Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия на примере ЗАО "Фирма АККОРД-АГРО"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:13, дипломная работа

Описание работы

Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия является важным элементом, позволяющим принимать правильные, основанные на расчетных, а не предполагаемых данных, управленческие решения, а правильное, своевременно принятое решение позволяет нарастить капитал и обеспечить устойчивое положение на рынке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие ликвидности и платежеспособности организации
1.2 Методы анализа и оценки платежеспособности и ликвидности предприятия
1.3 Информационное обеспечение анализа платежеспособности и ликвидности предприятия
2. ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ЗАО «ФИРМА АККОНД - АГРО"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Фирма Акконд - Агро
2.2 Анализ ликвидности баланса предприятия ЗАО «Фирма Акконд - Агро»
2.3 Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия ЗАО «Фирма Акконд - Агро»
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ЗАО «ФИРМА АККОНД - АГРО»
3.1 Выявление резервов повышения ликвидности
3.2 Разработка рекомендаций по укреплению платежеспособности и ликвидности на основе выявленных резервов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Диплом Иванова Анна.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

4. Поиск совместных  решений по предотвращению нарушений  условий контрактов в части  платежей есть наиболее рациональный  и цивилизованный путь упреждения просроченной задолженности. Таким образом, деловые партнерские отношения и сотрудничество продавца с покупателем способны обеспечить наиболее быстрое и эффективное решение проблем и сокращения просроченной задолженности.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность ОАО «Фирма Акконд - агро» и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

У ОАО «Фирма Акконд - агро» основными дебиторами являются поставщики сырья, с которыми заключены договора на поставку продукции.

Для уменьшения размеров дебиторской задолженности эффективным  является использование факторинга.

Факторинг можно определить как деятельность специального учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

В факторинговых операциях  участвуют три стороны:

1) факторинговая компания (или факторинговый отдел банка)  – специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих  клиентов;

2) поставщик – предприятия,  осуществляющие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг своим контрагентам на условиях товарного кредита;

3) покупатели – предприятия,  имеющие задолженность, срок платежа  по которой возникает в будущем  или уже наступил.

Факторинг – разновидность  торгово-комиссионной операции в сочетании с кредитованием оборотного капитала, связанной с переуступкой неоплаченных счетов-фактур финансовому агенту – банку за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Целью факторинговых  операций является создание для поставщика условий для перевода капитала из товарной формы в денежную и ускорение оборачиваемости капитала.

Предметом факторинговых  операций, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил, так и право на получение денежных средств, которое возникает в будущем. Факторинг является альтернативной формой кредитования в рамках пополнения дефицита оборотного капитала и представляет собой более удобный способ финансирования оборота для предприятий, активно ведущих торговую деятельность. В тот момент, когда дефицит оборотных средств становится особенно острым в силу резкого увеличения числа торговых контрагентов, Вы получаете от финансового агента – банка наибольший объем (около 80% от суммы требований) денежных средств. Другими словами, факторинг – покупка банком у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. В течение 2-3 дней он оплачивает от 70 до 80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств.

Проведем анализ эффективности предложенных мероприятий.

Стоимость факторинговых  услуг определяется как сумма  стоимости предоставленного поставщику финансирования и факторинговой  комиссии по текущим ставкам банка.

Базой для определения  стоимости факторинговых услуг  является процент от суммы требований и количество дней отсрочки платежа покупателем.

Применение факторинга с комиссией в 1,5% позволит предприятию  ликвидировать дебиторскую задолженность  и своевременно погашать кредиторскую задолженность.

Размер дебиторской  задолженности в ОАО «Фирма Акконд - агро» на конец 2011 года составлял 27 411 тыс. руб. При реализации дебиторской задолженности ОАО «Фирма Акконд - агро» банку 80% средств или:

27411 × 0,8 = 21928,8 (тыс. руб.)

21928,8 тыс. руб. поступит на счет предприятия сразу.

Оставшаяся часть дебиторской задолженности составит:

27411 -21928,8 = 5482.2 (тыс. руб.)

Полученные средства за вычетом комиссионных банка в  размере:

21928,8 -27411*1%=21654,69 (тыс. руб.)

21654,69 тыс. руб. предприятие может направить на погашение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, а также на закупку товаров.

Таким образом, предприятию  экономически целесообразно проведения мероприятий по снижению дебиторской  задолженности.

Рассмотрим другие направления  снижения затрат и увеличения прибыли.

Одним из мероприятий  по увеличению прибыли предприятия ОАО «Фирма Акконд - агро», а, следовательно, и увеличения платежеспособности и финансовой устойчивости является сдача в аренду производственной площади и помещений под офисы, также снижение запасов, а так же расширение сферы деятельности, снижение управленческих расходов. Рассмотрим их более подробно.

Так как в настоящий  момент рынок нежилой недвижимости очень перспективен и развивается  быстрыми темпами во всех своих сегментах, то данные офисы будут пользоваться спросом у начинающих предпринимателей, которые на начальной стадии своего развития предпочитают арендовать, а не приобретать в собственность такую недвижимость.

Следовательно, основными клиентами-арендаторами предполагаемых офисных помещений, предоставляемых ОАО «Фирма Акконд - агро», могут являться:

• компании, специализирующиеся в области оптовой торговли;

• компании, занимающиеся телекоммуникациями, разработкой программного продукта и пр.

• компании, занимающиеся консалтинговой деятельностью;

• финансовые структуры;

• некоммерческие организации.

На сегодняшний день средняя стоимость аренды 1 кв. метра  офисного помещения в месяц составляет 500 – 800 руб., а стоимость 1 м2 аренды помещения на ОАО «Фирма Акконд - агро» составляет 450 руб. Поэтому, для рационального использования площадей, предлагаемых в аренду и как следствие эффективного управления затратами предприятия необходимо повысить стоимость 1 м2 аренды помещения с 450 руб. до 750 руб.

Рассчитаем экономический  эффект от увеличения стоимости арендной платы, т.е изменения пункта 3 договора аренды.

Так как на предприятие имеется в наличие свободных 591 кв. метров, которые необходимо сдать в аренду, то общая сумма от сдачи данной площади составит 591*0,750 = 443,25 тыс. руб. в месяц.  А соответственно в год 591*12 = 5319 тыс. руб.

Для реализации представленных идей: сдача в аренду производственной площади и помещений под офисы, также снижение запасов, а так же расширение сферы деятельности - и как можно быстрого привлечения арендаторов необходимо воспользоваться комплексами маркетинговых коммуникаций – рекламой. С помощью рекламы информация быстро распространится до большого круга потребителей (арендаторов).

С учетом фактора ограниченности бюджетных средств предприятия  ОАО «Фирма Акконд - агро» при проведении мероприятий, выберем следующие виды рекламных средств:

1) Реклама в прессе: рекламные объявления;

2) Радиореклама: радио объявления;

3) Компьютеризированная  реклама: реклама в сети Интернет (на сайте).

После выбора рекламных  средств целесообразно разработать план-график проведения рекламных мероприятий. Предлагается следующий график:

1) Реклама в прессе  – рекламные объявления в газете  «Из рук в руки» с описанием  всех условий аренды помещения  - предполагается выход один раз  в неделю, в течение первых 3-х месяцев;

2) Радиореклама – вследствие ограниченности бюджетных средств предприятие может использовать только одну радиостанцию. Предполагается использование данного рекламного средства – месяц;

3) Компьютеризированная  реклама – создание данного рекламного ролика на собственном сайте ОАО «Фирма Акконд - агро» www.agro.ru.

Далее рассчитаем бюджет предстоящей рекламной компании:

1) Реклама в прессе  – размещение рекламы в газете  «Из рук в руки». Стоимость выделенного объявления в рамке форматом до 20 слов составляет 100 руб. + 20% наценки от стоимости объявления (позиционирование). Объявления подается раз в неделю. Таким образом, стоимость рекламы в прессе в течение первых 3-х месяцев составит: (100+20%) · 4 · 3 = 1440 руб.

2) Радиореклама – стоимость 1 секунды на радиостанции «Седьмое небо» составляет 9 руб. Средняя продолжительность рекламы – 17 секунд. Повторение рекламного ролика в день 9 раз. Таким образом, расходы на радиорекламу в день составят: 9 руб./сек.*17 сек.*9 = 1377 руб./день. Так как предполагается использование данного рекламного средства в течение месяца с интервалом в 1 день, то общие расходы на радиорекламу составят:

1377*15 = 20655 руб./месяц.

3) Компьютеризированная  реклама – создание постоянно мигающего рекламного ролика на сайте ОАО «Фирма Акконд - агро» входит в стоимость услуг web-мастера.

ОАО «Фирма Акконд - агро»  имеет в сети Internet собственный сайт www.agro.ru. Общий объем сайта занимает 5,7 МБ, в архиве – 3,5 МБ. В связи с размещением рекламы, общий объем сайта, расположенного на сервере интернет – хоста и составлявшего 5,7 МБ, увеличится на 15 МБ. Так как при покупки доменного имени в сети Internet данный объем составляет незначительную часть, то увеличением количества информации выраженных в МБ можно пренебречь. Если использовать PDF – файлы и специальную технологию построения, то скорость открытия страницы Web – ресурса возрастет примерно в 1,8 раза.

Рейтинг сайта при  правильном использовании методов продвижения Web-мастером постепенно начнет увеличиваться и по истечении фиксированного промежутка времени Web- сайт сможет занять одну из первых позиций в таких поисковых машинах Глобальной Сети как Rambler, Google, Яndex и т.д.

Итоговая сумма заказанной услуги по модернизации и продвижению сайта составит примерно 40 тыс. руб.

Таким образом, бюджет рекламной кампании обойдется предприятию:

1440 + 20655 + 40000 = 62095 руб.

Итак, рассчитаем на сколько увеличилась годовая выручка от предложенных мероприятий в плановом 2011 г.

Суммарную прибыль определим от полученной выручки за счет сдачи в аренду производственной площади и помещений под офисы за минусом затрат на рекламу и выполнения работ, по предположению составит:

5319 -62,095=5256,095 тыс. руб.

Подводя итог третьей  главе, следует отметить, что ОАО «Фирма Акконд - агро» имеет в своем распоряжении ряд инструментов для восстановления платежеспособности. В качестве наиболее приемлемых в рамках данного анализа рассмотрены следующие направления:

- сдачи в аренду производственной площади и помещений под офисы,

- снижение запасов,  то есть реализация неиспользуемого в хозяйственной деятельности имущества,

- расширение сферы  деятельности,

- применение факторинговых операций.

В результате реализации активов и умелого расходования полученных за счет этого денежных средств предприятие получает возможность полностью покрыть свои краткосрочные обязательства собственными оборотными активами. В результате снижения стоимости внеоборотных активов и увеличение суммы оборотных активов зависимость деятельности предприятия от заемных источников снизится. Собственные средства не только покроют внеоборотные активы, но и будут являться источником покрытия части оборотных средств.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономический потенциал  предприятия не сводится лишь к имущественному  компоненту,  не менее важна и финансовая его сторона, суть которой в отражении рациональности структуры оборотных активов, как обеспечения текущих расчётов, достаточности денежных средств, возможности поддерживать сложившуюся или желаемую структуру источников средств. Если два предприятия имеют одинаковые состав и структуру имущества, но одно из них существенно больше обременено долгами по сравнению с другим, то характеристика экономического потенциала, как способности, в частности, генерировать прибыль для этих двух предприятий будет принципиально различной.

С позиции финансовой деятельности любой коммерческой организации  присуща необходимость решения  двух основных задач:

- поддержание способности  отвечать по текущим финансовым обязательствам;

- обеспечение долгосрочного  финансирования в желаемых объёмах  и способности безболезненно  поддерживать сложившуюся или  желаемую структуру капитала.

Эти задачи формулируются  в плане характеристики финансового  состояния предприятия с позиции соответственно краткосрочной и долгосрочной перспектив.

Финансовое состояние  предприятия с позиции краткосрочной  перспективы оценивается показателями ликвидности и платёжеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объёме произвести расчёт  по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

Говоря о ликвидности  предприятия, имеют в виду наличие  у него оборотных средств в  размере, теоретически достаточном  для погашения краткосрочных  обязательств хотя бы с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрагентами. смысл определения состоит в том, что если процесс производства и реализации продукции идут в нормальном режиме, то денежных сумм, поступающих от покупателей в оплату полученной им продукции, будет достаточно для расчётов с кредиторами, т.е. расчётов по текущим обязательствам.

Основным признаком  ликвидности, следовательно, служит формальное превышение (в стоимостной оценке) оборотных активов над краткосрочными пассивами. Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с позиции ликвидности. Если величина оборотных активов недостаточно велика по сравнению с краткосрочными пассивами, текущее положение предприятия неустойчиво – вполне может возникнуть ситуация, когда оно не будет иметь достаточно денежных средств для расчёта по своим обязательствам и ему придётся либо нарушать естественный технологический процесс, либо распродавать часть долгосрочных активов.

Информация о работе Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия на примере ЗАО "Фирма АККОРД-АГРО"