Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое и практическое изучение управления оборотными активами предприятия и выработка мероприятий по совершенствованию данного процесса на примере Закрытого Акционерного Общества «Авиастар-СП», созданного в 1976 году, место нахождения г. Ульяновск, проспект Антонова, 1.
Оборотные средства (текущие активы) предприятия – это средства, инвести-руемые организацией в текущие операции в течение каждого цикла производства.
Оборотный капитал организации представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые совер-шают
непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
Введение …………..………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретическая сущность оборотных средств и их назначение
в производственном процессе ……………………………….……………………7
1.1 Оборотный капитал: цель, значение, структура ……………………………..7
1.2 Управление текущими активами ….……….………………………………..12
1.3 Источники формирования оборотных средств ……………………………..21
Глава 2 Анализ и расчет оборотных активов на предприятии ….……………..29
2.1 Характеристика ЗАО «Авиастар-СП» ………………………………………29
2.2 Расчет и оценка величины собственных оборотных средств и
чистых активов …………………………………………………………………...33
2.3 Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных средств ……...47
2.4 Определение потребности в оборотных средствах ………………………...52
Глава 3 Пути совершенствования управления оборотными активами
предприятия ………………………………………………………………………59
3.1 Повышение эффективности использования оборотных средств ………….59
3.2 Пути улучшения использования оборотных средств на
ЗАО «Авиастар-СП» …………………………………………………………….67
Заключение ………………………………………………………………………..70
Список использованных источников ……………………………………………74
Юридический адрес ЗАО «Авиастар-СП»: 432072, Российская Федерация, Ульяновская обл., г. Ульяновск, проспект Антонова, 1.
ЗАО «Авиастар-СП» имеет следующие реквизиты:
- ИНН/КПП 7328032711/730350001;
- р/счет №40702810169020111218 открыт в Ульяновском ОСБ №8588, г.Ульяновск;
- к/счет №30101810000000000602;
- БИК 047308602.
ЗАО «Авиастар-СП» имеет лицензию на осуществление производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения: производство самолетов, составных частей летательных аппаратов, составных частей, устройств и агрегатов систем летательных аппаратов, средств наземного обеспечении полетов летательных аппаратов, составных частей авиационных двигателей (ЕКПС 1510, 1560, 1650, 1660, 1680, 1730, 2840).
Межгосударственный авиационный комитет выдал ЗАО «Авиастар-СП»
Свидетельство об одобрении производства №ОП02-ПВС с разрешением производства на этом предприятии воздушных судов в соответствии с типовой конструкцией, на которую выдан сертификат согласно прилагаемому «Перечню разрешенных работ» на изготовление самолетов типа авиационной техники: Ту-204, Ту-204-100, Ту-204-120, Ту-204-120С, Ту-204С.
В Приложении к Свидетельству об одобрении производства № ОП 02-ПВС указаны следующие виды работ: изготовление самолетов типа авиационной техники Ту-204СЕ, Ту-204-100Е, Ту-204-100В, Ту-204-100В-04, Ту-204-120СЕ, Ту-204-300, Ту-204-300-04; Ан-124-100, Ан-124-150, доработка самолетов Ан-124 под типовую конструкцию Ан-124-100, доработка самолетов Ан-124-100 под типовую конструкцию Ан-124-100-150.
Одним из главных направлений для успешного продвижения на внутренний и зарубежный авиарынок самолетов производства ЗАО «Авиастар-СП» является качественное сервисное обслуживание воздушных судов в послепродажный период. В настоящее время возникла необходимость создания системы послепродажного обслуживания самолетов нового поколения. Зарубежный опыт показывает, что реализацию новой стратегии эксплуатации самолетов (без капитального ремонта) необходимо делать в рамках серийного завода. С этой целью на ЗАО «Авиастар-СП» был создан Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники ЦТО и РАТ.
Центры, созданные на ЗАО «Авиастар-СП» в рамках сервисного обслуживания авиационной техники (АТ), ставят перед собой цель - обеспечение Эксплуатанта самолетов Ту-204 и Ан-124-100 всех модификаций комплексом услуг, адаптированных к условиям эксплуатации воздушных судов (ВС) в авиакомпаниях.
К этим услугам относят:
- гарантийное сопровождение ВС с участием Разработчика ВС и заводов-
изготовителей покупных изделий (ПКИ);
- техническая поддержка ВС в послегарантийный период с участием Разработчика ВС и заводов-изготовителей ПКИ и сервисных предприятий;
- непрерывная (круглосуточная) материально - техническая и инженерная
поддержка летной годности ВС в эксплуатации;
- поставка Эксплуатанту запасных частей по результатам анализа надежности АТ;
- поставка Эксплуатанту средств наземного обслуживания;
- создание сертифицированной авиационной базы в условиях эксплуатирующей организации (ЛСТО);
- модернизация и доработки ВС по сервисным бюллетеням на основании заявки Эксплуатанта;
- ремонт агрегатов ВС;
- ремонт ПКИ в послепродажный период;
- подготовка летного и инженерно-технического состава на базе сертифицированных учебных заведений;
- модульный ремонт двигателей.
Перспективными направлениями деятельности ЗАО «Авиастар-СП» являются
- создание линейных станций технического обслуживания ЛСТО на базе Эксплуатанта;
- модульный ремонт двигателей Д-18Т и ПС-90А;
- ремонт реверсивных устройств двигателей;
- ремонт покупных агрегатов (стойки шасси, тормоза и т.д.).
Сфера деятельности ЗАО «Авиастар-СП» в рамках послепродажного обслуживания авиационной техники подкреплена соответствующими лицензиями, сертификатами и заключениями, выданными уполномоченными органами по сертификации РАКА, ГС ГА РФ, АР МАК.
Одной из приоритетных задач системы менеджмента предприятия является разработка и развитие социальных программ. На предприятии задействовано около 7 тыс. человек специалистов и рабочих. Администрацией совместно с Профессиональным комитетом работников промышленности и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в части социального партнерства в сфере труда, разработан и действует коллективный договор на 2008-2010 гг. В коллективном договоре обеспечена система социальной защиты работников и предоставления гарантий в области: оплаты труда и отдыха; занятости, переобучения, условий высвобождения работника; охраны труда и здоровья; льгот и компенсаций; общественного питания, торгового и транспортного обслуживания; времени отдыха.
С целью обеспечения экономических интересов в производстве воздушных судов 18 сентября 2008 года в рамках государственной поддержки предприятий авиационной промышленности Ульяновской области, Законодательным Собранием принят закон "О внесении изменения в статью 5 Закона "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области".
Действие данного закона направлено на предоставление налоговой льготы в виде пониженной ставки 0,95% вместо 2,2% от налогооблагаемой стоимости имущества организаций авиационной промышленности, осуществляющих производство и реализацию авиационной техники на территории Ульяновской области. Аналогичный закон принимался ежегодно на 2006, 2007 и 2008 годы. Вновь принятый закон распространяет свое действие с 2009 по 2011 год включительно.
Основным налогоплательщиком, относящимся к категории организаций авиационной промышленности, является ЗАО "Авиастар-СП", общая стоимость основных фондов которого составляет более 3 млрд. рублей. Годовая сумма налога на имущество по ставке 2,2% составляет 72 млн. рублей. При условии применения льготной ставки 0,95% от стоимости основных средств сумма налога составит 31 млн. рублей.
Соответственно, выпадающие доходы областного бюджета в расчете на год составят 41 млн. рублей. ЗАО "Авиастар-СП" планирует направить данную сумму на социальные программы, связанные с привлечением персонала на предприятие. Предполагается увеличение заработной платы, строительство жилья для работников предприятия. Данные меры позволят поднять уровень социальной обеспеченности работников авиационной промышленности на территории Ульяновской области и увеличить численность работников предприятия с целью обеспечения роста выпуска самолетов.
В целом принятие настоящего Закона и реализация мер по облегчению
налогового бремени подобных организаций являются необходимым условием обеспечения экономических интересов Ульяновской области в производстве воздушных судов гражданской авиации, а также создания благоприятного экономического климата на территории области в целом [32].
Организационная структура ЗАО «Авиастар-СП» (приложение А).
2.2 Расчет и оценка величины собственных оборотных средств
и чистых активов
Наличие собственных оборотных средств (СОС) определяется по данным баланса как разность между собственным капиталом и внеоборотными активами. Расчет собственного капитала организации может осуществляться двумя методами:
2) определяется как сумма итога раздела III баланса «Капитал и резервы» (стр. 490), стр. 640 «Доходы будущих периодов» и стр. 650 «Резервы предстоящих расходов и платежей» [24, с.238].
Исходя из этого получаем:
1) СОС = стр. 490 - стр. 190
СОС за 2006г. = 5 324 584 – 4 446 378 = 878 206 (тыс. руб.);
СОС за 2007г. = 5 348 105 – 4 727 379 = 620 726 (тыс. руб.);
СОС за 2008г. = 2 171 282 – 5 419 266 = - 3 247 984 (тыс. руб.);
2) СОС = стр. 490 + стр. 640 + стр. 650 – стр. 190
СОС за 2006г. = 5 324 584 + 31 + 3 376 - 4 446 378 = 881 613 (тыс. руб.);
СОС за 2007г. = 5 348 105 + 824 + 32 138 - 4 727 379 = 653 688 (тыс. руб.);
СОС за 2008г. = 2 171 282 + 611 + 27 407 – 5 419 266 = - 3 219 966 (тыс. руб.).
В процессе анализа рассматривается динамика собственных оборотных средств, определяются абсолютные и относительные отклонения от плана и фактических данных прошлых лет. В дальнейшем при проведении анализа финансовой устойчивости проводиться сравнение величины собственных оборотных средств с потребностью организации в запасах. Сравнение темпов роста этих показателей позволяет судить об обеспеченности организации собственными оборотными средствами (приложение Б, Г, Е).
Затем в ходе анализа дается оценка факторов, влияющих на уровень собствен-
ных оборотных средств. В качестве факторов выступают структурные элементы, формирующие как раздел III баланса «Капитал и резервы», так и внеоборотные активы организации.
Для определения доли участия собственных средств в формировании оборотных активов организации рассчитываются следующие показатели.
III П – I А
II А
III П + стр. 640, 650 – I А
II А
где III П – итог раздела III пассива баланса – «Капитал и резервы»;
I А – итог раздела I актива баланса – «Внеоборотные активы»;
II А – итог раздела II актива баланса – «Оборотные активы»;
стр. 640 – «Доходы будущих периодов»;
стр. 650 – «Резервы предстоящих расходов и платежей».
881 613
Кобесп 2006г. = ---------------- = 0,1;
8 177 354
653 688
Кобесп 2007г. = ---------------- = 0,06;
10 069 414
- 3 219 966
Кобесп 2008г = ---------------- = - 0,2.
12 434 492
Если значение данного коэффициента меньше 0,1, то структура баланса может быть признана неудовлетворительной, а организация – неплатежеспособной в соответствии с «Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению не удовлетворительной структуры баланса», разработаны-
ми ФУДН в 1994 г.
средствами:
III П – I А
стр. 210
III П + стр. 640, 650 – I А
стр. 210
где стр. 210 актива – «Запасы».
Считается, что коэффициент обеспеченности должен изменяться в пределах 0,6 … 0,8, т.е. 60 – 80% запасов организации должны формироваться из собственных источников.
881 613
Кобс 2006г.= -------------- = 15,8 (%);
5 571 512
653 688
Кобс 2007г.= -------------- = 8,5 (%);
7 709 879
- 3 219 966
Кобс 2008г = -------------- = - 45,2 (%).
7 123 333
III П – I А
III П
III П + стр. 640, 650 – I А
III П + стр. 640, 650
Этот коэффициент показывает, какая часть собственных средств находиться в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Оптимальным считается значение этого коэффициента равное 0,5.
881 613
КМ 2006г.= -------------- = 0,2;
5 327 991
653 688
КМ 2007г.= -------------- = 0,1;
5 381 067
- 3 219 966
КМ 2008г = -------------- = -1,5.
2 199 300
Коэффициент маневренности показывает долю собственных источников
финансирования оборотного капитала в общей сумме собственного капитала. Так как доля маневренности собственного капитала увеличилась на конец года на 1,3, это свидетельствует о неправильном маневрировании собственными и долгосрочными кредитами и займами для финансирования оборотных средств.
Коэффициенты анализируются в динамике, сравниваются с установленными нормативами и могут быть использованы для комплексной оценки финансовой устойчивости организации. Согласно Закону РФ «Об акционерных обществах» для оценки финансовой устойчивости и платежеспособности организации используют показатель чистых активов, представляющих собой разность между суммой активов, принимаемых к расчету, и суммой соответствующих пассивов [1]. При этом, активы, принимаемые к расчету, определяются как сумма итогов актива баланса I «Внеоборотные активы» и II «Оборотные активы» за вычетом задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (стр. 244 раздела II баланса), балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров (стр. 252 раздела II баланса), а также налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 220 раздела II баланса) и оценочных резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг, если они создавались.
Под обязательствами, принимаемыми к расчету, понимают:
- «Долгосрочные обязательства» (итог раздела IV пассива баланса);