Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 22:16, дипломная работа
На данном этапе развития банковская система России переживает очень непростое время : финансовый и, в частности, банковский кризисы сильно повлияли на её устойчивость, обнажив все недостатки и слабые места. Поэтому именно сейчас так необходимо пристальное внимание к проблемам данного сектора экономики, без стабильности которого не может быть речи о нормальном функционировании не только экономической, но и социальной, политической сфер.
Наряду с военной, налоговой, пенсионной и прочими реформами необходимо провести и реформу банковской системы в стране. Грядущие крупные экономические преобразования, в частности в банковском секторе, нуждаются в сильной политической воле на самом высоком уровне и должны быть понятны народу. Только так можно сделать реформы необратимыми и эффективными.
Введение
Глава 1. Становление и развитие банковской системы
1.1. Развитие российской банковской системы
1.2. Банки СССР. Начало реформирования кредитной системы, ее особенности
1.3. Становление современной банковской системы
Глава 2. Банковская система России в рыночных условиях
2.1. Особенности банковской системы, ее основные черты
2.2. Составляющие системы Банка России:
а) Центральный банк, цели и функции
б) коммерческие банки, тапы, структура, функции
в) инвестиционные банки
г) ипотечные банки
д) сберегательные банки
е) специализированные банки
Глава 3. Тенденции развития банковской системы
3.1. Решение насущных проблем – путь к успешному развитию банков
3.2. Реструктуризация банковской системы – дальнейший путь рыночных преобразований
3.3. Развитие банковской системы на 2005 – 2006 гг.
Заключение
Литература
14 декабря 1917 г. декретом ВЦИК банковское дело в России было объявлено государственной монополией, все акционерные и другие коммерческие кредитные учреждения национализированы и объединены с Государственным банком.
1.2. Банки в СССР. Начало реформирования кредитной системы, ее особенности
Про банковскую систему, существовавшую в СССР, сказать можно немного, в основном потому, что она лишилась своей сущности, была превращена из независимого экономического института в обезличенный придаток административно-командной модели управления. До революции в России, как и в западных странах, существовала трех - четырехъярусная структура кредитной системы, приспособленная для обслуживания рыночных отношений: Центральный банк – I ярус, коммерческие и земельные банки - II, страховые компании - III, а также ряд специализированных институтов. Такую же структуру имели кредитные системы западных стран. В годы НЭПа кредитная система, разрушенная революцией и войной, возродилась, но уже в двухъярусном виде: Госбанк и довольно разветвлённая сеть акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков ,сельхозбанков, кредитной кооперации, общества взаимного кредита, сберегательные кассы. Все оно базировались на кредитно-золотой основе денег и обслуживали потребности рыночного хозяйства. В конце 20-х годов государство встало на путь отказа от многоукладной экономики, свёртывания негосударственных форм собственности.
В 30-е гг. кредитная система была реорганизована и приобрела чрезмерно укрупненный и централизованный вид. Вместо разветвленной кредитной системы осталось три банка (Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли) и система сберкасс. Это было обусловлено не экономическими потребностями, а политизацией всех сфер экономики. Результатом прошедшей реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства, и прежде всего у министра финансов. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и перехода на административную систему управления.
В условиях военной "экономики Великой Отечественной войны Государственный банк сыграл серьёзную роль в мобилизации и перераспределении материальных запасов народного хозяйства на нужды фронта, в мобилизации военных резервов на покрытие военных расходов.
К концу 50-х годов в СССР была организована банковская система, при которой Стройбанк СССР осуществлял безналичные расчёты по капитальному строительству, Внешторгбанк производил расчёты по внешней торговле, Гострудсберкассы обслуживали население страны, а Госбанк осуществлял безналичные расчёты в народном хозяйстве и одновременно выступал единым расчётным центром страны, что было зафиксировано в его уставе.
На протяжении последних 40 лет предпринимались попытки выхода из
тупиковой сверх централизованной банковской системы. Историю этого этапа надо рассматривать не только как цепочку неудачных, но не доведённых до конца реформ. Это длительный и сложный цикл реформации и реставрации, прорыва в ходе эволюции советской банковской системы в соответствии с требованием времени. Попытки реформирования советской экономики, а вместе с ней и банковской системы не привели к радикальным изменениям в модели хозяйствования и управления. Комплекс вопросов, связанных с формированием оборотных средств, краткосрочным кредитом., кредитной эмиссией, не был разрешён. За банками не признавалось их основополагающее влияние на экономику, коммерческий кредит не действовал. Расчётные операции строго регламентировались и сочетались с монополией государства на банковское дело. Это во многом предопределило формирование предпосылок будущего системного кризиса и нарастание его потенциала к началу перестройки
До 1987 года Государственный банк СССР органично вписывался в командно-распределительную систему и полностью соответствовал её требованиям. Его основными функциями были денежно-кредитная политика, эмиссия денег, поддержание стабильности рубля. Кроме того он же вёл счета основной массы предприятий, предоставлял им кредиты, осуществлял расчётно-кассовое обслуживание . При этом правила взаимоотношений банка и предприятий определяло государство.
Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 года, были:
Эти и другие недостатки отражали слабую эффективность банковской системы в ее воздействии на производство. Это во многом предопределило формирование предпосылок будущего системного кризиса и нарастание его потенциала к началу перестройки.
Экономическая реформа, начатая в СССР в 1985 г. С целью децентрализации системы управления и расширения хозяйственной самостоятельности предприятий во всех областях их деятельности, затронула и банковскую сферу. Начало преобразований относится к 1987 г., когда Госбанк СССР лишился своих монопольных функций и был отстранен от непосредственной работы с клиентами. За ним была закреплена роль организатора и руководителя банковской системы, т. е. роль центрального банка. Он выполнял функции централизованного управления денежно - кредитной системой, проведения единой политики в области валютных операции и координации деятельности государственных специализированных банков.
Было создано 5 государственных специализированных банков: Внешэкономбанк СССР (на базе Внешторгбанка), Промстройбанк СССР (на базе Стройбанка), Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР. Специализация должна была приблизить банки к конкретным отраслям хозяйства, к каждому отдельному предприятию, чтобы обеспечить им качественное кредитно-кассовое обслуживание и партнерское участие банков в их деятельности. Увеличение количества банков позволило в какой-то степени приблизить банки к обслуживаемым ими клиентам, сконцентрировать их деятельность на отдельных секторах экономики. Однако осуществлённые организационные изменения не смогли повысить эффективность банковской системы: количество и качество банковских услуг практически не изменилось; сохранился порядок централизованного распределения объёмов выдаваемых банками кредитов и монопольное положение специализированных банков по отношению к клиентам, по-прежнему не имевшим права свободного выбора банка. В их деятельности преобладали прежде всего управленческие, а не коммерческие функции. Каждый из этих банков был непосредственно подотчётен Совету Министров СССР, который назначал председателей их правлений. Госбанк был полностью лишён низовых звеньев-отделений, и это была серьёзная ошибка. Низовые учреждения Госбанка должны были бы заниматься организацией расчётов между спецбанками, сохранив существовавшую ранее систему межфилиальных оборотов (МФО), а также кассовым обслуживанием банков. Передача системы МФО спецбанкам, не имевшим опыта работы с нею, привела к сбоям в системе расчётов между банками. В результате более всего пострадали клиенты.
Реорганизация банковской системы 1987года носила прежний административный характер. Монополию трёх банков сменила монополия нескольких. Государство, как и прежде, диктовало условия кредитования, ставки по депозитам, прикрепляло каждое предприятие к определённому банку.
Эта реформа породила больше негативных, чем позитивных моментов:
Пожалуй, единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение банковских расчетов и большая специализация в банковском деле.
Таким образом, реорганизация 1987 года нисколько не приблизила структуру нашей кредитной системы к потребностям нарождающихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноярусную систему. Однако преобразования, начатые в этом году, заложили фундамент новой для Советского государства кредитной системы, что уже само по себе было большим достижением. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и её приближения в связи с новыми условиями хозяйствования и переходом к рынку к структуре западных стран.
1.3. Становление современной банковской системы
Движение к новой структуре кредитной системы было болезненным, противоречивым и не всегда достаточно профессионально подготовленным. Становление современной банковской системы прошло несколько этапов. Началом её создания можно считать 1987 год, когда была проведена реорганизация кредитной системы, о которой говорилось выше.
Новым этапом в развитии банковской системы страны стал отход от монополизма путем создания коммерческих банков на паевых началах, которые действовали на принципах полного хозяйственного расчета. 26 мая 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», предусматривающий возможность создания кооперативных банков, первый из которых появился уже 26 августа 1988 г. в Ленинграде («Патент») - сейчас это «Викинг». Вторым был Московский кооперативный банк (ныне банк «Премьер»), третьим – «Кредит-Москва». В нём говорилось, что «союзы кооперативов имеют право создавать хозрасчётные отраслевые или территориальные кооперативные банки». В Законе о кооперации по существу речь шла об отказе от государственной монополии на банковское дело. А ведь раньше мы очень гордились этой монополией, которая отгораживала нас от всяких мировых кризисов. Но со временем пришло понимание, что как и всякая монополия, она тормозила развитие производственных отношений. Государственные банки были необходимы в командно-распределительной системе, но для построения рыночных отношений их было недостаточно.
Поэтому наряду с ними стали создаваться акционерные и паевые банки. Новые банки создавали кооперативы, государственные предприятия и общественные организации. В течение ряда лет кооперативы и другие коммерческие структуры имели выбор: получать кредиты по низким процентным ставкам и бесплатно хранить деньги в государственных банках или договариваться с коммерческими банками об условиях хранения средств и получения кредитов. Многие предпочитали второй путь.
Важным следствием Закона стало разгосударствление банковской системы. Конечно, нельзя говорить о её полной приватизации, поскольку учредителями банков первоначально являлись в основном (кроме кооперативов) государственные предприятия. Но по мере их приватизации менялся и характер учредителей банков. Таковыми становились акционерные общества, паевые товарищества и т.п. Среди учредителей всё больше появлялось частных лиц.
Авторы Закона о кооперации поостереглись использовать для характеристики новых банков термин «коммерческие». Но именно в этом смысле применялось понятие «демократических принципов». Практически с самого начала банки получили право самостоятельно по договорённости с клиентом устанавливать процентные ставки по кредитам и депозитам. В отличии от специализированных банков с их ограниченной возможностью маневрировать кредитными ресурсами коммерческие банки имели практически неограниченные возможности для маневра.
В апреле 1989 г. была создана Всесоюзная ассоциация коммерческих банков, которая совместно с Госбанком СССР включилась в работу по созданию нормативно-методической базы для организации новых банков и разработке способов контроля за их деятельностью. В практике Госбанка это было беспрецедентно.
Рыночные отношения в банковской деятельности не всегда устанавливались легкой безболезненно. Бывали случаи, когда учреждения специализированных банков задерживали перечисление паевых взносов со счетов пайщиков, препятствовали перечислению средств в депозиты и вклады, что ограничивало хозрасчетную самостоятельность предприятий, отказывались открывать коммерческим банкам корреспондентские счета. С такими трудностями столкнулись например, «Нефтехимбанк» в Москве, «Ротор-банк» в Челябинске и т.д. Нарушались права клиентов на свободный выбор банков для своего обслуживания.
Большинство коммерческих и кооперативных банков выполняли ограниченный круг операций: за счет собственных и привлеченных ресурсов производилась выдача кратко- и долгосрочных кредитов предприятиям, организациям и кооперативам. Однако для обеспечения своей жизнеспособности в условиях конкуренции многие коммерческие банки стремились повышать качество обслуживания клиентуры, расширять сферу услуг, находить новые источники ресурсов и сферы выгодного приложения капитала.
Информация о работе Современная банковская система и её структура