Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:39, дипломная работа
Цель исследования - исследование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
2. Проанализировать систему организационного и правового регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
3. Дать характеристику состояния и тенденций развития системы кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия;
ВВЕДЕНИЕ………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ……………….
1.1. Понятия и сущность подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………..
1.2. Правовое регулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………….
1.3. Состояние и тенденции развития кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия……?? Может системы управления кадрами или кадровой политики. Подумайте.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Характеристика системы опережающего профессионального образования государственных служащих как методологической основы инновационных подходов к формированию учебных программ и планов………….
2.2. Анализ основных тенденций в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих……………………………
2.3. Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих: стратегия дополнительности………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……
определение типа образовательных структур и технологического сопровождения, содержания, методов и форм обучения
(технологическая парадигма)
разработка
опережающих образовательных
(программная стратегия)
коренные изменения в государственных образовательных стандартах по государственному и муниципальному управлению
(образовательный стандарт)
подбор и
отбор профессорско-
(кадровая стратегия)
организация, контроль и стимулирование учебного процесса, управление качеством преподавания
(учебная стратегия и тактика)
проведение мониторинговых (упреждающих) исследований учебно-научного процесса, определение горизонтов образовательного прогноза
(исследовательская стратегия)
Для подобных решений накоплен необходимый экспериментальный опыт. В частности, просматривается обновление типологии и алгоритмов образовательных программ (образовательных комплексов), формирование содержания программ ДПО (методик формирования) на основе логики типовых модулей (учебных курсов) и гибкого графика обучения в зависимости от категорий и групп должностей, вида профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, уровня их квалификации.
В контексте государственного образовательного стандарта ДПО алгоритмические требования к структуре (иерархии) образовательных программ включают: входное профессиональное тестирование, блок общепрофессиональных дисциплин; блок специальных дисциплин (образовательных модулей, позволяющих получить необходимые знания и умения в постановке и решении профессиональных задач, которые соответствуют квалификационным требованиям (профессиональным стандартам) конкретной должности и целям обучении; блок вспомогательных дисциплин по выбору. Указанная логика просматривается и в обосновании компетенции государственного гражданского служащего.
Сделаем первый вывод: модульный подход есть наиболее
значимый шаг в алгоритмизации профессионально-
И второй вывод: пробивает дорогу компетентностный, модульный и диалоговый подход как единый принцип создания учебных программ ДПО.
И третий вывод: поставленная Президентом Российской Федерации задача обеспечить соответствие образования в России целям опережающего развития, обновить содержание образования, разработать новое поколение образовательных стандартов относится к образовательным программам и учебным планам ДПО, развивающим содержание обучения и его практическую направленность.
Говоря о знании, которому нельзя обучить, в логике «пробуждающего образования», нелинейного диалога, Е.Н. Князева полагает, что это, скорее всего – «развивающаяся в процессе образования общая способность мышления и креативность, формирующаяся способность обращать имеющиеся теоретические и практические знания в стратегии решения проблем и методы получения нового знания»17. Важно видеть глубинный смысл и архитектонику развития событий, прогнозировать и контролировать проблемы.
Кроме того, переход к обучению, основанному на образовательных алгоритмах и компетенциях, в сопоставлении с традиционным, основан на внутренней образовательной логике, динамике стандартов, модульных и гибких программах, активных методах обучения, оценке компетенции. Отмечается, что переход к модульному подходу в построении образовательных программ означает смену парадигм организации учебного процесса: от субъект-объектного к субъектно-субъектному взаимодействию преподавателей и слушателей.
Обоснуемые тенденции
и подходы не снижают, напротив, усиливают
процесс целенаправленного
В эпоху бурных перемен,
ускоренного социального
Вопрос с позиции оценки качества18 может быть поставлен так: «Унификация или разнообразие. Чему отдать приоритет в содержании программ ДПО?». При выборе ответа придется учитывать, что указанные феномены, по сути, представляют собой не только индикаторы, но и критерии разных типов цивилизации и, соответственно, модели профессионального образования и способов оценки его практических результатов в условиях растущего многообразия социального мира.
Конкурсный подход ставит и новую, «пассионарную» проблему: имеют ли слушатели системы ДПО право на выбор курсов, тем, форм занятий? Другими словами, могут ли быть предложены альтернативные варианты тем и проблем обучения?
Нелинейный диалог может пониматься как диалог преподавателей и слушателей в контексте современного постнеклассического знания, включающего высокую роль субъекта познания и деятельности. Синергия взаимодействия студента и преподавателя решает проблему не борьбы за качество, а реального качества профессионального образования.
Обеспечение конкурентоспособности
системы ДПО диктует необходимо
Однако, этого не произойдет, пока кафедры не будут считать работу в ДПО делом первостепенной важности для их имиджа, авторитета и, главное, для рынка профессионального управленческого труда со всеми вытекающими последствиями, новыми трудностями, но и новыми возможностями в содержательном наполнении изучаемых дисциплин.
В аналитическом докладе «Совершенствование социологического образования» не исключается, что в ближайшей перспективе «факультеты» (а в России и кафедры) как самостоятельные структурные единицы начнут отмирать, уступая место динамичным междисциплинарным программам, открывающимся и закрывающимся в соответствии с запросами внешнего рынка и опирающимся на подвижный состав профессоров, привлекаемый на договорной основе. В целом, университеты в современных условиях всемерно снимают с себя груз гарантий и обязательств перед штатным составом профессоров, приглашая профессуру к участию во временных междисциплинарных программах, (часто весьма успешных в экономическом отношении, но заведомо временных), где все зависит от рыночной эффективности этих программ при минимуме ответственности администрации за возможный неуспех в будущем. Это требует нового типа профессора – умеющего легко перенастраивать свое преподавание, специалиста в нескольких смежных отраслях знания, находящего контакт с любой аудиторией вне зависимости от уровня ее подготовки, легко владеющего мультимедийными технологиями и Интернет20». Наметилась тенденция снижения значимости системной фундаментальности и, напротив, поиска экзотики21. Могут ли указанные тенденции коснуться ДПО, если да, то в какой мере и форме?
Авторские программы и курсы также выступают образовательным продуктом на рынке образовательных социальных услуг.
Обучение взрослых людей, тем более обладающих профессиональными знаниями и опытом руководства и управления, в опережающей модели строится на приоритетах, отборе и ранжировании образовательных проблем, принципах соученичества, на овладении «знаниями для знаний», методологией и современной технологией решения задач высокой сложности. Учить не только знанию, но пониманию, не определениям, а смыслам, доверять интуиции.
Нужны и специальные учебные программы для высших должностных лиц, уникальные и особо значимые курсы. Примером может служить курс «Методология государственного управления в контексте вызовов и угроз ХХΙ века», включающий в себя такие темы, как «Сложность как проблема управления», «Управление социальными изменениями», «Управление будущим», «Управление социальным временем и пространством», «Основания гендерного прорыва» и другие темы данного уровня.
Эффективно действующий мотивационный и стимулирующий механизм, в котором студенты (слушатели) мотивированы, а преподаватели - стимулированы, также может стать существенным компонентом результативности системы ДПО; другой стороной проблемы становится и опережающая адаптация к инновационным изменениям в государственной службе РФ и, соответственно, к инновациям в ДПО.
Данный подход – сверхзадача «социального заказа» институту ДПО, соответственно – внутренней и внешней (работодателей, государства, общества), оценки качества ДПО, оценки его деятельности на федеральном и региональном уровнях. Как было отмечено на III Международном форму по гарантиям качества профессионального образования (Москва, РАГС. 2008) требования к качеству стали не только выше, но и другими.
Подводя итог результатам
анализа и высказанным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода России к этапу инновационного развития существенно возрастает роль человеческого фактора, кадровой составляющей государства в решении стратегических задач, в обеспечении социально-экономического прорыва в будущее на базе инновационных идей и новых технологий. Предстоит более активно и эффективно реализовать профессиональный потенциал общества, его стратегический ресурс.
Кадры – ведущее звено организации государственного управления, интеллектуальная и, образно говоря, мускульная сила государственного аппарата, реальный носитель власти, профессионального опыта и исторических традиций. От их состава, опережающего развития профессионализма и компетентности, совершения ими инновационных действий в решающей степени зависит повышение качества и эффективности всей системы государственного управления.
Важным направлением
формирования нового качества уже работающего
кадрового состава
Определение стратегических
задач и направлений
Принятие федеральных
законов о государственной
Основные проблемы совершенствования
системы дополнительного