Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций
Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:
1)налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные товары;
3)налог на прибыль
4)налог на доходы от капитала;
5)налог на доходы физических лиц;
6)единый социальный налог;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9)налог на пользование недрами;
10)налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11)налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12)сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами;
13)лесной налог;
14)водный налог;
15)экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Из приведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков, например, налог на прибыль. Другие – только для плательщиков, связанных с определенными видами деятельности – добыча нефти или рыбы.
Перечень региональных налогов значительно короче и включает:
1)налог на имущество организаций;
2) транспортный налог;
3) налог на игорный бизнес;
4) региональные лицензионные сборы.
Перечень местных налогов еще короче и включает:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц;
3)налог на рекламу;
4) местные лицензионные сборы.
Неналоговые доходы
В соответствии с Бюджетным кодексом к неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования
имущества находящегося в
- доходы от платных
услуг, оказываемых органами
- доходов в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы.
Доходы от использования
имущества находящегося в государственной
или муниципальной
В государственной собственности
находится значительная часть пакетов
акций негосударственных
В соответствии с Гражданским
кодексом и Федеральным законом
«О государственных и
Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год.
Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой в аренду собственности, от объема собственности планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики.
Резервы пополнения неналоговых
доходов связаны в основном с
повышением эффективности использования
собственности через
Система бюджетных расходов
Бюджетный кодекс РФ в целях
обеспечения единства подходов на различных
уровнях бюджетной системы
Формирование расходов осуществляется в соответствии с заявленными Президентом РФ и Правительством РФ приоритетами, содержащимися в Бюджетном послании и основных направлениях финансово-бюджетной политики.
Основой для определения
объема расходов бюджета соответствующего
уровня является прогнозируемый объем
мобилизации доходов в
Как уже отмечалось выше, бюджет является, прежде всего, инструментом для финансового обеспечения задач и функций, решаемых государством и местным самоуправлением. К числу основных функций относятся: национальная оборона, правоохранительная деятельность, поддержание отраслей материального производства, обеспечение функционирования и развития учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, обеспечение проведение фундаментальных научных исследований, охрана окружающей природной среды, содержание государственных и муниципальных органов управления, обеспечивающих реализацию функций, международная деятельность, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней.
Расходы в зависимости от их экономического содержания, в соответствии с бюджетной классификацией, подразделяются на текущие и капитальные.
Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде дотаций субвенций, субсидий.
Капитальные расходы – расходы, связанные с осуществлением инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации, учреждения. Эти средства направляются на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования. Капитальные расходы приводят к увеличению или созданию нового имущества.
В составе капитальных
расходов должен формироваться бюджет
развития. На федеральном уровне создание
и использование средств
На уровне субъектов, как правило, формируются региональные инвестиционные программы или планы капитального строительства.
Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- средств на оплату
товаров, работ, услуг,
с государственным или муниципальным заказом;
- трансфертов населению
в виде установленных
- ассигнований на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни управления;
- бюджетных кредитов
- субвенций и субсидий
физическим и юридическим
- инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
- бюджетных ссуд, дотаций,
субвенций бюджетам других
- кредитов иностранным
государствам; средств на обслуживание
и погашение долговых
В соответствии с ведомственной классификацией средства распределяются между главными распорядителями кредитов, которые в свою очередь направляют их распорядителям кредитов и бюджетополучателям.
В рамках изложенной системы
расходов государство обеспечивает
реализацию соответствующей социально-
Обеспечение приоритетов этой политики обеспечивается соответствующим распределением средств.
Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета.
Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходов и не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Кроме того, кодекс содержит
еще одно ограничение, согласно которому
текущие расходы бюджетов субъектов
РФ и муниципальных образований
не могут превышать объемов
На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита и даже с превышением доходов над расходами.
Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние.
Внешние источники определены в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем
выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств
иностранных государств, банков
и фирм, международных финансовых
организаций, предоставленных
Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах:
- кредиты, полученные
Российской Федерацией от
- государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- поступления от продажи
имущества, находящегося в
- сумма превышения доходов
над расходами по
- изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:
- государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- поступления от продажи
имущества находящегося в
- изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:
- муниципальные займы,
осуществляемые путем выпуска
муниципальных ценных бумаг от
имени муниципального
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;
- поступления от продажи муниципального имущества;
- изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.
Раздел 7. Финансовая поддержка субъектов Федерации
Система межбюджетных отношений. Принципы межбюджетных отношений. Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика – бюджетный кредит, дотации, субсидии, субвенции, инвестиции. Субвенции регионам из федерального бюджета. Предоставление бюджетных ссуд.