Управление финансовыми результатами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы выступает рассмотрение возможных методов, позволяющих управлять финансовыми результатами предприятия, а также разработка рекомендаций по улучшению показателей финансовых результатов деятельности СПК «Нива» на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть сущность управления финансовыми результатами; - исследовать процесс формирования финансового результата деятельности предприятия; - провести анализ абсолютных и относительных показателей эффективности деятельности предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению показателей финансовых результатов деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность финансовых результатов 6
1.2. Система показателей рентабельности 12
1.3. Сущность управления финансовыми результатами 16
1.4. Особенности функционирования сельскохозяйственного предприятия 25
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ СПК «НИВА» 34
2.1. Краткая характеристика предприятия. 34
2.2. Система управления финансовыми результатами в СПК «Нива» 37
2.3. Анализ формирования и использования финансовых результатов в СПК «Нива» 41
2.4. Оценка относительных показателей финансовых результатов
СПК «Нива» 51
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ СПК «НИВА» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88

Файлы: 1 файл

диплом полный.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

Важным моментом при  осуществлении деятельности предприятия  является планирование и эффективное использование прибыли.

Результаты производственно –  хозяйственной финансовой деятельности предприятия будут высокими, если предприятие разработало качественный план по прибыли и обеспечило его  выполнение. Предприятия могут планировать прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), от реализации имущества (элементов основных фондов, материальных и оборотных средств, нематериальных активов, ценных бумаг) и имущественных прав, от внереализационных операций [13, с. 68].

Основными методами планирования прибыли  от реализации продукции являются метод  прямого счёта, который применяется  на предприятиях с небольшим ассортиментом  продукции, и аналитический метод, используемый предприятиями с большим  ассортиментом.

1. Метод прямого счёта.

По данному методу плановая прибыль  определяется по каждому виду продукции  как разница между плановой выручкой от реализации и плановыми затратами  на производство и реализацию этой продукции:

Пi = Вi - Зi,    (1)

Где Пi –плановая прибыль;

Вi – плановая выручка от реализации;

Зi – плановые затраты.

При этом выручка от реализации i-го вида продукции находится как  произведение количества продукции, которое  предусмотрено произвести и реализовать, на прогнозируемую цену единицы продукции:

Вi = Qi × Ц i,     (2)

Где Q i – количество продукции;

Ц i – цена на продукцию.

Затраты на производство и реализацию i-го вида продукции рассчитывается в виде произведения количества продукции, которое предусмотрено произвести и реализовать, на плановые затраты на единицу продукции:

З i = Q I × З i.ед.      (3)

З i.ед. – плановые затраты на единицу продукции.

Расчёт прибыли методом  прямого счёта прост и доступен. Однако, он не позволяет выявить  влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции.

2. Аналитический  метод.

Аналитический метод  планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к методу прямого счёта в целях  его проверки и контроля. Преимущество этого метода в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду продукции, а по продукции в целом.

Сначала рассчитывается базовая рентабельность как частное  от деления ожидаемой прибыли и ожидаемых затрат за отчётный период по сравнимой товарной продукции:

rб = По / Зо,     (4)

Где rб – базовая рентабельность;

По – ожидаемая прибыль;

Зо – ожидаемые затраты.

Расчёт базовой рентабельности приведён в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Расчёт базовой рентабельности

Показатели

Итоги за 9мес.

План IV квартала

Ожидаемое исполнение за текущий год

1

2

3

4

1. Сравнимая товарная  продукция истекшего года: а) по  действующим ценам (без НДС,  акцизов и налога с продаж)

     

б) по полной себестоимости

     

2. Прибыль на объём  сравнимой товарной продукции  (а - б)

     

3. Поправки к сумме  прибыли в связи с имевшими  место в течение года изменениями  цен (±) за время с начала  года до даты изменения

     

4. Прибыль, принимаемая  за базу (стр.2+стр.3)

     

5. Базовая рентабельность, % (стр.4×100/стр.1б)

     

 

Затем определяется расчётная  прибыль по плановой товарной продукции  путём умножения планового объёма товарной продукции на базовую рентабельность:

Пр = Вп × rб,     (5)

Где Пр – расчётная прибыль по плановой товарной продукции;

Вп – плановый объём товарной продукции;

Далее рассчитывается плановая прибыль по сравнимой товарной продукции  путём корректировки расчётной  прибыли с учётом структурных  сдвигов (изменения доли отдельных  видов продукции), изменения цен на сырьё, материалы, электроэнергию, результатов инновационной деятельности (внедрение новых технологий, обеспечивающих снижение материалоёмкости, трудоёмкости единицы продукции).

Плановая прибыль по несравнимой товарной продукции (то есть новым товарам, которые не производились в отчётном году) определяется как разность между плановой выручкой и плановыми затратами по этой продукции.

Общая сумма плановой прибыли по товарной продукции рассчитывается путём суммирования плановой прибыли  по сравнимой и несравнимой товарной продукции.

Точность определения  плановой прибыли аналитическим  методом зависит от обоснованности планового объёма сравнимой и  не сравнимой товарной продукции, точности прогноза цен реализации, обоснованности инновационных проектов и эффективности инноваций [13, с. 71].

 

Применяются и другие методы для определения плановой прибыли, такие, как метод, основанный на использовании порога рентабельности, метод, основанный на использовании  производственного (операционного) рычага, метод, основанный на предельных (маржинальных) издержках.

 

Метод, основанный на использовании порога рентабельности.

Порог рентабельности –  выручка, при которой предприятие  уже не имеет убытка, но ещё не имеет и прибыли.

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

                  Порог                   = Постоянные : Отношение выручки

                  рентабельности     затраты           возмещения переменных

                                                                              затрат к общей сумме

                                                                              выручки

 

После прохождения порога рентабельности прибыль предприятия  будет выглядеть так:

 

 

Сумма прибыли           Количество товара                              Переменные

после прохождения =  проданного после          Выручка   ×         затраты

порога                            прохождения порога                Общее количество

рентабельности           рентабельности                        проданного товара

Если цена единицы продукции больше затрат на её производство и реализацию, предприятие получает прибыль, если меньше – убыток.

 

Метод, основанный на предельных (маржинальных) издержках.

Предельные издержки – прирост издержек в результате прироста дополнительной единицы продукции.

Предельные   =            Прирост издержек

издержки            Прирост выпуска продукции

При малых объёмах  выпуска продукции относительно имеющихся мощностей предприятие  убыточно, так как выручка меньше суммы постоянных и переменных расходов. По мере увеличения выпуска продукции предприятие из убыточного превращается в прибыльное.

Метод на основе бюджетирования.

На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно - ориентированные  модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Данный метод основан  на следующих этапах:

Первый этап – организационный.

На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются  возможности производства и сбыта  продукции. Процесс начинается с  изучения платежеспособного спроса. Для предприятия важно получить данные не о прогнозе спроса, а о  платежеспособном спросе. Одновременно проводится оценка производственных мощностей предприятия. Оценивается производственный потенциал и возможности производства продукции. Из двух полученных величин – объёма платежеспособного спроса и объёма производственных мощностей – выбирается наименьшая, и планируется объём продаж в натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

Второй этап – производственное планирование.

Цель этого этапа  – разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, её ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объём производства оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на соответственном хранении у третьих лиц. Если планируется снизить остатки готовой продукции на конец года, то объём производства будет меньше объёма продаж. Если же необходимо увеличить переходящие остатки готовой продукции на конец года, то объём производства планируется в большем объёме, чем планируется продать продукции.

Третий этап – планирование издержек производства (производственной себестоимости).

 Данный этап связан  со вторым. Издержки складываются  из прямых материальных и трудовых  затрат, накладных производственных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остаткам по счетам незавершённого производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.

Четвёртый этап – планирование прибыли от реализации продукции.

Прибыль определяется как  разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. Полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю. На эти расходы также составляется смета.

Пятый этап –  проектирование прибыли организации.

Под прибылью организации  понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность организации (предприятия) обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Средства могут инвестироваться в другие организации, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль. Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационных доходов и расходов. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности – наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период.

Результаты прогнозных расчётов переносятся в проект Отчёта о прибылях и убытках. Затем может  формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществляется на следующие цели:

  1. Резервный фонд.
  2. Штрафы в бюджет и во внебюджетные фонды.
  3. Фонд потребления (премии, единовременные выплаты  за производственные успехи, материальная помощь, в том числе пенсионерам, помимо учтённых в себестоимости, ссуды на хозяйственное обзаведение молодым семьям, на строительство и ремонт жилья, дачных домиков, обустройство участков, строений в садово-огородных товариществах; содержание объектов социальной сферы; страхование пенсий для своих сотрудников; удешевление питания в столовых и буфетах; сверхлимитные, учитываемые в себестоимости выплаты на потребление).
  4. Фонд накопления (капитальные вложения – прямые или физические инвестиции: в расширение, техническое перевооружение, модернизацию производства, научные разработки и прочие нематериальные активы (прирост основного капитала); капитальное строительство объектов социальной сферы; прирост оборотных средств (прирост оборотного капитала); возврат ссуд, уплата процентов, в том числе: сверх входящих в себестоимость согласно лимиту Центрального Банка РФ; финансовые вложения по контрактам с коммерческими и финансовыми структурами; благотворительность, спонсорство.

Информация о работе Управление финансовыми результатами