Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:57, дипломная работа
Трудности, сопутствующие проведению любых экономических реформ, отражаются в первую очередь на платежеспособности хозяйственных объектов, как следствие на банковских учреждениях, посредующих их платежи. Сложившаяся в августе 1998 г. ситуация характеризовалась практически полным параличом системы расчетов между юридическими лицами.
Введение 3
1. СУЩНОСТЬ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ 5
1.1. Экономическая природа векселя и его виды 7
1.2. Порядок вексельного обращения 17
2. ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ВЕКСЕЛЯМИ 26
2.1. Выпуск банками собственных векселей 26
2.2. Кредитные операции банков с векселями 30
2.3. Комиссионные операции банка с векселями 39
2.4. Анализ операций с векселями на примере Волгоградского
банка СБ РФ 47
3. СОСТОЯНИЕ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 57
3.1. Практика использования векселей в России на
современном этапе 57
3.2. Проблемы и перспективы развития вексельного
обращения в РФ 74
Заключение 84
Список использованных источников 89
Приложения 91
Данная проблема нашла свое отражение в статьях Федерального закона №48-ФЗ от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе», где указывалось на то, что по переводному и простому векселю вправе обязываться граждане РФ и юридические лица РФ. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования по этому закону имеют право обязываться по векселю только в случаях, специально предусмотренных законом, который же предусматривает лишь единственную такую возможность. А именно, по переводному и простому векселю, выпущенному Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, городскими, сельскими и другими муниципальными образованиями до вступления в силу данного Федерального Закона, сохраняются ранее установленные обязательства его погашения. Таким образом, фактически запрещалось областям и городам выпускать в обращение новые векселя.
Этот запрет ограждал субъекты Российской Федерации и муниципальные образования от возможности стать по этой причине банкротом, но проблема несвоевременности пополнения бюджета и необходимости в срок его исполнения сохранялась. В этой связи каждая область, каждый город, где имелись подобные проблемы, вынуждены были разрабатывать собственные механизмы, позволяющие их решить. Администрация города Саратова одним из таких решений видела использование векселей третьих лиц, т.е. векселей, выпускаемых в обращение не финансовыми органами администрации города, а также не бюджетополучателями.
В соответствии с данным решением предусматривается два способа применения таких векселей.
Первый способ подразумевает следующую схему. Предприятие любой формы собственности, являющееся плательщиком в городской бюджет, в случае, когда оно имеет задолженность по уплате налогов в бюджет города, но не имеет совсем или частично денежных средств для этого, располагает возможностью погасить свою недоимку в городской бюджет векселями. Такими векселями являются векселя, которыми администрация города в лице финансового управления может производить погашение своей задолженности перед кредитными организациями, Министерством финансов Саратовской области и Правительством Саратовской области.
Администрации города, имеющей задолженность по кредитам и ссудам, выданным банками и Правительством области, экономически целесообразно расплатиться с ними либо их собственными векселями, либо векселями, которые они согласны принять. Дело в том, что предприятие, не имея денег, не платит налоги, соответственно администрация не в состоянии вовремя расплатиться по кредитам, а, следовательно, растет ее задолженность в связи со штрафными санкциями. Но предприятие может иметь подобный вексель, администрация, принимая его, своевременно рассчитывается по своим обязательствам, а предприятие по налогам.
Сама процедура взаимозачета выглядит следующим образом. Для зачета задолженности по налогам в части, зачисляемой в бюджет города Саратова в любой рабочий день, в сроки, установленные для уплаты налогов и других платежей, держатель подобного векселя должен предъявить финансовому управлению г. Саратова следующие документы:
Не позднее 5-ти рабочих дней после предъявления вышеуказанных документов финансовое управление администрации города передает в адрес предъявителя векселя извещение о зачете задолженности по налоговым и другим платежам, указанным в заявлении налогоплательщика, по установленной форме. Один экземпляр извещения передается также налоговой инспекции по месту нахождения плательщика. Извещение о зачете задолженности служит документом, подтверждающим факт внесения платежей в городской бюджет.
В 1998 году администрация г. Саратова наиболее часто проводила зачет с помощью векселей АКБ «СБС-Агро-Радоград», Облпотребсоюза, АКБ «Экспресс-Волга»; ООО «Учетно-вексельный дом», ООО «Финсервис».
Второй способ проведения взаимозачета с городским бюджетом посредством векселей предусматривает следующую схему. Администрация города, не имея достаточных средств в связи с непоступлением налогов, финансирует бюджетополучателей простыми векселями ОАО «Единый расчетный центр» (далее ОАО «ЕРЦ»), которое создано для решения данной проблемы. Акционерами ОАО «ЕРЦ» являются: администрация города Саратова в лице Комитета по управлению имуществом, коммерческие банки и другие предприятия города). Подрядчики и поставщики бюджетополучателей оформляют договор цессии с ОАО «ЕРЦ», переуступая право требовать долги с бюджетополучателей последнему. Тот, в соответствии с этим же договором передает поставщикам и подрядчикам бюджетных организаций свои векселя, которые принимаются финансовым управлением администрации города в качестве уплаты налогов в городской бюджет.
Векселедержатели имеют при этом право:
Проведение зачета посредством векселей ОАО «ЕРЦ» за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги, за энергоресурсы и на другие цели осуществляется в следующем порядке:
1. В администрацию города Саратова направляются следующие документы:
2. Департамент по экономике и инвестиционной политике в 3-х дневный срок анализирует представленные документы, осуществляет ценовую экспертизу, при необходимости запрашивает иную информацию и на основании проведенного анализа, руководствуясь экономической целесообразностью в рамках единой экономической политики администрации города Саратова либо представляет письменное согласование о подтверждении фактически применяемых цен и тарифов, либо дает отрицательный ответ, аргументируя свою позицию.
3. В случае положительного
решения пакет документов
4. ОАО «Единый расчетный
центр» еженедельно
5. Для зачета задолженности по налогам в части, зачисляемой в бюджет города Саратова в любой рабочий день, в сроки, установленные для уплаты налогов и других платежей, держатель простого векселя ОАО «ЕРЦ» должен направить в департамент по экономике и инвестиционной политике администрации г. Саратова следующие документы:
6. Департамент по экономике г инвестиционной политике администрации г. Саратова в 2-х дневный срок после получения документов, указанных в п. 5. передает их в финансовое управление, дополнив пакет документами, указанными в п.1. Постановление администрации г. Саратова №646 от 24.11.98 г. «О комплексе мер по разрешению кризиса неплатежей»
7. Не позднее 5-ти рабочих дней после предъявления документов финансовое управление администрации города проводит зачет задолженности по налоговым и другим платежам в установленном порядке.
8. Финансовое управление администрации города после проведения зачета составляет акт приема-передачи простого векселя бюджетополучателю в качестве финансирования и передает его бюджетополучателю в соответствии с бюджетом.
9. Бюджетополучатель в однодневный срок после получения векселя от финансового управления администрации города составляет акт приема-передачи, где получателем векселя выступает открытое акционерное общество «Единый расчетный центр», и передает его ОАО «ЕРЦ», которое принимает на себя погашение задолженности бюджетополучателя перед поставщиком.
Необходимо обязательно
отметить, что как по первому, так
и по второму способу проведения
зачетов с городским бюджетом
все векселя принимаются
Основанием для проведения таких зачетов являются решения Саратовской городской Думы и Постановления администрации г. Саратова, позволяющее принимать в качестве налогов в городской бюджет векселя третьих лиц, а именно:
1. Постановление администрации города Саратова от 3 августа 1998 года №414 «О порядке проведения зачетов задолженности предприятий и организаций в бюджет города».
2. Постановление администрации города Саратова от 24 ноября 1998 года №646 «О комплексе мер по разрешению кризиса неплатежей».
В 1998 году при бюджете города Саратова в 1,2 млрд. руб. проведено подобных зачетов с использованием векселей третьих лиц на сумму 25,4 млн. руб., что составило 2% от величины городского бюджета. В настоящее время существует необходимость дальнейшего развития и совершенствования процедуры проведения таких зачетов.
3.2. Проблемы
и перспективы развития
обращения в РФ
Бурное развитие вексельного рынка в России, наблюдаемое в последние два-три года, во многом определяется кризисным состоянием народного хозяйства. Гипертрофированная форма вексельного обращения – это следствие целого ряда кризисных явлений.
Во-первых, это кризис государственных финансов, проявляющийся в стремлении органов власти разного уровня (федерального, субъектов федерации, местного) использовать различные денежные суррогаты для покрытия бюджетного дефицита. Так, например, в 1995-1996 гг. Министерство финансов в качестве инструмента расчетов с государственными предприятиями широко применяло казначейские обязательства. Международный Валютный Фонд подверг критике денежные власти России за масштабную эмиссию казначейских обязательств, указав, что происходит накачивание в народное хозяйство страны квази-денег. Министерство финансов в принципе с критикой МВФ согласилось и свернуло выпуск казначейских обязательств. Однако в 1996 г. Министерство финансов стало активно применять схему гарантий коммерческим банкам по вексельным кредитам для получателей бюджетных средств.
В этом случае роль заменителей денег стали играть векселя коммерческих банков. Некоторые коммерческие банки, являясь агентами правительства в рамках программы вексельного кредитования получателей бюджетных средств, не устояли перед искушением массированного вексельного кредитования вне рамок государственной программы. Вот как комментирует сложившуюся ситуацию директор Департамента ценных бумаг и финансовых рынков Министерства финансов РФ Б.И.Златкис: «Если банк продавал векселя, как продавал «Тверьуниверсалбанк», в неограниченных количествах, что, к сожалению, имеет место и с целым рядом других банков, то Министерство финансов, конечно, не собирается и не будет нести ответственность по этим векселям».
На рынке обращается и немало просто фальшивых векселей, где векселедателем или авалистом является Министерство финансов. В настоящее время в обращении находятся фальшивые векселя, выданные от имени федерального казначейства Северной Осетии и Дагестана, на сумму в 7 трлн. руб. Свою лепту в хаотичное развитие вексельного рынка внесли субъекты федерации, эмитируя различные заменители денег, в том числе векселя.
В последнее время некоторые субъекты федерации выступили с идеей создания бездокументарных векселей (отечественное ноу-хау). Концепцию бездокументарных векселей Б.И.Златкис охарактеризовала следующим образом: «Салат... Там кусок ГКО, там слова из какого-то вексельного права, там компьютерная система 3-4-летней давности». Следует отметить, что МВФ в очередной раз отреагировал на состояние laissez-faire вексельного рынка, настоятельно рекомендовав России в этом году ограничить заимствования субъектов федерации 30% собственных доходных источников, а стоимость обслуживания этого долга 15% доходов.
Во-вторых, негативное влияние на вексельное обращение оказало ограничение кредитных возможностей коммерческих банков, значительная часть которых находится в стадии «умирания». Банки в значительной степени прекратили кредитование торгового капитала, и отсутствие «живых» денег в торговом и производственном обороте хозяйствующие субъекты стали компенсировать с помощью активного внедрения в хозяйственный оборот коммерческих векселей.
В-третьих, существенное влияние оказывает стремление огромной массы «черных» денег легализоваться любыми способами, и вексель в силу присущей ему абстрактности весьма для этого удобен.
В-четвертых, несовершенное и неэффективное законодательство делает вексель удобным инструментом для легального ухода от налогообложения юридических и физических лиц.
Есть еще одно важное обстоятельство, стимулирующее вексельную эмиссию в России: сжатие денежного агрегата М2 по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) до такого объема, когда все хозяйствующие субъекты, от государства в лице Министерства финансов до небольшого предприятия, являющегося звеном в цепи дебиторов, испытывают парализующий их деятельность денежный голод.