Управление оборотными активами предприятия и пути его совершенствования (на примере ЗАО «Авиастар-СП»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:32, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является теоретическое и практическое изучение управления оборотными активами предприятия и выработка мероприятий по совершенствованию данного процесса на примере Закрытого Акционерного Общества «Авиастар-СП», созданного в 1976 году, место нахождения г. Ульяновск, проспект Антонова, 1.
Оборотные средства (текущие активы) предприятия – это средства, инвести-руемые организацией в текущие операции в течение каждого цикла производства.
Оборотный капитал организации представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые совер-шают
непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение …………..………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретическая сущность оборотных средств и их назначение
в производственном процессе ……………………………….……………………7
1.1 Оборотный капитал: цель, значение, структура ……………………………..7
1.2 Управление текущими активами ….……….………………………………..12
1.3 Источники формирования оборотных средств ……………………………..21
Глава 2 Анализ и расчет оборотных активов на предприятии ….……………..29
2.1 Характеристика ЗАО «Авиастар-СП» ………………………………………29
2.2 Расчет и оценка величины собственных оборотных средств и
чистых активов …………………………………………………………………...33
2.3 Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных средств ……...47
2.4 Определение потребности в оборотных средствах ………………………...52
Глава 3 Пути совершенствования управления оборотными активами
предприятия ………………………………………………………………………59
3.1 Повышение эффективности использования оборотных средств ………….59
3.2 Пути улучшения использования оборотных средств на
ЗАО «Авиастар-СП» …………………………………………………………….67
Заключение ………………………………………………………………………..70
Список использованных источников ……………………………………………74

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М Н А Я работа.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Юридический адрес ЗАО «Авиастар-СП»: 432072, Российская Федерация, Ульяновская обл., г. Ульяновск, проспект Антонова, 1.

ЗАО «Авиастар-СП» имеет следующие реквизиты:

- ИНН/КПП  7328032711/730350001;

- р/счет №40702810169020111218 открыт в Ульяновском ОСБ №8588, г.Ульяновск;

- к/счет №30101810000000000602;

- БИК 047308602.

ЗАО «Авиастар-СП» имеет лицензию на осуществление производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения: производство самолетов, составных частей летательных аппаратов, составных частей,         устройств и агрегатов систем летательных аппаратов, средств наземного обеспечении полетов летательных аппаратов, составных частей авиационных двигателей (ЕКПС 1510, 1560, 1650, 1660, 1680, 1730, 2840).

Межгосударственный   авиационный   комитет    выдал   ЗАО «Авиастар-СП»

Свидетельство об одобрении производства №ОП02-ПВС с разрешением производства на этом предприятии воздушных судов в соответствии с типовой конструкцией, на которую выдан сертификат согласно прилагаемому «Перечню разрешенных    работ» на изготовление самолетов типа авиационной техники: Ту-204, Ту-204-100, Ту-204-120, Ту-204-120С, Ту-204С.

В Приложении к Свидетельству об одобрении производства № ОП 02-ПВС указаны следующие виды работ: изготовление самолетов типа авиационной техники Ту-204СЕ, Ту-204-100Е, Ту-204-100В, Ту-204-100В-04, Ту-204-120СЕ, Ту-204-300, Ту-204-300-04; Ан-124-100, Ан-124-150, доработка самолетов Ан-124 под типовую конструкцию Ан-124-100, доработка самолетов Ан-124-100 под типовую конструкцию Ан-124-100-150.

Одним из главных направлений для успешного продвижения на внутренний и зарубежный авиарынок самолетов производства ЗАО «Авиастар-СП» является качественное сервисное обслуживание воздушных судов в послепродажный период. В настоящее время возникла необходимость создания системы послепродажного обслуживания самолетов нового поколения. Зарубежный опыт показывает, что реализацию новой стратегии эксплуатации самолетов (без капитального ремонта) необходимо делать в рамках серийного завода. С этой целью на ЗАО «Авиастар-СП» был создан Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники ЦТО и РАТ.

Центры, созданные на ЗАО «Авиастар-СП» в рамках сервисного обслуживания авиационной техники (АТ), ставят перед собой цель - обеспечение Эксплуатанта самолетов Ту-204 и Ан-124-100 всех модификаций комплексом услуг, адаптированных к условиям эксплуатации воздушных судов (ВС) в авиакомпаниях.

К этим услугам относят:

- гарантийное  сопровождение ВС с участием Разработчика ВС и заводов-

изготовителей покупных изделий (ПКИ);

- техническая поддержка ВС в послегарантийный период с участием             Разработчика ВС и заводов-изготовителей ПКИ и сервисных предприятий;

- непрерывная (круглосуточная)   материально - техническая  и  инженерная

поддержка летной годности ВС в эксплуатации;

- поставка Эксплуатанту запасных частей по результатам анализа надежности АТ;

- поставка Эксплуатанту средств наземного обслуживания;

- создание сертифицированной авиационной базы в условиях эксплуатирующей организации (ЛСТО);

- модернизация и доработки ВС по сервисным бюллетеням на основании          заявки Эксплуатанта;

- ремонт агрегатов ВС;

- ремонт ПКИ в послепродажный период;

- подготовка летного и инженерно-технического состава на базе сертифицированных учебных заведений;

- модульный ремонт двигателей.

Перспективными направлениями деятельности ЗАО «Авиастар-СП» являются

- создание линейных станций технического обслуживания ЛСТО на базе       Эксплуатанта;

- модульный ремонт двигателей Д-18Т и ПС-90А;

- ремонт реверсивных устройств двигателей;

- ремонт покупных агрегатов (стойки шасси, тормоза и т.д.).

Сфера деятельности ЗАО «Авиастар-СП» в рамках послепродажного обслуживания авиационной техники подкреплена соответствующими лицензиями, сертификатами и заключениями, выданными уполномоченными органами по сертификации РАКА, ГС ГА РФ, АР МАК.

Одной из приоритетных задач системы менеджмента предприятия является разработка и развитие социальных программ. На предприятии задействовано около 7 тыс. человек специалистов и рабочих. Администрацией совместно с Профессиональным комитетом работников промышленности и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в части социального партнерства в сфере труда, разработан и действует коллективный договор на 2008-2010 гг. В коллективном договоре обеспечена система социальной защиты работников и предоставления гарантий в области: оплаты труда и отдыха; занятости, переобучения, условий высвобождения работника; охраны труда и здоровья; льгот и компенсаций; общественного питания, торгового и транспортного обслуживания; времени отдыха.

С целью обеспечения экономических интересов в производстве воздушных судов 18 сентября 2008 года в рамках государственной поддержки предприятий авиационной промышленности Ульяновской области, Законодательным Собранием принят закон "О внесении изменения в статью 5 Закона "О налоге на имущество      организаций на территории Ульяновской области".

Действие данного закона направлено на предоставление налоговой льготы в виде пониженной ставки 0,95% вместо 2,2% от налогооблагаемой стоимости имущества организаций авиационной промышленности, осуществляющих производство и реализацию авиационной техники на территории Ульяновской области. Аналогичный закон принимался ежегодно на 2006, 2007 и 2008 годы. Вновь принятый         закон распространяет свое действие с 2009 по 2011 год включительно.

Основным налогоплательщиком, относящимся к категории организаций авиационной промышленности, является ЗАО "Авиастар-СП", общая стоимость основных фондов которого составляет более 3 млрд. рублей. Годовая сумма налога на имущество по ставке 2,2% составляет 72 млн. рублей. При условии применения льготной ставки 0,95% от стоимости основных средств сумма налога составит 31 млн. рублей.

Соответственно, выпадающие доходы областного бюджета в расчете на год составят 41 млн. рублей. ЗАО "Авиастар-СП" планирует направить данную сумму на социальные программы, связанные с привлечением персонала на предприятие. Предполагается увеличение заработной платы, строительство жилья для работников предприятия. Данные меры позволят поднять уровень социальной обеспеченности работников авиационной промышленности на территории Ульяновской области и увеличить численность работников предприятия с целью обеспечения роста выпуска самолетов.

В целом принятие настоящего Закона  и  реализация  мер   по   облегчению

налогового бремени подобных организаций являются необходимым условием         обеспечения экономических интересов Ульяновской области в производстве        воздушных судов гражданской авиации, а также создания благоприятного экономического климата на территории области в целом [32].

Организационная структура ЗАО «Авиастар-СП» (приложение А).

 

2.2 Расчет и оценка  величины  собственных оборотных средств

и чистых   активов

 

Наличие собственных оборотных средств (СОС) определяется по данным   баланса как разность между собственным капиталом и внеоборотными активами. Расчет собственного капитала организации может осуществляться двумя методами:

    1. приниматься как итог раздела III баланса «Капитал и резервы» (стр. 490);

2) определяется как сумма итога раздела III баланса «Капитал и резервы» (стр. 490), стр. 640 «Доходы будущих периодов» и стр. 650 «Резервы предстоящих расходов и платежей» [24, с.238].

Исходя из этого получаем:

1) СОС = стр. 490 - стр. 190

СОС за 2006г. = 5 324 584 – 4 446 378 =      878 206 (тыс. руб.);

СОС за 2007г. =  5 348 105 – 4 727 379 =    620 726 (тыс. руб.);

СОС за 2008г. = 2 171 282 – 5 419 266 = - 3 247 984 (тыс. руб.);

2) СОС = стр. 490 + стр. 640 + стр. 650 – стр. 190

СОС за 2006г. = 5 324 584 + 31 + 3 376 - 4 446 378 =      881 613 (тыс. руб.);

СОС за 2007г. = 5 348 105 + 824 + 32 138 - 4 727 379 =      653 688 (тыс. руб.);

СОС за 2008г. = 2 171 282 + 611 + 27 407 – 5 419 266 = - 3 219 966 (тыс. руб.).

В процессе анализа рассматривается динамика собственных оборотных средств, определяются абсолютные и относительные отклонения от плана и фактических данных прошлых лет. В дальнейшем при проведении анализа финансовой устойчивости проводиться сравнение величины собственных оборотных средств с потребностью организации в запасах. Сравнение темпов роста этих показателей позволяет судить об обеспеченности организации собственными оборотными средствами (приложение Б, Г, Е).

Затем в ходе анализа дается оценка факторов, влияющих на уровень собствен-

ных оборотных средств. В качестве факторов выступают структурные элементы, формирующие как раздел III баланса «Капитал и резервы», так и внеоборотные     активы организации.

Для определения доли участия собственных средств в формировании оборотных активов организации рассчитываются следующие показатели.

    1. Коэффициент обеспеченности организации собственными оборотными средствами:

III П – I А

                                                  Кобесп =  -------------,             или

II А

 

III П + стр. 640, 650 – I А

                                      Кобесп =  --------------------------------                                           (2.6)

II А

где III П – итог раздела III пассива баланса – «Капитал и резервы»;

I А          – итог раздела I актива баланса – «Внеоборотные активы»;

II А          – итог раздела II актива баланса – «Оборотные активы»;

стр. 640   – «Доходы будущих периодов»;

стр. 650   – «Резервы предстоящих расходов и платежей».

  881 613

Кобесп 2006г. = ---------------- = 0,1;

8 177 354

  653 688

Кобесп 2007г. = ---------------- = 0,06;

10 069 414

 - 3 219 966

Кобесп 2008г = ---------------- = - 0,2.

12 434 492

Если значение данного коэффициента меньше 0,1, то структура баланса может быть признана неудовлетворительной, а организация – неплатежеспособной в соответствии с «Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению не удовлетворительной структуры баланса», разработаны-

ми ФУДН в 1994 г.

    1. Коэффициент    обеспеченности   запасов    собственными    оборотными

средствами:

III П – I А

                                                     Кобс =  -------------,             или

стр. 210

 

III П + стр. 640, 650 – I А

                                       Кобс =  ---------------------------------                                           (2.7)

стр. 210

где стр. 210 актива – «Запасы».

Считается, что коэффициент обеспеченности должен изменяться в пределах 0,6 … 0,8, т.е. 60 – 80% запасов организации должны формироваться из собственных источников.

  881 613

Кобс 2006г.= -------------- = 15,8 (%);

5 571 512

  653 688

Кобс 2007г.= -------------- =   8,5 (%);

7 709 879

- 3 219 966

Кобс 2008г = -------------- = - 45,2 (%).

7 123 333

    1. Коэффициент маневренности:

III П – I А

                                                       КМ =  -------------,             либо

III П

III П + стр. 640, 650 – I А

                                         КМ =  ---------------------------------                                          (2.8)

III П + стр. 640, 650

Этот коэффициент показывает, какая часть собственных средств находиться в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Оптимальным считается значение этого коэффициента равное 0,5.

 

881 613

КМ 2006г.= -------------- =   0,2;

 5 327 991

 

 

653 688

КМ 2007г.= -------------- =   0,1;

 5 381 067

 

 

 

- 3 219 966

КМ 2008г = -------------- = -1,5.

 2 199 300

Коэффициент   маневренности показывает долю   собственных  источников

финансирования оборотного капитала в общей сумме собственного капитала. Так как доля маневренности собственного капитала увеличилась на конец года на 1,3, это свидетельствует о неправильном маневрировании собственными и долгосрочными кредитами и займами для финансирования оборотных средств.

Коэффициенты анализируются в динамике, сравниваются с установленными нормативами и могут быть использованы для комплексной оценки финансовой     устойчивости организации. Согласно Закону РФ «Об акционерных обществах» для оценки финансовой устойчивости и платежеспособности организации используют показатель чистых активов, представляющих собой разность между суммой активов, принимаемых к расчету, и суммой соответствующих пассивов [1]. При этом, активы, принимаемые к расчету, определяются как сумма итогов актива баланса I «Внеоборотные активы» и II «Оборотные активы» за вычетом задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (стр. 244 раздела II баланса), балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров (стр. 252 раздела II баланса), а также налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 220 раздела II баланса) и оценочных резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг, если они создавались.

Под обязательствами, принимаемыми к расчету, понимают:

- «Долгосрочные обязательства» (итог  раздела IV пассива баланса);

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия и пути его совершенствования (на примере ЗАО «Авиастар-СП»)