Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:39, дипломная работа
Цель исследования - исследование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
2. Проанализировать систему организационного и правового регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
3. Дать характеристику состояния и тенденций развития системы кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия;
ВВЕДЕНИЕ………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ……………….
1.1. Понятия и сущность подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………..
1.2. Правовое регулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………….
1.3. Состояние и тенденции развития кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия……?? Может системы управления кадрами или кадровой политики. Подумайте.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Характеристика системы опережающего профессионального образования государственных служащих как методологической основы инновационных подходов к формированию учебных программ и планов………….
2.2. Анализ основных тенденций в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих……………………………
2.3. Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих: стратегия дополнительности………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……
Существенно усложняются задачи профессиональной и духовно-нравственной подготовки служащих к противостоянию имеющегося роста коррупционных явлений, нравственного перерождения.
В формировании кадров государственной службы важен учет этно-национальных особенностей населения России, в особенности в национально-государственных образованиях.
Итак, выявление ряда важных количественных и качественных параметров современного состава государственных гражданских служащих, наиболее существенных тенденций его развития позволяет более предметно оценить их возможности как субъектов инновационно-организаторской деятельности, как руководителей социально-созидательной деятельности всех граждан, а также определить их образовательные потребности. Формирование в рядах государственных служащих первоклассных специалистов, талантливых организаторов существенно укрепляет состав кадров гражданской службы, позволяет оптимизировать использование их потенциала, стимулировать творческий рост коллектива аппарата государственного органа.
Необходимо концептуально определить характеристику качественно новых черт нового поколения кадровых работников, особенно управленческих кадров. В оценке этих качеств уже недостаточно формализованных показателей (уровень и специализация образования, опыт работы, возраст, пол и др.). При имеющихся качествах профессиональной компетентности, умения работать с людьми важно наличие у человека инновационного мышления, новаторского, творческого стиля в работе, богатого ресурса знания (интеллекта), гражданской ответственности, желания проявить себя и др. Важно создать среду для появления и проявления новых талантов, системный механизм отбора лучших из лучших. В числе неотложных задач должна быть разработка системы обеспечения востребованности в обществе перспективных качеств, своевременная реализация их профессионально-личностных способностей и возможностей, мотивирования их творческого труда. Это потребует значительного совершенствования управления персоналом в каждой организации, перевода программно-целевых задач на язык практических действий. Основной акцент в оценке каждого работника должен быть сделан на результатах, качестве и эффективности их труда.
2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Опережающее
профессиональное образование
Мониторинг образовательных программ, прежде всего, опирается на содержание этих программ, определяющее инновационные подходы в дополнительном профессиональном образовании кадров управления.
В директивных и организационно-
Опережающее образование в начале XXI века, века тотальной неустойчивости и общественной трансформации, века бифуркаций, внезапных изменений и системных кризисов, помимо традиционного назначения (трансляции норм и ценностей культуры новому поколению) несет и превентивную функцию подготовки к встрече с неожиданно сложными эмерджентными проблемами. Мы привыкаем не думать о рисках, пренебрегая уроками. Это предполагает, в первую очередь, научение пониманию законов развития сложных эволюционирующих быстроменяющихся систем.
Сложившаяся общая система «поддерживающего профессионального обучения» руководителей не соответствует в полной мере требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации, новым вызовам и угрозам Среды, нуждается в переосмыслении, чтобы стать одним из наиболее эффективных механизмов реформирования государственного управления и государственной службы Российской Федерации. Адекватный ответ образовательной системы на перспективный социальный заказ государства и общества – опережающее профессиональное обучение и образование государственных служащих, разработка концептуальной модели, внедрение опережающих программ и технологий подготовки кадров для государственного управления.
С точки зрения здравого смысла любое профессиональное обучение, даже самое посредственное, в некоторой степени является опережающим, тем более для человека управляющего, еще не умеющего управлять по должности. С точки же зрения науки речь идет о феномене опережающего отражения действительности (П. Анохин), способности сознания, определяемой прошлой, нынешней и будущей действительностью, опережать действительность, ее вызовы и угрозы, «схватывать будущее». Оценивая степень опережения, качества профессионального обучения руководителей, напомним весьма существенную с методологической точки зрения мысль П.В. Копнина: фундаментальность той или иной науки определяется степенью опережения ею действительности. В полной мере этот вывод может быть отнесен и к фундаментальности профессионального обучения, его переориентации на опережающую модель.
Итак, что нам предстоит испытать в будущем? Будет ли это массовый шок или удастся добиться «мягкой посадки»? А.Г. Барабашев и С.А. Пархоменко, применительно к ДПО, отмечают, что из возможных сценариев его развития «начал устанавливаться устойчивый «баланс сценариев», и основной акцент в настоящее время приходится на второй, мягко-консервативный сценарий»11. Между тем, по Э. Тоффлеру, в стремительно изменяющемся мире существует предел новизны, который любой индивидуум или группа могут освоить за короткий отрезок времени, вне зависимости от того, насколько хорошо интегрированным может быть целое. У нас нет «целостного паттерна» для адаптации, и мы, может быть, приближаемся к верхней границе пределов адаптации. Ни одно из предшествующих поколений не сталкивалось с таким испытанием.
Следовательно, профессиональное образование руководителей в контексте анализа глобальных процессов российского и мирового социумов может рассматриваться как результат опережающего профессионального обучения, или, иначе, как обучение «по образу будущего». Речь идет о теоретическом погружении в будущее, построении своеобразной «исследовательской модели» будущего, которая может стать стратегическим ориентиром профессиональной подготовки руководителей.
Социальным фактом становится разрыв традиционных связей между прошлым, настоящим и будущим. Будущее вторгается в настоящее и «размывает» представление о прошлом; столкновение настоящего с будущим и утрата «определенности» прошлого происходит в кризисных точках, выход из которых становится все более неопределенным.
Сделаны выводы о том, что усложнение социальных структур относится к мировым доминирующим тенденциям (М. Крозье), нарастает социальная непредсказуемость и неопределенность, случайность рассматривается как «максимальная сложность» (А.Н. Колмогоров), отмечается, что социальные системы обладают внутренней логикой развития (автопоэзисом), и в число их характеристик входят потенциальные (неактуализированные) свойства и структуры, которые находятся между собой в отношении альтернативности (А.А. Богданов), подчеркивается опасность рождения «программированного» общества (А. Турен), то, что общество становится обществом риска (У. Бек), «ускользающим» обществом (Э. Гидденс), обществом «сетевых структур» (М.Кастельс), характеризуется «обвальным характером событий» (В.И. Супрун), нарастает глобализация управления12. Приобретают зримые очертания опасность столкновения цивилизаций, «снежный ком» терроризма, запредельная социальная поляризация, невежество во власти, дрейф ценностей. Приходит понимание, насколько хрупок и зависим наш мир, наш дом. Новые социальные вызовы и угрозы требуют осмысления: «В сложившихся условиях, как никогда, надо действовать на опережение»13.
Подчеркнем, смысл вызовов государственному управлению (изменений, прежде всего – социального времени и пространства; перемен в среде, культуре, технике, технологии, науке и искусстве управления; ускорения, ритмов, алгоритмов, темпов, темпоральности, чувствительности ко времени и пространству) – в новых возможностях и альтернативах управления и социальной самоорганизации. Вызовы среды – мощное воздействие внешней или внутренней среды на социальную систему, представляющее потенциальную угрозу для ее существования, требующее коренной реорганизации, диверсификации деятельности, качественных изменений в организационной культуре. Наиболее значимые – глобальные вызовы.
Смысл нарастающих угроз для государственного управления (природных, социальных, энергетических, ресурсных, продовольственных, технологических, гуманитарных, парадигмальных угроз науки и искусства управления) – в возникновении «системных сбоев», сильной неравновесности, приводящей к так называемому «неправильному» развитию, неуправляемости социальных систем.
Ключевой проблемой будущего, как показывают нынешний, порой весьма печальный, практический опыт и прогнозы постнеклассической науки, станет поиск эффективных способов противостояния социоприродным, технологическим (техногенным) и собственно социальным рискам.
Следовательно, предметная область опережающего обучения – экстремальные социальные процессы (кризисы), методология и методика их организационно-управленческого сопровождения в интересах человека, сообщества, государства, принятия системных решений. При этом антикризисное управление выступает как безусловный императив выхода из системного кризиса, что, в свою очередь, обусловливает необходимость подготовки антикризисных управляющих.
В концепции стратегического социального управления реализовался переход от метода экстраполяции к реальному анализу будущего (путей диверсификации, способов деятельности и др.). Формой реального анализа будущего является опережающая социальная диагностика возможных выборов и детерминант перехода системы от выживания к развитию.
Представленная характеристика будущего как определенная совокупность доминирующих явлений и тенденций дает основание для некоторых выводов:
Есть достаточные основания, прежде всего, выделить общемировые образовательные тенденции, как возможные способы преодоления глобального кризиса, выступающие «реперными точками» развития профессионального образования государственных и муниципальных служащих в России: