Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - исследование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
2. Проанализировать систему организационного и правового регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
3. Дать характеристику состояния и тенденций развития системы кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ……………….
1.1. Понятия и сущность подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………..
1.2. Правовое регулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………….
1.3. Состояние и тенденции развития кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия……?? Может системы управления кадрами или кадровой политики. Подумайте.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Характеристика системы опережающего профессионального образования государственных служащих как методологической основы инновационных подходов к формированию учебных программ и планов………….
2.2. Анализ основных тенденций в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих……………………………
2.3. Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих: стратегия дополнительности………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

диплом-РАМИЛЬ.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Указанные тенденции  отличаются различной степенью влияния (от зарождения до доминирования) на общую образовательную ситуацию, которая в целом вызывает серьезные опасения в силу неадекватности образовательной стратегии руководящих структур и интеллектуальных элит, национальных правительств и общественности.

Ситуация в системе  профессионального обучения и образовании  в России, отражающая общемировые  цивилизационные и  образовательные  тенденции, также близка к кризисной. Какие модели образования государственных служащих могут предотвратить «моральный износ» системы профессионального обучения?

Только опережающее  обучение может обеспечить качественно  новый уровень профессионального  образования, дает действительно элитарное  образование, для которого и предназначена Большая Академия: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, региональные академии, учебные центры и филиалы. В то же время образовательные учреждения системы РАНХ и ГС в полной мере не достигли требуемого уровня профессиональной подготовки государственных служащих, способных обеспечить конкурентоспособность России.

Выход из надвигающегося образовательного кризиса, на который  наложился и глобальный финансово-экономический кризис, необходим, в том числе и для того, чтобы успешно вписаться в мировое образовательное пространство, сохраняя отечественные социокультурные традиции. Нарастание вероятности встреч со стратегической неожиданностью, возможностью стратегических ошибок в управлении требует разработки и освоения новых способов деятельности руководителя, способности к проективно-конструктивному взгляду на будущее.

Опережающее профессиональное обучение руководителей может быть представлено в следующей развертке:

  1. образовательные (содержательные) параметры;
  2. организационно-управленческие параметры;
  3. технологические параметры.

Предварительно — об образовательном продукте. Во-первых, само образование есть результат профессионального обучения. Во-вторых, традиционный образовательный продукт – знания, умения, навыки – для Академии, региональных Академий и Центров должен быть пересмотрен самым кардинальным образом. О каких знаниях,  в частности, идет речь? Требуется ли государственным служащим высокая профессиональная культура, основанная на методологическом, упреждающем, конструктивно-организующем знании? Полагаем, в данной связи, что следует подумать и о конкурирующих теориях профессионального образования и соответствующих учебных программах, курсах и планах.

В организационно-управленческом аспекте опережающее профессиональное обучение может быть представлено следующим образом: как перейти на управление образовательными алгоритмами, обеспечить смену приоритетов в иерархии образовательных компонентов, осуществить организационные нововведения, воспроизводство социально-организационных структур, создать благоприятную учебно-образовательную среду, социокультурное пространство, изменить систему стимулирования и мотивации, включить эффективные механизмы самоуправления в образовательном учреждении.

В технологическом аспекте – как перейти на высокие образовательные технологии, новые технологические уровни и приоритеты.

Таким образом, опережающее  профессиональное обучение выступает способом модернизации всей системы профессионального обучения руководителей, включая систему дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Переход системы профессионального обучения на «опережающую модель» может стать исходной базой подготовки новой генерации высших управляющих, которые возьмут на себя принятие стратегических решений,  высококвалифицированных специалистов других уровней государственного и муниципального управления14.

 

2.3. Опережающая  и поддерживающая модели в обучении государственных служащих: стратегия дополнительности

Обоснованный в XX веке Н. Бором принцип дополнительности, в соответствии с которым никакие сверхсложные системы не могут быть ни поняты, ни объяснены на языке одной теории, одного подхода, здесь нужны системы теорий, альтернативные подходы, – может быть применен к конструированию содержания такой социальной реальности как система ДПО, например, к созданию «вариативных образовательных программ» (А.С. Киселев). Это относится и к ее диагностике, и к социальному проектированию ДПО, и  к опережающей адаптации к ней слушателей, профессорско-преподавательского состава.

В данном контексте встает проблема: как обеспечить разработку и реализацию «опережающей» и «поддерживающей» моделей в организации и содержании ДПО в их взаимодополнительности. Современные методы, формы, духовные практики непрерывного и опережающего образования и, главное, содержание обучения – должны быть в равной степени привлекательными и доступными для кадров государственного и муниципального управления, включая кадровый резерв. При этом, поддерживая индивидуализацию обучения, не следует преувеличивать возможности дистанционного образования.

Ограничимся пока самой  постановкой проблемы, предполагая, при этом,  необходимость ее специальной научно-методической разработки (социального заказа РАГС). В свою очередь, социальный заказчик в лице слушателей системы ДПО мог бы сформулировать свои соображения и предполагаемые ожидания по данной проблематике принципиального значения.

Эти и подобные суждения особо актуальны в контексте  взаимоСОдействия института ДПО и программ государственного органа по профессиональному развитию государственных гражданских служащих.

В 2007 году в рамках совместного  научного проекта с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в РАГС были подготовлены предложения по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих и разработан комплекс методических рекомендаций по реализации Указа Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих», в том числе - методики формирования программы государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих, методики по разработке индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих.

Одно несомненно – ощутимые шаги в этом направлении сделаны. Речь идет теперь о накоплении своеобразной «критической массы», после которой инновационный процесс в образовательных программах и учебных планах ДПО станет необратимым.

Опережающее профессиональное обучение руководителей, то есть обучение, основанное на новых смыслах миропонимания, культуры и образования, соответствующих нелинейному миру в его нарастающей сложности и неопределенности, ориентированное не «на вчера», а «на непредсказуемое завтра», меняет смысл образования, всю иерархию его содержательных компонентов. Иными словами: как создать конкурентоспособный образовательный продукт?

Отталкиваясь от логики гегелевского понимания образования, определим профессиональное обучение как подъем руководителя ко всеобщему профессиональному опыту и знанию, подтверждаемому «опережающей практикой», и субъективизацию всеобщего профессионального опыта и знания в уникально-единичных формах «Я» и самосознания руководителя. Образование как изменение внутреннего образа, процесс смены результатов профессионального обучения связано с преобразованием субъектов и объектов учебно-образовательного процесса, выступает мощным аттрактором (областью притяжения) для системы профессионального обучения.

Основным вектором в получении образовательного продукта опережающего профессионального обучения может стать развитие профессионального управленческого потенциала государственного и муниципального служащего в условиях вызовов и угроз XXI века. Общим основанием образовательного проекта выступает культура, социокультурный контекст, «опережающее мышление», способность генерировать новые знания.

В модели опережающего обучения знания, умения, навыки обретают новое содержание: концептуальное, упреждающее, конструктивно-организующее знание; умения,  обеспечивающие выживаемость, функционирование и развитие социальной системы (института, организации) в экстремальных условиях, в том числе – умение работать самостоятельно; навыки антикризисного управления, оперативно актуализируемые, в том числе нетрадиционно-технологические, инструментально-операциональные. Опережающее обучение становится развивающим образованием.

Названные компоненты образуют основу потенциала развития и саморазвития человека управляющего, «мыслящего глобально, действующего локально», «прагматично, трезво оценивая риски». «Проактивному» государственному деятелю, технологии управления будущим необходимы выработка способности к критическому суждению, ориентация в новых условиях, быстрое определение новых связей в стремительно меняющейся действительности. И чем стремительнее скорость перемен, тем больше внимания необходимо уделить распознаванию модели будущих событий. «Привычка опережать события, – подчеркивает в этом контексте Э. Тоффлер, – гораздо важнее специфических битов упреждающей информации» 15.

В содержании образовательного продукта в данном контексте преобладают: преобразующий интеллект; развитая  профессиональная культура; социально-значимые ценностные ориентации, миропонимание субъекта управления в эмерджентном мире; нормы и принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих; новая рациональность, которая не может больше отождествляться с «определенностью» (И. Пригожин),  включает как норму и ценность «иррациональность»; способность меж и транс-дисциплинарно мыслить и нестандартно действовать. Фундаментальная основа проактивности – это осознанная потребность обеспечения устойчивости в жизнеустройстве и способность ее реализации в условиях неопределенности, которую несет будущее. Надо ставить, казалось бы, недостижимые цели и пытаться их реализовать («глаза боятся, а руки делают»).

Приобретают значимость параметры конкурсного отбора участников Президентской программы подготовки кадров: профессиональный уровень, уровень  понимания специалистом целей и задач подготовки в программе; поведенческие критерии (инновационная направленность и активность; предпринимательский, менеджерский и творческий потенциал; стремление к профессиональному развитию).

Образовательный продукт  – это и учебные комплексы  и программы, учебники и учебные пособия, профессиональные образовательные стандарты и услуги. В контексте электронных учебных продуктов в РАНХ и ГС разработана содержательно-контентная унификация модулей электронного учебника «Управление персоналом» для программ ДПО.

Прагматический вывод, вытекающий из концепции опережающего профессионального образования: государственные руководители вынуждены и обязаны опережать других людей в видении проблем, способов и технологий их решения, прогнозе рисков, опасности и потерь, то есть опережать время и брать ответственность на себя, быть реальным лидером в системе государственного управления, лидером перемен, заставляющих настоящее работать на будущее.

Рассмотрение становления  ДПО как важного современного учебно-образовательного института дает возможность выявить его системные характеристики:

  • миссия16;
  • концептуальные идеи;
  • проблемное поле;
  • нормативные ожидания;
  • нормы и ценности;
  • роли и статусы;
  • образовательные алгоритмы;
  • императивы и ответственность.

В свою очередь, институциализация ДПО во многом определяется становлением самой государственной гражданской службы как административного института реализации функций сильного и эффективного государства, взаимодействующего с гражданским обществом и гражданами.

Задача здесь в том, каким образом институциальные характеристики выразить в образовательных программах и учебных планах ДПО, в логике руководства этим институтом. Способ ее решения – установления творческого взаимоСОдействия института ДПО с кафедрами, профессорско-преподавательским составом, научно-исследовательским институтом образовательного учреждения, государственными структурами управления и организации.

Данный подход может  стать отправной базой для  экспертной оценки эффективности (результативности) системы ДПО в новых условиях, модернизации управления ДПО, проектирования института ДПО как новой социальной реальности в контексте «гуманизации социального устройства» (Д.А. Медведев).

Алгоритмизация  ДПО - этот феномен, во-первых, означает преодоление административной доминанты в организации ДПО и переход на управление образовательными алгоритмами с учетом самоорганизующихся процессов в учебно-образовательном пространстве, во-вторых, – новые возможности в конструировании учебных программ, планов, курсов и профессиональных образовательных стандартов, в-третьих – обеспечение эффективности и качества учебного процесса.

В качестве одного из аргументов в пользу профессионально- образовательной алгоритмизации приведем пример общего образовательного алгоритма:

определение государственной и общественной стратегической потребности в кадрах управления соответствующего  уровня и качества

(потребность  управляющей системы в обучении)


 

 

постановка  и обоснование стратегических и  оперативных (тактических) целей и  моделей опережающего образования

(образовательная стратегия)

Информация о работе Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих