисками;
· уменьшить долю проблемных кредитов;
· сократить расходы по созданию резервов.
Наличие надежной и полной информации позволит Сбербанку выдавать надежным заемщикам кредиты с более высоким показателем соотношения размера кредита и стоимости предмета залога и более низкими требованиями к размеру обеспечения и гарантий, а также более грамотно использовать выше предложенные формулы оценки невозврата кредитов заемщиками.
Представим на примере, что взаимодействие с бюро кредитных историй является для Сбербанка выгодным.
Заемщик обращается в Сбербанк для получения кредита. Сбербанк, в свою очередь, обращается в бюро кредитных историй для того, чтобы получить сведения о данном физическом лице, о размере и сроках исполнения ранее взятых им обязательств. Но это Сбербанк может сделать только с согласия заемщика. Бюро кредитной истории -- в полном соответствии с действующим законодательством -- делает запрос от имени Сбербанка в бюро заёмщика. В течение нескольких минут информация о заемщике поступает к кредитному инспектору.
Такой путь удобен и для кредитора, и для самого заёмщика, поскольку позволяет свести к минимуму риск получения недостоверной информации о заемщике и потерю времени на выдачу кредита.
В свою очередь, сотрудничество Сбербанка со страховой компанией защищает банк от преступлений и наносящих ущерб банку неправомерных или ошибочных действий персонала и третьих лиц, а также некоторых других рисков, связанных с возникновением просроченной и безнадежной задолженности - по причинам как форс-мажора и обстоятельств заемщика, так и мошенничества. В настоящее время Сбербанк сотрудничает с Военно-страховой компанией (ВСК), которая предлагает следующие продукты к продаже через Сбербанк: