Управление банковскими рисками в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Преобладание государственности в народном хозяйстве означало, что по обязательствам заемщиков перед банками, в конечном счете, отвечало государство в лице министерств и ведомств.
Безграничные платежеспособность и ликвидность государства в условиях не конвертируемости национальной валюты и закрытой экономики ограждали банки от рисков. Делали излишней работу финансово-кредитных институтов по поддержанию своей ликвидности. В результате были утрачен опыт и навыки распознавания, оценки и контролирования банковских рисков во внутрихозяйственной деятельности советских учреждений. Новый экономический механизм, приведенный в действие законами о предприятиях, о банках, изменения в формах собственности потребовали изменений и в банковской сфере.

Файлы: 1 файл

Диплом банк.риски Кавказ-гелиос2008.doc

— 781.00 Кб (Скачать файл)

«Клиентская база». Данная программа предназначена для учета клиентов - физических и юридических лиц и противодействия легализации отмывания доходов.

Для автоматизации оперативного доступа к нормативно-правовой информации, в частности законодательства РФ, используется АС «Консультант-Плюс».

Для ежедневной, еженедельной, месячной, ежеквартальной, квартальной, полугодовой и годовой отчетности используется комплекс программного обеспечения, поставляемый НБ КЧР.

В перспективе работы по автоматизации банковских операций, наряду с локальными задачами, такими как совершенствование комплекса обработки операционного дня, расширения числа автоматизированных рабочих мест, обновление парка компьютерной техники, видится глобальная цель в объединении усилий банков в развитии телекоммуникационных систем и совершенствование защиты информации.

Реализация   этих   задач   возможна   при   условии   совершенствования

законодательной базы в  области информатики и вычислительной техники, отмены фискальной, налоговой  политики в области технического перевооружения и автоматизации банковских операций и развития информационных сетей.

 

 Программа  1С: Бухгалтерия как средство  обработки информации на предприятии

 

Одним из наиболее успешных направлений в разработке отечественного программного обеспечения является создание бухгалтерских программ, и несомненным лидером в этой области следует признать компанию «1С». С начала 90-х годов прошлого века эта компания специализируется на деловом программном обеспечении, причем ее наиболее распространенный продукт-программа автоматизации бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия.

Перед началом работы с программой 1С: Бухгалтерия следует  познакомиться с имеющимися версиями программы, особенностями различных  конфигураций, используемыми терминами  и приемами работы. Также необходимо изучить особенности запуска программы и ее работы в различных режимах. Только после такого знакомства можно приступать к настройке программы и ее использованию в ведении бухгалтерского и налогового учета.

Все программы, входящие в состав комплекса 1С: Предприятие настроены по модульному принципу, позволяющему выбрать наиболее подходящий комплект. Различные компоненты, выполняемые с использованием единой программы-оболочки и специальным образом настроенные, составляют конфигурацию системы. В программе 1С: Бухгалтерия можно выполнять расчеты  по зарплате, а программа 1С зарплата и кадры предназначена для ведения сложного учета кадров на предприятии.

Перед началом работы с программой следует установить основной  модуль 1С: Предприятие и выбранную нами конфигурацию на компьютер, после чего подключить аппаратный ключ защиты и установить драйвер защиты.

Аппаратный ключ входит в состав комплекта поставки программы  и предназначен для предотвращения ее незаконного копирования. Имеются программы имитирующие аппаратный ключ, чем пользуются пираты при незаконном копировании и распространении.

Всего имеются четыре режима запуска программы 1С: Бухгалтерия, каждому из которых соответствует  своя команда в главном меню Windows. Основной режим 1С: Предприятие, и в нем ведется непосредственная работа с информацией базы данных, вводятся все документы, выполняющие расчеты и составляются необходимые отчеты. В режиме конфигуратор выполняется настройка программы, задаются параметры учета, состав и структура используемых справочников, описываются формы и алгоритмы построения отчетов.

Работа в этом режиме требует дополнительных знаний об особенностях функционирования программы. Режим  Отладчик используется специалистами  для проверки работы исправлений  и выявления ошибок. В режиме Монитор можно просмотреть историю работы пользователей программы.

Основным режимом является 1С: Предприятие, а в остальных  режимах программа используется специалистами.

Выбрав команду 1С: Предприятие  в одноименной  группе команд главного меню Windows, мы запускаем программу и выбираем в открывающемся списке Варианты один из описанных выше режимов.

В списке Информационные база перечислены доступные для  работы информационные базы, в которых  записана конкретная конфигурация  системы и все введенные данные учета. В комплект поставки входит демонстрационная база, на которой можно попробовать приемы работы. Также имеется одна пустая база, предназначенная для ведения учета предприятия. Для выбора нужной базы щелкаем мышью на ее название в списке баз. Можно добавить новую базу, установленную в созданную ранее папку. Для этого нажать кнопку Добавить, и на экране появиться диалог настройки базы. В поле Название вводится название новой базы, а в поле Путь - ее адрес на жестком диске компьютера. Нажав кнопку_ можно выбрать нужную папку. После того как путь и название заданы нажимаем кнопку ОК, чтобы закрыть диалог и добавить новую базу в список. Несколько информационных баз следует использовать при ведении учета одновременно по нескольким предприятиям.

Для изменения выделенной в списке базы следует нажать кнопку «Изменить». Будет открыт такой же диалог, как и при создании базы, в котором можно поменять имя и путь к файлам. Если выделить базу и нажать кнопку  Удалить, выбранная строка будет удалена из списка. При этом все файлы останутся на жестком диске и в дальнейшем  можно снова добавить базу в список, если потребуется.

Выбрав режим работы и нужную информационную базу, нажать кнопку ОК. Диалог закроется и начнется загрузка информации из выбранной базы. При этом на экране появится информационная заставка, в которой выделены сведения о выбранной конфигурации, пользователей системы и текущей выполняемой операции. Внешний вид заставки различается для разных конфигураций.

Если на компьютере не установлен ключ защиты программы, входящей в комплект  поставки, на экране появится соответствующее сообщение и программа не будет загружена. Если же работать с легальной копией программы и аппаратный ключ правильно установлен, на экране появится рабочее окно программы, и можно приступить к работе с выбранной конфигурацией.

В банке на входе входящей информацией являются хозяйственные  операции (по основным средствам, по заработной плате).

Выходящей информацией  в банке служит бухгалтерский  баланс, отчеты и приказы.

 

 

 

 

Выводы и  предложения

 

Для эффективной работы в современных условиях банк прежде чем выбрать стратегию развития, должен точно оценить состав рисков, которые будут сопровождать тот или иной вид деятельности. Определить тактику действий в случае, если события на рынке будут развиваться в неблагоприятную для него сторону. Нахождение оптимального сочетания доходности и рискованности - сложная задача, при решении которой необходимо учитывать действие множеств количественных и качественных факторов. Актуальной в настоящее время для российских банков проблемой является разработка такой системы аналитической и комплексной оценки рисков, обладающей высокой точностью, и следовательно, способствующей решению таких важных для банка задач:

-количественно оценить и обоснованно установить допустимый (вероятный) риск;

-исходя из количественной оценки совокупности банковских рисков установить обоснованную цену за риск;

-выявить, какие ошибки делаются банком наиболее часто при осуществлении банковских операций;

-разработать методы снижения и принципы управления рисками.

Все это будет способствовать снижению потерь, обоснованности допустимого риска, и в конечном итоге улучшению работы банка.

Ведущим принципом в  работе коммерческих банков в условиях перехода к рыночным отношениям является стремление к получению как можно большей прибыли. Оно ограничивается возможностью понести убытки. Риск — это стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям. Риски образуются в результате отклонений действительных данных от оценки сегодняшнего состояния и будущего развития. Эти отклонения могут быть как положительными, так и негативными. В первом случае речь идет о шансах получит прибыль, во втором - о риске иметь убытки. Таким образом, получать прибыль можно только в случаях, если возможности понести потери (риски) будут предусмотрены заранее (взвешены) и подстрахованы. Поэтому проблемам экономических рисков в деятельности банков должно уделяться первостепенное внимание. К основным проблемам относятся разработка классификации банковских рисков, основ оценки и методов расчета политических, экономических и других рисков банка, отдельного заемщика, группы предприятий, отрасли, республики, страны. Риск также можно определить как угрозу того, что банк понесет потери, размер которых является показателем уровня рискованности предстоящего мероприятия и качества стратегии в области риска. Понятия риска и потерь теснейшим образом связаны между собой. Следовательно, риск можно описать и количественно, используя при этом категорию «потери». Этот подход является базой для развития теории риска. Для банковского бизнеса в силу специфики его продукта риск обязательное и непременное явление. Для банковской деятельности речь идет не об избежании риска вообще, а о предвидении и снижении его до минимального уровня.

Как известно, между величиной  риска и доходов существует прямая связь. Чем больше доход банк ожидает  получить, тем выше будет уровень  риска.АКБ «Кавказ-Гелиос» основную часть доходов получает путем предоставления краткосрочных кредитов. Их удельный вес в общих доходах составил: в 2005 г - 96%, в 2006 г. - 79%, в 2007 г. - 100%.

Следовательно, банку необходимо большое внимание уделять регулированию кредитного риска. Доля непроцентных доходов составила: в 2005 г-69,9%, в 2006 г. -64,1%, в 2007 г. -85,1%

 

 Предлагаются следующие мероприятия по снижению банковских рисков и улучшению результатов деятельности:

1. Внедрение в практику  количественной оценки финансового  риска, который определяется математически выраженной вероятностью наступления потерь. Определение вероятности опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. С помощью данной методики расчета финансового риска устанавливается величина получаемой прибыли (убытка) на единицу совокупных затрат банка и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее. Преимущество этого метода заключается в том, что не требует от банка крупных затрат для его исчисления, обладая при этом, высокой точностью.

После определения величины вероятных потерь в будущем году, банк должен определить свою стратегию по всем видам банковской деятельности, с целью оптимизации будущих результатов. При этом, особое внимание банк должен уделять кредитной деятельности, так как кредитный отдел является основным источником получения прибыли.

2. Кредитный отдел банка осуществляет кредитование путем комплексной оценки ликвидности и платежеспособности, основанной на коэффициентах, которые исчисляются на основе требуемых от клиентов форм отчетностей. А также банком соблюдаются все требования, предъявляемые Банком России при организации процесса кредитования и определения качества кредитного портфеля.

Особое внимание нужно уделять исследованию уникальной методики количественной оценки кредитного риска, которая носит название логико-вероятностный метод. Доказано, что данная методика численной оценки кредитного риска по показателям распознавания хороших и плохих кредитов превосходит известные западные методики на 35 %. Целесообразным будет осуществление различных способов регулирования кредитных рисков. К числу предлагаемых относится мониторинг — как средство для предотвращения причин возникновения кредитных рисков и контроллинг — как инструмент управления последствиями наступления рисков при кредитовании.

В целях оптимизации результатов деятельности и снижения процентногориска банк должен осуществлять согласование активов и пассивов по срокам 
их возврата как по всему балансу банка (макрохеджирование), так и по кон- 
кретному активу и пассиву (микрохеджирование) , т.е. обеспечение полного 
совпадения сроков возврата по активу и пассиву.

Получение дополнительной  потенциальной  прибыли  целесообразно 
будет путем внедрения в круг банковских операций лизинговых сделок, кото- 
рые, несмотря на среднесрочный и долгосрочный характер, отличаются рядом преимуществ от традиционного инвестирования (прежде всего, надежной формой обеспечения и возврата кредита, выданного в натуральной форме).

Периодическое определение  доходности портфеля ценных бумаг путем 
внедрения в практику статистического метода оценки величины риска портфеля ценных бумаг, позволит банку эффективно осуществлять вложения в ценные бумаги. Суть метода и его эффективность заключаются в измерении вероятности того, что доходность данной ценной бумаги будет колебаться в определенных пределах. Обладая результатами этого исследования, банк сможет принимать наиболее точные и эффективные решения инвестирования средств в различные ценные бумаги.

При недостаточности  прямых способов регулирования банковских рис- 
ков, банк всегда может осуществлять косвенные методы, путем передачи части рисков другим организациям. К таким методам управления банковскими рисками относятся  страхование кредитных и хеджирование валютных рисков.

Проводимая работа показывает, что при сохранении в основном профиля рисков кредитных организаций число факторов, определяющих риски и «контур» рисков, постепенно расширяется. Основным доминирующим риском, по крайней мере, из числа измеряемых (финансовых) рисков, продолжает оставаться кредитный риск. При этом обостряется проблема концентрации рисков, обусловленная распространенной практикой кредитования связанных сторон. Наряду с растущей зависимостью банков от финансового состояния предприятий-ссудозаемщиков, вызванной увеличением объемов кредитования нефинансового сектора, все более важную роль играют процентные риски, а также риски, связанные с функционированием фондового рынка и динамикой цен на отдельных сегментах рынка, в частности, цен на недвижимость. В обозримой перспективе более существенное значение могут приобрести риски, в том числе процентные и ликвидности, обусловленные развитием ипотечного и потребительского кредитования. Международный опыт показывает, что повышенное внимание к принимаемым рискам следует проявлять, прежде всего, в период кредитной экспансии.

Рост величины потенциальных  потерь в банковском секторе, вероятность  разворачивания полномасштабного экономического и банковского кризиса, обусловленного внешнеэкономическими факторами (конъюнктура рынка энергоносителей), оценивается как низкая, в связи с формированием в мировой экономике ряда факторов, поддерживающих высокий уровень цен на энергоресурсы.

Информация о работе Управление банковскими рисками в современных условиях