Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - исследование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
2. Проанализировать систему организационного и правового регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
3. Дать характеристику состояния и тенденций развития системы кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ……………….
1.1. Понятия и сущность подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………..
1.2. Правовое регулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………….
1.3. Состояние и тенденции развития кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия……?? Может системы управления кадрами или кадровой политики. Подумайте.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Характеристика системы опережающего профессионального образования государственных служащих как методологической основы инновационных подходов к формированию учебных программ и планов………….
2.2. Анализ основных тенденций в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих……………………………
2.3. Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих: стратегия дополнительности………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

диплом-РАМИЛЬ.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Существенно усложняются задачи профессиональной и духовно-нравственной подготовки служащих к противостоянию имеющегося роста коррупционных явлений, нравственного перерождения.

В формировании кадров государственной  службы важен учет этно-национальных особенностей населения России, в особенности в национально-государственных образованиях.

Итак, выявление ряда важных количественных и качественных параметров современного состава государственных гражданских служащих, наиболее существенных тенденций его развития позволяет более предметно оценить их возможности как субъектов инновационно-организаторской деятельности, как руководителей социально-созидательной деятельности всех граждан, а также определить их образовательные потребности. Формирование в рядах государственных служащих первоклассных специалистов, талантливых организаторов существенно укрепляет состав кадров гражданской службы, позволяет оптимизировать использование их потенциала, стимулировать творческий рост коллектива аппарата государственного органа.

Необходимо концептуально  определить характеристику качественно  новых черт нового поколения кадровых работников, особенно управленческих кадров. В оценке этих качеств уже недостаточно формализованных показателей (уровень и специализация образования, опыт работы, возраст, пол и др.). При имеющихся качествах профессиональной компетентности, умения работать с людьми важно наличие у человека инновационного мышления, новаторского, творческого стиля в работе, богатого ресурса знания (интеллекта), гражданской ответственности, желания проявить себя и др. Важно создать среду для появления и проявления новых талантов, системный механизм отбора лучших из лучших. В числе неотложных задач должна быть разработка системы обеспечения востребованности в обществе перспективных качеств, своевременная реализация их профессионально-личностных способностей и возможностей, мотивирования их творческого труда. Это потребует значительного совершенствования управления персоналом в каждой организации, перевода программно-целевых задач на язык практических действий. Основной акцент в оценке каждого работника должен быть сделан на результатах, качестве и эффективности их труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИННОВАЦИОННЫЕ  ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

 

2.1 Опережающее  профессиональное образование государственных  служащих как методологическая  основа инновационных подходов  к формированию учебных программ и планов

 

Мониторинг образовательных программ, прежде всего, опирается на содержание этих программ, определяющее инновационные подходы в дополнительном профессиональном образовании кадров управления.

В директивных и организационно-регламентирующих документах отражается растущее понимание государственных деятелей, которое в социологической науке об образовании определено следующим образом: развитие государства и общества в значительной степени зависит от того, какой является система образования, выступающего основой знания. Разрешение нынешних социальных проблем вызывает необходимость в новой системе профессионального образования.

Опережающее образование  в начале XXI века, века тотальной неустойчивости и общественной трансформации, века бифуркаций,  внезапных изменений и системных кризисов, помимо традиционного назначения (трансляции норм и ценностей культуры новому поколению) несет и превентивную функцию подготовки к встрече с неожиданно сложными эмерджентными проблемами. Мы привыкаем не думать о рисках, пренебрегая уроками. Это предполагает, в первую очередь, научение пониманию законов развития сложных эволюционирующих быстроменяющихся систем.

Сложившаяся общая система  «поддерживающего профессионального  обучения» руководителей не соответствует  в полной мере требованиям формирующейся  постиндустриальной цивилизации, новым вызовам и угрозам Среды, нуждается в переосмыслении, чтобы стать одним из наиболее эффективных механизмов реформирования государственного управления и государственной службы Российской Федерации. Адекватный ответ образовательной системы на перспективный социальный заказ государства и общества – опережающее профессиональное обучение и образование государственных служащих, разработка концептуальной модели, внедрение опережающих программ и технологий подготовки кадров для государственного управления.

С точки зрения здравого смысла любое профессиональное обучение, даже самое посредственное, в некоторой  степени является опережающим, тем  более для человека управляющего, еще не умеющего управлять по должности. С точки же зрения науки  речь идет о феномене опережающего отражения действительности (П. Анохин), способности сознания, определяемой прошлой, нынешней и будущей действительностью, опережать действительность, ее вызовы и угрозы, «схватывать будущее». Оценивая степень опережения, качества профессионального обучения руководителей, напомним весьма существенную с методологической точки зрения мысль П.В. Копнина: фундаментальность той или иной науки определяется степенью опережения ею действительности. В полной мере  этот вывод может быть отнесен и к фундаментальности профессионального обучения, его переориентации на опережающую модель.

Итак, что нам предстоит  испытать в будущем? Будет ли это  массовый шок или удастся добиться «мягкой посадки»? А.Г. Барабашев  и С.А. Пархоменко, применительно к ДПО, отмечают, что из возможных сценариев его развития «начал устанавливаться устойчивый «баланс сценариев», и основной акцент в настоящее время приходится на второй, мягко-консервативный сценарий»11. Между тем, по Э. Тоффлеру, в стремительно изменяющемся мире существует предел новизны, который любой индивидуум или группа могут освоить за короткий отрезок времени, вне зависимости от того, насколько хорошо интегрированным может быть целое. У нас нет «целостного паттерна» для адаптации, и мы, может быть, приближаемся к верхней границе пределов адаптации. Ни одно из предшествующих поколений не сталкивалось с таким испытанием.

Следовательно, профессиональное образование руководителей в  контексте анализа глобальных процессов российского и мирового социумов может рассматриваться как результат опережающего профессионального обучения, или, иначе, как обучение «по образу будущего». Речь идет о теоретическом погружении в будущее, построении своеобразной «исследовательской модели» будущего, которая может стать стратегическим ориентиром профессиональной подготовки руководителей.

Социальным фактом становится разрыв традиционных связей между прошлым, настоящим и будущим. Будущее  вторгается в настоящее и «размывает» представление о прошлом; столкновение настоящего с будущим и утрата «определенности» прошлого происходит в кризисных точках, выход из которых становится все более неопределенным.

Сделаны выводы о том, что усложнение социальных структур относится к мировым доминирующим тенденциям (М. Крозье), нарастает социальная непредсказуемость и неопределенность, случайность рассматривается как «максимальная сложность» (А.Н. Колмогоров), отмечается, что социальные системы обладают внутренней логикой развития (автопоэзисом), и в число их характеристик входят потенциальные (неактуализированные) свойства и структуры, которые находятся между собой в отношении альтернативности (А.А. Богданов), подчеркивается опасность рождения «программированного» общества (А. Турен), то, что общество становится обществом риска (У. Бек), «ускользающим» обществом (Э. Гидденс), обществом «сетевых структур» (М.Кастельс), характеризуется «обвальным характером событий» (В.И. Супрун), нарастает глобализация управления12. Приобретают зримые очертания опасность столкновения цивилизаций, «снежный ком» терроризма, запредельная социальная поляризация, невежество во власти, дрейф ценностей. Приходит понимание, насколько хрупок и зависим наш мир, наш дом. Новые социальные вызовы и угрозы требуют осмысления: «В сложившихся условиях, как никогда, надо действовать на опережение»13.

Подчеркнем, смысл вызовов государственному управлению (изменений, прежде всего – социального времени и пространства; перемен в среде, культуре, технике, технологии, науке и искусстве управления; ускорения, ритмов, алгоритмов, темпов, темпоральности, чувствительности ко времени и пространству) – в новых возможностях и альтернативах управления и социальной самоорганизации. Вызовы среды – мощное воздействие внешней или внутренней среды на социальную систему, представляющее потенциальную угрозу для ее существования, требующее коренной реорганизации, диверсификации деятельности, качественных изменений в организационной культуре. Наиболее значимые – глобальные вызовы.

Смысл нарастающих угроз для государственного управления (природных, социальных, энергетических, ресурсных, продовольственных, технологических, гуманитарных, парадигмальных угроз науки и искусства управления) – в возникновении «системных сбоев», сильной неравновесности, приводящей к так называемому «неправильному» развитию, неуправляемости социальных систем.

Ключевой проблемой  будущего, как показывают нынешний, порой весьма печальный, практический опыт и прогнозы постнеклассической науки, станет поиск эффективных способов противостояния социоприродным, технологическим (техногенным) и собственно социальным рискам.

Следовательно, предметная область опережающего обучения – экстремальные социальные процессы (кризисы), методология и методика их организационно-управленческого сопровождения в интересах человека, сообщества, государства, принятия системных решений. При этом антикризисное управление выступает как безусловный императив выхода из системного кризиса, что, в свою очередь, обусловливает необходимость подготовки антикризисных управляющих.

В концепции стратегического  социального управления реализовался переход от метода экстраполяции к реальному анализу будущего (путей диверсификации, способов деятельности и др.). Формой реального анализа будущего является опережающая социальная диагностика возможных выборов и детерминант перехода системы от выживания к развитию.

Представленная характеристика будущего как определенная совокупность доминирующих явлений и тенденций дает основание для некоторых выводов:

  1. Само будущее становится образовательным аттрактором; ориентация на него - методологической установкой при выборе учебных дисциплин, обеспечении приоритетов при построении учебно-тематических планов, определении методов и форм учебного процесса, подборе и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава. Познать аттрактор, пути следования к нему, значит создать условия для прогнозирования развития, моделирования поведения и оптимального управления процессом. Однако можно попасть и в те «русла следования», те его «протоки», которые приведут к образовательному суррогату.
  2. Поскольку концепция инновационного развития может стать доминирующей для России, необходимо обеспечить в профессиональном образовании мощный концептуальный поворот, задействовать инновационные возможности дисциплин методологического профиля, междисциплинарных исследований.
  3. Следует вносить коррективы с ощутимым разворотом на будущее в организацию научных исследований РАНХ и ГС, ее филиалов и региональных центров с учетом координации этой работы, изменением в критериях ее оценки и мотивации исследователей.
  4. В управлении образовательным процессом придерживаться требований уровневого подхода: чем выше статусный уровень слушателей, тем глубже и основательнее ориентация на будущее (режим  future line). 
  5. И последнее. Опережающее образование – это вполне разрешимая проблема, допускающая выделение ее первоочередных составляющих и их реализацию.

2.2. Ведущие тенденции  в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессионального образования государственных гражданских служащих

 

Есть достаточные основания, прежде всего, выделить общемировые  образовательные тенденции, как  возможные способы преодоления  глобального кризиса, выступающие «реперными точками» развития профессионального образования государственных и муниципальных служащих в России:

    • фундаментализация образования (во многом – благодаря российскому опыту), как способ опережения действительности. Реализация принципа опережающего отражения социальной действительности как принципа профессионального обучения государственных служащих открывает возможность выйти на качественно новый уровень обучения – управление образовательными алгоритмами;
  • глобализация образовательных процессов. Здесь проявляются внутренние тенденции, относящиеся, прежде всего, к внедрению западных стандартов, переложению затрат на плечи самого образования, децентрализации образования как системы, коммерциализации деятельности  сложившихся в стране научных школ, университетов. Однако одна из положительных сторон глобализации – ее образовательная конкурентоспособность и влияние на формирование стратегии опережающего обучения;
  • гуманитаризация профессионального образования кадров управления, традиционная для России обращенность к человеку, его роли в социуме, сегодня – к человеческому капиталу в структуре экономики и политики. Данная социокультурная тенденция конечно же  связана с развитием демократических отношений в различных сферах жизнедеятельности граждан. От нее зависит социально-экономическое развитие общества и государства, состояние национальной безопасности, перспективы социального прогресса. В развертке на профессиональное образование госслужащих все это означает и личностно-ориентированный подход в образовании;
  • системная информатизация образования, масштабное освоение современных образовательных технологий в управленческом образовании. При этом в деловом образовании, в реальной российской культурно-образовательной практике сохраняется информативная приверженность технологии обучения с помощью книг и лекций;
  • сближение образования с профессиональной, в том числе – управленческой, деятельностью. Напомним, что понятие «образ», от которого и происходит «образование», является реконструкцией объекта в сознании человека, мысленный образ – результат абстрагирующей деятельности субъекта, способ репрезентации объекта субъекту (П.Я. Гальперин); в гносеологическом дискурсе характеризуется через систему взаимодействия субъекта и объекта, прямых и обратных, положительных и отрицательных связей. Указанная тенденция наиболее отчетливо просматривается в модульной системе обучения, основной смысл которой состоит в направленности на привитие практических навыков и умений при оптимально необходимом объеме теоретических знаний в конкретно определенном временном режиме;
  • развитие самоорганизации в системе образования. Логика развития человечества связана с непрерывным расширением знаний и, как следствие, развитием техники, включением в жизнь нового ресурса, созданного человеком, исчерпанием старого, непрерывным появлением новых способов обеспечения потребностей человека, перестройкой структуры общества, ее адаптацией к новым условиям жизни и т.д. Эти процессы идут спонтанно внутри общества и практически им не контролируются. Самоорганизация выступает упорядочиванием социальных образований вне области специализированного регулирования. Никакие программы (в том числе образовательные) модернизации, реконструкции, реформирования не могут быть приняты и реализованы без личной инициативы, индивидуальной и коллективной самоорганизации;
  • масштабное освоение технологий проблемного, развивающего и эвристического обучения. Указанная тенденция пробивает себе дорогу в лабиринтах педагогики и дидактики для взрослых; она выстрадана и выстроена многими преподавателями. Недаром один из классиков мирового детектива Г.Честертон утверждал, что «умных можно найти даже среди интеллектуалов»;
  • базовое и непрерывное образование («пожизненное обучение», «учеба через всю жизнь»), принципы и целевые установки, которые были выработаны и зафиксированы в Кельнской Хартии, принятые в 1999 году на саммите «Группы восьми» и ставшие руководящим документом при разработке национальных образовательных стратегий стран «Большой восьмерки». Вызов, с которым в настоящее время сталкиваются все страны, состоит в том, как стать обществом пожизненного обучения и обеспечить его гражданам возможность овладения соответствующими знаниями, профессиональными навыками и квалификацией, которые потребуются в следующем столетии. Для России это означает смену концепции образования: от «образования на всю жизнь» к концепции «образование через всю жизнь»;
  • гендерная ориентация профессионального образования, базирующаяся на международных критериях и нормах, определенных мировым сообществом;
  • децентрализация, интенсификация, индивидуальная узко-прагматичная нацеленность управленческого образования, сокращение образовательной мобильности, средств на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров в целом. Добавим к этому, что образовательная тенденция далеко не всегда однозначно позитивна, имеет довольно широкий спектр в выборе ее оценки. Кроме того, то, что сегодня кажется недостатком, завтра может оказаться началом тенденций, соответствующих времени. Волнообразный темп индивидуально человеческой и социальной жизнедеятельности приводит к тому, что со временем «даже истина меняет свой знак на обратный» (В.Хлебников);
  • изменение мотивации государственных служащих, проходящих профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Все больше слушателей обучаются, исходя из своих собственных интересов и насущных потребностей конкретного органа управления;
  • и главное – интегральной общемировой образовательной тенденцией выступает смещение образования в будущее время (Э.Тоффлер).

Информация о работе Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих