Улучшение финансовой устойчивости нефтяной компании «Лукойл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике элементы финансового механизма являются основными регуляторами экономики, а финансовые результаты наиболее полно отражают общие итоги деятельности отдельных предприятий.
Финансовая деятельность предприятий включает:
- обеспечение потребности в финансовых ресурсах;
- оптимизацию структуры финансового капитала по источникам его преобразования;
- обеспечение финансовой дисциплины во взаимоотношениях с другими предприятиями (поставщиками и потребителями), банками, налоговыми службами;
- регламентацию финансовых отношений предприятия с собственниками (акционерами), наемным персоналом, между подразделениями (филиалами) и др.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Теоретические основы финансовой устойчивости предприятия 6
1.1. Сущность финансовой устойчивости предприятия. 6
1.2 Методы оценки финансовой устойчивости предприятия. Оценка финансовой устойчивости предприятия с помощью абсолютных и относительных показателей. 8
1.3 Оценка чистых активов 11
Глава 2. Анализ финансовой устойчивости предприятия на примере ОАО « Лукойл» 13
2.1 Общая характеристика ОАО «Лукойл» 13
2.2 Финансовый анализ ОАО «Лукойл» 17
2.2.1 Анализ имущественного состояния 17
2.2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 23
2.2.3 Анализ деловой активности 28
2.2.4 Анализ финансового результата 30
2.2.5 Оценка состояния банкротства 34
2.3 Определение типа финансовой устойчивости ОАО «Лукойл» 36
2.3.1 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ОАО «Лукойл» 37
2.3.2 Оценка чистых активов ОАО «Лукойл» 40
Глава 3. Улучшение финансовой устойчивости нефтяной компании «Лукойл» 42
3.2 Предложения по улучшению финансовой устойчивости ОАО «Лукойл» 42
3.2 Обоснование предложений по улучшению 45
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Кр Финансовая устойчивость.docx

— 237.81 Кб (Скачать файл)

а) в  общей сумме оборотных средств  и рассчитывается как отношение  собственных оборотных средств (1200-1100) к оборотным активам (1200). По нормативу  значение данного коэффициента должно находиться на уровне больше 10%.

б) в  общей сумме активов, необходимых  для финансовой устойчивости предприятия, и рассчитывается как отношение  собственных оборотных средств(1200-1100) к стоимости всех активов (1100+1200).

8.  Коэффициент финансовой зависимости характеризует, в какой степени предприятие зависит от заемных средств, т. е. сколько заемных средств, предприятие привлекло на 1 рубль собственного капитала. Расчёт данного коэффициента сводиться к отношению суммы привлеченного капитала (1400+1500-1530-1540) к собственному капиталу (1300). Оптимальное значение коэффициент финансовой зависимости определяется в пределах 70%.

9. Коэффициент  финансовой напряжённости.  Данный коэффициент характеризует долю краткосрочных обязательств в общем итоге баланса.

К = краткосрочные обязательства (1500) / валюта баланса (1600)

Допустимые  значения: менее 0,5. Превышение допустимого  значения повышает степень зависимости  предприятия от внешних источников финансирования.

10. Коэффициент  соотношения мобильных и иммобилизованных  активов. Показывает сколько, внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов:

Км/и = оборотные активы (1200)/внеоборотные активы (1100).

Для данного показателя нормативных  значений не установлено.

Для того чтобы понять является ли предприятие финансово устойчивым, недостаточно только расчета коэффициентов, нужно также оценить и чистые активы компании.

1.3 Оценка  чистых активов

  Оценка активов предприятия направлена  на определение цены на активы  какой-либо организации, которая  сложилась на рынке в данный  момент времени. Оценка финансовых  активов проводится на основе  стоимости восстановительной, при  этом во внимание обязательно  принимается моральный и физический  износ тех или иных активов.

В целом, под активами принято понимать блага, обладающие определенной ценностью  материальной, которые находятся  у владельца в собственности. В связи с этим и требуется  оценка стоимости активов. Методы оценки активов предприятия предполагают, что активами могут выступать  различные финансовые и материальные ресурсы, ценные бумаги, недвижимость и так далее.

Существует  понятие оценки чистых активов, когда  определяется стоимость активов  без учета долгов, расчетов с кредиторскими  организациями, заемных средств  и пр. Оценка стоимости чистых активов  всегда востребована, так как позволяет  установить привлекательность той  или иной компании для потенциального инвестора.

По  сути, активы компании – это комплекс прав имущественных, которые находятся  в собственности организации, и  это всегда учитывают модели оценки активов, применяемые специалистами  оценочной компании. 

Проводя оценку финансовых активов, оценщик  использует различные методы оценки активов, применимые для разных видов  активов. Так, например, при оценке активов  долгосрочных, нематериальных, а также  основных фондов организации применяются  одни модели оценки активов, а при  оценке оборотных активов – другие. Точно также есть и специализированные модели оценки активов (методы оценки активов) при осуществлении оценки оборотных активов. При этом и  оценка чистых активов, и оценка оборотных  активов производятся при помощи существующих методов оценки активов, принятых во всем цивилизованном мире.

Оценка  активов предприятия позволяет  владельцам компании иметь четкое представление  о финансовом положении своей  организации. При оценке финансовых активов постулируется тот факт, что стоимость, которая может  быть внесена за какой-либо актив, обязана  отражать потоки (денежные) в будущем. Другими словами при оценке стоимости  активов анализируются те доходы, которые они могут принести в  определенный расчетный период. Оценка активов и пассивов компании позволяет  потенциальному инвестору определиться с целесообразностью инвестирования своих финансовых средств в конкретное предприятие.

В настоящее  время разработаны различные  методы оценки активов, а также специальные  модели оценки активов предприятия, которые обеспечивают получение  достоверных результатов при  проведении оценочных мероприятий. Оценка чистых активов и оценка оборотных  активов компании нередко заказывается для принятия управленческих и стратегических решений по дальнейшему развитию предприятия. Как показала практика, оценка стоимости чистых активов  в частности и оценка финансовых активов в целом гарантирует  принятие правильных решений, менеджментом компании, обеспечивая стабильный рост доходов предприятия в наших непростых экономических условиях.

При оценке финансовых активов оценщик  оперирует тем фактом, что всякий актив, будь то реальный актив, внеоборотный или финансовый, характеризуется  какой-либо конкретной стоимостью. При  этом для выгодного управления активами и предприятием и инвестирования денежных средств в компанию необходимо не только знать «ценность» активов, но и ориентироваться в факторах, которые имеют значение для оценки активов. Именно поэтому оценку чистых активов, оценку оборотных активов и так далее, необходимо доверять оценщику с высоким квалификационными данными. Ведь он должен знать различные методы оценки активов, уметь применять на практике разные модели оценки активов, используя в каждом конкретном случае именно те подходы к оценке стоимости активов, которые обеспечат установление реальной стоимости компании.

Оценка  активов предприятия в широком  понимании является процессом, цель которого состоит в установлении рыночной цены на все виды активов (оценка стоимости чистых активов, оценка оборотных  активов и т.д.) с учетом их физического  и морального износа. Все активы предприятия при проведении оценки стоимости активов можно подразделить на несколько основных групп: наличные запасы и денежные средства, вклады в банках, оборудование, машины и  механизмы, патенты, торговые марки, интеллектуальная собственность, земельные ресурсы, инвестиции ЦБ.

При этом при оценке активов предприятия  оценщик для выбора конкретного  метода оценки активов принимает  во внимание их вид. Оценка оборотных  активов, например, анализирует величину дебиторской задолженности, денежной наличности товарных и материальных запасов. А оценка активов с длительными  сроками эксплуатации (основные средства, нематериальные активы и пр.) предполагает использование других моделей оценки активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ финансовой устойчивости предприятия  на примере ОАО « Лукойл»

2.1 Общая  характеристика ОАО «Лукойл»

ОАО «ЛУКОЙЛ» (Лангепас, Урай, Когалым + ойл (от англ. oil — нефть)) — российская нефтяная компания.

Вторая  после «Газпрома» по объёмам выручки  компания в России (по итогам 2008 года, по данным журнала «Эксперт»). До 2007 являлась крупнейшей по объёму добычи нефтяной компанией в России («Роснефть» опередила её после покупки активов  «ЮКОСа»).

По  размеру доказанных запасов углеводородов  «ЛУКОЙЛ» является второй в мире частной  нефтяной компанией после ExxonMobil. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,1%, в общемировой добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработки нефти.

Основные  виды деятельности компании — операции по разведке и добыче нефти и природного газа, производство и реализация нефтепродуктов. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими  и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции  Компании реализуется на международном  рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья  и США. По состоянию на начало 2011 года доказанные запасы нефти Компании составляли 14 458 млн барр., газа – 29 253 млрд фут3, что в совокупности составляет 19 334 млн барр. н.э.

В секторе  разведки и добычи ЛУКОЙЛ располагает  качественным диверсифицированным  портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи Компании является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ также реализует проекты  по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке. В 2005 году с введением  в эксплуатацию Находкинского месторождения  Компания начала реализацию газовой  программы, в соответствии с которой  добыча газа будет расти ускоренными  темпами как в России, так и за рубежом, а доля газа будет доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. По состоянию на начало 2011 года сбытовая сеть Компании охватывала 25 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия), а также США, и насчитывала 204 объекта нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,06 млн м3 и 6 748 автозаправочных станций (включая франчайзинговые).

Бренд «ЛУКойл» — один из двух российских брендов (наряду с «Балтикой»), вошедших в список 100 крупнейших мировых торговых марок, составленный в апреле 2007 года британской газетой Financial Times.

Рассмотрим  некоторые аспекты учетной политики ОАО «Лукойл»:

1. Основная хозяйственная деятельность  эмитента

Виды  хозяйственной деятельности (виды деятельности, виды продукции (работ, услуг)), обеспечившие не менее чем 10 процентов выручки (доходов) эмитента за отчетный период. Единица измерения: тыс. руб.

Наименование  вида продукции (работ, услуг): нефть

Наименование показателя

2006

2007

2008

2009

2010

2011, 3 мес.

Объем выручки (доходов) от данного  вида хозяйственной деятельности, тыс. руб.

507 564 973

586 404 390

601 005 064

516 624 796

   

Доля объема выручки (доходов) от данного  вида хозяйственной деятельности в  общем объеме выручки (доходов) эмитента, %

73.24

96.16

96.32

96.26

   

Изменения размера выручки (доходов) эмитента от основной хозяйственной деятельности на 10 и более процентов по сравнению  с соответствующим отчетным периодом предшествующего года и причины  таких изменений

Начиная с 2010 г. данный вид деятельности обеспечивает менее 10% выручки.

Наименование  вида продукции (работ, услуг): нефтепродукты

Наименование  показателя

2006

2007

2008

2009

2010

2011, 3 мес.

Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной  деятельности, тыс. руб.

176 128 442

         

Доля  объема выручки (доходов) от данного  вида хозяйственной деятельности в  общем объеме выручки (доходов) эмитента, %

25.41

         

 

Изменения размера выручки (доходов) эмитента от основной хозяйственной деятельности на 10 и более процентов по сравнению  с соответствующим отчетным периодом предшествующего года и причины  таких изменений

Начиная с 2007 г. данный вид деятельности обеспечивает менее 10% выручки.

Наименование  вида продукции (работ, услуг): газ

Наименование  показателя

2006

2007

2008

2009

2010

2011, 3 мес.

Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной  деятельности, тыс. руб.

       

14 107 816

3 576 943

Доля  объема выручки (доходов) от данного  вида хозяйственной деятельности в  общем объеме выручки (доходов) эмитента, %

       

40.27

40.78


Изменения размера выручки (доходов) эмитента от основной хозяйственной деятельности на 10 и более процентов по сравнению  с соответствующим отчетным периодом предшествующего года и причины  таких изменений

До 2010 г. данный вид деятельности обеспечивал менее 10% выручки.

Изменение видов деятельности, обеспечивающих не менее чем 10% выручки, за последние 5 лет обусловлено следующими причинами. Основная часть продаж нефти, а также экспорт нефтепродуктов, производимых российскими предприятиями Группы «ЛУКОЙЛ», осуществлялся за период 2004–2006 гг. централизованно через ОАО «ЛУКОЙЛ». В 2007 г. Компания передала функции экспортера нефтепродуктов нефтеперерабатывающим предприятиям Группы. С 1 января 2010 г. ОАО «ЛУКОЙЛ» стало осуществлять поставки нефти на экспорт только по договорам комиссии, кроме того  Компания не участвует в реализации нефти на внутреннем рынке, эта функция полностью перешла к нефтедобывающим предприятиям Группы «ЛУКОЙЛ».

Сезонный  характер основной хозяйственной деятельности эмитента

Основная хозяйственная  деятельность эмитента не имеет сезонного  характера

 

2. Общая структура себестоимости эмитента

Наименование  показателя

2010

2011

Сырье и материалы, %

   

Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, %

   

Работы  и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, %

   

Топливо, %

   

Энергия, %

   

Затраты на оплату труда, %

22.03

22.35

Проценты  по кредитам, %

   

Арендная  плата, %

1.6

0.95

Отчисления  на социальные нужды, %

0.88

3.18

Амортизация основных средств, %

0.96

0.98

Налоги, включаемые в себестоимость продукции, %

0.26

0.3

Прочие  затраты (пояснить)

74.26

72.25

покупная  стоимость товаров для перепродажи, %

48.51

49.5

амортизация по нематериальным активам, %

0.21

0.27

вознаграждения  за рационализаторские предложения, %

   

обязательные  страховые платежи, %

0

0

представительские расходы, %

0.03

0.03

иное, %

25.5

22.45

Итого: затраты на  производство и продажу  продукции (работ, услуг) (себестоимость), %

100

100

Справочно: Выручка  от  продажи  продукции (работ, услуг), %

125.25

128.37

Информация о работе Улучшение финансовой устойчивости нефтяной компании «Лукойл»