Управление финансовыми результатами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы выступает рассмотрение возможных методов, позволяющих управлять финансовыми результатами предприятия, а также разработка рекомендаций по улучшению показателей финансовых результатов деятельности СПК «Нива» на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть сущность управления финансовыми результатами; - исследовать процесс формирования финансового результата деятельности предприятия; - провести анализ абсолютных и относительных показателей эффективности деятельности предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению показателей финансовых результатов деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность финансовых результатов 6
1.2. Система показателей рентабельности 12
1.3. Сущность управления финансовыми результатами 16
1.4. Особенности функционирования сельскохозяйственного предприятия 25
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ СПК «НИВА» 34
2.1. Краткая характеристика предприятия. 34
2.2. Система управления финансовыми результатами в СПК «Нива» 37
2.3. Анализ формирования и использования финансовых результатов в СПК «Нива» 41
2.4. Оценка относительных показателей финансовых результатов
СПК «Нива» 51
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ СПК «НИВА» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88

Файлы: 1 файл

диплом полный.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

- доходы от долевого  участия в других организациях;

- доходы от сдачи  имущества в аренду;

- доходы от операций  купли-продажи иностранной валюты;

- доходы от предоставления  в пользование прав интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств;

- доходы в виде процентов,  полученных по договорам займа,  кредита;

- доходы в виде положительных  курсовых разниц;

- доходы в виде стоимости  полученных материалов и иного  имущества, при демонтаже или  разборке при ликвидации основных средств.

Внереализационные расходы:

- не компенсируемые  потери от стихийных бедствий  с учётом затрат по предотвращению  и ликвидации стихийных бедствий;

- отрицательные курсовые  разницы по валютным счетам  и операциям в иностранной  валюте;

- убытки по операциям  прошлых лет;

- недостача материальных  ценностей, выявленных при инвентаризации.

Результативность деятельности любого предприятия можно оценивать  с помощью абсолютных и относительных  показателей.

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли (прибыль от реализации, прибыль от прочей деятельности, прибыль от операционной деятельности, прибыль от внереализационной деятельности; прибыль до налогообложения; чистая прибыль) за ряд лет. Подобные расчёты носят скорее арифметический, чем экономический смысл.

Относительные показатели финансовых результатов выражены показателями рентабельности.

Для определения качества полученной прибыли предприятия  осуществляют анализ финансовых результатов, который включает:

а) оценку изменений по каждому показателю за анализируемый  период (горизонтальный анализ);

б) оценка структуры показателей  прибыли и её изменение в динамике (вертикальный анализ);

в) изучение динамики изменения  показателей за ряд отчётных периодов;

г) выявление степени  влияния различных факторов на величину полученной прибыли и причин её изменения.

Основные задачи анализа  финансовых результатов:

- оценка уровня и  динамики абсолютных и относительных  показателей финансовых результатов  (прибыли и рентабельности);

- изучение структуры  прибыли по видам финансовых  результатов;

- определение влияния  различных факторов на сумму  прибыли и уровень рентабельности;

- изучение распределения  и использования прибыли предприятия;

- анализ относительных  показателей прибыльности, то есть анализ порога рентабельности;

- определение возможных  резервов увеличения прибыли  и рентабельности, а также путей  их мобилизации.

Основной источник информации при анализе финансовых результатов  – форма №2 (Отчёт о прибылях и убытках). Дополнительно может быть привлечена информация, содержащаяся в форме №1 (Бухгалтерский баланс), №3 (Отчёт об изменениях капитала), №5 (Приложение к бухгалтерскому балансу), журнал-ордер №10 – по статьям затрат на производство, №15 – по счетам прибылей и убытков, №11 – по счетам готовой продукции.

При анализе финансовых результатов следует учитывать, что их величина зависит от выбранной  предприятием учётной политики, обеспечивающей возможности манёвра в части  распределения затрат между готовой  продукцией и незавершённым производством, списания расходов будущих периодов, создания оценочных резервов.

К вопросам учётной политики, определяющей величину полученной предприятием прибыли, можно отнести:

1) выбор метода начисления  амортизации основных средств  и нематериальных активов;

2) выбор метода оценки  материалов при отпуске в производство;

3) выбор метода отнесения  на себестоимость продукции отдельных  видов расходов (создание резервов);

4) определение состава  накладных расходов и метода  их распределения.

При анализе финансовых результатов выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль  – фактически полученная и отражённая в регистрах бухгалтерского учёта  положительная разница между  признанными доходами и расходами, отнесёнными к отчётному периоду.

Экономическая прибыль  – ожидаемая или прогнозируемая величина прибыли, определяемая как  разница между доходами и экономическими издержками фирмы, включающими затраты  упущенных возможностей.

Таким образом, прибыль  выступает важнейшим фактором, определяющим эффективность осуществления производственной деятельности предприятия, служит основным источником для его дальнейшего развития, является основной целью организации деятельности.

Рассмотрев абсолютные показатели финансовых результатов, перейдём к изучению их относительных показателей.

 

1.2. Система  показателей рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия  с различных позиций, могут быть сгруппированы в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Относительные показатели практически не подвержены влиянию  инфляции, так как представляют собой  различные соотношения прибыли  и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заёмного). Экономический смысл значений этих показателей (показателей рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заёмных), вложенных в предприятие [2, с.565].

Показатели рентабельности – важные характеристики факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основными показателями рентабельности, характеризующими деятельность предприятия, выступают:

1. рентабельность продукции  (издержек);

2. рентабельность продаж;

3. рентабельность активов;

4. рентабельность текущих активов;

5. рентабельность собственного  капитала;

6. рентабельность основных  производственных фондов.

1. Рентабельность продукции  (издержек) – определяется как  отношение прибыли от реализации  продукции к полной себестоимости  реализованной продукции:

Рпр = Пр / С × 100%     

Рпр – рентабельность продукции (издержек);

Пр – прибыль от реализации продукции;

С – полная себестоимость  реализованной продукции.

Данный показатель характеризует  выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.

2. Рентабельность продаж  – определяется как отношение  прибыли от реализации к выручке  от реализации без налогов,  включаемых в цену продукции:

Рпрод = Пр / В × 100%    

Рпрод – рентабельность продаж;

В – выручка от реализации без налогов.

Данный показатель характеризует  доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между  ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализованной продукции.

3. Рентабельность активов  – определяется как отношение  прибыли от реализации к средней  величине активов за определённый  период:

Ракт = Пр / Аср × 100%    

Ракт – рентабельность активов;

Пр – прибыль от реализации продукции;

Аср – средняя величина активов.

Этот показатель служит для определения  эффективности использования капиталов  на разных предприятиях и в отраслях, так как даёт общую оценку доходности вложенного в производство капитала, как собственного, так и заёмного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность активов можно  представить как произведение показателей, характеризующих эффективность  использования материальных и финансовых ресурсов: рентабельности продаж и  оборачиваемости активов:

Ракт = Рпрод × Оа      

Оа – оборачиваемость активов.

Существует взаимосвязь  между размером прибыли, содержащейся в цене продукции, и скоростью  оборота активов. Чем меньше доля прибыли в цене, тем больше должна быть скорость оборота, чтобы рентабельность вложений в предприятие была достаточной.

4. Рентабельность текущих  активов – отношение чистой  прибыли предприятия к средней  величине текущих активов (оборотных  средств) предприятий:

Рт.а. = Пч / Ат.ср. ×100%       

Рт.а – рентабельность текущих активов;

Ат.ср – средняя величина текущих активов.

Характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

5. Рентабельность собственного  акционерного капитала – отношение  чистой прибыли к средней величине  собственного капитала предприятия  за определённый период:

Рс.к. = Пч / Кс ×100%       

Рс.к. – рентабельность собственного акционерного капитала;

Кс – средняя величина собственного капитала предприятия.

Характеризует эффективность  использования собственных средств  акционеров, т.е. величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие и остающуюся в распоряжении предприятия. Значение этого показателя отражает степень привлекаемости объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды.

На величину рентабельности собственного акционерного капитала оказывает  влияние показатель рентабельности активов, который зависит от оборачиваемости  активов.

6. Для оценки деятельности  предприятия важнейшее значение имеет показатель рентабельности производственных фондов, который служит ориентиром при изучении спроса на продукцию.

Для анализа общей  рентабельности (рентабельности производственных фондов) можно использовать трёхфакторную  или пятифакторную модель.

Трёхфакторная модель рентабельности производственных фондов:

 

Где - прибыльность продукции;

- фондоёмкость продукции;

- оборачиваемость оборотных средств.

Для эффективной работы предприятия проводят анализ относительных  показателей финансовых результатов. Применяют следующие методы анализа: метод простого факторного анализа, метод цепных подстановок, метод  абсолютных разниц.

Рассмотрев относительные  показатели, характеризующие эффективность  деятельности предприятия, перейдём к  изучению управления финансовыми результатами.

 

1.3. Сущность управления финансовыми результатами на предприятии

 

Управление финансовыми результатами предприятия - комплекс 
мероприятий по управлению кредитно — денежными отношениями предприятия, реализуемых в определённом порядке для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов. 
[17, с. 130]

В общем плане текущие задачи по управлению финансовыми результатами определяются хозяйственной деятельностью предприятия, зафиксированной практически в каждом уставе: улучшение финансовых результатов или максимизация прибыли.

К конкретным задачам  по улучшению финансовых результатов относятся: 
- оптимизация затрат (оценка размеров и структуры, выявление резервов);              - оптимизация доходов (соотношение прибыли и налогов, распределение прибыли);

- реструктуризация активов  предприятия; 
- обеспечение дополнительных доходов предприятия (от непрофильной реализационной и финансовой деятельности, реструктуризации имущественного комплекса – «сброса» излишних видов имущества, основных фондов, долгосрочных финансовых вложений).

Для полноценного и комплексного управления финансовыми результатами необходима постановка эффективной службы финансового менеджмента, поскольку при управлении финансовыми результатами затрагиваются практически все области и это правильно, так как финансовый результат является конечным результатом деятельности всех подразделений компании. Именно разработка финансового менеджмента на микроуровне должна стать ключевым для стабилизации состояния каждого предприятия и российской экономики в целом, поскольку именно рационально организационные финансовые потоки, как кровь живого организма, позволяют функционировать экономической структуре во всех сферах хозяйственной деятельности – снабжении, производстве, сбыте, трудовых взаимоотношениях.

Информация о работе Управление финансовыми результатами