Управление финансовыми результатами деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

В системе управления государственными финансовыми ресурсами любой страны очень важная роль отводится организационной структуре, обеспечивающей реализацию на практике той или иной модели бюджетного регулирования. В круг ее основных задач входит прежде всего планирование и прогнозирование бюджетного процесса, формирование рациональной структуры межбюджетных отношений, осуществление операций с бюджетными средствами, контроль за их целевым расходованием, финансирование социальных программ, консолидация и учет всех видов государственных финансов и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы казначейского исполнения бюджета...……6
1.1. Структура Федерального казначейства, его задачи и функции……………...6
1.2. Организация Федерального казначейства в бюджетной системе...………...12
1.3. Казначейское исполнение бюджета по расходам………................................20
Глава 2. Анализ работы Отделения Федерального казначейства по Туймазинскому району и городу Туймазы………………………………...…..27
2.1. Общая характеристика Отделения Федерального казначейства по Туймазинскому району и городу Туймазы……………………………………….27
2.2. Анализ деятельности Отделения Федерального казначейства по Туймазинскому району и городу Туймазы…………………………………….…33
Глава 3. Пути повышения эффективности работы Отделения Федерального казначейства по городу Туймазы……………………………..41
3.1. Анализ рынка программного обеспечения, используемого в органах казначейства………………………………………………………………………...41
3.2. Анализ деятельности Отделения Федерального Казначейства по Туймазинскому району и городу Туймазы в программном обеспечении..……48
3.3. Пути повышения эффективности работы Отделения Федерального Казначейства по Туймазинскому району и городу Туймазы………………...…53
Заключение……………………………………………………………..………….56
Список источников и литературы……………………………………………...59
Приложение

Файлы: 1 файл

Диплом Сайфутдинова-2.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов. Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств.

Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.

Все операции и средства бюджета отражаются в системе  балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с  бюджетными средствами, минуя систему  балансовых счетов казначейства, запрещено.

Казначейство несет  ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Значимость реализации концепции функционирования Единого  Казначейского Счета для России определяется следующим:

– информация об объемах поступления в консолидированный бюджет РФ становится актуальной, поскольку резко увеличивается скорость ее получения;

– становится доступной информацией об общем объеме налогов и сборов, поступающих на территории субъектов РФ, а также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов.

В процессе осуществления  процедуры исполнения федерального бюджета органы казначейства обладают правом на осуществление контрольных функций. Основные направления контрольной деятельности органов казначейства можно сформулировать следующим образом:

– проверка коммерческих банков и учреждений Центрального банка РФ по срокам списания, перечисления и зачисления доходов и средств федерального бюджета по счетам получателей;

– текущий и последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями;

– проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета;

– участие в проверках по заданиям уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти и органов прокуратуры на местах.

Для выполнения указанных контрольных функций органы казначейства наделяются большими правами. Согласно нормам Указа Президента РФ «О федеральном казначействе», органам федерального казначейства предоставляются следующие права:

– право проводить  в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета, а также право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

– право получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета, а также внебюджетные (федеральные) средства;

– право требовать  от руководителей и иных должностных  лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета, контролировать их устранение;

– право приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства федерального бюджета, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;

– право изымать у  предприятий, учреждений, организаций  документы, свидетельствующие о  нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и совершения операций с  внебюджетными (федеральными) средствами (5, п.4). Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства.

Таким образом, изучив организацию Федерального казначейства, можно сделать вывод о том, что, федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав министерства финансов РФ. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой. Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. В процессе осуществления процедуры исполнения федерального бюджета органы казначейства обладают правом на осуществление контрольных функций. Для выполнения указанных контрольных функций органы казначейства наделяются большими правами.

 

 

 

 

1.3. Казначейское исполнение  бюджета по расходам

 

Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что  эта часть формируется расчетно, и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований.

Основой для осуществления  расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, и бюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средств бюджета выглядит следующим образом.

На основе росписи  для каждого бюджетного учреждения определяется объем бюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляет смету своих расходов. Смета утверждается вышестоящим  распорядителем средств и представляется в казначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимиты бюджетных обязательств – предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов, и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В течение 10 дней со дня  утверждения сводной бюджетной  росписи казначейство доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств, направляя им уведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределение ассигнований из федерального бюджета вправе вносить министр финансов и главные распорядители средств федерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены до распорядителей средств и бюджетополучателей.

После того, как бюджетное  учреждение получило уведомление об ассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составить смету своих  доходов и расходов. Подготовленная смета представляется вышестоящему распорядителю бюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, смета утверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждения смета направляется казначейству.

На основе доведенных бюджетных ассигнований, бюджетной росписи и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета для каждого распорядителя средств и бюджетополучателя утверждаются лимиты бюджетных обязательств. Они определяются на срок не более 3 месяцев.

Под бюджетным обязательством понимается признанная казначейством  обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета  в течение определенного срока, возникающая в соответствии с  законом о бюджете и сводной  бюджетной росписью.

Для главных распорядителей бюджетных средств лимиты утверждаются Федеральным казначейством. Для  нижестоящих бюджетных учреждений они устанавливаются главными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее, чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются через казначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средств федерального бюджета сводятся в единый реестр, который представляется казначейством в Счетную палату.

Министерством финансов и Главным управлением федерального казначейства составляются реестры  к перечислению бюджетных средств  по управлениям казначейства в субъектах  федерации. В них включается информация о лимитах финансировании по всем распорядителям, которые расположены в том или ином регионе. Все виды расходов бюджета систематизируются на основе бюджетной классификации, им присваиваются соответствующие коды. Реестры ежемесячно направляются в территориальные казначейские органы. Полученный органом реестр сам по себе не означает факта финансирования расходов, необходимо еще зачислить средства на соответствующие лицевые счета.

После того, как бюджетное  учреждение получило уведомление о  выделенном ему лимите бюджетных  обязательств, оно вправе принимать такие обязательства: делать закупки, начислять денежные выплаты согласно утвержденной смете своих доходов и расходов. На этом этапе бюджетополучатели не осуществляют расходы, они принимают обязательства по их осуществлению. Для этого составляются необходимые платежные документы, которые затем передаются казначейству.

Формы платежных документов утверждены Министерством финансов по согласованию с Центральным банком. Особенность их оформления заключается  в том, что плательщиком в них  выступает не само бюджетное учреждение, а орган федерального казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Поэтому в платежном документе все реквизиты плательщика заполняются от имени казначейства. Назначение платежа, его сумму и реквизиты получателя определяет распорядитель бюджетных средств, он же несет ответственность за целевой характер расходов.

Орган федерального казначейства проверяет все платежные документы  на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденной смете и лимитам бюджетных обязательств.

Все операции по платежным  документам осуществляются в пределах остатка средств по статье экономической  классификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Банки, напротив, осуществляют операции пределах остатка средств на лицевом счете и назначение платежа не контролируют.

Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа  и собственно платеж. Органы казначейства несут ответственность за полноту  и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляется казначейством в день совершения разрешительной надписи. Все платежные документы, принятые от распорядителей, направляются казначейством в банк, который исполняет их через лицевой счет казначейства. Банк осуществляет операции по лицевому счету в пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.

Переход к финансированию бюджетных учреждений через лицевые  счета, открытые им в органах казначейства, был значительным этапом реформирования российской бюджетной системы. Он в обязательном порядке предполагал закрытие всех бюджетных счетов распорядителей в банковских учреждениях.

Лицевые счета бюджетных  учреждений открываются в соответствующем  территориальном органе Федерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов.

Информация о работе Управление финансовыми результатами деятельности предприятия