Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций
Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности
использования бюджетных
- общего совокупного покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Законодательное закрепление принципов бюджетной системы важно также для разработки нормативных актов о бюджете и бюджетном процессе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Раздел3. Организационно-правовые основы бюджетной системы России
Бюджетное право
и его источники. Субъекты и нормы
бюджетного права. Бюджетный федерализм
– основа построения бюджетной системы
РФ. Компетенция федеральных
В Российской Федерации бюджетные
отношения между тремя уровнями
бюджетной системы –
Бюджетный федерализм определяют
как способ построения бюджетных
отношений между тремя уровнями
бюджетной системы, обеспечивающий
ведущую роль федерального бюджета
при высокой степени
В отличие от классических
федераций (Швейцария, США, Канада) с
высоким уровнем автономии
Межбюджетные отношения
можно определить как денежные отношения
между органами власти разных уровней
по поводу разграничения на постоянной
(долговременной без указания срока)
основе видов расходов и доходов,
поступающих в бюджетную
Основные задачи организации межбюджетных отношений включают:
- выравнивание бюджетной
обеспеченности нуждающимся
- стимулирование субъектов
власти всех уровней
Система межбюджетных отношений в России функционирует в двух направлениях. Первое направление касается отношений по разграничению видов расходов и доходов полностью (или частично) на постоянной основе между уровнями бюджетной системы. Второе - отношений, связанных с ежегодным бюджетным регулированием.
Задача разграничения расходов по уровням бюджетной системы связана со множеством факторов, прежде всего, с учетом роли управленческих структур федерального, регионального и муниципального уровней в осуществлении экономических и социальных функций государства.
Действующим законодательством регламентированы виды расходов, финансируемых из бюджета того или иного уровня. Так, к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относят: национальная оборона и обеспечение безопасности государства; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности; федеральная инвестиционная программа; обслуживание и погашение государственного долга РФ; финансовая поддержка субъектов РФ и другие виды расходов, обусловленные полномочиями, возложенными на федеральный уровень власти.
Из бюджетов субъектов
РФ финансируются расходы, отнесенные
к ведению властных структур субъектов
РФ, в частности: обеспечение функционирования
органов законодательной и
На управленческие структуры
муниципального уровня возложена ответственность
за финансирование расходов, связанных,
в первую очередь, с социально-экономическим
развитием данного
Разграничение доходов между соответствующими бюджетами преследует цель создания максимально возможных исходных условий для сбалансированности бюджетов органами власти на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций.
В одном из первых законов,
заложившим основы современной налоговой
системы РФ «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»
(1991), был определен порядок
поступающие в бюджетную систему, подразделяются в соответствии с ее уровнями на федеральные, региональные, местные. Разграничение налогов и других поступлений означает закрепление их в качестве собственных доходов за соответствующими бюджетами.
Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относят как налоговые доходы, так и неналоговые. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета.
Принцип сбалансированности
бюджета предполагает, что расходы
каждого бюджета должны покрываться
доходами. Если действующее разграничение
доходов не позволяет реализовать
этот принцип в достаточной мере,
то возникает потребность в
Регулирующие доходы бюджетов
– федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по которым
устанавливаются нормативы
Одним из принципов построения
межбюджетных отношений является принцип
равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, равенства
местных бюджетов во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, равенства
местных бюджетов во взаимоотношениях
с бюджетами субъектов РФ. Действие
этого принципа предполагает установление
единых для всех субъектов РФ нормативов
отчислений от федеральных налогов
и сборов в бюджеты субъектов
РФ. Различия же в социально-экономическом
развитии регионов страны не позволяют
с помощью собственных и
Бюджетным законодательством РФ в числе форм финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предусмотрены: предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ. Подобная финансовая помощь предусмотрена и для последующих уровней бюджетной системы.
Обязательным условием предоставления
финансовой помощи из федерального бюджета
на выравнивание уровня минимальной
бюджетной обеспеченности бюджету
субъекта РФ является исполнение бюджета
субъекта РФ через Федеральное казначейство
Российской Федерации. Помимо этого, субъект
РФ принимает на себя ряд обязательств,
в частности, не предоставлять бюджетных
кредитов юридическим лицам в
размере, превышающем 3 процента расходов
бюджета субъекта РФ, и не предоставлять
государственных гарантий субъекта
РФ в размере, превышающем 5 процентов
расходов субъекта РФ. Аналогичные
количественные ограничения, касающиеся
бюджетных кредитов и муниципальных
гарантий, установлены и для
До 1994 года существовала практика
индивидуального согласования объемов
финансовой помощи субъектам РФ. Эта
практика была отменена с введением
трансфертов в систему
Внутри субъектов РФ сложилась
разная практика во взаимоотношениях
с муниципальными образованиями. В
большинстве случаев
По мере укрепления российской
государственности
У каждого из указанных
Фондов определена основная цель его
функционирования. Фонд компенсаций
предназначен для финансирования федеральных
законов, когда возникают дополнительные
расходы, вызванные возложением
на органы власти субъектов РФ исполнения
принимаемых федеральных
Из общей системы межбюджетных
отношений в Российской Федерации
выделена достаточно узкая группа бюджетов
закрытых административно-
Для бюджетов ЗАТО предусмотрен особый порядок формирования. В доходы бюджета ЗАТО в полном объеме направляются все виды федеральных, региональных и местных налогов, а также иные поступления, аккумулируемые на его территории. При недостаточности собственных и регулирующих доходов бюджету ЗАТО из федерального бюджета выделяются дотации на финансирование расходов, связанных с функционированием органов местного самоуправления.
Превышение доходов над расходами бюджета ЗАТО не подлежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетные полномочия органов власти и их распределение.
Одним из элементов, составляющих
бюджетное устройство страны, являются
бюджетные права, которыми наделяются
органы власти соответствующего уровня.
В Бюджетном кодексе РФ подробно
описаны полномочия участников бюджетного
процесса. В число участников бюджетного
процесса входят: Президент Российской
Федерации; органы законодательной (представительной)
власти; органы исполнительной власти,
включая высших должностных лиц
субъектов РФ, глав местного самоуправления,
финансовые и другие уполномоченные
органы; органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и муниципального
финансового контроля; государственные
внебюджетные фонды; главные распорядители
и распорядители бюджетных