Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:39, дипломная работа
Цель исследования - исследование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
2. Проанализировать систему организационного и правового регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
3. Дать характеристику состояния и тенденций развития системы кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия;
ВВЕДЕНИЕ………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ……………….
1.1. Понятия и сущность подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………..
1.2. Правовое регулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………….
1.3. Состояние и тенденции развития кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия……?? Может системы управления кадрами или кадровой политики. Подумайте.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Характеристика системы опережающего профессионального образования государственных служащих как методологической основы инновационных подходов к формированию учебных программ и планов………….
2.2. Анализ основных тенденций в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих……………………………
2.3. Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих: стратегия дополнительности………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……
6) формирование образовательной системы, призванной проводить профессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы, затруднено по причинам слишком долго поиска решений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственного управления.6
Для решения этих проблем требуется реализация комплекса мер правового, организационного, финансово экономического и учебно-методического характера.
Насущным вопросом является расширение правового статуса государственных служащих, их прав и ответственности в части повышения своей квалификации. Поскольку повышение квалификации включено в круг служебных обязанностей руководители специалистов, значит, для этих категорий работников данная обязанность носит правовой характер. Следовательно, ее невыполнение при определенных условиях может повлечь за собой неблагоприятные для работника юридические последствия. В то же время успешно и добросовестно исполняющим должностные обязанности государственным служащим должна быть предоставлена возможность выбора формы профессионального развития. Отказ государственного служащего без уважительных причин от повышения профессионального уровня следует рассматривать как нарушение служебной дисциплины, сопровождающееся соответствующими правовыми последствиями вплоть до освобождения от должности.
Подведя итог, можно сказать, что государственный служащий должен был разносторонне развитым, компетентным во многих отраслях знаний и жизнедеятельности человека. Этот профессионализм и компетентность должны закладываться госслужащему во время подготовки специалиста, представляющей целую систему организацией и учреждений, а также закладки профессиональных и этических ценностей.
1.2. Правовое регулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих
Необходимость особенного,
специального выделения в отдельную
подсистему правовой основы профессионального
образования государственных
Во-первых, особой социальной
– государственной –
Во-вторых, задачами обеспечения непрерывного обновления знаний, умений, навыков госслужащих и в связи с этим специфической структурой и содержанием их профессионального образования.
В-третьих, необходимостью
надлежащего обеспечения
В-четвертых, бюджетным финансированием госслужбы и, в частности, образования госслужащих.
В-пятых, проблемами существующей направленности, уровня, качества профессиональной подготовленности госслужащих.
По нашему мнению, названные и ряд иных факторов повлекли закрепление в нормативных правовых документах особых правил, условий, требований к профессиональному образованию госслужащих.
В соответствии с действующим законодательством о государственной гражданской службе (прежде всего – в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации») профессиональное образование государственных гражданских служащих осуществляется в виде профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки. Профессиональная подготовка подразумевает под собой обучение по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования в направлениях, обеспечивающих потребности государственной гражданской службы. Правовая основа подготовки обеспечивается соответствующими нормативными правовыми актами в сфере профессионального образования (Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иные акты, регулирующие реализацию профессиональных образовательных программ).
Особый интерес представляет анализ правовой основы дополнительного профессионального образования государственных служащих, включающего названные составляющие. Специфичность юридического оформления отношений в данной сфере характеризуется следующими факторами: особым целевым характером государственной гражданской службы, обусловливающей, в свою очередь, задачи, содержание, структуру образовательных программ, требования к ним и условия их реализации; непрерывностью образования, необходимость учета образовательных и профессиональных потребностей гражданских служащих; возрастными особенностями (образование для взрослых), преимущественно практической направленностью программ обучения.
Одновременно в правовом регулировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих следует учитывать государственный характер заказа на проведение профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки, что подразумевает конкурсную основу его размещения (ч.2 ст. 63 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), утверждение Правительством Российской Федерации порядка размещения заказа, его объема и структуры и, соответственно заказа субъекта Российской Федерации – законом или иным нормативным правовым актом субъекта (ч.3 и ч. 4 ст. 63 названного закона).
В целом, правовая основа подготовки, переподготовки и повышения квалификации ГГС характеризуется системностью, многоуровневостью, целевой направленностью.
Системность правового
регулирования проявляется
К особенной же части
следует отнести нормы
Названные акты регламентируют
организацию, планирование, порядок
проведения дополнительного
В свою очередь, размещение государственного заказа на проведение ДПО ГГС Российской Федерации регулируется федеральным законом «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами в этой области.
В то же время ДПО ГГС
должно осуществляться в соответствии
с определенными принципами, закрепляемыми
законом о государственной
Во-первых, это обязательность осуществления ДПО ГГС в том или ином виде, установленном законом, для каждого государственного служащего. В то же время получение ДПО является одновременно и правом гражданского служащего.
Во-вторых, непрерывность и систематичность ДПО (не реже одного раза в три года) для каждого государственного служащего в течение всего периода прохождения государственной службы.
В-третьих, ДПО ГГС осуществляется в одной из установленных законом форм: профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка.
В-четвертых, организация ДПО ГГС на основе государственного заказа, предполагающего конкурсный характер его размещения.
В-пятых, необходимость
наличия у образовательных
В-шестых, необходимость учета в размещенном заказе функций и специализаций соответствующих государственных органов, должностных специализаций гражданских служащих, их профессионального образования. Иными словами, в проведении ДПО ГГС необходимо учитывать профессиональные и образовательные потребности государственных органов и государственных гражданских служащих.
В-седьмых, подтверждение прохождения ДПО гражданским служащим соответствующим документом государственного образца.
В-восьмых, координация организации и контроль за проведением ДПО ГГС со стороны государственных органов.
В-девятых, и это следует, в частности, из предыдущих принципов, необходимость введения и нормативного закрепления требований к проведению ДПО ГГС.
В-десятых, договорная (контрактная)
основа взаимоотношений государственны
В-одиннадцатых, образовательная автономность образовательных учреждений в осуществлении ДПО ГГС, предполагающая их самостоятельность в определении содержания соответствующих образовательных программ и технологию обучения. Это следует из законов об образовании и подчеркивается в названных Требованиях (абз.2 п. 1).
В-двенадцатых, возмездный характер осуществления ДПО ГГС, что предусматривает возмещение федеральным государственным органам по управлению государственной службой затрат образовательному учреждению на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Затраты на стажировку, таким образом, не возмещаются.
К принципам организации
ДПО следует отнести, по нашему мнению,
также обязанность
Данное положение
Понятие ДПО ГГС раскрывается в нормативном правовом акте «Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – Требования)», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008г. № 362. Под ДПО ГГС в Требованиях понимается образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих.
Действующие в области ДПО ГГС нормативные правовые акты устанавливают организационную основу проведения ДПО, порядок планирования проведения ДПО, утверждают экономические нормативы стоимости образовательных услуг, оказываемых в рамках ДПО ГГС; также названные государственные требования, собственно регламентируют порядок проведения ДПО ГГС.
Так, в частности, указом Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 закрепляются основания для направления гражданского служащего на обучение по соответствующей образовательной программе в зависимости от занимаемой государственной должности (ее категорийности) и вида обучения (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка); предусматривается проведение ДПО в виде стажировки за пределами территории Российской Федерации.