Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации.doc

— 373.67 Кб (Скачать файл)

- государственная поддержка  отраслей промышленности;

- обеспечение правоохранительной  деятельности;

- научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы;

- обеспечение социальной  защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей  природной среды;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений;

- обеспечение деятельности  избирательных комиссий субъектов;

- обеспечение деятельности  средств массовой информации;

- финансовая помощь другим  бюджетом.

Краткая характеристика бюджетов субъектов Российской федерации  и бюджетов местного самоуправления.

Бюджеты субъектов Российской Федерации являются самостоятельными финансовыми институтами в республиках, краях и областях. Органы государственной  власти субъектов самостоятельно, в  соответствии с законодательством  определяют бюджетную политику, составляют, утверждают и исполняют региональные бюджеты.

Расходы совместно с Российской Федерацией описаны выше, а расходы, которые финансируются исключительно  из бюджетов субъектов РФ следующие:

- обеспечение функционирования  органов государственной власти  субъекта;

- обслуживание и погашение  государственного долга субъекта;

- проведение выборов и  референдумов субъекта РФ;

- обеспечение реализации  региональных целевых программ;

- формирование государственной  собственности субъекта;

- содержание и развитие  предприятий, учреждений и организаций,

находящихся м собственности субъекта;

- оказание помощи муниципальным  бюджетам;

- компенсация расходов, возникших  в результате принятых субъектом  решений, приводящих к увеличению  расходов или снижению доходов  муниципальных образований.

Деятельность и функции  органов местного самоуправления определены федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местные бюджеты являются самостоятельным финансовым институтом муниципального уровня, органы местного самоуправления в соответствии с  законодательством формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты.

В соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» и Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие расходы:

- содержание органов местного  самоуправления;

- формирование муниципальной  собственности;

- содержание учреждений  образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, других учреждений, находящихся  в муниципальной собственности;

- организация, содержание  и развитие муниципального жилищного  хозяйства;

- муниципальное дорожное  строительство;

- благоустройство и озеленение  территорий;

- организация утилизации  бытовых отходов;

- содержание мест захоронений;

- охрана окружающей природной  среды на территории муниципального  образования;

- реализация целевых муниципальных  программ;

- обслуживание и погашение  муниципального долга;

- целевое дотирование  населения;

- проведение муниципальных  выборов и референдумов.

 

Раздел 5. Бюджетная  классификация

Понятие бюджетной  классификации и ее состав. Назначение бюджетной классификации. Общие принципы построения бюджетной классификации. Схемы бюджетной классификации. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Классификация видов государственных долгов.

 

В целях обеспечения единства планирования и учета доходов  и расходов в рамках единой бюджетной  системы страны федеральным законом  от 15.08.1999 г № 115-ФЗ была утверждена и  введена в действие с 1997 года

бюджетная классификация, в  которой наряду с группировкой показателей  бюджета обеспечена международная  сопоставимость данных. В данную классификацию  неоднократно вносились изменения  и дополнения.

Согласно закону, бюджетная  классификация включает группировку  показателей бюджетов по следующим  направлениям:

1. Классификацию доходов  бюджетов РФ.

2. Функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ.

3. Ведомственную классификацию  расходов бюджетов РФ.

4. Экономическую классификацию  расходов бюджетов РФ.

5. Классификацию источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета.

6. Классификацию источников  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов РФ.

7. Классификацию видов  государственных внутренних долгов  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.

8. Классификацию видов  государственного внешнего долга  и внешних активов РФ.

Перейдем к краткой  характеристике каждого направления  классификации, ее содержания и порядка  группировки показателей.

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку  доходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и основывается на законодательных  актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов  всех уровней бюджетной системы.

Классификация доходов бюджетов РФ подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Классификация  включает пять групп: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные  перечисления и доходы целевых бюджетных  фондов, доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. Коды и основные доходные источники  представлены в таблице 1.

 

Пример группировки в  таблице представлен группой  «налоговые доходы, код 1000000», подгруппой – «налоги товары и услуги, код 102000», статьей –  «налог на добавленную  стоимость, код 1020100», и подстатьей –  «налог на добавленную стоимость  на продовольственные товары, код 1020101».

Функциональная классификация  расходов бюджетов отражает распределение  финансирования на выполнение задач  и функций государства и местного самоуправления. Классификация имеет  четыре уровня: разделы, подразделы, целевые  статьи и виды расходов.

В рамках функциональной классификации  нормативные акты о бюджете предусматривают  распределение средств не только по разделам (Рз) и подразделам (ПР), но и по целевым статьям (ЦСР) и видам расходов (ВР).

Такая группировка позволяет  получить структуру распределения  внутри раздела.

 

 

 

Таблица 2

Функциональная классификация  расходов бюджетов

 

Ведомственная классификация  расходов бюджетов представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств. Данный вид классификации наиболее объемный, в федеральном бюджете содержится свыше ста бюджетополучателей: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные учреждения и организации и др.

Экономическая классификация  расходов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию. Разделы классификации включают: текущие расходы, капитальные расходы, расходы по предоставлению бюджетных кредитов. Разделы делятся на подразделы. Текущие расходы подразделяются на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, субсидии. Капитальные расходы состоят из капитальных вложений в основные фонды, создания государственных запасов и резервов, приобретения земли и нематериальных активов, предоставление бюджетных ссуд.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов на внешнем рынке для финансирования дефицита соответствующего бюджета. Классификация содержит несвязанные (финансовые) заимствования и целевые иностранные заимствования, которые подразделяются на кредиты (займы) международных финансовых организаций и кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и финансовых организаций.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета является также группировкой заемных средств, привлекаемых только на внутреннем финансовом рынке Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация видов  государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации – это группировка долговых обязательств Правительства Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Классификация включает долговые обязательства по государственным ценным бумагам, долги по привлеченным и непогашенным кредитам, а также долговые обязательства по компенсации вкладов населения.

Классификация видов  государственных внешних долгов – это группировка внешних долговых обязательств Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ по заимствованиям на внешних рынках, осуществленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Раздел 6. Доходы и  расходы бюджетной системы РФ

Структура доходов  бюджета. Доходы федерального бюджета. Доходы бюджетов субъектов РФ. Доходы местных бюджетов. Основы планирования поступлений доходов в бюджет. Расходы бюджета: планирование и  финансирование. Расходы бюджетной  системы на управление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства. Расходы на науку, образование, культуру, здравоохранение, поддержку  и развитие отраслей экономики. Расходы  на социальное обеспечение и социальную защиту населения. Финансирование государственных  программ и др. Сбалансированность бюджетов Дефицит. Профицит.

 

Характеристика  доходов бюджета

В соответствии с бюджетной  классификацией доходы бюджета образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу –  неналоговые доходы, третью – безвозмездные  перечисления от бюджетов других уровней, четвертую – доходы целевых бюджетных  фондов и пятую – доходы от предпринимательской  и другой приносящей доходы деятельности. Налоговые доходы составляют основу бюджета с их характеристики мы и  начнем.

Налоговые доходы

Налоги являются основным источником доходов любого государства  и обязательным атрибутом любого государства. Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Налоговые платежи имеют  следующие признаки:

- взимание осуществляется  на основании закона;

- принудительность и обязательность  осуществления платежа;

- индивидуальность платежа;

- безвозмездность платежа  для налогоплательщика.

Налоги как экономическая  категория обладают двумя основными  функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция связана с  тем, что налоги являются доходом, взимаемым  государством.

Регулирующая функция  налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических  и общественных отношений. Налоги оказывают  влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение  новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих.

Для того, чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить:

- налогоплательщика - физическое  или юридическое лицо;

- объект налогообложения  – прибыль, доход, имущество;

- налоговую базу, выраженную  в стоимостных (в рублях или  иной валюте), физических (кв. м площади  или куб. м, тоннах) или иной базы;

- налоговый период (месяц,  квартал, год)

- налоговую ставку (в рублях  за единицу, в % от объема и др.);

- порядок начисления налога;

- порядок и сроки уплаты.

Если отсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся.

Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно  с доходов или имущества и  косвенные – взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота  от реализации товаров, услуг.

Остановимся на краткой характеристике отдельных налогов применительно  к формированию представлений о  роли налогов в бюджетном процессе, а также для понимания проблем  формирования доходов бюджетов.

Налоговым кодексом определено, что в зависимости от установления налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"