Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография
Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
При этом учитывается, что высшим приоритетом должны обладать критерии, характеризующие результативность, полезность и качество принимаемых в процессе исполнения деятельности управленческих решений относительно обоснованных целей данного структурного звена и всего органа управления.
Основной предпосылкой для успешного проведения аттестации в системе государственной и муниципальной служб является обоснование необходимости и полезности должностей, структурных звеньев и органов управления в целом, то есть, определение их социальной и экономической эффективности. Однако, при этом следует учесть, что действующие системы управления имеют существенные недостатки почти во всех своих структурных звеньях и не всегда ориентируются на учет специфики подведомственной территории. В частности, в результате исследований в процессе выполнения работ по управленческому консультированию в ряде регионов Российской Федерации установлено, что структурам исполнительной власти, как правило, присущи следующие общие недостатки41:
Главная проблема аттестации формулируется следующим образом: Как обеспечить необходимую степень объективности, полноту и достаточность оценки служащих и, соответственно, результативность аттестации в условиях, когда для этого необходимо вначале оценить соответствие действующих органов управления современным требованиям и провести необходимую реорганизацию. Это может быть достаточно сложным и трудоемким процессом, требующим специальных знаний и умений и нередко вызывающим значительное сопротивление у служащих различных рангов. Общая схема решения этой главой проблемы аттестации представлена на рис. 9.
Для решения этой проблемы, во-первых, необходима разработка нормативно-правовых актов, касающихся различных аспектов аттестации, как на федеральном уровне, так и на местах (в регионах и муниципальных образованиях).
Рис 9. Блок-схема процедур, предшествующих аттестации.
Целесообразно использовать также шкалы оценки квалификации, обусловленные спецификой управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих. Здесь, в первую очередь, выделяется деятельность, связанная с предоставлением государственных (или муниципальных) услуг, а также деятельность, связанная с техническими вопросами управления. Соответственно, в таблицах 9-10 представлены две шкалы оценки для специалистов этих направлений, дифференцированных на три уровня навыков.42
Таблица 9.
Шкала оценки квалификации
для специальностей, связанных с
работой с предоставлением
Базовый уровень |
Высокий уровень |
Образцовый уровень |
Правильно и охотно реагирует на запросы граждан, обратившихся к нему |
Стремится к удовлетворению всех обоснованных требований граждан в рабочем порядке |
Считает потребности граждан главным приоритетом в своей работе, принимает разнообразные и исчерпывающие меры по их удовлетворению |
Демонстрирует понимание того, каким образом его (ее) действия влияют на уровень удовлетворенности граждан |
Правильно действует и принимает все необходимые меры для разрешения возникающих у граждан проблем |
Принимает на себя ответственность и успешно разрешает наиболее сложные спорные ситуации |
Излишне быстро переадресовывает сложные проблемы или жалобы руководителям, однако не уклоняется от ответственности в таких ситуациях |
Оправдывает ожидания граждан относительно обоснованного уровня предоставляемых услуг и разрешения их проблем
|
Предвосхищает вопросы граждан, постоянно анализирует скрытые причины возникновения проблем в своей деятельности, чтобы своевременно и успешно справиться с ними в будущем |
Источник: Чингос П.Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004, с. 94.
Таблица 10.
Шкала оценки квалификации для специальностей, связанных с информационными технологиями
Базовый уровень |
Высокий уровень |
Образцовый уровень |
Знаком с основными
|
Демонстрирует углубленные знания методов разработки интерфейсов, необходимых для создания "продвинутых" подпрограмм и интерфейсов. Может применить эти знания для подготовки действующих образцов, оценки проектов и т.п. |
Демонстрирует глубокое знание теории разработки интерфейсных программ, умеет применять для разработки "продвинутых" программ. Выполняет обязанности по экспертизе и анализу проектов, подготовленных другими сотрудниками
|
Источник: Чингос П.Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004, с. 95.
Таким образом, следует признать, что главными признаками, характеризующими
деятельность руководителей и специалистов
структурных звеньев органов управления,
является их вклад в обеспечение полезности
конкретного подразделения. Профессионально-
В нашей работе предлагается использовать метод, опробованный в ряде органов власти субъектов РФ, адаптированный применительно к проблематике (специфике) конкретного органа власти. Этот метод – комплексная диагностика руководителей и специалистов, ориентированная на определение практической эффективности (полезности) работников, их управленческого, инновационного и организаторского потенциала.
Результатом работы является:
Основные этапы и процедуры работы:
А. Подготовительный этап.
На этом этапе осуществляется разработка и подготовка инструментария (методик) управленческой диагностики и конкретного стимульного материала («проблемно-информационного поля») для проведения диагностических и учебно-диагностических процедур. Проводится также адаптация используемых методов к специфике конкретного органа власти и управления. Здесь также осуществляется тиражирование документов (анкет, сопроводительной документации, используемой в процессе учебно-диагностических процедур).
Подготовка включает
также определение и
Б. Основной этап работы:
Знакомство с группой для диагностики. Осуществляется проведение первичной (входной) диагностики (анкета «Анализ проблем» и др.).
Проведение интенсивного краткосрочного обучения (программа обучения в обязательном порядке предварительно согласовывается с руководством – заказчиком работ), в процессе которого определяется уровень профессиональной компетентности и способностей руководителей и специалистов (лидера и его управленческой команды) объективно оценивать и находить (в сложных социально-экономических условиях, при дефиците ресурсов, времени и т.д.) приемлемые варианты решений проблем управления территорией, моделирующих реальную обстановку и учитывающих специфические особенности территории.
Занятия организуются и проводятся в режиме дискуссий за круглым столом, деловой игры, коллегиальной выработки управленческих решений и конструктивного оппонирования.
Завершается данный этап итоговой диагностикой по результатам занятий на основе взаимной экспертной оценки и самооценки, дополненных обобщенными оценками экспертов-консультантов.
В. Заключительный этап:
На данном этапе осуществляется
обработка полученной информации и
составляются индивидуальные характеристики.
На этой базе осуществляется индивидуальное
собеседование и
Работа завершается передачей руководству органа власти обобщенных рекомендаций по каждому специалисту в целом по оцениваемой группе. Проводится также консультирование руководства по практическому использованию полученных данных и подведение итогов работы.
По подобному алгоритму
в 2001-2003 г.г. с участием автора в качестве
консультанта-стажера
(2.2.2.) Результаты оценки управленческого и организаторского потенциала лидеров и членов их команд.
А. Результаты оценки управленческого
и организаторского потенциала руководства
в системе государственных
Примечание. Для сохранения конфиденциальности не указываются фамилии и должности оцениваемых должностных лиц, в совокупности составляющих управленческую команду регионального лидера.
Анализ ответов на предложенную анкету (см. Приложение 6) позволил не только выявить уровень совпадения и различия взглядов анкетируемых на проблемы управления в органах власти региона и в вопросах его социально-экономического развития, но и сделать выводы (на основе системности или несистемности взглядов, расхождения от общего мнения, нестандартности или декларативности суждений, социальной смелости или пассивности, конструктивной самокритичности или критиканства и других критериев, рассмотренных нами в предыдущем разделе – см. 2.1) относительно сравнительного уровня их управленческой и организаторской компетентности.
Оценивалось должностных лиц из них 21 человек, являющихся заместителями главы, министрами, заместителями министра, руководителями комитетов и управлений и 13 человек, являющихся главами районных администраций субъекта РФ.
В результате все респонденты были нами (на основе экспертного анализа анкет) дифференцированы по четырем условным группам:
В состав рассматриваемой группы попали руководители, характеризующиеся более выраженным системным мировоззрением, большей компетентностью и обоснованными мнениями относительно тех или иных проблем управления и развития региона, конструктивными попытками обозначить не только влияние внешних факторов и «правил игры» на текущую ситуацию, но и указать на внутренние источники и механизмы разрешения конкретной проблемы.
Таблица 11.
Псевдоним |
Место работы |
Ранговое место |
Условные баллы |
П 12 А 12 П 4 П 11 А 2 П 1 П 8 |
Правительство региона Адм-я района Правительство региона Правительство региона Адм-я района Правительство региона Правительство региона |
1 2 3 –4 3 –4 5 6 7 |
+19 – 0 = +19 + 18 – 0 = +18 + 19 – 2 = +17 + 17 – 0 = +17 + 17 – 3 = +14 + 16 – 3 = +13 + 17 – 5 = +12 |
Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы