Управление финансовыми результатами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы выступает рассмотрение возможных методов, позволяющих управлять финансовыми результатами предприятия, а также разработка рекомендаций по улучшению показателей финансовых результатов деятельности СПК «Нива» на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть сущность управления финансовыми результатами; - исследовать процесс формирования финансового результата деятельности предприятия; - провести анализ абсолютных и относительных показателей эффективности деятельности предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению показателей финансовых результатов деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность финансовых результатов 6
1.2. Система показателей рентабельности 12
1.3. Сущность управления финансовыми результатами 16
1.4. Особенности функционирования сельскохозяйственного предприятия 25
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ СПК «НИВА» 34
2.1. Краткая характеристика предприятия. 34
2.2. Система управления финансовыми результатами в СПК «Нива» 37
2.3. Анализ формирования и использования финансовых результатов в СПК «Нива» 41
2.4. Оценка относительных показателей финансовых результатов
СПК «Нива» 51
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ СПК «НИВА» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88

Файлы: 1 файл

диплом полный.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, представлено на рис. 1.1.


Рис. 1.1. Распределение  чистой прибыли.

Следует сказать, что  управление финансовыми результатами предприятия направлено на выполнение следующих целей – максимизацию прибыли и эффективное осуществление деятельности.

Изучив основы управления финансовыми результатами, рассмотрим особенности управления финансовыми  результатами на сельскохозяйственном предприятии.

 

1.4. Особенности управления финансовыми результатами на сельскохозяйственном предприятии

Сельское хозяйство  занимает исключительное место в  жизни людей. Основную массу продуктов  питания даёт сельское хозяйство; в  качестве сырья для лёгкой пищевой  и других отраслей промышленности используется более 50% производимой сельскохозяйственной продукции.

Современное сельскохозяйственное производство функционирует с другими  отраслями народного хозяйства  – с отраслями промышленности, поставляющими ему средства производства; с отраслями лёгкой и пищевой промышленности, перерабатывающими сельскохозяйственное сырьё; с обслуживающими государственными и коммерческими организациями и учреждениями; транспортом, связью, заготовительными организациями. В совокупности эти отрасли образуют агропромышленный комплекс РФ.

В создании конечной продукции  агропромышленного комплекса на различных стадиях производства и обращения участвуют более 70 отраслей народного хозяйства.

В состав агропромышленного  комплекса входят отрасли, которые  технологически и экономически взаимосвязаны и непосредственно участвуют в процессе производства и доведении конечной продукции до потребителя.

Агропромышленный комплекс включает три основные сферы:

Первая сфера –  состоит из отраслей, обеспечивающих агропромышленный комплекс средствами производства, занятых производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, ремонт сельскохозяйственной техники); на её долю приходится 15% общего объёма производимой продукции.

Во вторую сферу входят организации, занимающиеся производством  сельскохозяйственной продукции и  её первичной обработкой (отрасли  сельского хозяйства – растениеводство  и животноводство); данная сфера  занимает 48% от всей продукции агропромышленного комплекса.

Третья сфера включает отрасли и организации, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя (мясная, рыбная, молочная, мукомольно-крупяная, комбикормовая отрасли и лёгкая промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья). Эти отрасли обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, его заготовку и хранение, вторичную переработку сырья и доведение его до реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. На долю отраслей третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 38% общего объёма производства продукции.

Главная задача всех отраслей агропромышленного комплекса заключается  в увеличении объёмов производства и снижении совокупных затрат в расчёте на единицу конечной продукции.

Сельское хозяйство  в агропромышленном комплексе занимает ключевое место, являясь ёмким внутренним рынком для ряда промышленных производств.

В сельском хозяйстве  действуют те же экономические законы, что и в других отраслях, но их проявление имеет специфические особенности:

1) в сельском хозяйстве  в качестве главного и незаменимого  средства производства выступает  земля, которая при правильном  использовании не изнашивается, а сохраняет и улучшает свои качества.

2) в сельском хозяйстве  предметами труда выступают живые  организмы, то есть животные  и растения, которые развиваются  на основе биологических законов.

Экономический процесс  производства тесно переплетается  с естественным процессом развития живым организмов.

3) сельскохозяйственное  производство пространственно рассредоточено  и ведётся на больших площадях.

4) в связи с тем,  что в сельском хозяйстве перемещаются  орудия производства (тракторы, машины, комбайны), а предметы труда находятся на одном месте, характер технической вооружённости существенно отличается от промышленных отраслей, потребность в энергетических ресурсах в сельском хозяйстве значительно выше.

5) на результаты сельскохозяйственного  производства большое влияние оказывают природно-климатические условия;

6) в сельском хозяйстве  исполнители многих трудовых  процессов не имеют постоянных  условий производства. В зависимости  от времени года и специфики  возделываемой культуры рабочие  полеводства и механизаторы выполняют различные виды работ.

7) готовая продукции  сельского хозяйства используется  в качестве средства производства (семена, корма), тогда как промышленность  основное сырьё получает от  предприятий других отраслей.

Данные особенности  необходимо учитывать при организации аграрного производства.

Разработанная и принятая «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.»  предусматривает развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий. В документе закреплён новый подход государства к сельскому хозяйству и селу в целом – как к важному укладу жизни народа.

Несмотря на то, что  экономический рост в сельском хозяйстве  продолжается, качество роста не соответствует общественным ожиданиям. Его темпы в 2-3 раза ниже, чем в целом по экономике. Рост в аграрной сфере уступает росту пищевой и перерабатывающей промышленности, которая всё боле зависит от импортного сырья. Кроме того, неудовлетворителен уровень развития рыночной инфраструктуры, изношены производственные фонды, растут цены на основные, потребляемые отраслью, ресурсы и услуги. Важными проблемами остаются финансовая неустойчивость отрасли и высокий удельный вес убыточных предприятий.

Сложная и социально-демографическая ситуация на селе. Примерно 50% селян имеют среднедушевые ресурсы ниже прожиточного уровня, разрыв между городом и селом по уровню бедности растёт. В результате продолжается миграция сельского населения, особенно молодёжи. Остаётся низкой обеспеченность села квалифицированными кадрами. Обостряется проблема структурно-технологической модернизации отрасли. Темпы воспроизводства природно-экологического потенциала и обновления основных производственных фондов низкие.

Валовой объём сельскохозяйственной продукции составляет лишь 76% от уровня 1990 года, хотя в растениеводстве дореформенный уровень достигнут в 2004 году и по зерну РФ является нетто-экспортёром. Однако в животноводстве объём производства восстановлен лишь на половину. В связи со сложившейся ситуацией необходимо найти варианты решений выявленных проблем.

Для этого создаются  механизмы устойчивого экономического роста в сельском хозяйстве, то есть решение социальных проблем села становится общегосударственной задачей.

Представленная государственная программа предусматривает следующие основные цели: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, увеличение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, разработка мероприятий по улучшению жилищных условий, социальной и инженерной инфраструктуры села.

Одна из важнейших  задач – достижение финансовой устойчивости сельскохозяйственной отрасли. Предусматривается  сохранение льготного налогообложения  в агропромышленном комплексе, проведение процедур финансового оздоровления, построение системы земельной ипотеки.

Реализация государственной  программы даст новый импульс  развитию агропромышленного комплекса  страны, что открывает перспективы  для расширения активной деятельности по оказанию масштабной кредитной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В современных условиях возрастает роль экономического управления на предприятия агропромышленного  комплекса. В ведомственных положениях экономических и бухгалтерских  служб произошли существенные изменения, которые направлены на более деятельное их участие в процессах агропроизводства. Однако в практической деятельности должной перестройки организации экономического управления не произошло. Деятельность бухгалтерских отделов сводится в основном к начислению и выдаче заработной платы, своевременности межхозяйственных расчётов, регулированию налогообложения и кредитов, то есть роль бухгалтерских служб не отражает сути эффективного внутрихозяйственного экономического управления.

При совершенствовании организации экономических, финансовых и бухгалтерских служб проявляются новые проблемы, требующие организационных и функциональных преобразований. К таким проблемам относятся следующие:

- реформирование организационно-правовых  статусов агропромышленных предприятий требует от соответствующих служб самостоятельно определять, экономически и юридически обосновывать формы собственности и виды хозяйствования в соответствии с законодательством;

- изменение роли централизованного  планирования развития агропромышленного комплекса требует новых методов, государственного экономического регулирования и преобразования функций служб, усиления квалификационной подготовки кадров;

- отсутствие гарантированного  государственного плана-заказа на  продажу сельскохозяйственной продукции и переход на контрактную систему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, основанную на их реализации только с учётом экономической выгоды, обязывает предприятия агропромышленного комплекса самостоятельно формировать состав главных и подсобных отраслей, специализацию предприятия в целом;

- новые условия формирования  внутрихозяйственного экономического  механизма, связанные с отсутствием  жёстко выраженного лимита численности  работников и фонда заработной платы, обязательных директивных установок по применению государственного положения об оплате труда руководящих работников, специалистов и рабочих сельскохозяйственных предприятий, предопределяют необходимость экономическим службам самостоятельно планировать эти показатели применительно к конкретным условиям хозяйствования;

- неготовность аппарата  управления предприятий и их  служб к новым процедурам приватизации, банкротства требует проработки  законодательных актов по данным  проблемам;

- отсутствие научно-административного воздействия вышестоящих органов на экономико-технологические процессы в предприятиях агропромышленного комплекса привело к отставанию в развитии научно-технического прогресса;

- снижение побудительных  мотивов внедрения научно-технического прогресса в производство предприятий агропромышленного комплекса негативно отразилось и на формировании прогрессивного инструментария, форм планово-учётной, финансовой документации в производстве, отражающих реалии рыночной экономики;

- выполнение предприятиями исходя из экономической выгоды функций, не свойственных им при централизованной системе планирования и управления. Неотработанность системы экономической, правовой ответственности за невыполнение контрактов, договоров, ухудшение финансового состояния вызвали развитие в производственных сельскохозяйственных предприятиях не свойственных им ранее отраслей – переработку производимой ими сельскохозяйственной продукции, сервисное обслуживание; в результате формы учёта и деятельность служб направлены на своевременное составление установленных форм отчётности, эффективный анализ и формирование внутреннего инструментария по выявлению резервов повышения финансовых результатов, снижению себестоимости продукции;

- необоснованный отказ  от контроля за соотношением роста производительности труда и заработной платы, установления нормативов численности работников управления, отсутствие системы оценки эффективности управленческого труда привёл к отсутствию плановой системы формирования действенных аппаратов управления, обеспечивающих их высокую экономичность и результативность;

- экономические, бухгалтерские  и финансовые службы агропромышленного  комплекса оказались неготовыми  к внутренней и внешней конкуренции  товаропроизводителей, борьбе с  реализацией конкурентами продукции по демпинговым ценам, что уже нанесло аграрному сектору экономический ущерб. Возникает необходимость переподготовки (переквалификации) кадров, реформирования структуры сложившихся органов экономических, финансовых, правовых служб агропромышленных организаций.

В настоящее время  предприятия не готовы к преобразованиям  в содержании внутрихозяйственного экономического управления из-за неподготовленности соответствующих кадров и наличия  консерватизма у руководителей  и работников служб предприятия.

Вырабатывая новую аграрную политику, правительство страны делает основной упор на те методы, которые позволяют повысить активность и самостоятельность тружеников села в решении производственной деятельности.

В сельскохозяйственных предприятиях необходимо изменить механизм внутрихозяйственного планирования, поскольку он осуществляется в основном в условиях разбалансированности цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, трудовых ресурсов, энергетических мощностей, финансовых ресурсов.

В РФ после принятия ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» стало необходимым экономическое регулирование сельскохозяйственного производства, переработки и реализации продукции, производственно-технического обеспечения агропромышленного производства.

В сельскохозяйственных предприятиях стали освобождаться  от механизма директивно-административной системы. Востребованность и конкурентоспособность  продукции становятся важными факторами  освоения рыночной экономики, но при  этом не должен действовать механизм разбалансированности производственной деятельности сельскохозяйственного предприятия. Особенно остро стоит вопрос о мотивации труда, которая не подкрепляется реальной оплатой труда.

Важной мерой по реорганизации  сельскохозяйственных предприятий  выступает внутрипроизводственное планирование с учётом использования потенциальных возможностей земли, семян, животных. Для этого требуется восстановить ресурсный потенциал сельского хозяйства, так как в настоящее время снизилось количество тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей, что приводит к нарушениям технологических операций по производству сельскохозяйственной продукции: изменяются нормативные сроки сева зерновых культур, не выполняется в оптимальное время подъём зяби. Такие серьёзные отклонения от технологии производства приводят к недобору продукции сельскохозяйственных культур.

Информация о работе Управление финансовыми результатами