Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:58, реферат
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет не утверждается каким - либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Консолидированный бюджет выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее, бюджет консолидированный имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы.
1. Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ
2. Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ
3. Принципы бюджета
Оглавление
1. Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ
2. Проблемы формирования консолидированног
3. Принципы бюджета
1.Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет не утверждается каким - либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Консолидированный бюджет выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее, бюджет консолидированный имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.
Консолидированный бюджет
В российской бюджетной практике существуют следующие понятия бюджетов консолидированных: бюджет консолидированный Российской Федерации, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ;
Региональный бюджет
Местные бюджеты
Федеральный бюджет
Консолидированный бюджет субъектов РФ
консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, округа, автономного округа, области, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга), включающий бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации; бюджет консолидированный города (республиканского, краевого, окружного, областного подчинения), включающий городской бюджет и бюджеты городских районов;. бюджет консолидированный района, включающий районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения, сельские, поселковые и другие бюджеты муниципальных образований.
Структурные пропорции консолидированных
бюджетов (соотношения между различными
видами основных источников и направлений
расходов) каждого уровня бюджетной
системы существенно отличаются
от пропорций консолидированных
бюджетов других уровней (например, если
в доходах консолидированного бюджета
Российской Федерации главным источником
доходов в условиях переходной экономики
был налог на добавленную стоимость,
то в консолидированных бюджетах
субъектов Федерации таким
- федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
- бюджеты субъектов РФ и
- местные бюджеты.
Консолидированным бюджетом субъекта РФ считается свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ. Консолидированным бюджетом РФ называют свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также государственных территориальных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, он используется для анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы РФ, т.е. является лишь источником информации. Консолидированный бюджет России и субъектов федерации публикуется в ежегодно издаваемых сборниках Госкомстата РФ.
Бюджеты субъектов Российской Федерации
входят во второй уровень бюджетной
системы Российской Федерации. Бюджет
субъекта РФ - это форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном
бюджете на каждый год содержит перечень
регулирующих и закрепленных федеральных
налогов и платежей субъектов
РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном
бюджете на 1998 год» установлено, что
в бюджеты субъектов РФ в 1998 году
зачисляются поступления от следующих
федеральных налогов: налога на прибыль
(доход) предприятий и организаций
- по установленным ставкам в
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако, существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Например, в Алтайском крае основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс, являлся Закон Алтайского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алтайском крае» от 27.11.95 № 23-3С, а в настоящее время - Закон Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансировании в Алтайском крае» от 13.01.99 №1-3С. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.
Тем регионам, в которых среднедушевой
доход по бюджету за предыдущий год
ниже, чем в целом по России, и
у которых собственных доходов
и средств, полученных из федерального
бюджета, недостаточно для финансирования
текущих расходов, предоставляется
помощь из Федерального фонда поддержки
субъектов Федерации. Регионам, в
которых сбор федеральных налогов
на одного жителя менее 95 % от среднероссийского
уровня и условная сумма расходов
менее 100% плановых расходов регионального
бюджета, предоставляется статус региона,
особо нуждающегося в поддержке.
В настоящее время большинству
регионов РФ (в том числе и Алтайскому
краю) осуществляется помощь из федерального
бюджета путем перечисления трансфертов,
выделения бюджетных
2 Проблемы формирования консолидированног
Развитие демократических
Но здесь же возникает множество
проблем. Как осуществить справедливое
распределение доходов и
Как определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого на одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности бюджетной политики всех уровней?
Одной из основных характеристик федеративного
государства является соответствие
базовых направлений
Важной проблемой развития бюджетного
устройства Российской Федерации является
пересмотр сложившихся
Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);
Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления.
Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов); Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи; Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
Конкретные же воплощения концепции
бюджетного федерализма опираются
на определенное сочетание двух взаимодополняющих
тенденций: конкуренции между
Таким образом, бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. Наша страна делает еще только первые шаги к становлению подлинно федеративных отношений между бюджетами различных уровней. Тем не менее, основы к их формированию уже заложены и в развитии бюджетного федерализма достигнуты положительные результаты, хотя, несомненно, существует еще и немало проблем.
С полным правом можно говорить, что в Российской Федерации заложена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов.С одной стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой - устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, и в то же время субъекты Федерации не ограничены в своих правах вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения. По Конституции действует три системы налогообложения, однако не предусматривается также и полное отделение бюджетов и налоговых систем: ведь Федерация и ее субъекты совместно ведают экономической, налоговой базой в виде государственной собственности, земли, недр, водных и других природных ресурсов. Предусмотрены также федеральные фонды регионального развития; следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие налоговых систем. Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма существуют. Тем не менее, реальная его сущность значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных уровней и структур государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри самого государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный федерализм выступает неким посредником обмена в системе “экономика - государство - экономика”, где государство само по себе является целой системой субъектов.