Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа
Целью данной работы является изучение основных проблем и методов управления активами, обзор мирового опыта по изучаемой теме.
В соответствии с выбранной целью поставлены следующие задачи исследования:
обоснование цели, задачи, критерии управления активами на основе использования мирового опыта;
анализ финансового состояния предприятия;
анализ эффективности использования активов предприятия;
Введение
1 Методика управления активами предприятия
1.1 Методы управления внеоборотными активами
1.2 Методы управления оборотными активами
1.3 Анализ лучших мировых практик в области управления активами
2 Анализ управления активами в МУП «Дуванводоканал»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
3 Пути совершенствования управления активами в МУП «Дуванводоканал»
3.1 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью
3.2 Управление денежными средствами
3.3 Пути улучшения управления внеоборотными активами
Заключение
Данные условия позволяют поставщикам, исполнителям услуг, кредиторам предъявлять иски через суд предприятиям неплательщикам всех форм собственности.
В России для
выявления предприятий с
Таблица 9 – Оценка платежеспособности МУП «Дуванводоканал»
Наименование |
1.10.10 |
1.01.11 |
1.04.11 |
1.07.11 |
1.10.11 |
1.01.12 |
1.04.12 |
1.07.12 |
1.10.12 |
Контрольное значение |
Коэффициент текущей ликвидности |
3,59 |
5,02 |
2,21 |
2,12 |
3,37 |
3,49 |
2,74 |
2,21 |
2,16 |
От 1 до 2 |
Коэффициент обеспеч-ти собственными оборотными средствами |
0,77 |
0,83 |
0,57 |
0,55 |
0,74 |
0,75 |
0,66 |
0,58 |
0,57 |
Более 0,1 |
Коэффициент текущей ликвидности является главным показателем платежеспособности и показывает степень, в которой оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства предприятия, На начало периода он составляет 3,59, величина соответствует контрольному значению. На 1.01.2011г. увеличивается до 5,02, что больше норматива. Далее на конец периода наблюдается спад с 1.04.2011г. до 1.10.2012г. и составляет 2,21 и 2,16. Можно сказать о низкой платежеспособности предприятия, значит можно сделать вывод о том, что организация не располагает объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за весь анализируемый период имеет положительное значение. Наконец 2012г. составил 0,57, что говорит о достаточности части оборотных средств, финансируемых за счет собственных источников.
В связи с отсутствием оснований признания структуры баланса неудовлетворительной ( и выше нормативных) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности не рассчитывается ввиду отсутствия угрозы утраты рассматриваемым предприятием платежеспособности.
3 Пути совершенствования управления активами в МУП «Дуванводокал»
3.1 Основные
направления совершенствования
управления дебиторской задолже
Выделим основные задачи и принципы управления активами предприятия.
Увеличение активов. Любое увеличение активов означает использование фондов, но следует отличать от ситуации с излишками запасов.
Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает, кроме собственного капитала, все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.
Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:
Второй путь сокращения
потребности в оборотном
Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.
В составе оборотных средств важным компонентом фондов обращения являются дебиторская задолженность и денежные средства. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота фирмы, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. Дебиторская задолженность может быть допустимой, т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности.
Для управления дебиторской задолженности предприятиям можно использовать следующие мероприятия:
1. Исключение из числа
партнеров предприятия
Для реализации данного метода управления дебиторской задолженностью, руководитель, ответственный за данное мероприятие, должен собрать информацию о клиентах-дебиторах и проанализировать ее, принять решение о предоставлении или об отказе в кредите.
На основании статистики оплаты по каждому клиенту рассчитывается средневзвешенный период просрочки платежа, который затем сравнивается с допустимым сроком (5 дней). Клиентам, у которых просрочка составляет менее пяти дней, присваивается статус «надежен». К примеру, у потребителя по трем поставкам существует следующая статистика платежей:
Средний срок просрочки в данном случае составит 4,06 дня:
(1000 тыс. руб. х 5 дн. + 100 тыс. руб. х 15 дн. + 500 тыс. руб. х 0)/(1000 тыс. руб. + 100 тыс. руб. + 500 тыс. руб.) = 4,06 дня.
Следовательно, данный клиент будет отнесен к категории «надежный».
Допустимый период просрочки платежа установлен для того, чтобы снизить риск необъективной оценки применительно к конкретному клиенту. Так, если среднее по компании время просрочки платежей окажется достаточно велико, например 20 дней, то клиент, задержавший оплату на 19 дней, может попасть в категорию надежных.
По мнению автора, при
определении допустимого
2. Использование возможности
оплаты дебиторской
Ранее выполненный анализ показал, что МУП «Дуванводоканал» не использует современных форм рефинансирования. Это объясняется тем, что для России эти формы рефинансирования сравнительно новые, поэтому большинству хозяйственных субъектов не достает знаний и опыта, а также информации механизма их использования.
В случае необходимости получения денег по векселю раньше термина оплаты, специалисты предприятия могут его продать банку, который его дисконтирует. Специалистам предприятия рекомендуется в своей практической деятельности использование векселя, основной срок действия которого 2 – 7 лет. Средняя продолжительность времени действия векселя может быть короче 1 года и продолжительнее 7 лет. Как переводные, так и простые векселя выпускаются на специальных бланках, которые можно приобрести в банке, оплатив налог 0,25 % от суммы векселя. В деятельности предприятия существуют проблемы с взиманием оплаты за товар от недобросовестных клиентов. Сумма по таким высоко рисковым счетам в 2010 году составила 7 955 тыс. руб. Поэтому, руководителям и специалистам МУП «Дуванводоканал» рекомендуется использовать факторинговую систему, которая дает 100%-ю гарантию оплаты в среднем 80% от суммы счета. В случае опротестования векселя, постановление о переводных и простых векселях позволяет требовать не только сумму векселя, но и 6% дисконта и 3% пенни, вычисляемых от конца установленного срока оплаты, а также все расходы по компенсации и опротестованию векселя. Принцип факторинга такой: факторинговая фирма перенимает от своих клиентов права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию и через 2 – 3 дня выплачивает аванс, который составляет от 70% до 90% всей востребуемой суммы, оставшиеся 10 – 30% средств факторинговая фирма возвращает только после того, как должник оплатит за товар.
3184 9969 1252
3767 1766
Рисунок 6 – Схема факторинга
Из рисунка 6 видно, что, воспользовавшись факторингом, факторинговая фирма получит через 2 – 3 дня – 8 474 тыс. руб. Суммы просроченных задолженностей четырех основных дебиторов предприятия указаны цифровыми значениями под схематично изображенными основными фирмами-контрагентами.
3. Формирование принципов
осуществления расчетов
3. Выявление финансовых
возможностей предоставления
4. Определение возможной
суммы оборотных средств,
5. Формирование условий
обеспечения взыскания
6. Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами-дебиторами.
7. Определение процедуры
взыскания дебиторской
Таблица 12 – Примерный регламент управления задолженностью в МУП «Дуванводоканал»
Этап управления дебиторской задолженностью |
Процедура |
Ответственное лицо (подразделение) |
Критический срок оплаты не наступил |
Заключение договора |
Менеджер по продажам |
Контроль отгрузки |
Коммерческий директор | |
Выставление счета |
Финансовая служба | |
Уведомления об отгрузке (номера вагонов, машин, даты, вес) | ||
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности | ||
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм | ||
Просрочка до 7 дней |
При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей |
Менеджер по продажам |
Прекращение поставок (до оплаты) |
Коммерческий директор | |
Направление предупредительного письма о начислении штрафа |
Финансовая служба | |
Просрочка от 7 до 30 дней |
Начисление штрафа |
Финансовая служба |
Предарбитражное предупреждение |
Юридический отдел | |
Ежедневные звонки с напоминанием |
Менеджер по продажам | |
Переговоры с ответственными лицами | ||
Просрочка от 30 до 60 дней |
Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию |
Менеджер по продажам |
Официальная претензия (заказным письмом) |
Юридический отдел | |
Просрочка более 60 дней |
Подача иска в арбитражный суд |
Юридический отдел |
Информация о работе Управление активами предприятия МУП «Дуванводоканал» РБ