Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации.doc

— 373.67 Кб (Скачать файл)

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

Средства нефтегазовых доходов  федерального бюджета, Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством  в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение  сохранности средств фонда и  стабильного уровня доходов от его  размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных  целях допускает возможность  получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном  периоде.

Структура управления

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным  банком Российской Федерации.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

1) путем приобретения  за счет средств фонда иностранной  валюты и ее размещения на  счетах по учету средств Резервного  фонда в иностранной валюте (долларах  США, евро, фунтах стерлингов) в  Центральном банке Российской  Федерации. За пользование денежными  средствами на указанных счетах  Центральный банк Российской  Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского  счета;

2) путем размещения средств  фонда в иностранную валюту  и финансовые активы, номинированные  в иностранной валюте, перечень  которых определен законодательством  Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном  банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Средства Резервного фонда  могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового  трансферта происходит в случае недостаточности  для этих целей нефтегазовых доходов  федерального бюджета, поступивших  за соответствующий финансовый год.

Такое использование средств  Резервного фонда в периоды неблагоприятной  конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволит проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечить стабильное социально-экономическое развитие страны, снизив его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе использовать без  внесения изменений в федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение  нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления  фактически поступивших в текущем  финансовом году нефтегазовых доходов.

Предельный объем использования  средств Резервного фонда для  финансового обеспечения нефтегазового  трансферта утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период.

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение  государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на  снижение долговой нагрузки федерального бюджета  за счет незапланированных доходов  федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

Фонд национального  благосостояния

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного  обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный  из всех видов месторождений  углеводородного сырья, газовый  конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья);

- вывозных таможенных  пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.

Определенная часть указанных  нефтегазовых доходов в виде нефтегазового  трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период.

 Объем нефтегазового  трансферта установлен в процентах  от прогнозируемого на соответствующий  год объема валового внутреннего  продукта:

- в 2008 году - 6,1 %;

- в 2009 году - 5,5 %;

- в 2010 году - 4,5 %;

- начиная с 2011 года  и далее – 3,7 %.

После формирования нефтегазового  трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный  фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера  нефтегазовые доходы направляются в  Фонд национального благосостояния.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его  средствами.

Средства нефтегазовых доходов  федерального бюджета, Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством  в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Средства Фонда национального  благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

 

Раздел 9. Обслуживание государственного долга

Экономическое содержание государственного долга. Формы долговых обязательств. Бюджетные расходы  на обслуживание и погашение государственного долга. Управление государственным  долгом.

 

Государственный и муниципальный долг

Долги бюджетов разных уровней  в силу особенностей заимствований, отличаются. Государственным долгом Российской федерации являются долговые обязательства Российской Федерации  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией.

Государственный долг РФ полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом.

Государственный долг РФ в  соответствии с бюджетной классификацией подразделяется на внешний долг и  внутренний долг.

Внешний долг – это долговые обязательства Правительства РФ по займам, полученным от других государств, международных финансовых организаций, например от международного валютного  фонда или Всемирного банка, от иностранных  финансовых организаций.

Внутренний долг – долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, которые  включают:

- долговые обязательства  по кредитам, полученным Правительством  РФ в российских финансовых  организациях;

- долговые обязательства  по государственным займам, осуществленным  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;

- обязательства по предоставленным  Правительством РФ государственным  гарантиям.

Сущность государственного займа заключается в том, что  кредиторами государства выступают  собственники ссудного капитала, добровольно  дающие средства государству в ссуду.

Источником погашения  государственных займов и уплаты процентов по ним являются средства, мобилизуемые государством в виде налогов.

Кредиторы получают доход  в виде процентов.

Государственный долг субъекта Российской Федерации – совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Данный государственный долг полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности  субъекта РФ имуществом.

В объем государственного долга субъекта включаются: основная номинальная сумма долга по государственным  ценным бумагам субъектов РФ, объем  основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным  субъектом РФ.

Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования. Структура долговых обязательств, включаемых в муниципальный долг, а также его обеспечение муниципальным  имуществом аналогичны обязательствам субъекта РФ.

Информация о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами в Государственную  долговую книгу, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную  долговую книгу. В долговую книгу  каждого уровня бюджетной системы  вносятся сведения об объеме долговых обязательств по всем заимствованиям, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении обязательств полностью  или частично, а также другая информация, определяемая исполнительным органом  соответствующего уровня.

Информация, внесенная в  долговую книгу муниципального образования, передается органу, ведущему долговую книгу субъекта РФ. Информация, внесенная  в долговую книгу субъекта РФ, направляется органу, ведущему долговую книгу Российской Федерации. Таким образом, федеральное  правительство располагает информацией  как о состоянии долга на отдельных  территориях, так и в целом  в Российской Федерации.

Обслуживание  государственного и муниципального долга

Для успешного осуществления  обслуживания государственного или  муниципального долга ключевую роль играет политика заимствований. Предельный объем государственного (муниципального) долга и предельные объемы государственных  заимствований регулируются Бюджетным  кодексом.

Предельный объем государственного долга для каждого уровня бюджета  устанавливается ежегодно при утверждении  закона или нормативного акта о бюджете.

Предельный объем внешних  заимствований для федерального уровня не должен превышать годовой  объем платежей по обслуживанию и  платежам по государственному внешнему долгу. Иными словами занимать на внешнем финансовом рынке нельзя больше сумм, которые запланированы  на выплаты по долгу. Порядок и размеры заимствований на внутреннем финансовом рынке устанавливаются ежегодно в федеральном законе о бюджете на очередной год.

Заимствования на внешнем  и внутреннем рынке утверждаются в виде программы заимствований  в законе о бюджете на очередной  год.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга не должен превышать доходов  соответствующего бюджета без учета  финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Как уже неоднократно упоминалось, одним из основных источников финансирования государственного долга и дефицита бюджета являются государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг. На  уровне субъектов  РФ и муниципальном уровне такие  займы представлены единичными случаями. На федеральном уровне этот инструмент используется достаточно широко.

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"