Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации.doc

— 373.67 Кб (Скачать файл)

 

Межбюджетные  отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

- сбалансированность интересов  всех участников межбюджетных  отношений;

- самостоятельность бюджетов  всех уровней;

- законодательное разграничение  расходных полномочий и доходных  источников между бюджетами всех  уровней;

- объективное перераспределение  средств между бюджетами для  выравнивания уровня бюджетной  обеспеченности регионов и муниципальных  образований;

- единство бюджетной системы;

- равенство всех бюджетов  РФ.

Межбюджетные отношения  регулируются. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Бюджетный кодекс РФ четко  разграничил доходы и расходы  по бюджетам различных уровней.

Доходы бюджетов можно  разделить на две группы:

- собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

- регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета  нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

Финансовая помощь территориям  в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами).

1. Основной способ передачи средств из вышестоящих бюджетов нижестоящим — отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. В случаях, когда на территориях  не имеется достаточного налогового  потенциала и поэтому не имеется  возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

Разновидности дотаций — субвенция (целевая передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

3. В случае имеющихся в территориальных  бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей. В соответствии с законодательством действуют следующие условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий.

1. Субвенции предоставляются для  финансирования конкретных мероприятий. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты.

2. Орган, предоставивший субвенции,  вправе контролировать их использование.  Получатель субвенций обязан  отчитаться об их использовании в установленном порядке.

3. Субвенция, не использованная  в срок или использованная  не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Возврат субвенции или досрочное прекращение субвенционного финансирования осуществляются на основании решения органа, предоставившего субвенцию. Решение о возврате субвенции должно быть принято на позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности.

Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств  получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения.

Субвенции могут быть текущие и  инвестиционные.

Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов, закрепленных за ними общегосударственных социальных расходов. При этом к общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Инвестиционные субвенции из вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений. К общегосударственным капитальным вложениям относятся капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки  регионов (ФФПР) за счет отчислений части  НДС, поступающей в федеральный  бюджет. Регионы получают из этого  фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.

 

Раздел 8. Государственные  внебюджетные и целевые фонды

Понятие и правовые основы образования внебюджетных фондов. Пенсионный фонд, фонд социального  страхования, фонд обязательного медицинского страхования и т.д. Их правовой статус, характеристика и состав бюджета. Понятие  и характеристика целевых бюджетных  фондов.

 

Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и  не включаемые в бюджет.

Внебюджетные средства находятся  в распоряжении органов государственной  власти соответствующего уровня и концентрируются  в специальных фондах, предназначенных  для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных  финансовых ресурсов.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в  рамках бюджета практически отсутствует  закрепленность доходов за конкретными  видами расходов, существует возможность  перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование  их для финансирования отдельных  общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

Специальные фонды, создаваемые  государством, известны еще в эпоху  феодализма, когда с расширением  деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды  имели временный характер, количество их постоянно менялось. С формированием  капитализма происходит унификация специальных фондов. Сегодня в  отдельных развитых странах насчитывается  от 30 до 80 специальных фондов, которые  формируются, в основном, двумя способами:

- выделяются из государственных  или местных бюджетов;

- создаются по особому  решению законодательного органа.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и  сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются  фонды.

По принадлежности фонды  могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с  уровнями государственного управления). В зависимости от целей использования  они делятся на экономические и социальные.

В российской практике с  началом реформ в бюджетной системе  право создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной власти всех уровней управления. Только на федеральном уровне было сформировано более 20 целевых внебюджетных фондов, в которых сосредотачивалось до 20% ВВП, при этом на долю централизованных фондов приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов. Каждый внебюджетный фонд имел самостоятельную структуру управления, что ограничивало возможность контроля со стороны правительства за движением денежных средств.

С 1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, были консолидированы  в федеральном бюджете. Таким  образом, на федеральном уровне, как  самостоятельные, существуют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального  страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного  медицинского страхования. Данные фонды  имеют территориальные отделения.

Региональные и местные  органы государственной власти обладают полной самостоятельностью в решении  вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть:

- фонды развития территорий;

- фонды природоохранных  мероприятий;

- фонды социальной поддержки  населения;

- валютные фонды и др.

По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются  от уплаты налогов, государственных  и таможенных пошлин.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь- это выделение  из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение, другой- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.

Целевые внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана  цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы  устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному  фонду. Такая связь появляется при  формировании фондов или использования  ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы

В двух направлениях. Так  фонды социального страхования  образуются не только за счёт страховых  взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии  активного сальдо они приобретают  государственные ценные бумаги и  становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми

С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

- социальная защита населения;

- повышение жизненного  уровня населения;

- сохранение и улучшение  здоровья населения;

- социальная ориентация  безработного населения;

- оказание социальных  услуг населению.

Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной  собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Итак, государственный внебюджетный фонд- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы  и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном  федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. В их состав на сегодняшний день входят:

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"