Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации.doc

— 373.67 Кб (Скачать файл)

К участникам бюджетного процесса относят также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, кредитные  организации, осуществляющие отдельные  операции со средствами бюджета.

Поскольку бюджетными полномочиями обладают субъекты власти всех уровней, необходимо разграничить полномочия между  ними.

В основе такого разграничения  лежит разделение предметов ведения  между органами государственной  власти и местного самоуправления. Под предметом ведения обычно понимают определенные виды, направления  и сферы деятельности, регламентация  и регулирование которых находятся  в компетенции соответствующих  органов государственной власти или местного самоуправления. В соответствии с разделением властных органов  на законодательную и исполнительную ветви власти, в бюджетном процессе происходит разграничение полномочий представительных и исполнительных органов власти.

Законодательные (представительные) органы государственной власти и  местного самоуправления рассматривают  проекты бюджетов, составленных на очередной финансовый год, утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, проводят финансовый контроль за исполнением бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Аналогичные функции законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным  внебюджетным фондам.

Исполнительные органы государственной  власти и местного самоуправления составляют проект бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ, представляют его на утверждение законодательных (представительных) органов государственной  власти и местного самоуправления, исполняют бюджет и осуществляют контроль за его использованием, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти соответствующего уровня и осуществляют другие полномочия, установленные бюджетным законодательством РФ.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным  внебюджетным фондам.

Разделение полномочий государственных  органов власти и местного самоуправления по уровням власти - федеральный, субфедеральный (уровень субъекта Федерации), местный - определяется конституционными нормами  РФ, бюджетным и налоговым законодательством  РФ.

Конституция РФ устанавливает  предметы ведения РФ в области  бюджета и предметы совместного  ведения с субъектами РФ.

Бюджетные полномочия федеральных  органов власти позволяют обеспечить федеральный уровень власти финансовыми  ресурсами, необходимыми для проведения единой социально-экономической и  финансовой политики на всей территории страны, своевременно направлять средства федерального бюджета на приоритетные сферы государственной деятельности и оказание финансовой помощи субъектам  РФ в целях выравнивания социально-экономических  условий развития.

К компетенции федеральных  органов власти относят обширный круг полномочий, в частности:

- установление общих принципов  организации и функционирования  бюджетной системы страны, разграничение  доходных источников и расходных  полномочий между уровнями бюджетной  системы;

- определение основ организации  бюджетного процесса на всех  уровнях управления; утверждение  бюджетной классификации РФ, единых  форм бюджетной документации  и отчетности для бюджетов  всех уровней бюджетной системы  страны;

- определение порядка  осуществления государственных  и муниципальных заимствований  и управления государственным  и муниципальным долгом;

- установление порядка  формирования доходов и осуществления  расходов федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов, порядка и условий предоставления  финансовой помощи (совместно с  органами власти субъектов РФ) из федерального бюджета нижестоящим  бюджетам; установление минимальных  государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых  затрат на единицу предоставленных  государственных (муниципальных)  услуг;

- проведение контроля за исполнением федерального бюджета и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К компетенции органов  государственной власти субъектов  Федерации относят бюджетные  полномочия, установленные для данного  уровня государственного управления. В их числе:

- разграничение расходных  полномочий между региональным  бюджетом и местными бюджетами;

- распределение доходов  от региональных налогов и  сборов и иных доходов субъектов  РФ между региональным (на уровне  субъекта РФ) бюджетом и местными  бюджетами;

- определение порядка  направления в бюджет доходов  от u1080 использования собственности  субъекта РФ, доходов от налогов  и сборов субъекта РФ, иных  доходов регионального бюджета;

- определение порядка  и условий предоставления финансовой  помощи местным бюджетам;

- установление порядка  осуществления бюджетного процесса, включая контроль за исполнением бюджета и составление отчетности об исполнении, на уровне субъекта РФ;

- установление порядка  и условий предоставления бюджетных  кредитов за счет средств регионального  бюджета, осуществление программ  заимствований, управление государственным  (на уровне субъекта РФ) долгом.

Законодательные власти субъектов  РФ определяют в рамках законодательства РФ бюджетные права административных образований на своей территории.

Значение бюджетных прав органов местного самоуправления определяется тем, что на их основе создается необходимая  база для непосредственного решения  социальных, экономических и других потребностей населения.

К ведению органов местного самоуправления относят:

- определение порядка  направления в местные бюджеты  доходов от муниципальной собственности,  местных налогов и сборов, а  также иных доходов;

- установление порядка  и условий предоставления финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  местных бюджетов, разработка и  реализация программ муниципальных  заимствований, управление муниципальным  долгом;

- определение порядка  осуществления бюджетного процесса  на муниципальном уровне, включая  контроль за исполнением местного бюджета и утверждение отчета об его исполнении.

Существующая система  разграничения бюджетных полномочий между разными уровнями управления позволяет определить тот уровень  бюджетной системы, за счет которого должно происходить финансирование деятельности того или иного объекта.

Значительную часть своих  бюджетных полномочий органы власти осуществляют через соответствующие  финансовые институты, как существующие, так и вновь создаваемые.

 

Раздел 4. Бюджеты  Российской Федерации

Федеральный бюджет РФ. Его экономическая роль и законодательные  основы. Бюджеты субъектов РФ. Местные  бюджеты. Консолидированный бюджет РФ. Его понятие и показатели.

 

В условиях федеративного  государства отсутствует единый, утверждаемый нормативным актом, бюджет государства. В России, как уже  отмечалось, бюджетная система представлена федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Российской Федерации  и бюджетами муниципальных образований.

Вместе с тем, статьей 182 Бюджетного кодекса РФ определено, что одновременно с проектом бюджета  на очередной год составляется прогноз  консолидированного бюджета соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет –  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы.

Для федерального уровня - это  свод федерального бюджета и консолидированных  бюджетов субъектов РФ, для регионального  уровня – свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований.

Консолидированные бюджеты  законодательными органами не утверждаются и по сути являются статистическим сводом бюджетных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования.

Показатели консолидированного бюджета используются в бюджетном  планировании, прежде всего при рассмотрении вопросов регулирования межбюджетных отношений в плане выравнивания бюджетной обеспеченности. Кроме  того, показатели консолидированного бюджета используются при составлении  сводного финансового баланса, прогноза социально-экономического развития федерации  или региона, а также при расчетах показателей бюджетной обеспеченности населения, территории или государства  в целом. Динамика показателей бюджетной  обеспеченности является одним из индикаторов  развития федерации или отдельных  регионов.

Важным документом в бюджетном  процессе является Бюджетное послание Президента РФ. Послание предусмотрено  ст.179 Бюджетного кодекса, оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее  марта года, предшествующему очередному финансовому году. Данный срок обусловлен тем, что работа над составлением проекта федерального бюджета в  соответствии с бюджетным кодексом начинается не позднее, чем за 10 месяцев  до начала очередного финансового года.

Основное предназначение послания – определение бюджетной  политики на очередной финансовый год. Бюджетное послание содержит итоги предшествующего финансового года, задачи бюджетной политики в области доходов и расходов, межбюджетных отношений, управлении государственным долгом и в области совершенствования управления финансами.

Общая характеристика федерального бюджета

Основные функции управления государством возложены на федеральный  бюджет. Для выполнения данных функций, для обеспечения проведения государственной  политики формируется федеральный  бюджет.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения валового внутреннего  продукта меду отраслями народного  хозяйства, регионами и социальными  слоями общества.

На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных  органов и мероприятий, связанных  с обеспечением обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, развитие науки, подготовка высококвалифицированных  кадров.

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений  в промышленном производстве, освоения новых технологий. Решение проблем  экономики и социальной сферы  посредством финансирования федеральных  целевых программ также связано  преимущественно с федеральными бюджетными средствами.

Расходы федерального бюджета  складываются из расходов, финансируемых  исключительно из федерального бюджета  и расходов, финансируемых совместно  с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы  на: - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства  Российской Федерации, федеральных  органов исполнительной власти и  их территориальных органов;

- функционирование судебной  системы;

- осуществление международной  деятельности;

- национальную оборону  и обеспечение безопасности государства;

- государственную поддержку  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

- государственную поддержку  атомной энергетики;

- ликвидацию последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных

бедствий федерального масштаба;

- исследование космического  пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;

- формирование федеральной  собственности;

- обслуживание и погашение  государственного долга;

- пополнение государственных  запасов драгоценных металлов,

драгоценных камней, государственного материального резерва;

- федеральную инвестиционную  программу;

- проведение федеральных  выборов и федеральных референдумов;

- финансовую поддержку  субъектов РФ и финансирование  передаваемых государственных полномочий;

- официальный статистический  учет.

В соответствии с Конституцией РФ значительная часть государственных  функций находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Данное положение порождает и совместные финансовые обязательства. Бюджетный кодекс определил, что совместно за счет средств  федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ финансируются следующие расходы:

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"