Учет и анализ движения денежных средств организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методики учета и анализа операций по движению денежных средств, а так же разработка направлений совершенствования денежными средствами в организации.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность денежных средств;
Определить основные задачи бухгалтерского учета и анализа операций по движению денежных средств;
Изложить методику организации бухгалтерского учета и анализа денежных средств субъекта хозяйствования на примере ОАО «РЕЖЕВСКОЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
5
1.1 Понятие и состав денежных средств организации
5
1.2. Правила и порядок организации учёта наличных и безналичных денежных средств и денежных документов
11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «РЕЖЕВСКОЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
22
2.1. Организационно-правовая характеристика ОАО «РЕЖЕВСКОЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
22
2.2. Организация бухгалтерского учёта денежных средств организации
24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «РЕЖЕВСКОЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
38
3.1. Анализ структуры и движения денежных средств
38
3.2. Определение оптимального уровня денежных средств организации
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВКР Зимина готовв.doc

— 528.50 Кб (Скачать файл)

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, производимые путем записей на счетах в банках, когда денежные суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. 

Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов связанного с ними документооборота.

Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения.

 Особенности безналичных  расчетов проявляются в следующем4: 
- в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя; 
-  участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;

- перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией. 

Большое значение безналичным расчетам придают в связи с тем, что: 
1) безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования; 
2) безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;

3) четкое разграничение  безналичного и наличного денежного  оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота.

Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения. 
Таким образом, можно сказать, что безналичные расчеты – совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.

Непосредственно с безналичными расчетами связано понятие «способы платежей». Способом платежа называется порядок, применяемый при осуществлении безналичных расчётов.

В настоящее время применяются следующие способы платежа: 
- в полной сумме, указанной в расчётном документе (глобальный платеж); 
- в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей; 
- плановый платеж, т.е перечисление денег со счёта плательщика на счёт получателя исходя из плановой величины стоимости поставляемых товаров или оказываемых услуг;

- гарантированный платеж  с предварительным депонированием  денег на отдельных счетах  в банке по месту нахождения  плательщика и с последующим  их списанием со счета после зачисления денег на счёт получателя; 
- гарантированный платеж без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика и с последующим списанием денег с расчётного или ссудного счёта плательщика после их зачисления на счёт получателя.

Безналичные расчёты проводятся на основании расчётных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчётных документов, способа платежа и организации документооборота в банке у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчётов: расчёты платежными поручениями, аккредитивную форму расчётов, расчёты чеками, расчёты платёжными требованиями-поручениями, зачёт взаимных требований, расчёты пластиковыми карточками. 

1.2. Правила и порядок организации учёта наличных и безналичных денежных средств и денежных документов

 

Для осуществления организацией любой основной деятельности (производственной, посреднической, коммерческой и т.д.) необходимы денежные средства. Денежные средства организации образуются при продаже готовой продукции, товаров, от оказания сервисных и иных услуг, а также в виде поступлений от операций с ценными бумагами и т.д.

Под организацией бухгалтерского учета денежных средств понимается система условий и элементов учетного процесса, состоящую из первичного учета и документирования совершаемых в организации операций по денежным средствам.

Предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы обязаны:

- хранить свои денежные средства  в учреждениях банков;

- производить расчеты по своим  обязательствам с другими предприятиями  в безналичном порядке через  учреждения банков;

- иметь в своей кассе наличные  деньги в пределах лимитов, установленных  учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций;

- сдавать в банк всю денежную  наличность сверх установленных  лимитов остатка наличных денег  в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением  банка;

- имеют право хранить в своих  кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка).

Существуют два вида учета расчетов денежными средствами на предприятии - наличными деньгами и безналичным путем.

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.

Свободные денежные средства организации обязаны хранить в учреждениях банков. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, установленные Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные по чеку в банке, расходуются на цели, указанные в чеке.

Поступление и выдача денег оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные – руководитель организации и главный бухгалтер.

Когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления.

Заработную плату, стипендии, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдают из кассы как по кассовым ордерам, так и по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы по передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда (и другие приравненные платежи), регистрируются после их выдачи. 

1 июня 2014 года применяется новый порядок ведения кассовых операций (согласно  Положению ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций»).

Порядок оформления кассовых операций, введенный в 2014 году, условно разделен на две части:

- обычный – предназначен для всех юридических лиц, кроме банковских учреждений;

- упрощенный – для ИП, малых организаций.

Новые правила организациям упростили порядок работы с наличностью, а предпринимателям — усложнили. Индивидуальные предприниматели теперь будут обязаны вести кассу наравне с организациями. 

Предприятия, по новому положению, самостоятельно устанавливают лимит кассы — объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 1.3 Положения). Ни о каком участии банков в этой процедуре в документе не сказано. Руководитель издает в произвольной форме соответствующее распоряжение. Более того, от предприятия не требуется даже уведомлять банк о размере установленного лимита остатка кассы: документ хранится в компании. Распоряжение об установлении лимита остатка кассы организации.

Согласно Положению с 2012 года отменяются старые правила ведения кассы и вступают новые.

С 2012 года отменяются:

- Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 года N 40;

- Положение Банка России от 5 января 1998 года N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возьмет на себя налоговая служба, а не банки, как это было раньше. Остановимся поподробнее на основных изменениях порядка.

Предприятия теперь самостоятельно устанавливают лимит кассы — объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 1.3 Положения). Ни о каком участии банков в этой процедуре в документе не сказано. Руководитель издает в произвольной форме соответствующее распоряжение. Более того, от предприятия не требуется даже уведомлять банк о размере установленного лимита остатка кассы: документ хранится в компании. Распоряжение об установлении лимита остатка кассы организации.

Определять лимит кассового остатка по-новому нужно исходя из полученной ранее выручки, пика наличных затрат или предполагаемых объемов выручки (для только что открытых предприятий). В лимит кассового остатка не включают суммы наличных денег на выплаты работникам предприятия (зарплата, стипендия, отпускные и прочие выплаты) – их можно хранить в кассе сверх установленного лимита, но выплаты должны быть произведены в течение 5 рабочих дней.

Формула для расчета лимита следующая:

Лимит = R × N / P                                                   (1.1),

где: 
R — объем выручки за расчетный период в аналогичном периоде прошлых лет или предполагаемый объем выручки или пиковый объем выдач наличных денег. 
P — расчетный период, определяемый по усмотрению предприятия, но не более 92 рабочих дней. Рабочими днями считаются дни, в которые

 предприятие работало.

N — период времени между днями сдачи в банк наличных денег. Устанавливается на усмотрение предприятия, но не должен превышать 7 рабочих дней, а если банк далеко — 14 рабочих дней.

Чтобы вести операции по приему наличных денег компания должна установить максимально допустимую сумму наличных, которая может храниться в месте проведения кассовых операций. Для этого компании нужно издать распорядительный документ, об установлении лимита остатка наличных денег. Сумму лимита остатка наличных денег компания вправе определить самостоятельно. Обратите внимание, что если у компании есть обособленные подразделения, которые сдают наличные деньги на счет в банке, то лимит остатка наличных устанавливается в том же порядке, что и для компании. При наличии у компании обособленных подразделений лимит остатка наличных денег устанавливается с учетом лимитов остатков наличных, которые установлены всеми обособленными подразделениями.

В Положении № 3210-У предлагается два варианта определения лимита. Расчет лимита кассы. Первый рассчитывается из объемов поступлений денежных средств, а второй — из объемов выдачи.

Установленный лимит кассы в 2015 году и выбранный вариант расчета лучше отразить в локальном акте и утвердить приказом руководителя.

Поступление и выдача денег оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные – руководитель организации и главный бухгалтер

Хранящиеся в кассе денежные средства учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит – выбытие денежных средств из кассы.

Счет 50 корреспондирует со следующими счетами:

Таблица 1 - Корреспонденция по счету 50 «Касса»

Дебет

Кредит

Операция

Документ

Учетные регистры

50

51

51 Поступили наличные деньги  с р/с в кассу

Выписка банка, денежный чек

ПКО ж/о 2

50

52

Поступила наличная валюта в кассу предприятия

Выписка банка

ПКО ж/о 2

50

71

Возвращены в кассу неиспользованные подотчетные суммы

 

ПКО ж/о 7

50

75

Поступили средства от учредителей в качестве вклада в уставный фонд предприятия

 

ПКО ж/о 8

50

76

Внесена в кассу квартплата

Отчет кассира

ж/о 8

50

90

Поступила в кассу выручка от реализации продукции

Отчет кассира

ж/о 11

50

92

На сумму излишков денег в кассе выявленных при ревизии

Отчет кассира, акт ревизии

ж/о 15

51

50

Внесены наличные деньги на р/с

Объявление на взнос наличными

РКО ж/о 1

57

50

Внесена выручка инкассатором в кассу банка для зачисления на р/с

Отчет кассира сопроводительная ведомость

ж/о 1

70

50

Выдана из кассы з/п

Платежная ведомость, отчет кассира

ж/о 1

71

50

Выдано из кассы подотчет на командировочные или хозяйственные расходы

Отчет кассира

ж/о 1

76

50

На сумму выданной депонированной з/п

Отчет кассира

ж/о 1

Информация о работе Учет и анализ движения денежных средств организации