Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации.doc

— 373.67 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования;

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе  документов с проектами соответствующих  бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием  в форме федеральных законов  одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты  бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов  РФ на рассмотрение законодательных  органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

- обязательных платежей, установленных законодательством  РФ;

- добровольных взносов  физических и юридических лиц;

- других доходов, предусмотренных  законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в  соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  Казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета  государственного внебюджетного фонда  составляется органом управления фонда  и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет  об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда  составляется органом управления фонда  и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и  утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

Основным источником доходов  государственных внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками  выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные  работодателем в пользу работника  по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. (Налоговый кодекс РФ, часть 2, ст. 236-242). Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого  назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

Стабилизационный  фонд РФ

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета  при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель  сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний  поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Формирование и использование  средств Фонда

Фонд аккумулирует поступления  средств вывозной таможенной пошлины  на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть  сорта Юралс, превышающей базовую  цену.

Средства Фонда могут  быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств  Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма  превышения может быть использована на иные цели. Объем использования  средств Фонда определяется федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда  превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату  внешнего долга Российской Федерации  и покрытие дефицита Пенсионного  фонда Российской Федерации в  следующих объемах:

93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено  на погашение долга перед Международным  валютным фондом;

430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение  долга перед странами-членами  Парижского клуба;

123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение  долга перед Внешэкономбанком  по кредитам, предоставленным Министерству  финансов Российской Федерации  в 1998-1999 годах для погашения  и обслуживания государственного  внешнего долга Российской Федерации;

30 млрд. рублей (эквивалент  1,04 млрд. долларов США) направлено  на покрытие дефицита Пенсионного  фонда Российской Федерации. 

Управление средствами Фонда

Структура управления

Средствами Фонда управляет  Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут  осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с  Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда  - служить стратегическим финансовым резервом государства, его  средства могут размещаться в  долговые обязательства иностранных  государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.[5]

Правительство Российской Федерации  наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению  активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило  порядок управления средствами Фонда.[6]

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда  может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

- путем приобретения за  счет средств Фонда долговых  обязательств иностранных государств;

- путем приобретения за  счет средств Фонда иностранной  валюты и ее размещения на  счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда согласно второму  методу (путем размещения средств  на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному  Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и  зачисления процентов, начисляемых  на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования средств  Фонда

Правительство Российской Федерации  определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые  могут размещаться средства Фонда, относятся:

- долговые обязательства  в форме ценных бумаг правительств  Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции,  Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга,  Нидерландов, Португалии, Испании,  Великобритании и США, номинированные  в долларах США, евро и английских  фунтах стерлингов;

- долговые обязательства,  страны-эмитенты которых имеют  рейтинг долгосрочной кредитоспособности  не ниже уровня «ААА» по  классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);

- долговые обязательства,  срок погашения которых является  фиксированным, условия выпуска  и обращения не предусматривают  права эмитента осуществить досрочно  их выкуп (погашение) и права  владельца долговых обязательств  досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

- долговые обязательства,  ставка купонного дохода (в случае  купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются  фиксированными;

- долговые обязательства,  объем выпуска которых, находящийся  в обращении, составляет не  менее 1 млрд. долларов США для  долговых обязательств, номинированных  в долларах США, не менее  1 млрд. евро – для долговых  обязательств, номинированных в  евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов  стерлингов – для долговых  обязательств, номинированных в  фунтах стерлингов;

- долговые обязательства,  выпуски которых не являются  выпусками, предназначенными для  частного (непубличного) размещения.

Для эффективной работы и  реализации бюджетной стратегии  Правительством Российской Федерации  преобразовало Стабилизационный фонд Российской Федерации в Резервный  фонд и Фонд будущих поколений.

Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного  снижения цен на нефть в среднесрочной  перспективе. Объем Резервного фонда, а также объем доходов от нефти  и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в  процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом 3-летний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами.

Фонд будущих поколений  должен аккумулировать доходы от нефти  и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового  сектора над отчислениями в Резервный  фонд и средствами, используемыми  для финансирования расходов федерального бюджета.

Правительству Российской Федерации  необходимо разработать механизмы  и соответствующие изменения  в бюджетное законодательство, обеспечивающие увеличение доходов от размещения накопленных  средств.

 

Резервный фонд

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие  от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти  источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого  на соответствующий финансовый год  объема валового внутреннего продукта Российской Федерации, что является гарантией исполнения расходов федерального бюджета в течение трех лет  при снижении мировых цен на энергоресурсы. Указанный временной горизонт связан с трехлетним периодом бюджетного планирования и необходимостью адаптации бюджетной  политики к изменяющимся внешнеэкономическим  условиям.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный  из всех видов месторождений  углеводородного сырья, газовый  конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья);

- вывозных таможенных  пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.

Определенная часть указанных  нефтегазовых доходов в виде нефтегазового  трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период.

 Объем нефтегазового  трансферта установлен в процентах  от прогнозируемого на соответствующий  год объема валового внутреннего  продукта:

- в 2008 году - 6,1 %;

- в 2009 году - 5,5 %;

- в 2010 году - 4,5 %;

- начиная с 2011 года  и далее – 3,7 %.

После формирования нефтегазового  трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный  фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"